Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как тракторы, комбайны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы и шестеренный редуктор с двумя парами синхронизаторов для выборочного соединения входного и выходного валов сяетырьмя различными передаточными отношениями.
Недостатками данной коробки передач являются повышенные габариты и материало емкость из-за несоосной передачи крутящего момента.
Цель изобретения - снижение габаритов и материалоемкости путем повышения компактности.
Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства шестеренный редуктор выполнен планетарным, содержащим первую коронную шестерню, связанную с двумя солнечными шестернями посредством сдвоенных сателлитов, и вторую коронную шестерню, зацепленную с дополнительным сателлитом, установленном на одном водиле с сдвоенным сателлитом и зацепленным с одним из его зубчатых венцов, при этом первая кофонная шестерня связана с входным валом, а водило - с выходным валом, первая пара синхронизаторов установлена между второй коронной шестерней с одной стороны и
первой солнечной шестерней и корпусом с другой, и вторая пара синхронизаторов установлена между корпусом с одной стороны и солнечными шестернями с другой.
При этом предпочтительно механизм управления коробкой передач транспортного средства выполнять в виде рычага управления, взаимодействующего концом с лунками трех ползунов, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизато|эов, а средний - с второй, и ограничительной кулисы перемещения рычага управления, снабженной Z-образной прорезью.
Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает снижение ее габаритов и материалоемкости путем повышения компактности.
На фиг.1 изображена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2 - планетарный механизм.
Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4, две пары синхронизаторов 5 и 6, механизм 7 управления. Планетарный механизм 4 состоит из коронной шестерни 8, связанной с входным валом 2, водила 9, связанного с выходным валом 3, а также коронной шестерни 10 и двух солнечных шестерен 11 и 12. Коронные 8 и 10 и солнечные 11 и 12 ш естерни связаны посредством установленных на осях 13 в водиле 9 двухвенцовых 14 и одновенцовых 15 сателлитов. Первая пара синхронизаторов 5 установлена между коронной шестерней 10 с одной стороны и солнечной шестерней 12 и корпусом 1 с другой. Вторая пара синхронизаторов 6 установлена между корпусом 1 с одной стороны и солнечными шестернями 11 и 12 с другой. Целесообразна унификация пар синхронизаторов 5 и 6. Механизм 7 управления состоит из рычага 16 управления, взаимодействующего концом 17с лунками 18, 19 и 20, выполненными соответственно на ползунах 21, 22 и 23. Ползуны 21 и 23 связаны между собой планкой 24, и, в свою очередь, с первой парой синхронизаторов 5,-а ползун 22 связан с второй парой синхронизаторов 6. Перемещения рычага 16 определены ограничительной кулисой 25, снабженной Zобразной прорезью 26.
Предлагаемая коробка передач транспортного средства обеспечивает четыре передачи. Для обеспечения первой, низшей, посредством первой пары синхронизаторов 5 с корпусом 1 связывается коронная шестерня 10, для обеспечения второй, средней пониженной, посредством второй пары синхронизаторов 6 с корпусом 1 связывается солнечная шестерня 12, для обеспечения третьей, средней повышенной, посредством второй пары синхронизаторов 6 с корпусом 1 связывается солнечная шестерня 11 и для обеспечения четвертой, высшей, посредством первой пары синхронизаторов 5 коронная шестерня 10 связывается с солнечной шестерней 12. Положения рычага 16 управления, определяемые Z-образной прорезью26, при включении различных передач указаны на ограничительной кулисе 25.
Таким образом, выполнение шестеренного редуктора в виде планетарного, механизма, первая коронная шестерня которого связана с входным валом, а водило - с выходным валом, установка первой пары синхронизаторов между второй коронной
шестерней q одной стороны и первой солнечной шестерней и корпусом с другой, установка второй пары синхронизаторов между корпусом.с оной стороны и солнечными шестернями с другой обеспечивают снижение
габаритов и материалоемкости коробки передач транспортного средства путем повышения компактности.
Формула изобретения
1.Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, и шестеренный редуктор с двумя парами синхронизаторов для выборочного
соединения входного и выходного валов с четырьмя различными передаточными отношениями, отличающаяся тем, что, с целью снижения габаритов и материалоемкости путем повышения компактности,
шестеренный редуктор выполнен планетарным, содержащим первую коронную шестерню, связанную с двумя солнечными шестернями посредством сдвоенных сателлитов и вторую коронную шестерню, зацепленную с дополнительным сателлитом, установленным на одном водиле с упомянутым сдвоенным сателлитом и зацепленным с одним из его зубчатых венцов, при этом первая коронная шестерня связана с входным валом, а водило- с выходным валом, первая пара синхронизаторов установлена между второй коронной шестерней с одной стороны и первой солнечной шестерней и корпусом - с другой, и вторая пара синхронизаторов установлена между корпусом с одной стороны и солнечными шестернями с другой.
2.Коробка передач по п.1, от л и ч а ющ а я с я тем, что ее механизм управления выполнен в виде рычага управления, взаимодействующего его концом с лунками трех ползунов, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизаторов, а средний -с второй, и ограничительный кулисы перемещения рычага управления, снабженной Z-образной прорезью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1659249A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1576361A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1712200A2 |
Коробка передач | 1990 |
|
SU1761557A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1765036A1 |
Механизм привода валов отбора мощности транспортного средства | 1990 |
|
SU1728058A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2254507C2 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1342757A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2267675C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых на таких транспортных средствах, как,тракторы.ком- байны, бульдозеры, погрузчики и подобные самоходные машины. Цель изобретения - снижение габаритов и материалоемкости, путем повышения компактности. В коробке передач шестеренный редуктор выполнен ввиде планетарного механизма 4. первая коронная шестерня 8 которого связана с входным валом 2, а водило 9-с выходным валом 3, первая пара синхронизаторов 5 установлена между второй коронной шестерней 10 с одной стороны и первой солнечной шестерней 12 и корпусом 1 с другой, вторая пара синхронизаторов 6 установлена между корпусом 1 с одной-стороны и солнечными шестернями 11 и 12 с другой, при этом предпочтительно механизм управления коробкой передач выполнять в виде рычага управления 16, взаимодействующего его концом 17 с лунками 18-20 трех ползунов 21-23, два крайних из которых связаны с первой парой синхронизаторов 5 и средний - с второй, и ограничительной кулисы 25 перемещения рычага управления 16, снабженной Z-образной прорезью. 1 з.п. ф- лы, 2 ил.елС
I 1
} -t
ъЧ/г. 1 11 1& 19
мз
Фиг. 2
Патент ФРГ№3012661, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-02-07—Публикация
1990-01-19—Подача