Коробка передачи транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1710373A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как тракторы, комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы и шестеренный редуктор с двумя парами синхронизаторов для выборочного соединения входного и выходного валов сяетырьмя различными передаточными отношениями.

Недостатками данной коробки передач являются повышенные габариты и материало емкость из-за несоосной передачи крутящего момента.

Цель изобретения - снижение габаритов и материалоемкости путем повышения компактности.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства шестеренный редуктор выполнен планетарным, содержащим первую коронную шестерню, связанную с двумя солнечными шестернями посредством сдвоенных сателлитов, и вторую коронную шестерню, зацепленную с дополнительным сателлитом, установленном на одном водиле с сдвоенным сателлитом и зацепленным с одним из его зубчатых венцов, при этом первая кофонная шестерня связана с входным валом, а водило - с выходным валом, первая пара синхронизаторов установлена между второй коронной шестерней с одной стороны и

первой солнечной шестерней и корпусом с другой, и вторая пара синхронизаторов установлена между корпусом с одной стороны и солнечными шестернями с другой.

При этом предпочтительно механизм управления коробкой передач транспортного средства выполнять в виде рычага управления, взаимодействующего концом с лунками трех ползунов, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизато|эов, а средний - с второй, и ограничительной кулисы перемещения рычага управления, снабженной Z-образной прорезью.

Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает снижение ее габаритов и материалоемкости путем повышения компактности.

На фиг.1 изображена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2 - планетарный механизм.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4, две пары синхронизаторов 5 и 6, механизм 7 управления. Планетарный механизм 4 состоит из коронной шестерни 8, связанной с входным валом 2, водила 9, связанного с выходным валом 3, а также коронной шестерни 10 и двух солнечных шестерен 11 и 12. Коронные 8 и 10 и солнечные 11 и 12 ш естерни связаны посредством установленных на осях 13 в водиле 9 двухвенцовых 14 и одновенцовых 15 сателлитов. Первая пара синхронизаторов 5 установлена между коронной шестерней 10 с одной стороны и солнечной шестерней 12 и корпусом 1 с другой. Вторая пара синхронизаторов 6 установлена между корпусом 1 с одной стороны и солнечными шестернями 11 и 12 с другой. Целесообразна унификация пар синхронизаторов 5 и 6. Механизм 7 управления состоит из рычага 16 управления, взаимодействующего концом 17с лунками 18, 19 и 20, выполненными соответственно на ползунах 21, 22 и 23. Ползуны 21 и 23 связаны между собой планкой 24, и, в свою очередь, с первой парой синхронизаторов 5,-а ползун 22 связан с второй парой синхронизаторов 6. Перемещения рычага 16 определены ограничительной кулисой 25, снабженной Zобразной прорезью 26.

Предлагаемая коробка передач транспортного средства обеспечивает четыре передачи. Для обеспечения первой, низшей, посредством первой пары синхронизаторов 5 с корпусом 1 связывается коронная шестерня 10, для обеспечения второй, средней пониженной, посредством второй пары синхронизаторов 6 с корпусом 1 связывается солнечная шестерня 12, для обеспечения третьей, средней повышенной, посредством второй пары синхронизаторов 6 с корпусом 1 связывается солнечная шестерня 11 и для обеспечения четвертой, высшей, посредством первой пары синхронизаторов 5 коронная шестерня 10 связывается с солнечной шестерней 12. Положения рычага 16 управления, определяемые Z-образной прорезью26, при включении различных передач указаны на ограничительной кулисе 25.

Таким образом, выполнение шестеренного редуктора в виде планетарного, механизма, первая коронная шестерня которого связана с входным валом, а водило - с выходным валом, установка первой пары синхронизаторов между второй коронной

шестерней q одной стороны и первой солнечной шестерней и корпусом с другой, установка второй пары синхронизаторов между корпусом.с оной стороны и солнечными шестернями с другой обеспечивают снижение

габаритов и материалоемкости коробки передач транспортного средства путем повышения компактности.

