Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к кузовам пассажирских транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей, имеющих убирающийся жесткий верх.
Известен кузов легкового автомобиля [1], содержащий убирающуюся жесткую панель крышки и шарнирно соединенный с кузовом задний каркас. В поднятом положении панель крыши установлена на верхней части рамы ветрового стекла и заднем каркасе, а в убранном - задний каркас и панель крыши расположены во внутренней части кузова.
Известен кузов легкового автомобиля с убирающимся жестким верхом [2], содержащий два шарнирно соединенных с кузовом сегмента, совместно образующих задний каркас, и жесткую панель крыши, в поднятом положении своей передней частью установленную на верхней части рамы ветрового стекла, а задней шарнирно соединенную с верхней частью одного из сегментов заднего каркаса. При этом для перевода в убранное положение панели крыши установлена с возможностью поворота назад относительно указанного сегмента и последующего совместного с ним перемещения в кузове.
Недостатками данных конструкций являются неудобство эксплуатации кузова автомобиля за счет больших потерь пространства внутри него при размещении панели крыши с элементами заднего каркаса в убранном положении, невозможность трансформации крыши в ходе движения и пр.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств автомобиля.
Поставленная цель достигается тем, что кузов легкового автомобиля с убирающимся жестким верхом, включающий панель крыши и связанные с кузовом раму ветрового стекла и задний каркас, при этом в поднятом положении панель крыши расположена на верхней части рамы ветрового стекла и заднем каркасе, а в убранном и промежуточном положениях рама ветрового стекла и задний каркас установлены с возможностью перемещения, например шарнирного, относительно кузова, снабжен двумя группами направляющих поднятого и убранного положений для взаимодействия с панелью крыши в поднятом и промежуточном, а также в убранном и промежуточном ее положениях соответственно, причем по меньшей мере одна из групп направляющих выполнена подвижной.
В зависимости от варианта выполнения кузова направляющие поднятого положения соединены с рамой ветрового стекла или с задним каркасом с возможностью перемещения относительно последних, например шарнирного, в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля, в том числе вращения вокруг оси, перпендикулярной данной плоскости.
Направляющие убранного положения в зависимости от варианта выполнения кузова выполнены с возможностью перемещения относительно кузова: либо шарнирного в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля, в том числе вращения вокруг оси, перпендикулярной данной плоскости, либо плоскопараллельного в указанной плоскости, либо комбинированного из двух описанных.
В зависимости от места установки направляющих поднятого положения - на раме ветрового стекла или заднем каркасе - направляющие убранного положения расположены либо в передней части автомобиля перед рамой ветрового стекла, либо в задней части кузова за задним каркасом.
Кроме того, по одному из вариантов направляющие поднятого положения установлены на заднем каркасе с возможностью перемещения относительно него параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля, а направляющие убранного положения выполнены неподвижными относительно кузова и установлены в его внутренней части.
На фиг.1-4 показан вариант кузова с подвижными направляющими поднятого положения, установленными на заднем каркасе, и неподвижными направляющими убранного положения, размещенными в кузове; на фиг.5-13 - вариант кузова с направляющими поднятого положения, установленными на заднем каркасе, и подвижными направляющими убранного положения, размещенными в задней части кузова, а также подварианты выполнения направляющих поднятого положения подвижными либо неподвижными относительно заднего каркаса; на фиг.14-16 - один из подвариантов кузова с направляющими поднятого положения, установленными на раме ветрового стекла, и подвижными направляющими убранного положения, размещенными в передней части кузова, подварианты включают подвижную либо неподвижную установку направляющих поднятого положения относительно рамы ветрового стекла.
На фиг. 1-16 показаны рама 1 ветрового стекла, панель крыши 2, направляющие 3 поднятого положения, задний каркас 4, шарнир 5 заднего каркаса, направляющие 6 убранного положения, крышка багажника 7, шарнир 8 рамы ветрового стекла.
Трансформация кузова происходит следующим образом.
Вариант 1. Жесткая панель крыши 2, в поднятом положении установленная на раме 1 ветрового стекла и заднем каркасе 4 (фиг.1), под действием прилагаемого усилия перемещается назад по направляющим 3 поднятого положения с одновременным либо последующим их совместным поворотом вверх-назад до фиксированного положения (фиг.2). Далее панель крыши 2 по направляющим 3 поднятого положения опускается и вступает во взаимодействие с направляющими 5 убранного положения, перемещаясь по ним внутрь кузова (фиг.3). После этого задний каркас 4 может быть либо перемещен внутрь кузова с помощью, например, шарнира 5, либо оставлен в исходном положении в качестве дуги безопасности (фиг.4). Перевод крыши из убранного положения в поднятое производится в обратной последовательности.
