Изобретение относится к способам пуска установки каталитического риформинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Каталитический риформинг бензиновых фракций является базовым процессом для производства автомобильных бензинов, кроме того его целевыми продуктами могут быть индивидуальные ароматические углеводороды С6-С8. В первом случае в качестве сырья используют широкую бензиновую фракцию, выкипающую от 60-90 до 175-185оС. Во втором случае сырьем служит одна из узких бензиновых фракций 62-85, 85-105 и 105-120оС либо их комбинация /1/. Риформинг проводят путем контактирования указанного сырья и циркулирующего водородсодержащего газа (ВСГ) с платинусодержащим катализатором при повышенной температуре и давлении. Кроме платины в количестве 0,2-0,7 мас.% на хлорированном оксиде алюминия катализаторы риформинга могут содержать также рений, олово, кадмий, иридий, германий, цинк и др.
Свойства катализаторов риформинга, в особенности полиметаллических, во многом определяются условиями его предварительной обработки, восстановления, а также самого пуска /2, 3/. Важное значение имеют также условия в начальный период сырьевого цикла, когда заканчивается формирование свойств катализатора. В этот момент возможно дополнительное модифицирование катализатора путем подачи хлорсодержащих соединений /4/, воды /5/, кратковременная обработка сырьем с повышенным содержанием серы либо риформатом /6/ и т. д.
Пуск установки риформинга осуществляют после подготовки катализатора, подъема температуры до 360-420оС путем контактирования (в присутствии катализатора) гидроочищенного сырья и ВСГ. После чего температуру с определенной скоростью поднимают до температуры технологического режима и начинают сырьевой цикл риформирования.
В известных способах пуска установок риформинга не предусматривают специальную подготовку "пускового" сырья. В отдельных случаях для пуска нарабатывают гидроочищенное сырье с более низким содержанием серы, что улучшает свойства катализатора. Однако по фракционному составу, в том числе и по температуре конца кипения подготовленное сырье не отличается от сырья, на котором в дальнейшем проводят риформинг.
По известному способу /1-прототип/ пуск установки каталитического риформинга широкой бензиновой фракции выкипающей, от 62-105оС до 175-185оС, осуществляют путем контактирования указанной фракции с ВСГ в присутствии платинусодержащего катализатора при температуре пуска 380-420оС с последующим повышением температуры до температуры риформинга.
Известный способ пуска установки каталитического риформинга не позволяет однако повысить селективность катализатора.
Предлагаемое изобретение повышает селективность катализатора.
Указанный результат достигается предлагаемым способом, в соответствии с которым пуск установки каталитического риформинга широкой бензиновой фракции с концом кипения 175-185оС осуществляют путем контактирования гидроочищенного исходного сырья в водородсодержащего газа в присутствии платинусодержащего катализатора риформинга при температуре 380-420оС с последующим повышением температуры до температуры риформинга, при этом из исходного сырья предварительно выделяют фракцию, имеющую конец кипения 155-160оС и направляют на контактирование, а после пропускания при температуре процесса риформинга не менее 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора риформингу подвергают исходное сырье.
Существенными отличительными признаками заявляемого способа является использование для пуска широкой бензиновой фракции, имеющей пониженную температуру конца кипения 155-160оС; пусковой период заканчивается после пропускания 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора при температуре технологического режима, после чего риформингу подвергают сырье с концом кипения 175-185оС.
Дополнительный положительный эффект способа появляется в том случае, когда в составе завода имеется лишь одна установка риформинга и нет источника ВСГ "со стороны". При этом, как правило, установку пускают на негидроочищенном сырье с вынужденной частичной дезактивацией катализатора сернистым соединениями. Снижение температуры конца кипения "пускового" сырья широкой бензиновой фракции до 155-160оС приводит к снижению содержания серы в сырье, поскольку сера в бензиновой фракции распределена неравномерно и преобладает в тяжелой ее части. Таким образом, предлагаемый способ снижает дезактивирующее действие серы при пуске установки на негидроочищенном сырье.
