КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение RU2021155C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с выходным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно его с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора (1).

Недостатком данной коробки передач является невозможность обеспечения режима отбора мощности, что сужает ее технологические и эксплуатационные возможности.

Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с входным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно его с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора с установленной на оси двухвенцовой шестерней, связанной одним венцом с первой шестерней вала реверса, и вторым венцом - с второй шестерней вала реверса в ее второй позиции (2).

Однако и данная коробка передач обладает тем же недостатком, а именно невозможностью обеспечения режима отбора мощности, что сужает ее технологические и эксплуатационные возможности.

Цель изобретения - расширение технологических и эксплуатационных возможностей путем обеспечения режима отбора мощности.

Указанная цель достигается благодаря тому, что в коробке передач транспортного средства, содержащей корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с входным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно его с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора с установленной на оси двухвенцовой шестерней, связанной одним венцом с первой шестерней вала реверса, и вторым венцом - с второй шестерней вала реверса в ее второй позиции, двухвенцовая шестерня выполнена из двух связанных с осью частей, при этом первая часть двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а ось выведена за пределы корпуса дополнительного редуктора и снабжена выходным хвостовиком, причем связь второй части двухвенцовой шестерни с второй шестерней вала реверса осуществлена посредством одной или пары паразитных шестерен.

Положительный эффект достигается благодаря тому, что в коробке передач транспортного средства двухвенцовая шестерня выполнена из двух связанных с осью частей, первая часть двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а ось выведена за пределы корпуса дополнительного редуктора и снабжена выходным хвостовиком.

При этом предпочтительно связь второй части двухвенцовой шестерни с второй шестерней вала реверса осуществлять посредством одной или пары паразитных шестерен.

Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает расширение ее технологических и эксплуатационных возможностей путем обеспечения режима отбора мощности. Таким образом, отличительные признаки обеспечивают достижение положительного эффекта, а следовательно, и цели изобретения, что подтверждает существенность отличий.

На чертеже приведена схема предлагаемой коробки.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, установленные в корпусе входной 2, выходной 3 и промежуточный 4 валы, вал реверса 5, первую шестерню 6 вала реверса 5, связанную через шестерню 7 с входным валом 2, вторую шестерню 8 вала реверса 5, через шестерню 9, связываемую с выходным валом 3, при этом шестерня 6 установлена относительно вала 5 с возможностью вращения, а шестерня 8 - с возможностью перемещения относительно вала 5 и связи в первой позиции с шестерней 6, люк 10, расположенный в зоне шестерен 6, 8 и монтируемый на люк 10 корпус 11 дополнительного редуктора 12 с установленной на оси 13 двухвенцовой шестерней 14, 15, связанной венцом части 14 с первой шестерней 6 вала реверса 5, и венцом части 15 с второй шестерней 8 вала реверса 5 в ее второй позиции. При этом первая часть 14 выполнена с возможностью перемещения вдоль оси 13 для отсоединения от первой шестерни 6 вала реверса 5, а ось 13 выведена за пределы корпуса 11 дополнительного редуктора 12 и снабжена выходным хвостовиком 16.

Целесообразно связь второй части 15 с второй шестерней 8 вала реверса 5 осуществлять посредством одной или пары паразитных шестерен 17, 18.

Работает предложенная коробка передач транспортного средства следующим образом.

Для обеспечения основных передач переднего хода выше второй (третья - девятая) включаются подвижные шестерни, установленные на входном 2 и промежуточном 4 валах, при этом поток мощности через вал реверса 5 не передается.

Для обеспечения основных первой и второй передач переднего и заднего хода шестерня 8 вала реверса 5 связывается с первой шестерней 6 (показано пунктирной линией). Поток мощности от входного вала 2 через шестерни 7 и заблокированные шестерни 6 и 8 поступает на вал реверса 5 и (в зависимости от положения шестерен 9) подается на выходной вал 3, который получает два направления и две скорости вращения в первом пониженном диапазоне скоростей.

Для обеспечения дополнительных первой и второй передач переднего и заднего хода шестерня 8 вала реверса 5 отсоединяется от шестерни 6 и связывается с шестерней 18 (показано на схеме). В передачу потока мощности от шестерни 6 к шестерне 8 включаются части 14, 15 и шестерни 17, 18, чем изменяется передаточное число (и возможно направление вращения) от входного 2 к выходному 3 валам для обеспечения отличия скоростей второго пониженного диапазона от первого.

На всех рассмотренных передачах, так как ось 13 через часть 14 и шестерни 6 и 7 (показано на схеме) получает вращение от входного вала 2, возможен отбор мощности от выходного хвостовика 16. Для прекращения отбора мощности с хвостовика 16 часть 14 соединяется от шестерни 6 (показано пунктирной линией).

Таким образом, выполнение двухвенцовой шестерни из двух связанных с осью частей, выполнение первой части двухвенцовой шестерни с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а также выведение оси за пределы корпуса дополнительного редуктора и ее снабжения выходным хвостовиком обеспечивает расширение технологических и эксплуатационных возможностей коробки передач транспортного средства путем обеспечения режима отбора мощности.

