Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам лесовозам.
Известен автопоезд для перевози длинномерных грузов, содержащий тяговое звено с коником и грузовой лебедкой, нечетное количество, (не менее трех) последовательно соединенных между собой дышлами прицепных звеньев с кониками, при этом каждое четное прицепное звено соединено посредством гибких органов крестообразной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки закреплены выше уровня подсоединения соответствующих дышел, каждое из которых одним концом присоединено к последующему звену с возможностью поворота в плоскости, параллельной опорной поверхности, а другим концом шарнирно подсоединено к предшествующему прицепному звену, при этом дышло, подсоединенное к тяговому звену, выполнено складывающимся в вертикальной плоскости, смонтированные соответственно на тяговом звене и на четных прицепных звеньях ограничители бокового продольного и вертикального смещения нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к последним.
Однако перевод известного автопоезда в положение порожнего пробега и обратно сложен, требует значительных затрат труда и времени, что снижает эффективность использования известного автопоезда.
Техническим эффектом изобретения является ускорение и упрощение перевода автопоезда в положение порожнего пробега.
Для достижения данного эффекта автопоезд для перевозки длинномерных грузов, содержащий тяговое звено с коником и грузовой лебедкой, нечетное количество не менее трех, последовательно соединенных между собой дышлами прицепных звеньев с кониками, при этом каждое четное прицепное звено соединено посредством гибких органов крестообразной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки закреплены выше уровня подсоединения соответствующих дышел, каждое из которых одним концом присоединено к последующему звену с возможностью поворота в плоскости параллельной опорной поверхности, а другим концом шарнирно подсоединено к предшествующему прицепному звену, при этом дышло, подсоединенное к тяговому звену, выполнено складывающимся в вертикальной плоскости, смонтированные соответственно на тяговом звене и на четных прицепных звеньях ограничители бокового продольного и вертикального смещения нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к последним, снабжен по меньшей мере одним комплектом строп, которые подсоединены одними концами к соединительному элементу для связи с грузоподъемным органом, а другими концами соответственно к каждому нечетному прицепному звену, начиная с третьего и дышлу, примыкающему к этому звену, элементами подсоединения, при этом в разгрузочном, вывешенном за соединительный элемент положении каждого указанного нечетного звена и подсоединенного к нему дышла, проекции строп, подсоединенных к дышлу, на продольную вертикальную плоскость этого дышла больше проекций на эту плоскость участков линий, проходящих от соединительного элемента вдоль строп, подсоединенных к указанному нечетному прицепному звену до пересечения с плоскостью, перпендикулярной указанной продольной вертикальной плоскости и проходящей через элементы подсоединения на дышле параллельно его продольной оси, а на каждом из четных прицепных звеньев элемент шарнирного соединения с дышлом, присоединяющим последующее нечетное прицепное звено, состоит из смонтированного на каждом четном прицепном звене элемента с открытым вверх пазом и фиксирующей перемычкой, шарнирно установленной у верхней части этого паза для фиксации горизонтальной оси, которая жестко закреплена на конце указанного дышла и установлена с возможностью размещения в этом пазу, при этом указанный элемент смонтирован ниже уровня насадочных мест крепления гибких органов крестообразной сцепки. Кроме того, автопоезд для перевозки длинномерных грузов снабжен упорами для фиксации гибких органов крестообразной сцепки при погрузке нечетного прицепного звена на предшествующее четное, смонтированными на каждом дышле, связывающем четное прицепное звено с последующим нечетным, в зоне пересечения гибких органов крестообразной сцепки со стороны нечетного прицепного звена от места пересечения гибких органов этой сцепки.
Кроме того, автопоезд для перевозки длинномерных грузов снабжен дополнительными элементами подсоединения соединительного элемента в положении порожнего пробка автопоезда, которые смонтированы на каждом четном прицепном звене или дышле, связывающем его с предшествующим звеном в зоне, примыкающей к месту подсоединения этого дышла к четному прицепному звену.
Кроме того, автопоезд для перевозки длинномерных грузов снабжен дополнительными элементами подсоединения соединительного элемента в положении грузового пробега, которые смонтированы на каждом нечетном прицепном звене или дышле, связывающем его с предшествующим звеном в зоне, примыкающей к месту подсоединения этого дышла к нечетному прицепному звену.
