Изобретение относится к испытательной технике, в частности к оценке вязкости разрушения сварных соединений и может быть использовано во всех отраслях сварочного производства.
Известен способ определения коэффициента вязкости разрушения К1с путем испытаний металлических образцов с предварительно наведенной усталостной трещиной.
Однако известный способ малоэффективен применительно к сварным соединениям, т.к. в процессе наведения усталостной трещины реальная структура в ее вершине принципиально отличается от структуры, возникшей в процессе сварки.
Известно, что при сварке в металлах возникают внутренние напряжения первого, второго и третьего рода. При наведении усталостной трещины эти напряжения перераспределяются, что приводит к изменению исходных свойств сварных соединений. И в первую очередь это относится к напряжениям второго и третьего рода, т.е. напряжениям, уравновешивающимся в объеме нескольких зерен и напряжениям, создаваемым дефектами кристаллической решетки, поскольку потенциальная энергия этих напряжений на два порядка выше энергии напряжений первого рода.
Таким образом, результаты, полученные на сварных образцах с наведенными трещинами, не адекватны истинным показателям свойств сварных соединений.
Целью предполагаемого изобретения является повышение точности оценки вязкости разрушения металла шва сварных соединений (коэффициент вязкости разрушения сварного соединения назван нами K1cw, где индекс w означает "сварной").
Эта цель достигается за счет того, что в способе определения коэффициента вязкости разрушения металлов, включающем изготовление образца, наведение в нем концентратора напряжений и трещин и последующее проведение испытаний, концентратор напряжений и трещину выполняют путем сварки по кромке двух предварительно разделанных, отполированных и контактирующих по скошенным полированным поверхностям пластин.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлен образец для реализации предлагаемого способа.
Способ определения коэффициента вязкости разрушения сварного соединения осуществляется следующим образом.
На пластинах 1 вблизи кромки выполняются скосы 2, поверхности которых шлифуются и полируются. Затем на пластинах 1 выполняется разделка под сварной шов 3, после чего пластины 1 сжимаются распределенной нагрузкой q (величина нагрузки рассчитывается таким образом, чтобы сжимающие напряжения σ на поверхностях скосов 2 не превышали величину равную 0,25 σТ). Затем производится сварка пластин 1 в сжатом состоянии, что исключает возможность возникновения горячих и холодных трещин. Сваренный образец освобождается от сжимающей нагрузки и выдерживается в течение 24 час, после чего концы пластин устанавливаются в зажимах 4 испытательной машины и проводится испытание образца до разрушения силами Р. Значение коэффициента вязкости определяют по известным формулам с учетом величины напряжений, создаваемых силами Р в рабочем сечении bxh.
Конкретный пример осуществления способа. Сварке подвергались пластины из стали 2х13 размером δхb x l=10х70х10 мм, h = 5 мм. Сварка производилась автоматическим способом под слоем флюса. Сила тока 150 А, напряжение 18-20 в, скорость сварки Vсв=15 м/ч. Присадочная проволока марки СВ-08.
Всего было сварено 5 образцов, после выдержки в течение 24 час образцы были разрушены. При этом силы Р имели значения 160, 185, 200, 170, 180 кг. Путем фрактографических исследований было установлено, что во всех случаях имело место хрупкое разрушение металла шва (путем отрыва). Коэффициент К1cw вычислялся по известной формуле:
K1cω=σ f1 где σ- напряжения при данных условиях нагружения;
l - длина трещины;
f1 - коэффициент, зависящий от формы и размеров образца.
Применительно к данным условиям в настоящее время вычисления проводятся методом конечных элементов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ОСНОВНОГО МЕТАЛЛА В ЗОНЕ СПЛАВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2019808C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА СВАРКОЙ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2009 |
|
RU2400342C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТРУБ НА КОРРОЗИОННУЮ СТОЙКОСТЬ | 2008 |
|
RU2368888C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ СПЛАВОВ ОБРАЗОВАНИЮ ГОРЯЧИХ ТРЕЩИН ПРИ СВАРКЕ | 1991 |
|
RU2016727C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВАРНОГО СОСТАВНОГО ОБРАЗЦА ТИПА СТ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ ОБЛУЧЕННОГО МЕТАЛЛА | 2015 |
|
RU2582626C1 |
Машина для определения склонности металлов к образованию холодных трещин при сварке | 1955 |
|
SU114865A1 |
СПОСОБ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ТРУБАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2004 |
|
RU2277667C1 |
Усовершенствованный способ циклических испытаний полнотолщинных образцов труб магистральных трубопроводов на коррозионное растрескивание под напряжением | 2023 |
|
RU2820157C1 |
Способ испытаний на прочность соединения внахлестку трубы с трещиной на ее поверхности и накладки | 1989 |
|
SU1665279A2 |
Образец для испытания сварного соединения на коррозионное растрескивание | 1984 |
|
SU1244572A1 |
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к оценке вязкости разрушения сварных соединений. Целью изобретения является повышение точности оценки вязкости разрушения металла шва сварных соединений. Способ включает изготовление образца, наведение концентратора напряжений и трещины и последующее испытание до разрушения, при этом концентратор напряжений и трещину выполняют путем сварки по кромке двух предварительно разделанных, отполированных и контактирующих по скошенным полированным поверхностям пластин, сжатых распределенной нагрузкой, выбранной из условия σ<0,25σт , где σ - сжимающие напряжения на скошенных поверхностях пластин, sт - предел текучести. 1 ил.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ РАЗРУШЕНИЯ МЕТАЛЛА СВАРНОГО ШВА, включающий изготовление образца, наведение в нем трещинообразного концентратора напряжений и трещины и последующие испытания, отличающийся тем, что, с целью повышения точности при испытании металла шва сварного соединения, трещинообразный концентратор напряжений выполняют путем сварки по кромке двух предварительно разделанных, отполированных и контактирующих по скошенным поверхностям пластин, сжатых распределенной нагрузкой, выбранной из условия
σ ≅ 0,25σт,
где σ - снимающие напряжения на скошенных поверхностях пластин;
σт - предел текучести.
Мороз Л.С | |||
Механика и физика деформаций и разрушение материалов | |||
- Л.: Машиностроение, 1984, с.170, табл.6.4. |
Авторы
Даты
1994-09-15—Публикация
1991-04-04—Подача