СПОСОБ СМАЗКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1994 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение RU2015428C1

Изобретение относится к машиностроению и осуществимо, в частности, при изготовлении конструкции механизмов тяжелонагруженных цапф с частым реверсом.

Известен способ смазки подшипника скольжения, заключающийся в том, что на трущиеся пары при пуске и останове обеспечивают подачу рабочей среды (смазки) под давлением на рабочие поверхности опоры скольжения [1].

Известен также способ подшипника скольжения, заключающийся в том, что на трущиеся пары осуществляется порциальная подача смазочного материала под давлением на подшипниковую рабочую поверхность, охватывающую цапфу вала, в момент пуска и останова вращения вала через множество щелевых радиальных каналов [2].

Недостатком способа является то, что он малоэффективен для конструкций механизмов тяжелонагруженных цапф с частым реверсом из-за возникновения сухого трения.

Цель изобретения состоит в повышении надежности смазки подшипников скольжения.

Сущность изобретения характеризуется тем, что способ смазки подшипника скольжения, заключающийся в порциальной подаче смазочного материала под давлением на его рабочую поверхность, охватывающую цапфу вала, в момент пуска и останова вращения вала через множество щелевых радиальных каналов, осуществляют со следующей технологической особенностью: порциальную подачу смазочного материала производят многократно с частотой, равной частоте переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации.

На фиг. 1 дана конструктивная схема подшипника скольжения; на фиг.2 - инерционный переключатель; на фиг. 3 - торцовый клин с винтовой поверхностью; на фиг.4 - электрическая схема управления работой элементов подшипника скольжения; на фиг.5 - графическая зависимость скорости вращения вала от времени в период пуска вала, а также изменение давления в этот период вращения рабочей среды (смазки); на фиг.6 - графическая зависимость скорости вращения вала от времени в период останова вала и изменение давления рабочей среды в это же время.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Цапфа вала 1, размещенная в корпусе 2 подшипника скольжения, опирается на внутреннюю поверхность винтовой пружины 3 с прямоугольным сечением. С одной стороны пружина поджата поршневым кольцом 4, взаимодействующим с электромагнитной катушкой 5, а с другой стороны - пружина опирается на инерционный переключатель в электрической цепи, смонтированный на цапфе вала (фиг.1).

Инерционный переключатель имеет поворотные рычаги 6 и 7, соединенные пружиной 8. Эти рычаги имеют торцовой контакт с подвижным диском 9 (фиг.2), имеющим торцовой клин с винтовой поверхностью (фиг.3), кроме того, он взаимодействует с винтовой пружиной через шарики 10. На торцовых пазах винтовой пружины размещен пьезоэлектрический элемент, подключенный к электрической цепи.

Конструкция электрической цепи имеет пусковой выключатель с положением "Пуск", а также имеет сопротивление R, конденсатор С1 диоды Д2 и Д3 и денистор Д4, реле Р1 с положением Р11 - нормально разомкнутый и Р12 - нормально замкнутый, магнитный пускатель МП, реле Р2 с положениями Р12 - нормально разомкнутый и Р22 - нормально замкнут и Р23 - нормально разомкнут и Р24 - нормально замкнут, конденсатор С3, электромагнитную катушку ЭМ, инерционный конденсатор Кц.б. и пьезоэлемент ПЭ.

На графике, характеризующем зависимость "скорость-время" с положением зависимости "давление-время" при пуске вала (фиг.5), изображена линией 11 первая зависимость и линией 12 - вторая, а на фиг.6 - 13 - зависимость давление-время при останове вала и 14 - зависимость скорость-время.

Кроме того, на фиг.5 прямой линией 15 изображена критическая скорость вращения вала для пуска и на фиг.6 такая же скорость - линией 16 для останова вращения вала, т. е. момент возникновения гидродинамического эффекта смазки. На этих же графиках изображено прямыми линиями 17 и 18 избыточное давление смазки в подшипнике.