На фиг. 1 изображен автопоезд для перевозки длинномерных грузов, вид сбоку; на фиг. 2 автопоезд для перевозки длинномерных грузов, вид сверху; на фиг. 3 изображен автопоезд для перевозки длинномерных грузов, момент начала подъема нечетного прицепного звена, следующего за четным (в начале перевода автопоезда в положение порожнего пробега); аналогично взаиморасположение элементов автопоезда в момент состыковки открытого вверх элемента шарнирного соединения четного прицепного звена с дышлом, подсоединяющим последующее звено (в конце перевода автопоезда в положение грузового пробега); на фиг. 4 автопоезд в момент окончания перевода его в положение порожнего пробега; на фиг. 5 узел I на фиг. 3 и 4; на фиг. 6 открытый вверх элемент шарнирного соединения четного прицепного звена с дышлом, подсоединенным к последующему звену, вид сбоку, а также взаиморасположение этого элемента и посадочных мест крепления гибких органов крестообразной сцепки указанного четного прицепного звена с последующим задним звеном; на фиг. 7 то же, вид сверху; на фиг. 8 вариант исполнения ограничителя бокового и вертикального смещения дышла, погруженного вместе с подсоединенным к нему нечетным прицепным звеном на четное прицепное звено, дышло которого, подсоединенное к предшествующему звену, служит в период порожнего пробега опорой для указанного погруженного дышла (сечение А-А на фиг. 4); на фиг. 9 стропы в период стыковки элемента шарнирного соединения четного прицепного звена с дышлом, подсоединяющим последующее звено, вид сбоку, при этом по крайней мере один строп присоединен к элементу подсоединения, смонтированному на разгружаемом прицепном звене выше плоскости, перпендикулярной продольной вертикальной плоскости подсоединенного к этому звену дышла и проходящей через элементы подсоединения на этом дышле параллельно его продольной оси; на фиг. 10 то же, при подсоединении по крайней мере одного стропа к элементу подсоединения, смонтированному на разгружаемом прицепном звене ниже указанной плоскости; на фиг. 11 то же, вид сверху.
Предлагаемый автопоезд включает тяговое звено 1 с коником 2 и грузовой лебедкой 3, смонтированной на передней части рамы тягового звена.
Автопоезд включает также нечетное не менее трех количество прицепных звеньев с кониками. На чертежах изображен вариант автопоезда с тремя прицепными звеньями 4, 5 и 6 соответственно. Если считать вместе с тяговым звеном, то звено 4 второе звено автопоезда, звено 5 третье, а звено 6 четвертое. Если же считать только прицепные звенья, то звено 4 является первым прицепным звеном, звено 5 вторым, а звено 6 третьим. Таким образом, звенья 4 и 6 являются нечетными прицепными звеньями, а звено 5 четным прицепным звеном. Звено 4 является предшествующим четному прицепному звену 5, а звено 6 последующим по отношению к звену 5, также как и звено 5 является последующим по отношению к звену 4.
На прицепных звеньях смонтированы коники соответственно 7 на звене 4; 8 на звене 5; 9 на звене 6. Автопоезд включает также дышла, каждое из котоpых одним концом с возможностью поворота в плоскости, параллельной опорной поверхности, подсоединено к последующему звену, а другим шарнирно подсоединено к предшествующему звену. Таким образом, последующее звено 4 связано с предшествующим звеном 1 дышлом 10, последующее звено 5 связано с предшествующим звеном 4 дышлом 11, а последующее звено 6 связано с предшествующим звеном 5 дышлом 12. При этом следует отметить, что по крайней мере на четном прицепном звене 5 элемент 13 шарнирного соединения с дышлом 12, присоединяющим последующее звено 6, выполнен открытым вверх. При этом возможны различные варианты исполнения элемента 13. На чертежах показан вилочный вариант исполнения этого элемента. Он представляет собой два закрепленных параллельно друг другу на раме звена 5 кронштейна 14 одинаковой формы. Каждый из кронштейнов имеет открытый вверх паз. Сверху паз имеет улавливающие наклоненные к середине участки 15, которые переходят в вертикальные параллельные плоскости симметрии паза участки 16. Замыкается паз дугообразной поверхностью, выполненной по радиусу, соответствующему радиусу оси 17 поворота дышла 12 относительно звена 5. Расстояние между участками 15 паза также соответствует этому радиусу. Ответный элемент шарнирного соединения дышла 12 с звеном 5 смонтирован на дышле 12. На чертежах изображен вариант исполнения этого элемента в виде стержня 18, один конец которого с возможностью поворота вокруг продольной горизонтальной оси закреплен на дышле 12, а другой выполнен с плоскости параллельными между собой и продольной оси дышла 12 боковыми поверхностями 19, расстояние между которыми соответствует расстоянию между кронштейнами 14 с гарантированным зазором.
