Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота Советский патент 1991 года по МПК A61K33/00 

Описание патента на изобретение SU1634280A1

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано при транспортировке убойного скота на мясокомбинаты, а также животных из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки.

Целью изобретения является снижение потерь живой и убойной массы реализуемого скота при его транспортировке на мясоперерабатывающие предприятия, а также из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки в результате использования дешевого и доступного средства для профилактики транспортного стресса

Пример 1. В целях выявления наиболее оптимального процентного содержания компонентов, составляющих электролиг мо композицию-был проведен опыт на четырех группах бычков по 10 голов в каждой. Всем группам молодняка, кроме контрольной, скармливали 6-7 дней до транспортировки электролитную композицию в дозе 50 г (125 мг/кг) па голову в сутс разницей лишь в том, то первая опытная группа животных получала электролитную композицию с минимальным процентным содержанием компонентов ее составляющих, вторая - с максимальным и третья - со средним процентным содержанием компонентов.

Лзча животным опытных групп электролитной композиции производилась в смеси с концентратами. Использование электролитной композиции перед транспортировкой убойного молодняка позволило сократить потери живой массы за период перевозки на 2,6 3,8 кг по сравнению с ;iналогами контрольно) группы. Разница по потерям между контрольными и опытными животными составляла 3,0 кг (Р 0,01), 2,6 (Р 0,02) и 3,8 кг (Р 0,001) (табл, 1).

Из представленных данных табл. 1 следует, что наибольшим сокращением потерь живой массы характеризовались бычки третьей опытной группы, кото- РТГР получали электролитную композицию, состоящую из среднего процента составляющих ее компонентов. Следовательно, именно эта композиция наибо- лее оптимальна по процентному содержанию компонентов ее составляющих, и Полт пей степени нормализует обмен г..уцегтв при транспортном стрессе.

1) целях сокращения потерь живой пассы при транспортировке следует пспол топать юктролитную композицию именно со средним процентным содержанием составляющих ее компонентов:

NaCl КС1

Na2S°4

55,0 Na2C03 0,7 19,5 СаС13 12,2 11,2 MgCO з 1,3 целях отработки оптимальной до- зировки были проведены испытания различных доз электролитной композиции именно со средним процентным содержанием составляющих ее компонентов с Для этого по принципу аналогов были подобраны пять групп бычков по 20 голов в каждой, из которых одна группа контрольных животных (не получавших электролитную композицию) и четыре опытных. Первая опытная группа бычков получала за 6-7 дней до транспортировки на мясокомбинат электролитную композицию в дозе 50 г (125 мг/кг) на голову в сутки, вторая - 70 (175 мг/кг), третья - 90 (225 мг/кг) и четвертая - 110 г (275 мг/кг).

Результаты проведенного опыта представлены в табл. 2.

Анализ полученных результатов показывает, что потери живой массы за транспортировку у животных подопытны групп были различными (табл, 2). Б первой опытной группе эти потери составили 28,7 кг, во второй 25,3, в третьей 2.1 ,6 и в четвертой - 27,5 к что соответственно меньше на 0,8 (Р 0,02), 1,6 (Р 0,001), 2,4 (Р 0,001) и 1,17, (Р 0,001) по сравнению с контрольными бычками,

0 5

0

5

0

5

0

5

не получившими электролитную композицию. У молодняка третьей и второй опытных групп, получавших электролитную композицию в дозе 90 и 70 г в день, потери живой массы при транспортировке были наименьшими и разница по сравнению с аналогами первой опытной группы составила 1,6 и 0,8% (7,1 и 3,4 кг ) и четвертой 1,3 и 0,5 (5,9 и 2,2 кг). Существенная разница по потере живой массы имела место также между второй и третьей группами 0,87. (3,7 кг) - Р 0,001.

Скармливание животным перед тран - спортировкой электролитной композиции позволило также увеличить (сохранить) массу туш. По данному лсказателю молодняк опытных групп превосходил контрольных соответственно по группам на 2,8 кг (Р С 0,2), 6,4 кг (Р 0,02), 8,8 кг (Р 0,001) и 3,5 кг (Р « 0,2), а по выходу туш - на 0,81, 0,95, 1,24 и.О,63 %. Из опытных групп наибольшим выходом туш характеризовался молодняк третьей и второй групп (57,31 и 57,02%). Превосходство опытных групп молодняка над контрольным установлено также по убойному выходу туш к съемной живой массе и качеству мяса и особенно по его технологическим показателям.

Следовательно, доза 90 г на голову в сутки или 225 мг/кг живой массы электролитной композиции, скармливаемая убойному молодняку в течение 6-7 дней перед транспортировкой, оказалась наиболее оптимальной и позволила снизить потери живой массы за транспортировку на 1,6 - 2,4%, а выход туш на 0,95 - 1,24%.

С целью подтверждения полученных результатов был проведен ряд научно- производственных опытов на убойном скоте различных пород, выращенном в условиях промышленных комплексов и площадок по выращиванию и откорму крупного рогатого скота.

