СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА Российский патент 1995 года по МПК B63B39/04 

Описание патента на изобретение RU2040429C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судов в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем безопасности мореплавания.

Известен способ контроля остойчивости [1] основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении.

Цель изобретения расширение функциональных возможностей способа и повышение достоверности оценки мореходных качеств судов.

Для этого дополнительно измеряют угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, а также линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей.

На чертеже представлена структурно-функциональная схема устройства, осуществляющего предлагаемый способ.

Способ контроля мореходности судов осуществляют следующим образом.

Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, кажущийся период волны, осадки носом и кормой и одновременно производят регистрацию угловых перемещений относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, а также линейных и угловых ускорений всех видов колебательного движения судна на волнении как динамической системы с шестью степенями свободы.

По данным измерений устанавливают водоизмещение, фактическую метацентрическую высоту и соответствующую аппликату ЦТ, производят оценку остойчивости, для чего вычисляют спектральную плотность S(ω) и параметры морского волнения, дисперсии Dq, Dq и среднюю частоту относительных колебаний волнового уровня относительно корпуса судна, дисперсию DzB и среднюю частоту колебаний минимального погружения гребного винта, дисперсию рыскания Dx, дисперсии Dx, Dy, Dz проекций полного вектора ускорений при колебательном движении судна на волнении и производят оценку показателей, характеризующих мореходные качества судна:
1. Вероятности заливания Рз и среднего числа N погружений палубы под поверхность волны за единицу времени То
P3= exp[-(F*)2/2Dq] N (1/2π)P3, где F* расчетная высота надводного борта.

2. Вероятности слеминга Ро и среднего числа ударов Nуд за время То
Pc= exp{ -[(T21

/2Dq)+0,0087gL/2D] Nуд= (1/2π)ToPc, где Т1 расчетная осадка в зоне удара;
g ускорение свободного падения;
L длина судна.

3. Вероятности оголения лопастей гребного винта Рог и среднего числа оголений Nог за время То
Pог exp{-0,5[(Ho-R)/(D)1/2]2}
Nог= [1/(2π)1/2]To[Ho-R)/(D)]Pог, где Hо погружение оси винта;
R радиус винта.

4. Амплитуды рыскания
χ3% 2,64 (Dχ)1/2.

5. Суммарных ускорений, действующих при качке судна на волнении
U1 (Dx + Dy + Dz)1/2, U2=(Dx + Dy)1/2.

Описание процедуры обработки данных измерений выполняются с помощью спецпроцессоров и быстродействующей персональной ЭВМ и реализуются в экспертной системе, позволяющей осуществлять оценку мореходных качеств судна на основе действующих критериев и принимать обоснованные решения по обеспечению безопасности эксплуатации судна.

Устройство содержит датчики курсового угла 1 и скорости судна 2, значения которых вводят в ЭВМ с помощью дисплея 21, датчики осадок судна носом 3 и кормой 4, датчики угловых перемещений при колебательном движении судна относительно продольной 5, поперечной 6 и вертикальной 7 осей, датчик ускорений 8-13 всех видов качки судна на волнении, сигналы от которых через блок коммутации и предварительной обработки информации 14 поступают для дальнейшей обработки в специализированные процессоры: процессор-классификатор 15, позволяющий анализировать измеряемые сигналы с целью установления их статистических характеристик, проверки свойства стационарности, идентификации их распределений и оценки спектральных плотностей, процессор-редактор 16, осуществляющий редактирование выбросов и масштабирование измеряемых сигналов, и метрологический процессор 17, выполняющий периодическую самопроверку, самокалибровку и коррекцию измерений. Управление базой данных 19 и базой знаний 20 экспертной системы осуществляет интеллектуальный процессор быстродействующей ЭВМ 18, обеспечивающий также интерфейс с пользователем через цветной графический дисплей 21, вывод результатов на печать 22 и взаимодействие между специализированными процессорами 15 и 16.

Похожие патенты RU2040429C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Алексеев Юрий Николаевич
  • Дружевский Сергей Анатольевич
  • Нестеров Николай Аркадьевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Федоров Александр Анатольевич
RU2272739C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Коравиковский Юрий Павлович
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Адамов Николай Олегович
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2467914C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1998
  • Александров В.Л.
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
  • Ростовцев Д.М.
RU2147540C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2016812C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 2013
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2518374C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА РАЗРУШАЮЩЕМСЯ ВОЛНЕНИИ 2011
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2455190C1
Способ контроля процесса эвакуации экипажа и пассажиров при возникновении морских катастроф 2017
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Балахонцева Марина Андреевна
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2658232C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1990
  • Нечаев Ю.И.
RU2033370C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 2009
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Ярисов Владимир Владимирович
RU2405712C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1989
  • Нечаев Ю.И.
RU2033369C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 040 429 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА

Использование: контроль мореходности судов в условиях эксплуатации с помощью экспертных систем безопасности мореплавания. Сущность изобретения: дополнительно измеряют угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, а также линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, устанавливают характеристики заливаемости, слеминга, оголения лопастей гребного винта, рыскания и суммарные ускорения, действующие при качке. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 040 429 C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА, основанный на измерении периода бортовой качки, осадки носом и кормой "кажущегося" периода волны, курсового угла и скорости судна на нерегулярном волнении и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что дополнительно измеряют угловое перемещение судна относительно поперечной и вертикальных осей, а также линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040429C1

Авторское свидетельство СССР N 1667334, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 040 429 C1

Авторы

Нечаев Ю.И.

Даты

1995-07-25Публикация

1991-04-05Подача