Кроме того, этот конец стержня 18 в поперечном направлении, перпендикулярном боковым поверхностям 19, пронизан осью 17, которая зафиксирована в нем от продольного перемещения любым общеизвестным образом. При этом по обе стороны стержня 18 выступают концевые участки оси 17. При соединении дышла 12 и звена 5 указанный стержень 18 в положении, когда его боковые поверхности 19 приблизительно параллельны внутренним поверхностям 20 кронштейнов 14, вводят сверху в промежуток между этими кронштейнами, располагая концевые участки оси 17 приблизительно над параллельными пазами в кронштейнах 14. При опускании дышла 12 со стержнем указанные концевые участки скользят сначала по участкам 15, а затем по участкам 16 пазов до взаимодействия с дугообразными поверхностями каждого из пазов. Для предотвращения обратного выхода указанного конца стержня 18 из открытых вверх пазов элемент 13 снабжен замыкающей перемычкой, которая также может быть выполнена любым известным образом. В изображенном на чертежах варианте она состоит из двух одинаковых частей, закрепленных шарнирно и параллельно между собой на кронштейнах 14 с наружных сторон. При этом части перемычки могут быть выполнены, например, в виде пластин 21, оси шарнирного крепления которых располагаются по одну сторону открытых вверх пазов. По другую сторону этих пазов на кронштейнах 14 выполнены элементы фиксации перемычки, в частичности ее пластинчатых частей 21. Эти элементы могут представлять собой, например, отверстия 22 под пальцы или штыри 23, являющиеся ответными элементами фиксации, смонтированными на пластинах 21 с возможностью перемещения в поперечном направлении, параллельном осям отверстий 22 в кронштейнах 14, и при этом подпружинены относительно пластин 21. Для этого на пластинах 21 могут быть неподвижно смонтированы
стаканы 24, а штыри 23 с возможностью продольного перемещения, установлены в этих стаканах. При этом конец каждого штыря 23, противоположный фиксирующему, выполнен меньшего диаметра и пронизывает размещенную в стакане 24 пружину 25, а также днище этого стакана. На выступающем на днище стакана 24 конце штыря 23 может быть закреплена оттяжная рукоятка 26. Каждая пружина 25 одной стороной упирается в днище стакана 24, а другой в выступ, образованный перепадом диаметров фиксирующей и противоположной ей частей штыря 23.
Подобно описанному, т. е. открытыми вверх, могут быть выполнены и элементы шарнирного соединения звеньев 4 и 1 с дышлами 11 и 10 соответственно. Соответствующим образом в этом случае будут выполнены и ответные элементы этих шарнирных соединений, монтируемые на дышлах 11 и 10. Однако обязательным является такое исполнение элементов шарнирного соединения звена 5 и дышла 12. При наличии большого числа прицепных звеньев, чем в рассматриваемом примере, обязательным является указанное, открытое вверх выполнение элементов шарнирного подсоединения дышел на всех четных прицепных звеньях со стороны последующих нечетных прицепных звеньев.
По крайней мере между каждым четным прицепным звеном автопоезда и последующим за ним нечетным прицепным звеном выполнена крестообразная сцепка (в рассматриваемом примере по крайней мере между звеньями 5 и 6). На чертежах изображен вариант, когда между всеми смежными звеньями автопоезда выполнены крестообразные сцепки гибкими органами. При этом необходимо обратить внимание на взаиморасположение на звеньях мест подсоединения гибких органов крестообразной сцепки и элементов шарнирного подсоединения дышел. Так, на тяговом звене 1 это взаиморасположение может быть, например, традиционным, т. е. уровень элемента 27 шарнирного подсоединения дышла 10 выше уровня мест 29 подсоединения гибких органов 29 крестообразной сцепки. На прицепном звене 4 уровень мест 30 подсоединения противоположных участков (или концов) тех же гибких органов крестообразной сцепки (с звеном 1) выше уровня подсоединения дышла 10. При этом следует отметить, что под местами подсоединения 30 этих участков гибких органов 29 крестообразной сцепки на звене 4 может пониматься и уровень крепления на этом звене обводных элементов (в частности, блоков), через которые пропускают указанные участки гибких органов перед креплением их концов на звене 4. Взаиморасположение уровней мест подсоединения гибких органов крестообразной сцепки и элементов подсоединения дышел на звеньях может быть любым на всех звеньях, кроме четных прицепных звеньев и следующих за ними нечетных.