Анализ известных технических решений в области пуска установок каталитического риформинга позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками заявляемого способа, то есть о соответствии заявляемого технического решения требованию изобретательского уровня.
Пуск установки риформинга по предлагаемому способу, т.е. на сырье с более низкой температурой конца кипения, позволяет повысить выход риформата за счет более селективного протекания процесса, а в отдельных случаях, при пуске на негидроочищенном сырье снизить его дезактивирующее действие.
Положительный эффект наблюдается при снижении температуры конца кипения "пускового" сырья до величины 155-160оС. При меньшем значении этой величины повышение селективности незначительно, а превышение ее приводит к снижению октанового числа риформата и концентрации водорода в ВСГ, по-видимому, из-за удаления из сырья части ксилолобразующей фракции.
К снижению эффективности способа приводит сокращение пускового периода, продолжительность которого определяется пропусканием при температуре технологического режима не менее 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора.
Полученный положительный эффект является неожиданным и заранее не мог быть предсказан. Возможно он связан с тем обстоятельством, что различные группы углеводородов С6-С10, содержащиеся в широкой бензиновой фракции, различным образом влияют на формирование свойств катализатора при его пуске. Известно, что отдельные узкие бензиновые фракции риформируются с различными скоростями, селективностью и коксоотложениями /1/. По-видимому, исключение полностью или частично из пускового сырья углеводородных фракций С9-С10, обладающих повышенной коксогенностью, обеспечивает более благоприятные условия для сохранения более высокой селективности катализатора риформинга.
По предложенному способу на блоке вторичной ректификации бензинов отбирают фракцию с началом кипения 85оС и концом кипения 155оС, которые используют для пуска установки риформинга типа 35-11. При этом указанную фракцию подвергают десульфидированию на блоке предварительной гидроочистки, затем в смеси с ВСГ подают на блок риформинга при 380оС и с объемной скоростью 0,9 ч-1.
Для риформирования используют катализатор АП-64, содержащий 0,6 мас.% платины на хлорированном оксиде алюминия. Катализатор предварительно сушат и восстанавливают в токе ВСГ с концентрацией водорода 88 мас.% с одновременным подъемом температуры до 380оС. При этой же температуре объемную скорость подачи сырья увеличивают до 1,6 ч-1 в течение 3 ч, затем постепенно поднимают температуру на входе в реакторы до 492оС со скоростью 15-20оС/ч и стабилизируют режим. Далее температуру корректируют до получения риформата с октановым числом по исследовательскому методу (ИОЧ) 95 пунктов и после пропускания 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора ( ≈ 1,5 сут) риформируют бензиновую фракцию 85-180оС. При этом при давлении 2,2 МПа, концентрации водорода в ВСГ 86 мол.% и суммарном перепаде температуры в реакторах 112оС выход риформата на сырье составил 86,3 мас.%.
В сравнении с пуском по известному способу на фракции 85-180оС, выход риформата повысился на 0,6 мас.%, концентрация водорода увеличилась на 3 мол.%, а перепад температуры на 9оС.
Таким образом, использование заявляемого способа позволило увеличить селективность риформирования широкой бензиновой фракции 85-180оС.
П р и м е р 1. Промышленный катализатор АП-64, содержащий 0,6 мас.% платины на хлорированном гамма-оксиде алюминия, загружают на пилотную установку в количестве 25 г, сушат и восстанавливают в токе электролитического водорода путем постепенного подъема температуры со скоростью 20-30оС в час. При температуре 420оС, давлении 1,0 МПа на катализатор подают гидроочищенное "пусковое" сырье, выкипающее в интервале 80-155оС, температуру поднимают до 490оС и стабилизируют режим. После пропускания 2 дм3 сырья (50 м3 на 1 м3 катализатора) на установку подают бензиновую фракцию, выкипающую от 80 до 180оС, содержащую 8 мас.% ароматических углеводородов, 35 мас.% нафтеновых углеводородов, 57 мас.% парафиновых углеводородов, сернистые соединения в количестве 0,5 мг/кг. Риформинг проводят в течение 200 ч при давлении 1,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч-1, молярном отношении водород: сырье, равном 6. Температуру корректируют для поддержания ИОЧ риформата 97 пунктов.
