Изобретение относится к транспортным устройствам, предназначенным для доставки угля из очистных забоев шахт, разрабатывающих тонкие угольные пласты.
Известны забойные скребковые конвейеры, включающие желоб для перемещения материала и желоб для перемещения холостой ветви тягового органа, бесконечную цепь со скребками, укрепленными на цепи с возможностью поворота, звезды, установленные на концах желоба с возможностью прохождения скребков под ними.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является конвейер, включающий рабочий и холостой желоба, взаимодействующую со звездочками, установленными в конце желобов, и расположенную у одного борта желобов бесконеч- ную тяговую цепь с закрепленными к ней и направленными вниз осями, посредством которых к цепи прикреплены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости консольные скребки, снабженные выступами, взаимодействующими с упорами, расположенными по концам желобов. Такое построение тягового органа, когда консольные скребки на шарнирах разворачиваются и в холостом желобе располагаются вдоль цепи, позволяет значительно уменьшить ширину холостого желоба, обеспечивает изгибаемость рештачного става для работы с узкозахватными выемочными машинами, снижает высоту погрузки угля. Основным недостатком конвейеров со скребками, шарнирно закрепленными к одной цепи, является неустойчивое положение скребков в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что требует наличия направляющей у забойного борта в желобе, удерживающей скребки от поворота в вертикальной плоскости. Однако при эксплуатации из-за разворота в горизонтальной плоскости скребки выходят из-под направляющих, что приводит к авариям, связанным с поломкой скребков и порывами цепи.
Целью изобретения является повышение надежности работы конвейера за счет устойчивого положения скребков относительно желобов.
Достигается это тем, что в забойном скребковом конвейере, включающем рабочий и холостой желоба, взаимодействующую со звездами, установленными в конце желобов, и расположенную у одного борта желобов бесконечную тяговую цепь с закрепленными к ней и направленными вниз осями, посредством которых к цепи прикреплены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости консольные скребки, снабженные выступами, взаимодействующими с упорами, расположенными по концам желобов, тяговый орган снабжен траверсами, выполненными с отверстием на одном конце и продольным пазом на другом конце и с расположенным под тупым углом относительно паза отверстием, посредством которого к траверсам шарнирно прикреплены консольные скребки, снабженные соосным с указанным в траверсе отверстием и пазом, выполненным Y-образной формы, концы которого удалены от соосного с траверсой отверстия на одинаковые расстояния и расположены относительно него под углом 90о, одна из осей, закрепленных на цепи, размещена в свободном отверстии траверсы, а другая ось размещена одновременно в пазах скребка и траверсы, причем точка, расположенная в вершине Y-образного паза скребка, удалена от его концов на расстояние, равное длине выполненного в траверсах паза, величина которых определена из соотношения геометрических параметров тягового органа и звездочки:
Δl≥ l-D·Sin , , где Δl - минимальная длина паза в траверсе;
l - расстояние между осями крепления траверсы к цепи;
D - диаметр звездочки.
В предлагаемом забойном скребковом конвейере на цепи закреплены направленные вниз оси попарно, что позволило подсоединить к двум разнесенным по длине цепи осям траверсы, это обеспечило устойчивое положение траверс в горизонтальной плоскости. Наличие в траверсах и скребках соосного отверстия, смещенного по отношению к пазам в траверсе и расположенного под тупым к нему углом, позволило шарнирно закрепить консольный скребок к траверсе с возможностью поворота скребка в рабочее и транспортное положение в горизонтальной плоскости. Это позволило получить устойчивое положение скребка относительно траверсы. Наличие продольного паза в траверсах обеспечило прохождение тягового органа по звездочкам, расположенным в конце става, где цепь располагается на звездочке по дуге, а траверсы со скребками располагаются ниже звездочки по хорде, вследствие чего происходит сокращение расстояния между осями крепления траверс к цепи. При выходе со звездочки цепь и траверсы выравниваются в одну линию и тяговый орган перемещается по желобу.