Места подсоединения гибких органов крестообразной сцепки этих звеньев должны соответствовать следующим требованиям. Уровень мест подсоединения гибких органов сцепки на четном прицепном звене (в частности, на звене 5) должен быть обязательно выше уровня расположения элемента шарнирного подсоединения дышла, связывающего это звено с последующим нечетным прицепным звеном (в рассматриваемом примере уровень мест 31 подсоединения гибких органов 32 крестообразной сцепки к звену 5 выше уровня расположения элемента 13 шарнирного подсоединения к этому звену дышла 12). Уровень мест подсоединения гибких органов сцепки на нечетном прицепном звене должен быть также выше уровня подсоединения к этому звену дышла со стороны четного прицепного звена (в рассматриваемом примере уровень мест 33 подсоединения гибких органов 32 крестообразной сцепки к звену 6 выше уровня подсоединения к этому звену дышла 12). В данном случае также следует иметь ввиду, что под местами подсоединения 33 гибких органов 32 крестообразной сцепки на звене 6 может подниматься и уровень крепления на этом звене обводных элементов (в частности, блоков), через которые пропускают гибкие органы перед креплением их концов на звене 6.
Целесообразно также по крайней мере дышло 10 выполнить складывающимся, например, по традиционной схеме конструктивного исполнения, т.е. состоящим из двух шарнирно связанных частей с откидным фиксатором (условно не показан), исключающим их относительный поворот при грузовом пробеге. На дальнем конце подсоединенной к тяговому звену части дышла 10 имеется элемент подсоединения, подводимого через блоки троса 34 грузовой лебедки 3. Кроме того, на тяговом звене смонтирована стойка 35 для опирания дышла в сложенном положении. На этой стойке должен быть смонтирован замок 36 для удержания дышла в сложенном положении, выполняющий роль ограничителя бокового, продольного и вертикального смещения дышла 10 (в сложенном положении) относительно тягового звена 1. Конструкция замка может быть любой, например, общеизвестной, применяемой на серийных автопоездах со складывающимся дышлом.
Для накатывания колес прицепного звена, следующего за тяговым (в частности, звена 4), в процессе его погрузки на тяговое звено и складывания дышла в задней части тягового звена смонтирована опорная площадка 37. На боковых краях опорной площадки 37 или в ином месте на этой площадке либо на раме тягового звена могут быть выполнены ограничители бокового смещения погружаемого прицепного звена 4, в частности ограничители бокового смещения колес этого звена традиционной общеизвестной конструкции, например в виде выступов (условно не показаны).
Предлагаемый автопоезд должен быть также снабжен по крайней мере одним комплектом строп, подсоединенных одними концами к их соединительному элементу, например кольцу 38. Возможны варианты, когда каждое нечетное прицепное звено, следующее за смежным ему четным прицепным звеном, снабжено отдельным комплектом строп, которые своими неподсоединенными к соединительному элементу 38 концами присоединены к элементам 39 и 40 подсоединения, которые в свою очередь выполнены соответственно на нечетных прицепных звеньях, следующих за смежными им четными (т.е. на звене 6, следующем за звеном 5 в рассматриваемом примере) и дышлах, подсоединенных к нечетным со стороны четных (т.е. на дышле 12 в рассматриваемом примере).
Возможен вариант, при котором автопоезд имеет один съемный комплект строп для всех нечетных прицепных звеньев, следующих за четными прицепными звеньями. При этом количество строп в комплекте ограничено разумной необходимостью. Этому количеству соответствует и число элементов подсоединения на указанных звеньях и дышлах. Например, комплект может включать только два стропа 41 и 42, при этом элементы их подсоединения 39 и 40 на звене и дышле располагают ближе к продольной вертикальной плоскости дышла и звена, либо непосредственно в этой плоскости. Комплект может включать, например, два стропа 41, подсоединяемых к звену 6, и два стропа 42, подсоединяемых к дышлу 12. При этом элементы подсоединения 39 и 40 в соответствующем количестве располагают симметрично продольной вертикальной плоскости звена 6 и дышла 12. Возможен случай, когда комплект содержит один строп 41 и два стропа 42 и, наоборот. В этом случае два стропа подсоединяют симметрично продольной вертикальной плоскости, а один непосредственно в этой плоскости или вблизи от нее к элементам подсоединения на звене 6 и дышле 12.