В указанных условиях выход риформата на сырье за время испытания составил 83,5 мас.%, выход водорода - 2,7 мас.%, с концентрацией водорода в ВСГ - 87 мол.%. Полученные результаты свидетельствуют о высокой селективности риформирования широкой бензиновой фракции при использовании предложенного способа пуска по сравнению с известным.
П р и м е р 2. Катализатор риформинга КР-108, содержащий 0,36 мас.% платины, 0,36 мас.% рения на хлорированном гамма-оксиде алюминия, загружают на пилотную установку в количестве 25 г (40 см3), сушат и восстанавливают и сульфидируют в токе электролитического водорода при подъеме температуры по 20-30оС в час.
Сульфидирование проводят подачей в поток водорода этилмеркаптана в количестве 0,1% серы от массы катализатора при температуре 280-310оС.
Гидроочищенное сырье - бензиновую фракцию 85-160оС - подают на катализатор при 380оС, после чего температуру поднимают до 490оС и стабилизируют режим. После пропускания 2 дм3 сырья (50 м3 на 1 м3 катализатора) на установку подают гидроочищенную бензиновую фракцию 85-175оС, химсостав которой соответствует примеру 1. Риформинг проводят в течение 200 ч в указанных в примере 1 условиях с получением риформата с ИОЧ 97 пунктов.
При этом выход риформата на сырье составил 83,2 мас.%, выход водорода - 2,6 мас.%, концентрация водорода в ВСГ - 84 мол.%. Пуск на сырье с пониженным К.К. позволил достичь высокой селективности процесса.
П р и м е р 3. Катализатор риформинга КР-108 в количестве 25 г загружают в пилотную установку и подготавливают аналогично примеру 2.
В качестве "пускового" сырья используют гидроочищенную бензиновую фракцию 85-155оС, которую подают на катализатор при 400оС. После этого температуру в системе поднимают до 490оС и стабилизируют режим. После пропускания 2,2 дм3 указанного сырья (55 м3 на 1 м3 катализатора) на установку подают бензиновую фракцию 85-185оС, на которой и проводят риформинг. Состав сырья и условия процесса приведены в примере 1. В результате был получен риформат с выходом 83,6 мас.% на сырье, выход водорода составил 2,8 мас.%, а его концентрация в ВСГ - 88 мол.%.
Таким образом, пуск и работа катализатора в начальный период на сырье с пониженной до 155оС температурой конца кипения сырья позволяет проводить риформинг с высокой селективностью.
П р и м е р 4. Аналогично примеру 3, на установку загружают 25 г катализатора КР-108, проводят его подготовку и пуск.
Отличие состоит в том, что после подъема температуры и стабилизации режима пусковой период увеличивают до 70 м3 сырья на 1 м3 катализатора, т.е. пропускают 2,8 дм3 фракции 85-155оС и только после этого подают сырье с К. К. 185оС и проводят риформинг в условиях примера 1.
За время испытания выход риформата составил 83,6 мас.%, выход водорода 2,8 мас.%, а его концентрация в ВСГ - 89 мол.%.
Таким образом, увеличение "пускового" периода свыше 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора сохраняет высокую селективность процесса.
П р и м е р 5 (для сравнения). Аналогично примеру 3 на установку загружают 25 г катализатора КР-108, проводят его подготовку и пуск.
Отличие состоит в содержании пускового периода до 30 м3 сырья на 1 м3 катализатора, т. е. после стабилизации режима через катализатор пропускают лишь 1,2 дм3 фракции 85-160оС, затем подают сырье с К.К. 185оС и проводят риформинг в условиях примера 1.
За время испытания выход риформата составил 82,4 мас.%, выход водорода 2,5 мас.%, а его концентрация в ВСГ - 82 мол.%.