Использование электролитной композиции в дозе и экспозиций, указанных выше, позволило сократить потери живой и убойной массы при транспортировке убойного скота на мясоперерабатывающие предприятия соответственно на 4,8 - 12,2 (8,5) и 2,2 - 9,4 (5,8) кг.

Полученный эффект можно объяснить тем, что электролитная композиция в какой-то мере нормализует обмен веществ, а особенно изменяет осмотическое взаимодействие в организме, что ведет за собой перераспределение воды между внутриклеточной и межклеточной жидкостями как в период транспортировки молодняка на мясоперерабатывающие предприятия, так ч при доставке на комплексы и отормоч ные площадки.

Анализ полученных данных о влиянии электролитной композиции па изменение биохимических показателей крови при перевозке убойного молодняка показал, что количество сахара после транспортировки в крови контрольного молодняка возрастает на 21,54 - 48,75 мг% (Р : 0,01), а у получавшего электролитную композицию - лишь на 7,5 - 18,23 мгТ, (Р 0,01).

Содержание общих липндов в крови контрольного молодняка за период транспортировки повышается на 20,87- 45,34 мг, тогда как у аналогов из опытных групп их содержание увеличивалось только на 2,75 - 8,94 мг/. Возрастание количества в крови сахара и липидов коррелирует с увеличением расстояния и длительности транспортировки Следовательно, под действием транспортного стресса возрастают потребности организма в энергии, которые удовлетворяются последовательной мобилизацией углеводов, при этом у опытного молодня а эти потребности менее значительны, чем у контрольного

Дача убойному молодняку перлд транспортировкой электролитной композиции позволила также повысить бактерицидную активность сыворотки крови на 4,32 - 13,56% после перевозки она оставалась выше у опытных животных Другие гематологические показатели у животных после транспортировки не превышали физиологической нормы , и различия были статистически недостоверны

Химическим составом установлено некоторое увеличение содержания сухого вещества в мясе-фарше за счет жира и про теина, жира - в длиннейшем мускуле спины опытных животных. Молодняк, получавший электролитную композицию, имел достоверно выше содержание гликогена в мышечной ткани. Следовательно, солевая композиция нормализует нервно-мышечное возбуж

5

0

5

0

5

0

5

дение, что подтверждается наличием глиьоп-на в печени животных в момент убоя

i -1 ттрольные линотные уступали опытным по биологической ценности чяга fliKH) и по технологическим по- ьлчап Л м (.яла гоудерживающей способности и унарираем СТ1 мяса) гоотпет- гтпснно 3,85 - о,45 и 2,55 - 4,78%, И р и м е п 3 Перед отработкой оптимальных дозировок электропнтной композиции бпг проведен опыт на пяти группах убопнпх Оьгчков по 10 голов в каждой с целью выявления ее экспо- ягпни. Всем опнтчых группам животных, за не копчением контрольной, дополнительно к рациону скармливалась элек- трплгтная композиция в наименьшей, предполагаемо;1 к отработке, дозировке (125 мг/кг), причем первой опытной группе она давалась 3 дня, второй - 5, третьей - 7 и четвертой - 9 дней до транспортировки их на мясокомбинат. Результаты опыта показали, что дача (электрочитной) композиции животным перед перевозкой позволила сократить потери живой массы и мяса соответственно на 1,8, 3,3, 4,6, 3,2 и 0,9, 2,2, 3,4, 1,8 кг (табл. 3). При этом наибольшим и достоверным снижением потерь как живой массы (4,6 кг - Р 0,001), так и мяса (3,4 кг - 0,05) характеризовались бычки третьей опытной группы, которые 1 пучали солевую композицию 7 дней. Бычки, получавшие ее в течение трех, пяти и девяти дней, уступали аналогам, получавшим ее 7 дней, по сокращению потерь живой массы на 2,8, 1,3, 1,4 кг и мяса на 2,5, 1,2, 1,6 кг.

Результаты опытов по установлению оптимальной дозы подтвердили, что для всех изучаемых нами дозировок лучшей (рациональной) экспозицией являлось использование электролитной композиции в течение 7 дней, так как с увеличением экспозиции повышаются затраты на электролитную композицию, а эффект по сокращению потерь значительно снижается.

Формула изобретения

Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота, включающий дачу животным с кормом

электролитной композиции, содержаний хлористый натрий, хлорнстьог калий и карбонат магния, отлнчаю- i ( и и с я тем, что, с целью снижения потерь массы животных при пере- ночке, в композицию дополнительно шюдят сернокислый натрий, углекислы натрий, карбонат кальция при следукг- дем соотношении компонентов, мас.%: Хлористой натрий 54,0 - 56,0

Хлористый . кали) Сернокислый натрий

Углекислый натри Карбонат кальция Карбонат магния

причем дачу электролитной композит проводят в течение 6-7 дней перед транспортровкой животных в дозе 50- 110 г/гол в сут„