Формула изобретения

1.Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, и шестеренный редуктор с двумя парами синхронизаторов для выборочного

соединения входного и выходного валов с четырьмя различными передаточными отношениями, отличающаяся тем, что, с целью снижения габаритов и материалоемкости путем повышения компактности,

шестеренный редуктор выполнен планетарным, содержащим первую коронную шестерню, связанную с двумя солнечными шестернями посредством сдвоенных сателлитов и вторую коронную шестерню, зацепленную с дополнительным сателлитом, установленным на одном водиле с упомянутым сдвоенным сателлитом и зацепленным с одним из его зубчатых венцов, при этом первая коронная шестерня связана с входным валом, а водило- с выходным валом, первая пара синхронизаторов установлена между второй коронной шестерней с одной стороны и первой солнечной шестерней и корпусом - с другой, и вторая пара синхронизаторов установлена между корпусом с одной стороны и солнечными шестернями с другой.

2.Коробка передач по п.1, от л и ч а ющ а я с я тем, что ее механизм управления выполнен в виде рычага управления, взаимодействующего его концом с лунками трех ползунов, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизаторов, а средний -с второй, и ограничительный кулисы перемещения рычага управления, снабженной Z-образной прорезью.

Похожие патенты SU1710373A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
  • Трофимович Михаил Иванович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
SU1659249A1
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1576361A1
Коробка передач транспортного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Трофимович Михаил Иванович
SU1712200A2
Коробка передач 1990
  • Астахов Валерий Васильевич
  • Быков Олег Федорович
SU1761557A1
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
  • Трич Алексей Анатольевич
  • Николаенко Владимир Лаврентьеви
  • Давыдов Валерий Сергеевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1765036A1
Механизм привода валов отбора мощности транспортного средства 1990
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1728058A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2001
  • Недялков А.П.
  • Кутенев В.Ф.
  • Ипатов А.А.
  • Гируцкий О.И.
  • Выборнов В.Г.
  • Зеленин Ю.Л.
  • Трикоз А.А.
  • Пашкина С.Р.
  • Орлова З.П.
  • Гапоян С.Д.
  • Сермягин В.А.
RU2254507C2
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Черкас Александр Адамович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1342757A1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2001
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Кутенев Вадим Федорович
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Зеленин Юрий Леонидович
  • Трикоз Александр Александрович
  • Пашкина Светлана Романовна
  • Орлова Зоя Петровна
  • Гапоян Степан Дмитриевич
  • Сермягин Владимир Александрович
RU2267675C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 710 373 A1

Реферат патента 1992 года Коробка передачи транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.ком- байны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины. Цель изобретения - снижение габаритов и материалоемкости, путем повышения компактности. В коробке передач шестеренный редуктор выполнен ввиде планетарного механизма 4. первая коронная шестерня 8 которого связана с входным валом 2, а водило 9-с выходным валом 3, первая пара синхронизаторов 5 установлена между второй коронной шестерней 10 с одной стороны и первой солнечной шестерней 12 и корпусом 1 с другой, вторая пара синхронизаторов 6 установлена между корпусом 1 с одной-стороны и солнечными шестернями 11 и 12 с другой, при этом предпочтительно механизм управления коробкой передач выполнять в виде рычага управления 16, взаимодействующего его концом 17 с лунками 18-20 трех ползунов 21-23, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизаторов 5 и средний - с второй, и ограничительной кулисы 25 перемещения рычага управления 16, снабженной Z-образной прорезью. 1 з.п. ф- лы, 2 ил.елС

Формула изобретения SU 1 710 373 A1

I 1

} -t

ъЧ/г. 1 11 1& 19

мз

Фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1710373A1

Патент ФРГ№3012661, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 710 373 A1

Авторы

Довнар Олег Казимирович

Черкас Александр Адамович

Протасеня Олег Николаевич

Трофимович Михаил Иванович

Даты

1992-02-07Публикация

1990-01-19Подача