Таким образом сокращение "пускового" периода менее 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора приводит к снижению селективности риформирования широкой фракции.
П р и м е р 6 (для сравнения). Катализатор АП-64 в количестве 25 г загружают в пилотную установку, сушат и восстанавливают в условиях примера 1.
В качестве "пускового" сырья используют гидроочищенную бензиновую фракцию с утяжеленным концом, т.е. выкипающую в интервале 80-200оС, которую подают на катализатор при 420оС.
При постепенном подъеме температуры до 490оС одновременно добавляют в указанное сырье фракцию 80-180оС таким образом, что при выводе на технологический режим в сырье практически отсутствует фракция, выкипающая до 200оС. В дальнейшем риформинг проводят в условиях примера 1. В результате был получен риформат с выходом лишь 81,9 мас.%, водород - 2,2 мас.%, а концентрация водорода в ВСГ составила всего - 78 мол.%.
П р и м е р 7 /прототип/. Катализатор АП-64 в количестве 25 г загружают в пилотную установку, сушат и восстанавливают в условиях примера 1.
Пуск проводят при 420оС, при этом на катализатор подают то же сырье, на котором проводят дальнейший риформинг, т.е. гидроочищенную фракцию 80-180оС. Состав сырья и условия риформирования приведены в примере 1. Выход риформата при этом составил 82,1 мас.%, выход водорода - 2,4 мас.%, его концентрация в ВСГ - 82 мол.%. Данные по примерам приведены в таблице.
Таким образом, пуск риформинга широкой фракции без специальной подготовки "пускового" сырья не позволяет достичь высокой селективности процесса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТИНУСОДЕРЖАЩЕГО КАТАЛИЗАТОРА РИФОРМИНГА | 1992 |
|
RU2010602C1 |
СПОСОБ ПУСКА УСТАНОВКИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА | 2005 |
|
RU2289609C1 |
СПОСОБ ОДНОВРЕМЕННОГО ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКО- И НИЗКООКТАНОВОГО НЕЭТИЛИРОВАННЫХ АВТОБЕНЗИНОВ | 1993 |
|
RU2046819C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ШИРОКОЙ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ | 2005 |
|
RU2289610C1 |
СПОСОБ ОДНОВРЕМЕННОГО ПОЛУЧЕНИЯ АРОМАТИЧЕСКОГО И АЛИФАТИЧЕСКОГО РАСТВОРИТЕЛЕЙ | 1991 |
|
RU2024588C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЯМОГОННЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ | 2005 |
|
RU2288941C1 |
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА | 1999 |
|
RU2173333C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 2003 |
|
RU2240340C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ ПЛАТИНУСОДЕРЖАЩЕГО КАТАЛИЗАТОРА РИФОРМИНГА | 1995 |
|
RU2096085C1 |
СПОСОБ АКТИВАЦИИ КАТАЛИЗАТОРОВ РИФОРМИНГА | 2008 |
|
RU2373996C1 |
Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: из широкой бензиновой фракции с концом кипения 175-185°С выделяют фракцию с концом кипения 155-160°С и контактируют ее в присутствии водородсодержащего газа с платинусодержащим катализатором риформинга. После пропускания при температуре процесса риформинга не менее 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора риформингу подвергают исходное сырье. 1 табл.
СПОСОБ ПУСКА УСТАНОВКИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА широкой бензиновой фракции с концом кипения 175 - 185oС путем контактирования гидроочищенной бензиновой фракции и водородсодержащего газа в присутствии платинусодержащего катализатора риформинга при 380 - 420oС с последующим повышением последней до температуры риформинга, отличающийся тем, что из исходного сырья предварительно выделяют фракцию с концом кипения 155 - 160oС, которую направляют на контактирование и после пропускания последней не менее 50 м3 на 1 м3 катализатора риформинга подвергают исходное сырье.
Патент США N 4261810, 208-138, 1981. |
Авторы
Даты
1994-09-15—Публикация
1992-09-02—Подача