Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям люков крыши транспортных средств, которые можно использовать как аварийные выходы для эвакуации пассажиров в аварийной ситуации и по прямому назначению для вентиляции салона, например, автобусов, троллейбусов.
Цель изобретения - использование вентиляционного люка для выхода пассажиров в аварийной ситуации, снижение трудоемкости его изготовления и установки.
На фиг. 1 изображен люк крыши транспортного средства, вид сверху; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2; на фиг. 4 - П-образный рычаг, вид спереди; на фиг. 5 - ось шарнира, вид спереди; на фиг. 6 - сечение Б-Б на фиг. 5; на фиг. 7 - сечение В-В на фиг. 1.
Люк 1 транспортного средства содержит крышку 2, две ручки-поручня 3, имеющие полости 4 с каждой из сторон. В каждой полости 4 устанавливается опорная шайба 5, пружина 6 и стержень 7, шарнирно соединенный посредством оси 8 с П-образным рычагом 9. Другой конец П-образного рычага 9 взаимодействует с цапфой 10 рамы люка. Ось 8 выполнена в виде стержня c кольцевыми проточками 11, между которыми выполнен срез, и со сквозным отверстием 12 для установки пружины-рычага 13. Между собой пружины-рычаги 13 соединены гибким тросом 14. На одном конце П-образного рычага 9 выполнены отверстие 15 и продольные пазы 16, через которые в отверстие 15 заводится ось 8, а на другом конце П-образного рычага выполнено отверстие 17, взаимодействующее с цапфой 10 рамы люка. Пружина-рычаг 13 одним концом взаимодействует с отверстием 12 и препятствует самопроизвольному повороту оси 8, а другим концом упирается с напряжением в цапфу 10 рамы люка.
Люк работает следующим образом. Для вентиляции салона транспортного средства необходимо одну или обе ручки-поручни 3 переместить вертикально вверх. При этом П-образный рычаг 9 через ось 8 воздействует на стержень 7, который скользит в полости 4 ручки-поручня 3 и сжимает пружину 6 до тех пор, пока горизонтальная ось пружины 6 не перейдет горизонтальную ось цапфы 10 на раме люка, т.е. через "мертвую точку". Дальнейший подъем крышки 2 люка 1 транспортного средства происходит за счет усилия сжатой пружины 6 и прекратится тогда, когда П-образный рычаг 9 упрется в стержень 7.
Для открывания крышки 2 люка 1 в аварийной ситуации изнутри транспортного средства необходимо переместить обе ручки-поручни 3 вертикально вверх, повернуть две пружины-рычага 13 до упора с крышкой 2 люка 1, что обеспечивает совпадение срезов между кольцевыми проточками 11 оси 8 с пазами 16 П-образного рычага 9, и крышка 2 отсоединяется от крыши автотранспортного средства за счет усилия сжатых пружин 6.
Для открывания крышки 2 люка 1 в аварийной ситуации снаружи транспортного средства необходимо потянуть за гибкий трос 14. Гибкий трос 14 поворачивает две пружины-рычага 13, на которых он закреплен, до упора с крышкой 2 люка 1, что обеспечивает совпадение срезов между кольцевыми проточками 11 оси 8 с пазами 16 П-образного рычага 9, и крышка 2 открывается и отсоединяется от крыши автотранспортного средства за счет усилия, приложенного к тросу 14, и усилия сжатых пружин 6.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВАРИЙНЫЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК КРЫШИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2047504C1 |
Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата | 2023 |
|
RU2816324C1 |
ЛЮК КРЫШИ АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2135374C1 |
Аварийно-вентиляционный люк транспортного средства | 1985 |
|
SU1281471A1 |
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ТИПА ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА, МОТОРНОГО ВАГОНА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ИЛИ ЛОКОМОТИВА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ, ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА | 2005 |
|
RU2294294C1 |
ВЕНТИЛЯЦИОННО-АВАРИЙНЫЙ ЛЮК КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2047503C1 |
ДВЕРЬ-ТРАП ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2022 |
|
RU2789486C1 |
Вентиляционное устройство транспортного средства | 1977 |
|
SU695856A1 |
МЕДИЦИНСКИЙ СТОЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2212216C1 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2020 |
|
RU2752434C1 |
Изобретение предназначено для вентиляции пассажирского салона транспортного средства и обеспечения выхода в аварийных ситуациях. Использование: в транспортном машиностроении, в частности для оборудования салонов автобусов, троллейбусов. Сущность изобретения: шарнирное соединение стержня 7 и рычага 9, входящих в опорный элемент, который крепит крышку 2 к раме люка, выполнено быстроразъемным, для чего рычаг 9 выполнен П-образным, в проушинах рычага 9 выполнены продольные прорези для заведения оси 8 шарнира, которая имеет на концах кольцевые проточки и фрезеровку. В теле оси 8 выполнено отверстие. В собранном виде ось 8 шарнира от проворачивания фиксируется пружиной-рычагом 13, один конец которой входит в отверстие оси 8, а другой упирается в цапфу 10, закрепленную на раме люка. При необходимости быстрого разъема шарнира пружина-рычаг 13 разворачивается на 90°, т.е. до совпадения фрезеровки на оси 8 с прорезями проушин. Для разъединения шарнира с крыши транспортного средства служит гибкий трос 14, закрепленный на пружине-рычаге 13. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.
Головоломка | 1985 |
|
SU1240424A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Запальная свеча для двигателей | 1924 |
|
SU1967A1 |
Авторы
Даты
1995-01-09—Публикация
1991-05-05—Подача