Устройство Y-образного паза в скребке и размещение одной из осей, прикрепленных к цепи в пазах траверсы и цепи, позволило при прохождении траверс по звездочкам разворачивать скребки относительно траверс в рабочее или транспортное положение и фиксировать их в нужном положении относительно траверс. Наличие выступов на скребках и упор в концевых частях желоба обеспечивает надежный переход скребков из одного в другое положение относительно траверс. При этом ось, расположенная в Y-образном пазе скребка, перемещается из одного конца паза в другой, а при расположении обеих осей крепления траверс на звездочке расстояние между осями минимальное, и одна из осей занимает место в вершине Y-образного паза. Устройство Y-образного паза позволило надежно фиксировать скребки относительно траверс в заданном положении, т.е. обеспечило устойчивое положение скребков в рабочем и холостом желобе от разворота в горизонтальной плоскости. Размещение цепей и траверс в общем желобе по высоте позволило стабилизировать тяговый орган в вертикальной плоскости, обеспечило устойчивое положение скребков относительно желобов в вертикальной плоскости. Устойчивое положение тягового органа в желобах позволило исключить направляющую у забойного борта рештаков, что снизило высоту погрузки угля на конвейер, расположение цепи выше траверс со скребками и разворот скребков в транспортное положение позволило уменьшить ширину рештачного става конвейера и обеспечить изгибаемость его в горизонтальной плоскости.
На фиг. 1 изображен предлагаемый конвейер, вид в плане; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез по В-В на фиг.1; на фиг.5 - принципиальная схема прохождения тягового органа по звездочке, расположенной в конце рештачного става в месте загрузки; на фиг. 6 - принципиальная схема прохождения тягового органа по звездочке, расположенной в противоположном конце рештачного става в месте разгрузки материала; на фиг. 7 - вариант исполнения отрезка тягового органа; на фиг.8 - разрез по Г-Г на фиг.7.
Конвейер включает рабочий 1 и холостой 2 желобы, звездочки 3, 4, расположенные по концам желобов, бесконечную тяговую цепь 5 с закрепленными на ней осями 6, консольные скребки 7, траверсы 8, выполненные с отверстием 9 на одном конце, продольным пазом 10 и отверстием 11 на другом конце, скребки 7 выполнены с соосным с отверстием 11 в траверсе отверстием 12 и пазом 13 Y-образной формы, концы которого 14 и 15 удалены от отверстия 12 на одинаковое расстояние и расположены под углом 90о. Скребки 7 снабжены выступами 16, взаимодействующими с упорами 17 и 18, установленными в концах желобов в зоне звездочек 3 и 4.
Конвейер работает следующим образом. При вращении звездочек 3 или 4 тяговая цепь 5 приходит в движение и перемещает траверсы 8 со скребками 7 по рабочему 1 и холостому 2 желобам. На рабочей ветви цепи 5 скребки 7 располагаются перпендикулярно траверсам 8 и при наличии насыпного груза в рабочих рештаках 1 транспортируют груз до разгрузки в конце рештаков. При выходе оси 6, размещенной в отверстии 9 траверсы 8, цепь 5 располагается на звездочке 3 по дуге, а траверса 8 со скребком 7 располагается под звездочкой по хорде, расстояние между осями 6, прикрепленными к цепи и размещенными в траверсе, сокращается. Ось цепи 6, размещенная в пазах 10 траверсы 8 и пазах 13 скребка 7, перемещается вдоль паза 10 траверсы 8 и по пазу 13 скребка 7 к вершине Y-образного паза 13. При этом скребок 7 разворачивается вокруг общего шарнира 12 и занимает положение, близкое к траверсе. В это время выступ 16 скребка вступает во взаимодействие с упором 17 под звездочкой 3 и удерживается в таком положении до выхода точки крепления траверсы 8 осью 6 (отверстие 9) в холостой желоб. Когда точка 9 траверсы сходит со звездочки 3, цепь 5 постепенно выравнивается относительно траверсы 8, расстояние между осями 6 на цепи 5 увеличивается и ось 6 заходит в другую часть Y-образного паза 15, фиксирует скребок 7 в транспортном положении.
В холостом желобе 2 скребок 7 перемещается в фиксированном состоянии до момента выхода точки траверсы 9 с осью 6 на звездочку 4. На звездочке 4 цепь 5 располагается по дуге, а траверса 8 - по хорде. Происходит сокращение расстояния между осями 6 на цепи 5. Ось 6, расположенная в пазу 15, перемещается по пазу 10 траверсы 8 и разворачивает скребок вокруг шарнира, устанавливает его в рабочее положение. Ось цепи 6, размещенная в пазах 10 и 13, перемещается до вершины Y-образного паза, а затем, когда цепь 5 сходит со звезды 4 в рабочий желоб 1, расстояние между осями 6 увеличивается и ось 6 входит в паз Y-образного паза 13, фиксирует положение скребка 7 в рабочем состоянии. Цикл движения тягового органа повторяется.