Следует также отметить, что взаиморасположение элементов подсоединения 39 и 40, а также длины строп 41 и 42 должны быть подобраны исходя из следующих условий. Поскольку комплект (или комплекты) строп используются при вывешивании с целью погрузки и разгрузки нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к ним со стороны смежных четных прицепных звеньев, то взаиморасположение элементов 39 и 40 и длины строп 41 и 42 должны соответствовать требуемому положению указанных звеньев и дышел (в рассматриваемом примере звена 6 и дышла 12) в вывешенном состоянии. Это положение определяется возможностью быстрой стыковки элемента шарнирного соединения на дышле 12 с элементом 13 шарнирного соединения на звене 5 в процессе разгрузки звена 6 с подсоединенным к нему дышлом 12.
Для удобства такой стыковки после вывешивания грузоподъемным механизмом на стропах 41 и 42 за их соединительный элемент 38 звено 6 с дышлом 12 должно занять такое положение, при котором продольная ось дышла 12 находилась бы под углом α к горизонту. Этот угол может составлять, например, 7-10о.
При таком наклоне укладке элемента шарнирного соединения дышла 12 в открытый вверх паз в элементе 13 звена 5 не будут препятствовать ослабленные гибкие органы крестообразной сцепки, места 31 подсоединения которых к звену 5 расположены выше элемента 13 (при расположении же мест 31 ниже этого элемента гибкие органы крестообразной сцепки при таком наклоненном положении дышла 12 оказались бы натянутыми и препятствовали бы попаданию элемента шарнирного соединения дышла 12 в паз на элементе 13).
Итак, для обеспечения описанного положения дышла 12 и звена 6 в вывешенном на стропах 41 и 42 за их соединительный элемент 38 положении необходимо подобрать места установки элементов подсоединения 39 и 40, а также длины строп 41 и 42 таким образом, чтобы в таком (вывешенном) положении проекции строп 42, подсоединенных к дышлу 12, на продольную вертикальную плоскость этого дышла были больше проекций на эту плоскость участков 43 линий, проходящих от соединительного звена 38 вдоль строп 41, подсоединенных к звену 6, до пересечения с плоскостью, перпендикулярной оси. При этом элементы 40 подсоединения на звене могут располагаться как ниже, так и выше указанной плоскости, перпендикулярной продольной вертикальной. В зависимости от того, выше или ниже этой плоскости установлены элементы 39, необходимо подбирать длины строп 41 и 42, чтобы обеспечить соблюдение вышеописанного условия. Следует также отметить, что указание на то, что элементы 39 подсоединения монтируют на звене 6, а элементы 40 подсоединения монтируют на дышле 12, говорит о том, что в описанном вывешенном положении центр тяжести этой конструкции (звено 6 с подсоединенным дышлом 12) должен обязательно находиться в промежутке между элементами подсоединения 39 и 40.
В случае, если нечетных прицепных звеньев, следующих за четными прицепными звеньями, больше одного, и к каждому такому звену, а также к дышлу, связывающему его с четным прицепным звеном, постоянно подсоединен свой комплект строп, то длины строп этих комплектов и места расположения элементов их подсоединения на указанных звеньях и дышлах аналогично подбирают, исходя из вышеописанных условий.
Поскольку изобретение предусматривает на период порожнего пробега погрузку на четные прицепные звенья следующих за ними нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к нечетным прицепным звеньям со стороны указанных четных, конструкция автопоезда включает ограничители бокового, продольного и вертикального смещения подлежащих погрузке звеньев и дышел относительно четных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к ним со стороны предшествующих им звеньев. В рассматриваемом примере предусмотрены такие ограничители погружаемого звена 5 и дышла 11. Ограничители продольного смещения звена 6 относительно звена 5 могут быть выполнены, например, в виде межколесных выступов 44, монтируемых по обе стороны плоскости симметрии приемной балки коника 8. Форма и взаиморасположение выступов 4 соответствует размерам и взаиморасположению колес звена 6. В качестве ограничителей бокового смещения звена 6 относительно звена 5 могут быть использованы, например, дугообразные выступы 45, смонтированные на стойках коника 8 (например, по обе стороны каждой стойки в продольном направлении). Эти выступы 45 предназначены для взаимодействия с внешними боковыми поверхностями колес звена 6.
