Изобретение относится к процессам нефтепереработки, а именно производства окисленных битумов, используемых в дорожном строительстве.
Известен способ получения дорожного битума окислением кислородом воздуха при повышенной температуре смеси нефтяного гудрона и тяжелой флегмы коксования в массовом соотношении (70-85):(15-30) [1]
Этот способ позволяет получать морозостойкие битумы. Однако данный способ предусматривает использование продуктов переработки исключительно нефтей, характеризующихся показателем А+С 2,5П > 0 (А содержание асфальтенов, мас. С содержание смол, мас. П содержание парафинов, мас.).
Известен способ получения дорожного битума окислением кислородом воздуха продуктов переработки нефтей, имеющих показатель А+С 2,5П > 0 (например, западно-сибирской). В качестве окисляемого сырья вводили смесь гудрона и асфальта деасфальтизации II ступени в соотношении 1:1. Окисление проводилось на пилотной установке колонного типа непрерывного действия при температуре 250оС [2]
Однако данный способ не обеспечивает возможность получения качественных битумов из продуктов переработки нефтей, показатель которых А+С 2,5П < 0, а к таким нефтям относятся значительная часть смолистых высокопарафинистых нефтей Мангышлакского полуострова (Дунгинская, Жетыбайская, Узеньская, Тенгинская, Курганбайская), а также смолистые парафиновые нефти Нижнего Поволжья (Жирновская, Коробковская).
Целью изобретения является расширение сырьевой базы производства дорожного битума за счет вовлечения в этот процесс продуктов переработки смолистых высокопарафинистых и смолисто-парафинистых нефтей, характеризующихся следующей зависимостью А+С 2,5П < 0.
Технический результат, достигаемый изобретением, получение высококачественного битума при использовании в качестве сырьевых компонентов асфальтов деасфальтизации нефтей Нижнего Поволжья и полуострова Мангышлак, ранее сжигаемых в смесях с мазутом.
Сущность заявляемого способа заключается в окислении смеси гудрона, полученного из нефтей, характеризующихся А+С 2,5П > 0, и асфальта, полученного из гудрона нефтей, имеющих А+С 2,5П < 0, путем глубокой деасфальтизации, имеющего следующий химический состав, мас. парафино-нафтеновые 9,0-19,0; ароматические углеводороды 61,0-73,0, в том числе моноциклические ароматические 19,0-23,0, бициклические ароматические 10,0-14,0, полициклические ароматические 28,0-40,0. смолы 11,0-16,0, асфальтены 4,0-7,0.
Отличительным признаком изобретения является химический состав используемого асфальта деасфальтизации.
Изобретение иллюстрируется примерами 1-3.
В качестве исходных компонентов были использованы гудрон из западно-сибирской нефти составом, приведенным в табл. 1, и асфальт деасфальтизации мангышлакской и асфальт деасфальтизации смеси жирновской и коробковской нефтей.
Асфальты деасфальтизации получают на установке деасфальтизации Волгоградского НПЗ обработкой жидким пропаном нефтяного гудрона в объемном соотношении 8-10:1 с последующей отгонкой пропана и выделения остатка.
Показатели полученных асфальтов деасфальтизации приведены в табл. 2.
Получение дорожного битума проводили в реакторе, снабженном внешним обогревом и барботером для подачи воздуха. Смесь гудрона и асфальта деасфальтизации в массовом соотношении (1-1,5):(1-1,5) нагревали до температуры 190-200оС и подавали воздух, затем нагревали до температуры окисления 240-250оС. Скорость подачи воздуха 1,8-2,4 л/мин на 1 кг сырья. Окисление проводили 6-8 ч до получения битума с температурой размягчения по кольцу и шару от 45 до 48оС.
Технологические параметры получения битума приведены в табл. 3, свойства полученных битумов приведены в табл. 4.
Данные табл. 4 показывают, что битумы полученные заявляемым способом, соответствуют требованиям, предъявляемым к дорожным битумам.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1992 |
|
RU2024573C1 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ГУДРОНА | 1994 |
|
RU2068869C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА | 2007 |
|
RU2359989C1 |
СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ АЛМАЗНОГО ШЛИФОВАНИЯ СТЕКЛА | 1993 |
|
RU2046822C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ | 1998 |
|
RU2142493C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СВЕТИЛЬНИКОВ | 1992 |
|
RU2024589C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2011 |
|
RU2458965C1 |
Способ получения дорожного битума | 1982 |
|
SU1073278A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2020 |
|
RU2752591C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКОЙ НЕФТЯНОЙ ОЛИФЫ | 1992 |
|
RU2048480C1 |
Использование: нефтехимия. Сущность: смесь гудрона нефти и асфальта деасфальтизации подвергают окислению воздухом. Используют гудрон нефти, имеющей показатель А + С 2,5П > О, где А, С, П-содержание в нефти соответственно асфальтенов (А), смол (С), парафинов (П), и асфальт, полученный глубокой деасфальтизацией нефти, имеющий показатель А + С 2,5 П < О и следующий состав, мас. парафино-нафтеновые углеводороды 9,0 19,0; ароматические углеводороды 61,0 73,0, в том числе моноциклические ароматические углеводороды 19,0 23,0, Бициклические ароматические углеводороды 10,0 14,0, полициклические ароматические углеводороды - остальное; смолы 11,0 16,0; асфальтены остальное. 4 табл.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА окислением при повышенной температуре кислородом воздуха смеси, содержащей гудрон нефти, характеризующейся показателем А + С 2,5П > 0, где А, С, П содержание, мас. в нефти, соответственно асфальтенов, смол, парафинов, и асфальт деасфальтизации, отличающийся тем, что используют асфальт, полученный глубокой деасфальтизацией гудрона нефти, характеризующейся показателем А + С 2,5П < 0, и имеющий следующий состав, мас.
Парафинонафтеновые углеводороды 9 19
Ароматические углеводороды 61 73
в том числе:
Моноциклические ароматические углеводороды 19 23
Бициклические ароматические углеводороды 10 14
Полициклические ароматические углеводороды Остальное
Смолы 11 16
Асфальтены Остальное
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Гуп Р.Б | |||
Нефтяные битумы | |||
М.: Химия, 1973, с.119-121. |
Авторы
Даты
1995-08-20—Публикация
1993-01-15—Подача