Предлагаемая конструкция забойного скребкового конвейера позволяет повысить надежность работы конвейера, т.к. повышается устойчивость скребка относительно желоба и осуществляется фиксация и поворот скребков в рабочем и транспортном положении элементами тягового органа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАБОЙНЫЙ СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР | 1990 |
|
RU2042593C1 |
УГЛОВОЙ СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР | 1990 |
|
RU2019478C1 |
ЗАБОЙНЫЙ СКРЕБКОВЫЙ ЗАРУБНОЙ КОНВЕЙЕР | 2014 |
|
RU2574090C1 |
Скребковый забойный конвейер | 1989 |
|
SU1676945A1 |
Забойный скребковый конвейер | 1988 |
|
SU1553450A1 |
Угловой забойный скребковый конвейер | 1981 |
|
SU1221092A2 |
Угловой забойный скребковый конвейер | 1980 |
|
SU1164161A2 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА | 2001 |
|
RU2209756C2 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ УГЛОВОГО КОНВЕЙЕРА ВЫЕМОЧНОГО КОМПЛЕКСА | 1990 |
|
RU2042826C1 |
Забойный скребковый конвейер | 1989 |
|
SU1699870A1 |
Использование: в транспортных устройствах, предназначенных для доставки угля из очистных забоев шахт, разрабатывающих угольные пласты. Сущность изобретения: забойный скребковый конвейер содержит рабочий и холостой желобы, звездочки, расположенные по концам желобов, бесконечную тяговую цепь с закрепленными по ней осями, консольные скребки, траверсы с отверстием на одном конце, продольным пазом и отверстием на другом конце. Скребки выполнены с отверстиями соосными с отверстиями в траверсах и пазом Y-образной формы и снабжены выступами, взаимодействующими с упорами в концах желобов. Скребки в рабочее и транспортное положение устанавливаются и фиксируются при прохождении траверсами звездочек. На рабочей ветви скребки располагаются перпендикулярно траверсам и транспортируют груз, а на холостой ветви перемещаются в транспортном положении. От поворота в горизонтальной плоскости скребки удерживаются траверсой, а в вертикальной плоскости - цепью и траверсой, помещенными в общем желобе. Борт у забойной части рештаков отсутствует, что снижает высоту погрузки и активизирует погрузку при перемещении конвейера на забой. 8 ил.
ЗАБОЙНЫЙ СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР, включающий рабочий и холостой желоба, взаимодействующую со звездами, установленными в концах желобов и расположенную у одного борта желобов бесконечную тяговую цепь с закрепленными на ней и направленными вниз осями, посредством которых к цепи прикреплены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости консольные скребки с выступами, взаимодействующими с упорами, расположенными по концам желобов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы конвейера за счет устойчивого положения скребков относительно желобов, тяговый орган снабжен траверсами, выполненными с отверстием на одном конце и продольным пазом на другом конце и с расположенным под тупым углом относительно паза отверстием, посредством которого к траверсам шарнирно закреплены консольные скребки, снабженные соосным с указанным в траверсе отверстием пазом, выполненным У-образной формы, концы которого удалены от соосного с траверсой отверстия на одинаковое расстояние и расположены относительно него под углом 90o, одна из осей, закрепленных на цепи, размещена в свободном отверстии траверсы, а другая ось размещена в пазах скребка и траверсы, причем точка, расположенная в вершине У-образного паза скребка, удалена от его концов на расстояние, равное длине выполненного в траверсах пазов, величина которых определена из соотношений параметров тягового органа и звездочки
Δl ≥ l-D sin ,
где Δ l - длина паза в траверсе;
l - расстояние между осями крепления траверсы;
D - диаметр звездочки.
Линия гидроизоляции труб | 1985 |
|
SU1404751A1 |
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
Авторы
Даты
1994-09-15—Публикация
1991-05-30—Подача