Для ограничения бокового и вертикального смещения дышла 12 относительно дышла 11, на которое дышло 12 опирается в период порожнего пробега, может быть предусмотрена, например, улавливающая вилка 46, которую монтируют, в частности, обращенной вниз на конечном участке, отсоединяемой перед погрузкой, части дышла 12. Внутренние поверхности выступов вилки для удобства взаимодействия с дышлом 11 могут быть скошены от краев к середине. На концах этих выступов могут быть шарнирно закреплены откидные болты 47 с гайками. При этом в зоне охвата вилкой 46 на дышле 11 могут быть смонтированы, например, кронштейны с открытыми боковыми пазами для введения в них указанных откидных болтов 47 и соединения дышла 12 с дышлом 11 путем затяжки гаек на этих болтах. Возможны и другие варианты временного соединения этих дышел.
Для надежности ограничения от вертикальных смещений звено 6 может быть подтянуто к дышлу 11 путем присоединения соединительного элемента 38, постоянно закрепленного на звене 6 и дышле 12 комплекта строп, к элементу 48 подсоединения, смонтированному на дышле 11. Для такого присоединения и необходимой натяжки стропа 41 может быть использован, например, рым-болт 49 с гайкой, монтируемый на соединительном элементе 38. В этом случае в качестве элемента 48 подсоединения на дышле 11 может быть использован, например, кронштейн с боковым пазом или с отверстием. При этом следует отметить, что выбор длины стропа 41 в этом случае определяется с учетом расстояния от соответствующего элемента 39 подсоединения на звене 6 до соответствующего элемента подсоединения на дышле 11 (в случае, если строп 41 больше одного и соответственно элементов 39 подсоединения больше одного, то элементов 48 подсоединения, так же, как и элементов 39 подсоединения, может быть столько, сколько строп и взаиморасположение их по отношению друг к другу и продольной плоскости симметрии должно соответствовать и выполнению описанной функции). Таким образом при реализации условия обеспечения наклона дышла 12 в вывешенном положении звена 6 с этим дышлом в процессе подбора длины строп 41 и место установки элементов 39 подсоединения на звене 6 подбирают и соответствующие указанной функции строп 41 места установки элементов 48 подсоединения на дышле 11.
Аналогичные по конструкции элементам 48 подсоединения могут быть предусмотрены элементы подсоединения (можно без натяжения) на дышле 12. Эти элементы устанавливают по возможности также симметрично продольной вертикальной плоскости дышла 12 или непосредственно в этой плоскости и они служат для фиксации комплекта строп в период грузового пробега.
Автопоезд снабжен также упорами 50 для оттяжки гибких органов крестообразных сцепок при погрузке нечетных прицепных звеньев на предшествующие четные.
Эти упоры монтируют на дышлах, связывающих четные прицепные звенья с последующими нечетными прицепными звеньями. Это делается в зоне перекрестия крестообразной сцепки этих звеньев со стороны нечетного прицепного звена от места пересечения гибких органов этой сцепки.
В рассматриваемом примере с соблюдением указанного расположения на дышле 12 смонтирован упор для оттяжки гибких органов крестообразной сцепки при погрузке звена 6 на звено 5. Следует также отметить, что у каждого известного автопоезда, в том числе и у предлагаемого, в зоне подсоединения дышел к последующим звеньям со стороны предшествующих на последующих звеньях, как правило, монтируют откидные фиксаторы дышла относительно звена в положении, когда их продольные вертикальные плоскости симметрии совпадают. Эти фиксаторы могут быть выполнены, например, в виде шарнирно закрепленных на звеньях вилок, выступы которых охватывают дышла. Вилки снабжают элементами фиксации, например, подобными тем, что предложены выше для перемычек (пластин) 21. На звеньях при этом выполнены ответные элементы фиксации, в частности, отверстия под подпружиненные штыри. В предлагаемом примере указанные откидные фиксаторы 51 монтируют, в частности, на звеньях 6 и 4 для фиксации от горизонтального поворота дышел 12 и 10 соответственно в период порожнего пробега автопоезда.