Похожие патенты SU1634280A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1992
  • Левахин В.И.
  • Ляпин О.А.
  • Баширов В.Д.
RU2033048C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1999
  • Горлов И.Ф.
  • Левахин В.И.
  • Эзергайль К.В.
RU2153802C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1994
  • Ляпин О.А.
  • Левахин В.И.
  • Уренков А.Г.
RU2073513C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1994
  • Ляпин О.А.
  • Левахин В.И.
  • Ляпина В.О.
RU2069950C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1999
  • Горлов И.Ф.
  • Левахин В.И.
  • Эзергайль К.В.
RU2160532C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У МОЛОДНЯКА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1998
  • Ляпин О.А.
  • Левахин В.И.
  • Ляпина В.О.
  • Сизов Ф.М.
  • Сенько А.Я.
  • Айтуев Ж.И.
RU2147799C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЖИВОТНЫХ И СОКРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ ПРОДУКЦИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ПРЕДУБОЙНОМ СОДЕРЖАНИИ 2016
  • Левахин Владимир Иванович
  • Ажмулдинов Елемес Ажмулдинович
  • Ласыгина Юлия Анатольевна
  • Титов Максим Геннадьевич
  • Левахин Георгий Иванович
  • Левахин Юрий Иванович
  • Бабичева Ирина Андреевна
  • Рогачев Борис Георгиевич
RU2658360C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 1999
  • Горлов И.Ф.
  • Левахин В.И.
  • Эзергайль К.В.
RU2160533C1
СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ ПРОДУКЦИИ БЫЧКОВ ПРИ ТРАНСПОРТНОМ И ПРЕДУБОЙНОМ СТРЕССАХ 2014
  • Левахин Владимир Иванович
  • Поберухин Сергей Михайлович
  • Левахин Георгий Иванович
  • Левахин Юрий Иванович
  • Ажмулдинов Елемес Ажмулдинович
  • Поберухин Михаил Михайлович
  • Рогачев Борис Георгиевич
  • Титов Максим Геннадьевич
  • Ласыгина Юлия Анатольевна
  • Петрунина Юлия Юрьевна
RU2551967C1
СРЕДСТВО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТРЕССОВ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА 2000
  • Левахин В.И.
  • Ковзалов Н.И.
  • Сизов Ф.М.
  • Баширов В.Д.
RU2179803C1

Реферат патента 1991 года Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может бить использовано при транспортировке уРопного скота на мясокомбинаты, а также жинотных ич хозяйств-поставщиков на промыш- леннпе комплексы и откормочные площадки, Целью изобретения является сниленис потерь животных при транспортировке., Животным в течение 6-7 дней перед гршспортировкой дают с кормом солевую композицию, содержащую следуюшпе компоненты, мае. %: NaCl 54,0-56,0; KCl 16,0-23,0; Na.,S04 9,0-13,4; NaxC03 0,5-0,9; CaC03 10,0-14,4; M C03 1,2-1,6 в дозе 50- 110 г/гол в сутки. Способ позволяет снизить потери живой массы за транспортировку на 1,6-2,4% 3 табл. SS (Л

Формула изобретения SU 1 634 280 A1

Зависимость потерь живой массы

масса при постановке нЛ опыт, Ki

/Кивая масса до

транспортировки,

кг

Живая масса после транспортировки, кг

Потери за транспортировку, кг

Сокращение по431,7+4,02430,4+3,67 429,7+4,13 431,2±3,89

437,5+3,95436,8+4,00 435,7+4,19 438,4+4,25

405,7+3,10408,0+2,68 406,5±2,93 4Ю,4±3,25

31,8+0,73

28,840,62 29,2+0,85 28,0±0,75

Таблица животных от состава композиции

1

28,840,62 29,2+0,85 28,0±0,75

Эффект и в ног т ь Hi полыовчпня vit t три л ii т in in кикгю шипи ь лозе 25 мг/м (ЬО г животному массе и ДОО кг) в irimu ииштн от зкспоэиинн перед трансмортировюм

Покяэатели

КонтрольнаяОпытная I I Опытная II | Опытная Опытная ij

Съемная живая масса, кг435,5+3,65433,2+4,28434,8±4,07

Приемная «ивая масса, кг408,,25408,2+4,10411,,57

Потери в ПУТИ, кг26,,8725,00+0,592J,5±0,65

Сокращение потерь, кг-1,83,3

Масса парной тупи, кг230.8+1,24231,711,35233,0+1,40

Сокращение потерь мяса,

кг-0,92,2

Таблица 3

Группа

Экспозиция, дни I5

434,441,55433,6+4,38

412,2t3,60410,013,95

22,2 + 0,48П,6+0,39

4,63,2

234,2+1,10232,6+1,47

3.4

1,8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1634280A1

Кармас Э
Технология свежего мяса
М.: Пищепромиздат, 1979, с
Способ получения коричневых сернистых красителей 1922
  • Чиликин М.М.
SU335A1

SU 1 634 280 A1

Авторы

Левахин Владимир Иванович

Ляпин Олег Абдулхакович

Хруцкая Светлана Федоровна

Беломытцева Нина Михайловна

Фукс Валерий Майорович

Даты

1991-03-15Публикация

1988-08-08Подача