СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА Российский патент 1995 года по МПК B63B39/14 

Описание патента на изобретение RU2033370C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.

Известен способ контроля устойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Недостаток способа низкая достоверность контроля безопасности судна в экстремальных ситуациях, особенно при резкой качке и интенсивных динамических нагрузках на корпус судна.

Цель изобретения повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна.

Сущность изобретения: дополнительно измеряют период колебаний судна относительно поперечной центральной оси и напряжения, действующие по обеим бортам верхней палубы в плоскости миделя.

На фиг. 1 представлена структурно-функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 схема выбора оптимального курсового угла.

Способ контроля остойчивости судна осуществляют следующим образом.

Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, осадки носом и кормой и одновременно производят регистрацию периодов колебаний судна относительно продольной и поперечной центральных осей и напряжения, действующие по бортам верхней палубы в плоскости миделя.

По данным измерений устанавливают:
водоизмещение, кажущийся период и фактическую метацентрическую высоту и производят оценку ситуации путем сопоставления фактических показателей остойчивости, качки и прочности с допустимыми значениями по условиям:
h<hкр, σ>σкр, W, (1) где hкр критическая метацентрическая высота;
σ и σкр фактическое и допустимое напряжения; W=(0,7-1,3) τθ или (0,7-1,3) τΨ; τθ и τΨ периоды бортовой и килевой качки судна;
область допустимого изменения курсового угла волны ϕдоп= ϕ ±15о, внутри которой выделяют зоны неблагоприятных курсовых углов, определенных условиями (1);
метацентрическую высоту h(ϕ), действующие напряжения σ (ϕ) и полное гидродинамическое сопротивление R(ϕ) в диапазоне ϕдоп
, (2) где f1(ϕ)=а12 ϕ23 ϕ34 ϕ45ϕ 56ϕ 6;
f2(ϕ)=b1ϕ 2+b2ϕ 3+b3ϕ 5+b4 ϕ6+b5 ϕ7+
+b6ϕ 9;
f3( ϕ)=c1ϕ* +с2(ϕ*)3+c3(ϕ*)4+ с4(ϕ*)5+
+ с5(ϕ*)66(ϕ*)9˙[1+f(κR)][1+f(κq)] а1=-0,13, а2=-0,29, а3=0,50, а4=-0,10, а5=0,006, а6=-0,002; b1=-1,58, b2=1,03, b3=-0,061, b4=-0,03, b5=0,013, b6=-0,00027; c1=3,34, c2=-2,60, c3=0,54, c4=0,19, c5=0,0402, c6=-0,0048; ϕ=0 соответствует движению судна на попутном волнении, а ϕ*=0 на встречном волнении; при ϕ*= 3 π/2- π f3(ϕ)=f3(ϕ*=3 π/2)=const; σ1 и σ2 напряжения от общего изгиба корпуса на волнении, установленные при положении судна вразрез волнам и лагом к волнению; f(κR)=3(κR-0,9); κR=(1,2-0,1 α1/2)-(2,9 α1/2-1,9)Fr; Fr= V/(gL)1/2; g ускорение свободного падения; L длина судна; f(κq)= -1,05q*+0,78(q*)2; q*=q-0,3; q=qo(10h3%/L); qo=1,0 для развитого, qo= 0,7 для развивающегося и qo=1,5 для волнения зыби; h3% высота волны 3%-ной обеспеченности; Rо сопротивление судна на тихой воде; Δ R дополнительное сопротивление на встречном волнении; α коэффициент полноты ватерлинии;
оптимальные значения курсового угла ϕорt и скорости судна Vорt, соответствующие минимуму полного гидродинамического сопротивления на участке ϕдоп (при отсутствии указанного минимума принимают наименьшую величину сопротивления за пределами выделенных по условиям (1) зон неблагоприятных курсовых углов), где Vopt=V+ Δ V; V скорость; Δ V=[(R/R*)1/3-1] приращение скорости, вызванное снижением сопротивления; R и R* значения сопротивления при курсовых углах ϕ и ϕopt.

Устройство содержит датчики курсового угла 1 и скорости судна 2, значения которых вводят в ЭВМ 10 с помощью дисплея 11, датчики периодов колебательного движения судна относительно продольной 3 и поперечной 4 центральных осей, датчики 5 и 6 давлений, характеризующие осадки судна носом и кормой, датчики напряжений по правому 7 и левому 8 бортам верхней палубы в плоскости миделя, сигналы от которых поступают на вход программно-управляющего модуля 9 преобразования исходной информации и ввода ее в ЭВМ 10 с цветным графическим дисплеем 11 и принтером 12.

Похожие патенты RU2033370C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1992
  • Нечаев Юрий Иванович[Ua]
  • Васильева Элеонора Юрьевна[Ru]
RU2043271C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА РАЗРУШАЮЩЕМСЯ ВОЛНЕНИИ 2011
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2455190C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Ю.И.
RU2040429C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 2009
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Ярисов Владимир Владимирович
RU2405712C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 2013
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2518374C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2016812C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1998
  • Александров В.Л.
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
  • Ростовцев Д.М.
RU2147540C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1994
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Васильева Элеонора Юрьевна
RU2091269C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЛНЕНИЯ 2016
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2647357C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1989
  • Нечаев Ю.И.
RU2033369C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 033 370 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА

Использование: в судостроении, для контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: измеряют период бортовой качки, осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна, период колебательного движения судна относительно поперечной центральной оси и напряжения, действующее на миделе в контролируемом сечении по правому и левому бортам верхней палубы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 033 370 C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности оценки безопасности эксплуатации судна, дополнительно измеряют период колебаний судна относительно поперечной центральной оси и напряжения, действующие по бортам верхней палубы в плоскости миделя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2033370C1

Авторское свидетельство СССР N 1667334, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 033 370 C1

Авторы

Нечаев Ю.И.

Даты

1995-04-20Публикация

1990-08-06Подача