Вентиляционное устройство транспортного средства Советский патент 1979 года по МПК B60H1/24 B60J9/00 

Описание патента на изобретение SU695856A1

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно: к систе мам вентиляции и устройствам эвакуации пассажиров в аварийных ситуациях Известны вентиляционные устройства транспортного средства, содержащие крышку, шарнирно соединенную с карка сом крыши и перекрывающую края проема в крыше, а также механизмы для фикса ции крЕЛшки в открытом и закрытом положениях. Механизмы расположены с об их сторон отверстия, каждый из которых выполнен из рычажков, шарнирно соединенных между собой и снабженных стягивающей пружиной. Верхний рычаг механизма шарнирно соединен с крышкой, а нижний рычаг шарнирно соединен с кронштейном, снабженным бобышкой, установленной во втулку каркаса крыши. Со стороны салона на втулках установлены рукоятки управления, каж дая из которых удерживается на втулке стопорными винтами, входящими через отверстия во втулке в пази нижнего конца бобышки (1. Недостатка2«1И указанного технического решения Являются наличие со стороны салона двух рукояток управления, расположенных в разных местах, каждую из которых необходимо повернуть на ;угол 90. В устройстве отсутствует возможность открытия аварийного выхода с наружной стороны транспортного средства. Шарнирное соединение крышки с каркасом крыши требует для открытия аварийного выхода значительного расстояния между возможным препятствием и транспортным средством, а в случае затонувшего транспортного средства требуется большое усилие, чтобы повернуть крышку на угол более 90 . Наиболее близким к изобретению техническим решением является вентиляционное устройство транспортного средства, содержащее крышку, шарнирно соединенную с крышей транспортного средства, механизм фиксации крышки в открытом и закрытом положениях, состоящий из поворотных рычагов и стягивающих пружин, внутреннюю панель, перекрывающую проем в крыше и жестко закрепленную в обойме, и рычаг управления крышкой 2. Недостаток указанного вентиляционного устройства заключается в том, что оно не может быть использовано в качестве аварийного выхода для эвакуации пассажиров в аварийных ситуаиях. Целью изобретения является обеспе чение возможности использования вентиляционного устройства для аварийно го выхода за счет подвижной установк внутренней панели. Для этого внутренняя панель с одной стороны соединена с крышей посредством размыкающихся шарниров, а с другой стороны снабжена фиксатором ППя связи с крышей, упомянутые поворотные .рычаги и стягивающие пружины одними концами шарнирно связаны с к)ышкой, а другими - с внутренней па , при этом фиксатор имеет наруж ную и внутреннюю относительно внутренней панели ручки. Кроме того, с целью исключения са мопроизвольного открывания крышки на ру-жная ручка фиксатора расположена под крышкой, а последняя снабжена с наружной стороны захватом для ее руч ;ного подъема. ; la фиг. 1 изображен общий вид вен тиляционного устройства; на Фиг. .2 .разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 3 р:азрез А-А в момент открытия крышки при аварийной ситуации; на фиг. 4 вразрез Б-Б на фиг. 2; на фиг 5 |узел 1 на фиг. 2 (в увеличенном масш табе); на фиг. б - разрез В.-В на фиг 2. Вентиляционное устройство содержи обойму 1, имеющую форму прямоугольни ка, в -средней части которой установ- ен швеллер 2. Обойма 1 установлена в отверстии 3 стенки крыши 4, кото:рое служит одновременно для прохода воздуха в салон и для эвакуации цассажиров в аварийных ситуациях. К Обойме 1 шарнирно присоединена через поворотные рычаги 5 крышка б, перекрывающая края отверстия 3 в стенке крыши 4. Крышка 6 прижимается к стен ке крыши 4 посредством пружин 7, которые установлены с предварительным растяжением на кронштейнах крышки 6 и об оймы 1. На швеллере 2 обоймы Vcтaнoвлeн механизм 8 управления вентиляцией, ползун 9 которого шарнирно соединен через поворотный рычаг 10 с крьшжой 6. Со стороны салона к обойме 1 прикреплен поддон 11, в котором выпалкены отверстия 12 для прохода воздуха. Для крепления обоймы 1 в отверсти 3 она снабжена с одной стороны высту nauviH 13, наружная поверхност;ь которых сопрягается с вкладышами 14, жес ко связанными с стенкой крьши (фиг. 5) . Выступы 13 и вкладыши 14 образуют размыкающиеся шарниры. С другой стороны/ стенка обоймы 1 выполнена ступенчатой, полка 15 ее установлена на упор 16, жестко соединенный со стенкой крыши 4-(фиг. б). Между упором ,16 и полкой 15 установлена упругая резиновая прокладка 17. В вертикальной стенке 18 упора 16 выполнено отверстие 19 с углублением 20 в верхней части. Во втулке 21 обоймы 1 установлен прижим 22, снабженный пальцем 23 и рукоятками 24 и 25 управления (фиг. 2). Для прохода пальца 23 В отверстие 19 в стенке обоймы 1 вылолнено отверстие 26. Верхняя часть пальца 23 имеет конусообразную форму для плотного прижатия обоймы 1 в отверстии 3, которое облицовано окантовочным профилем 27. Для открытия вентиляционного устройства с наружной стороны и снятия его крышка 6 снабжена захватом28. Механизм 8 управления вентиляцией снабжен рычагом управления 29, При установке обоймы 1 в отверстие 3 поворотом рукоятки 24 палец 23 вво дится в отверстие 19. Палец 23, проскальзывая конусной поверхностью по верхней кромке отверстия 19, входит Б углубление 20.. При этом одно-, временно выступы 13 обоймы 1 плотно прижимаются к вкладышам 14, полка 15 прижимается к упору 16, сжимая резиновую прокладку 17, а пелец 23 фиксируется в углублении 20. Обойма I после установки пружин 7 дополнитель но прижимается их усилием к вкладышам 14 и упору 16. Изменение эффективности вентиляции осуществляется посредством механизма 8 управления вентиляцией. Для увеличения высоты подъема крышки 6 необходимо переместить рычаг управления 29 вдоль направляющей 30. В каждом из выбранных положений хода ползуна 9 он фиксируется в направляющей 30 за счет заклинивания ролика 31 в поперечном пазу ползуна 9. Расклинивание ролика 31 производится поворотом рычага управления 29 вокруг своей продольной оси. При этом край паза рычага 29 выталкивает ролик 31 из узкой части поперечного паза ползуна 9 . Дпя открытия вентиляционного устройства со стороны салона в случае эвакуации пассажиров в аварийный ситуациях необходимо повернуть рукоятку 24 на угол 90° При этом палец 23 выходит из углубления 20 и отверстия 19, под действием усилия пружин 7 обойма 1 с поддоном 11 незначительно смещается в отверстии 3, сигнализируя о том, что устройство расфиксировано. Нажатием на поддон 11 устройство выдвигается из отверстия, а затем смещается в любую сторону. Для снятия вентиляционного устройства с наружной стороны необходимо за захват 28 открыть крышку 6, которая зафиксируется в открытом полоЬкенад, повернуть рукоятку 25 на угол 90. и снять вентиляционное устройство. Формула изобретения 1. Вентиляционное устройство транспортного средства, содержащее крышку, шарнирно соединенную с крышей транспортного средства, механизм фиксации крышки в открытом и закрытом положениях, состоящий из поворо ных рычагов и стягивающих пружин, внутреннюю панель, перекрывающую пр ем в крыше и жестко закрепленную в обойме, и рычаг управления крышкой, отличаю шее с- я тем, что, с целью обеспечения возможности исполь зования его для аварийного выхода за счет подвижной установки внутренней панели, внутренняя панель с одной стороны соединена с крышей посредством размыкающихся, шарниров, ас другой стороны снабжена фиксатором для связи с крышей, упомянутые поворотные рычаги и стягивающие пружины одними концами шарнирио связаны с крышкой, а другими - с внутренней панелью, при этом фиксатор имеет наружную и внутреннюю относительно внутренней панели ручки, 2. Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что, с целью исключения самопроизвольного открывания крышки, наружная ручка фиксатора расположена под крышкой, а последняя снабжена с наружной стороны захватом для ее ручного подъема. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 2736Ъ6, кл. В 60 J 9/02, 1968. 2.Авторское свидетельство СССР W 526533, кл. В 60 J 9/02, 1973 (прототип) .