Предлагаемый автопоезд работает следующим образом.
Поскольку при описании конструкции нельзя было обойтись без показа функционального назначения ее элементов, ограничимся при описании работы лишь указанием на ее отдельные этапы.
По прибытию к месту назначения с грузом автопоезд подъезжает под грузоподъемный механизм, например козловой кран, с помощью которого груз разгружается. Затем к крюку грузоподъемного механизма подсоединяют соединительный элемент 38 комплекта строп. Далее фиксируют с помощью откидного фиксатора 51 дышло 12 относительно звена 6 и снимают с фиксации части 21 перемычки элементы 13 шарнирного соединения звена 5 с дышлом 12. Далее грузоподъемным механизмом с помощью комплекта строп поднимает звено 6 с подсоединенным к нему дышлом 12. Сначала поднимается звено 6 и при достижении дышлом угла оно также начинает отрываться от элемента 13 шарнирного соединения. Затем указанную конструкцию (звено 6 дышлом 12), приподнимая, постепенно перемещают вперед на звено 5 и дышло 11. При этом гибкие органы 32 крестообразной сцепки звеньев 6 и 5 упираются в упор 50 и оттягиваются. По окончании процесса переноса звено 6 садится колесами на межколесные выступы 44, а дышло 12 вилкой 46 опускают на дышло 11. После затяжки откидных болтов 47 и закрепления соединительного элемента 38 с помощью рым-болта 49 и гайки на элементе 48 подсоединения (если это предусмотрено) водитель выезжает на автопоезде из-под крана. Далее он по широко известной традиционной технологии фиксирует откидным фиксатором дышло 10 относительно звена 4, снимает фиксацию относительного поворота шарнирно связанных частей дышла 10 и приступает к погрузке прицепного звена 4 на тяговое звено. В процессе складывания дышла 10 колеса звена 4 накатываются на опорную площадку 37. Дышло опускается на стойку 35 и фиксируется замком 36. В таком состоянии автопоезд осуществляет порожний пробег. В месте погрузки леса водитель первоначально осуществляет разгрузку первого прицепного звена 4 в последовательности обратной вышеописанной. Он осуществляет раскрытие замка 36 и раскладывание дышла 10. Колеса звена 4 скатываются с опорных площадок 37. Этому способствует связь звена 4 с дышлом 11, вес которого стремится опустить указанное звено. После раскладывания дышла осуществляется относительная фиксация шарнирно связанных частей дышла 10 и снимается фиксация от поворота между дышлом 10 и звеном 4. Далее водитель на автопоезде заезжает под грузоподъемный механизм (например, козловой кран). Отсоединяется соединительный элемент 38 и подсоединяется к крюку крана. Отсоединяется дышло 12 от дышла 11 и производится подъем звена 6 с дышлом 12 со смещением назад в последовательности обратной вышеописанной. После введения элемента шарнирного соединения на дышле 12 в паз элемента 13 это шарнирное соединение замыкается частями 21 перемычки. После опускания звена 6 на грунт вновь натягиваются гибкие органы 32 крестообразной сцепки звеньев 6 и 5. Снимается фиксация от поворота между дышлом 12 и звеном 6. Соединительный элемент 38 может быть присоединен к элементу 48 подсоединения на дышле 12. В таком положении автопоезд загружается грузом.
Следует указать, что в случае, когда автопоезд включает большее, чем рассмотрено в примере, число пар четных и следующих за ними нечетных прицепных звеньев, процедура перевода автопоезда в положение порожнего пробега и обратно осуществляется аналогично вышеописанному с учетом некоторых незначительных замечаний.