Вариант 2. В исходном поднятом положении панель крыши 2 установлена на раме 1 ветрового стекла и заднем каркасе 4, как и в варианте 1. Далее происходит перемещение направляющих 6 убранного положения до положения возможного взаимодействия с панелью крыши 2 (фиг.6, 9, 10, 12 и 13). Панель крыши 2 перемещается по направляющим 3 поднятого положения 3 навстречу направляющим 6 убранного положения, при этом в процессе трансформации направляющий 3 поднятого положения могут либо оставаться неподвижными относительно кузова и заднего каркаса 4 (фиг. 6, 9 и 10), либо перемещаться относительно неподвижного заднего каркаса 4 до обеспечения последующего взаимодействия панели крыши 2 с направляющими 6 убранного положения (фиг.12), либо перемещаться относительно кузова совместно с задним каркасом 4, оставаясь неподвижными относительно последнего (фиг.13). После установки панели крыши 2 на направляющих 6 убранного положения последние с панелью перемещаются в исходное (убранное) положение. В данном варианте направляющие 6 убранного положения конструктивно могут быть совмещены с крышкой багажника 7 (фиг.10), располагаться под ней (фиг.8 и 9) либо над ней (фиг.6 и 7). Следовательно, в убранном положении панель крыши 2 может располагаться как сверху заднего отсека кузова, в частности на крышке багажника, так и внутри него, например в багажнике (фиг.9 и 10).
Вариант 3. Взаимодействие направляющих 3 и 6 поднятого и убранного положений с панелью крыши 2, а также ее дальнейшее перемещение совместно с направляющими 6 убранного положения осуществляется аналогично варианту 2. Отличие заключается в установке направляющих 3 поднятого положения на раме 1 ветрового стекла и расположении направляющих 6 убранного положения в передней части кузова перед рамой 1 ветрового стекла (фиг.16). На фиг.15 и 16 показан подвариант трансформации кузова, при котором направляющие 3 поднятого положения выполнены подвижными, панель крыши 2 в убранном положении размещена на направляющих 6 поверх переднего отсека, а рама 1 ветрового стекла с помощью шарнира 8 откинута вперед.
Для производства описанных вариантов трансформируемого кузова могут быть использованы элементы известных конструкций: направляющие, например, могут быть выполнены в виде полозков различной формы, роликов, обойм, шариков и т.п., привод подвижных деталей может быть как ручной с использованием пружинных элементов торсионов, тяг и т.д., так и электрический с помощью электродвигателей, концевых микровыключателей и пр.
Использование предлагаемого технического решения позволит сократить потери полезного пространства внутри кузова, например багажника, при размещении панели крыши в убранном положении, а также обеспечит возможность трансформации кузова в процессе движения автомобиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ КУЗОВОМ | 2005 |
|
RU2271942C1 |
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2419570C2 |
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ КУЗОВОМ | 2004 |
|
RU2260518C1 |
Трансформируемый кузов легкового автомобиля | 1975 |
|
SU768689A1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ АВТОМОБИЛЬ | 1991 |
|
RU2016804C1 |
Кузов легкового автомобиля | 1979 |
|
SU872364A2 |
ПРОТИВОУГОННОЕ СРЕДСТВО | 1994 |
|
RU2048321C1 |
РАСКЛАДНОЙ БАГАЖНИК ДЛЯ КРЫШИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 1993 |
|
RU2045425C1 |
Устройство для сборки и сварки кузовов легковых автомобилей | 1978 |
|
SU763056A1 |
Кузов легкового автомобиля | 1976 |
|
SU698789A1 |
Использование: автомобилестроение. Цель: улучшение эксплуатационных качеств автомобиля. Сущность изобретения: кузов, включающий панель крыши 2 и имеющие возможность перемещения относительно него раму 1 ветрового стекла и задний каркас 4, снабжен двумя группами направляющих поднятого 3 и убранного положений для взаимодействия с панелью крыши 2 в поднятом и промежуточном, а также в промежуточном и убранном ее положениях соответственно, причем по меньшей мере одна из групп направляющих выполнена подвижной. 6 з.п. ф-лы, 16 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Пресс-форма для литья под давлением | 1983 |
|
SU1159790A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1994-06-30—Публикация
1991-12-12—Подача