Фи&.5

Похожие патенты SU695856A1

название год авторы номер документа
Устройство для вентиляции транспортного средства 1977
  • Шипош Николай Владимирович
  • Гнипович Всеволод Иванович
  • Сушко Валерий Васильевич
SU686910A1
Аварийно-вентиляционный люк транспортного средства 1985
  • Бых Борис Марьянович
  • Максимович Тарас Миронович
  • Панченко Валерий Григорьевич
SU1281471A1
ВЕНТИЛЯЦИОННО-АВАРИЙНЫЙ ЛЮК КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Болокан Бронислав Григорьевич[Ua]
  • Таран Евгений Александрович[Ua]
  • Бончук Михаил Михайлович[Ua]
RU2047503C1
Вентиляционное устройство для салона транспортного средства 1973
  • Шипош Николай Владимирович
  • Максимович Тарас Миронович
  • Гнипович Всеволод Иванович
  • Томашевский Владимир Михайлович
SU526533A1
Система вентиляции транспортного средства 1976
  • Шипош Николай Владимирович
  • Козлов Юрий Юрьевич
SU647149A1
ЛЮК КРЫШИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Меженин Николай Александрович
RU2026202C1
Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата 2023
  • Медведев Роман Анатольевич
  • Нестеров Александр Иванович
  • Власов Максим Алексеевич
  • Анденко Михаил Геннадьевич
  • Семенцова Александра Николаевна
RU2816324C1
Система вентиляции транспортногоСРЕдСТВА 1979
  • Шипош Николай Владимирович
  • Гнипович Всеволод Иванович
SU850415A1
АВАРИЙНЫЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК КРЫШИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Никишин В.Н.
  • Лейбин Ю.Р.
  • Шурунов А.В.
RU2047504C1
Привод люкового закрытия транспортного средства 1984
  • Кузьмин Михаил Иванович
  • Берданов Иван Георгиевич
SU1220941A1

Иллюстрации к изобретению SU 695 856 A1

Реферат патента 1979 года Вентиляционное устройство транспортного средства

Формула изобретения SU 695 856 A1

SU 695 856 A1

Авторы

Шипош Николай Владимирович

Строков Вясеслав Владимирович

Мороз Владимир Иосифович

Пигорь Борис Федорович

Даты

1979-11-05Публикация

1977-03-28Подача