Для таких автопоездов целесообразно начинать погрузку с заднего нечетного прицепного звена. Погрузив его по вышеописанной технологии, снимают с фиксации пластины 21 перемычки элемента 13 шарнирного соединения предпоследнего четного прицепного звена с дышлом, связывающим это звено с последующим нечетным прицепным звеном (предварительно аналогично описанному выше это дышло фиксируют от поворота относительно предпоследнего нечетного прицепного звена). Далее грузоподъемным механизмом за соединительный элемент 38 комплекта строп поднимают предпоследнее нечетное прицепное звено с подсоединенным к нему со стороны четного прицепного звена дышлом, не отсоединяя предварительно указанное нечетное прицепное звено от дышла, связывающего его со следующим за ним четным прицепным звеном, на котором уже погружено последнее нечетное прицепное звено. При соблюдении аышеописанных условий выбора длин строп и мест установки элементов их подсоединения на предпоследнем нечетном прицепном звене и связанном с ним (со стороны предшествующего четного прицепного звена) дышле требуемое вывешенное положение конструкции (включающей поднятые звено и дышло) будет обеспечено, поскольку усилие, действующее на эту конструкцию со стороны дышла, связывающего предпоследнее нечетное прицепное звено с последним четным прицепным звеном и со стороны опертого на это дышло сверху, дышла, подсоединенного к погруженному последнему нечетному прицепному звену, будет незначительным по сравнению с силой тяжести вывешенной конструкции. По этой причине центр тяжести вывешенной таким образом конструкции (т.е. с оставлением ее связи с последующим дышлом) сместится очень незначительно. Одновременно с указанным подъемом предпоследнего нечетного прицепного звена с подсоединенным к нему дышлом водитель сдает тяговое звено с оставшимися прицепными звеньями назад, перемещая тем самым, предпоследнее четное прицепное звено под поднимаемые звено и дышло. Как и при погрузке последнего звена гибкие органы крестообразной сцепки поднимаемого звена с предшествующим упираются в процессе продольного смещения предшествующего звена относительно поднимаемого в оттяжной упор. По окончании подъема и относительного смещения предпоследнее нечетное прицепное звено с подсоединенным к нему спереди дышлом грузят на предпоследнее четное прицепное звено с последующей фиксацией погруженного звена по вышеописанной технологии. Если в составе автопоезда имеются еще пары четных и нечетных прицепных звеньев, то с ними поступают аналогично. После погрузки всех нечетных прицепных звеньев с передними дышлами на предшествующие четные прицепные звенья производят погрузку на тяговое звено следующего за ним прицепного звена.
Что касается обратного перевода автопоезда в положение грузового пробега, то целесообразно сначала разгрузить первое прицепное звено с тягового звена, затем разгрузить последнее нечетное прицепное звено с его передним дышлом, которое следует при этом подсоединить к последнему четному прицепному звену. Далее необходимо приступить к разгрузке предпоследнего нечетного прицепного звена. Но при этом необходимо одновременно с подъемом подавать тяговое звено, с подсоединенными к нему прицепными звеньями, в том числе и предпоследним четным прицепным звеном, вперед до положения, пока элемент шарнирного соединения, поднятого с звеном переднего дышла, не окажется приблизительно над ответным элементом 13 предпоследнего четного прицепного звена. Затем производят стыковку элементов этого шарнирного соединения при опускании предпоследнего нечетного прицепного звена, фиксацию и расфиксацию соответствующих элементов по вышеописанной технологии.
Таким образом, изобретение позволяет осуществлять быстрый и простой перевод конструкции в положение порожнего пробега и обратно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1989 |
|
SU1661039A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1986 |
|
SU1381024A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1988 |
|
SU1581621A1 |
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов | 1984 |
|
SU1232551A1 |
МАШИНА ДЛЯ ПОГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИДЕРЕВЬЕВ | 1971 |
|
SU428723A1 |
Устройство управления автопоездом | 1982 |
|
SU1102701A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1976 |
|
SU582111A1 |
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов | 1982 |
|
SU1039785A1 |
Сцепное устройство автопоезда | 1987 |
|
SU1572833A1 |
Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления | 1980 |
|
SU965397A1 |
Изобретение: относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам. Сущность: автопоезд для перевозки длинномерных грузов содержит тяговое звено с коником и грузовой лебедкой, нечетное количество не менее трех, последовательно соединенных между собой дышлами прицепных звеньев с кониками. Каждое четное прицепное звено соединено посредством гибких органов крестообразной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки закреплены выше уровня подсоединения соответствующих дышел. Каждое дышло одним концом присоединено к последующему звену с возможностью поворота в плоскости, параллельной опорной поверхности, а другим концом шарнирно подсоединено к предшествующему прицепному звену. Дышло, подсоединенное к тяговому звену, выполнено складывающимся в вертикальной плоскости. Ограничители бокового продольного и вертикального смещения нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к последним, смонтированы соответственно на тяговом звене и на четных прицепных звеньях. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.
Научно-технический реферативный сборник | |||
Лесоэксплуатация и лесосплав ВНИПИЭИлеспром, N 1, 1980, с.10-11. |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1992-02-11—Подача