Похожие патенты RU2021155C1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Жевлоченко Федор Стефанович
  • Лойко Джан Зенович
  • Стецко Петр Александрович
  • Трич Алексей Анатольевич
  • Юзенчук Федор Иванович
SU1418085A1
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1600975A2
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Тарабрин Владимир Федорович
  • Савасин Андрей Алексеевич
RU2276640C1
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
  • Трофимович Михаил Иванович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1684109A1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Черкас Александр Адамович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1342757A1
АКТИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ, КОРОБКА ПРЯМОГО ВКЛЮЧЕНИЯ (МЕХАНИЧЕСКАЯ), КОРОБКА СКОРОСТЕЙ С ПЛАНЕТАРНЫМ ФРИКЦИОНОМ И НЕЗАВИСИМОЙ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С МЕХАНИЗМОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОСЯМИ (КОЛЕСАМИ) 2004
RU2292270C2
Коробка передач для трактора 1979
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Любимов Борис Александрович
  • Флеер Давид Ефимович
  • Прицкер Петр Яковлевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Кустанович Семен Львович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Борейшо Владимир Евгеньевич
  • Куратник Михаил Николаевич
SU839753A2
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Мелешко Михаил Григорьевич[By]
  • Трусевич Георгий Георгиевич[By]
  • Болвако Иван Иванович[By]
  • Жолнерчик Виктор Мечиславович[By]
RU2094678C1
Коробка передачи транспортного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Черкас Александр Адамович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Трофимович Михаил Иванович
SU1710373A1
АВТОМОБИЛЬНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2012
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Мавлеев Ильдус Рифович
  • Салахов Ильдар Ильгизарович
RU2508486C1

Реферат патента 1994 года КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в транспортном машиностроении, в частности в коробках передач, используемых на самоходных машинах типа тракторов. Сущность: коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, установленные в корпусе входной 2, выходной 3 и промежуточный 4 валы, вал 5 реверса. Первая шестерня 6 вала реверса связана через шестерню 7 с входным валом 2. Вторая шестерня 8 вала реверса через шестерню 9 связывается с выходным валом 3. Шестерня 6 установлена относительно вала 5 с возможностью вращения, а шестерня 8 - с возможностью перемещения относительно вала 5 и связи в первой позиции с шестерней 6. На люк 10 монтируется корпус 11 дополнительного редуктора 12 с установленной на оси 13 двухвенцовой шестерней 14, 15, связанной венцом первой части 14 с первой шестерней 6 вала реверса 5 и венцом второй части 15 с второй шестерней 8 вала реверса 5, в ее второй позиции. Первая часть 14 двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси 13 для отсоединения от первой шестерни 6 вала реверса 5. Ось 13 выведена за пределы корпуса 11 дополнительного редуктора 12 и снабжена выходным хвостовиком 16, причем вторая часть 15 двухвенцовой шестерни связана с второй шестерней 8 вала реверса 5 посредством одной или пары паразитных шестерен 17, 18. Для обеспечения дополнительных первой и второй передач переднего и заднего хода шестерня 8 вала реверса 5 отсоединяется от шестерни 6 и связывается с шестерней 18. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 021 155 C1

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус, установленные в корпусе входной, выходной и промежуточный валы, вал реверса, первую шестерню вала реверса, связанную с входным валом, вторую шестерню вала реверса, связываемую с выходным валом, при этом первая шестерня вала реверса установлена относительно него с возможностью вращения, а вторая - с возможностью перемещения и связи в первой позиции с первой шестерней вала реверса, люк, расположенный в зоне шестерен вала реверса, и монтируемый на люк корпус дополнительного редуктора с установленной на оси двухвенцовой шестерней, связанной одним венцом с первой шестерней вала реверса, и вторым венцом - с второй шестерней вала реверса в ее второй позиции, отличающаяся тем, что двухвенцовая шестерня выполнена из двух связанных с осью частей, первая часть двухвенцовой шестерни выполнена с возможностью перемещения вдоль оси для отсоединения от первой шестерни вала реверса, а ось выведена за пределы корпуса дополнительного редуктора и снабжена выходным хвостовиком. 2. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что связь второй части двухвенцовой шестерни с второй шестерней вала реверса осуществлена посредством одной или пары паразитных шестерен.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2021155C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Коробка передач транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Жевлоченко Федор Стефанович
  • Лойко Джан Зенович
  • Стецко Петр Александрович
  • Трич Алексей Анатольевич
  • Юзенчук Федор Иванович
SU1418085A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 021 155 C1

Авторы

Стецко П.А.

Довнар О.К.

Дакимович В.В.

Чешун В.С.

Бобровник А.И.

Хохолков В.Л.

Галикеев Э.Х.

Нургалиев Р.В.

Авзалов Г.А.

Даты

1994-10-15Публикация

1991-12-04Подача