Процесс смазки подшипника скольжения осуществляется действием на упруго деформируемый элемент, установленный соосно поверхности цапфы, нажимного усилия, которое обуславливает избыточное давление. Такое давление происходит с опережением при пуске и при остановке вращения вала.

Дополнительное воздействие на упругий элемент осуществляет пьезоэлектрический элемент. Действие нажимного усилия прекращает инерционный переключатель, смонтированный на цапфе вала и осуществляющий включение и отключение электрической цепи.

Нажимные усилия в подшипнике согласуется с вращением цапфы вала и протеканием электрического тока в приводе.

В подшипнике скольжения давление смазки достигается одновременным осевым и радиальным деформированием винтовой пружины, установленной на цапфе вала. Осевое деформирование обеспечивается перемещением поршня, взаимодействующего с электромагнитом при одновременном воздействии торцового клина, перемещаемого инерционными массами в виде поворотных рычагов при вращении цапфы вала. Радиальное деформирование пружины осуществляется посредством пьезоэлектрического элемента при прохождении по нему переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации.

Порциальная подача смазочного материала осуществляется многократно с частотой, равной частоте переменного электрического тока.

Похожие патенты RU2015428C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
RU2132980C1
Опора скольжения 1985
  • Гаврилов Виктор Александрович
  • Рогоза Юрий Анатольевич
  • Орлов Иван Леонидович
SU1244407A1
Подшипниковый узел скольжения 1989
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Василечко Зенон Дмитриевич
  • Филипенко Виктор Михайлович
  • Шпак Мирон Васильевич
SU1682662A1
Способ подготовки к работе гибридной опоры скольжения с поворотным вкладышем 1978
  • Гуня Анатолий Павлович
  • Снеговский Федор Павлович
SU985496A1
Подшипниковый узел скольжения 1987
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Белоусов Виталий Янович
  • Богатчук Иван Михайлович
  • Гладий Игорь Юрьевич
SU1439310A1
СПОСОБ СМАЗКИ ТУРБОАГРЕГАТА 2000
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
  • Крукович А.Р.
RU2173781C1
ПОДШИПНИК ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ 2016
  • Булат Павел Викторович
  • Бесчастных Владимир Николаевич
RU2630271C1
Опора скольжения с торцовой подачей смазки 1985
  • Квитницкий Евгений Иванович
SU1291743A1
КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Стручков Александр Александрович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2336441C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 015 428 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ СМАЗКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Использование: в машиностроении для конструкции механизмов тяжелонагруженных цапф с частым реверсом. Сущность изобретения заключается в порциональном обеспечении подачи смазки в подшипник многократно и с частотой, равной частоте переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации. Процесс смазки подшипника скольжения, обеспечивающий масляный клин между цапфой и опорой избыточным давлением масла при недостаточных скоростях вала, осуществляется действием нажимного усилия на упруго деформируемый элемент, установленный соосно поверхности цапфы. Избыточное давление создается в заданной последовательности при пуске и останове вращения вала, а сверхизбыточное давление - при нагрузочном режиме вращения. Избыточное давление формируется с опережением при пуске и при останове вращения вала, а также по заданному закону, обеспечивающему постоянство жидкостного трения в опоре. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 015 428 C1

СПОСОБ СМАЗКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, заключающийся в порциальной подаче смазочного материала под давлением на его рабочую поверхность, охватывающую цапфу вала, в момент пуска и останова вращения вала через множество щелевых радиальных каналов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, порциальную подачу смазочного материала осуществляют многократно с частотой, равной частоте переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2015428C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Опора скольжения 1985
  • Гаврилов Виктор Александрович
  • Рогоза Юрий Анатольевич
  • Орлов Иван Леонидович
SU1244407A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 015 428 C1

Авторы

Гаврилов В.А.

Буликян Ш.Р.

Финаев П.Г.

Даты

1994-06-30Публикация

1990-05-30Подача