00
оо
to
4
Фаз-2
Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам.
Цель изобретения -- улучшение управляемости автопоезда.
На фиг. 1 схематично изображен автопоезд, общий вид; на фиг. 2 - сцепка четного прицепного звена с предшествующим ему нечетным (силовые обводные блоки установлены на четном звене); на фиг. 3 - то же, силовые обводные блоки установлены на нечетном звене; на фиг. 4 - элементы фиксации перекрещивающихся участков гибкого органа, смонтированные на его ветвях; на фиг. 5 - элементы фиксации перекрещивающихся участков гибкого органа; на фиг. 6 - фиксатор дышла относительно четного прицепного звена и фиксатор гибкого органа относительно звена с силовыми обводными блоками; на фиг. 7 - взаимодействие элементов фиксатора дыщла и фиксатора гибкого органа; на фиг. 8 - элементы замка оси стопора; на фиг. 9 - крепление ползуна к гибкому органу; на фиг. 10 - вариант датчика равенства ветвей гибкого органа; на фиг. 1 1 - вариант датчика соосности продольной оси дышла с продольной осью четного звена; на фиг. 12 - электрическая схема датчика соосности продольной оси дышла с продольной осью нечетного звена; на фиг. 13 - схема автоматической системы переключения сцепки; на фиг. 14 - механическая часть автоматической системы переключения сцепки.
Автопоезд состоит из тягового звена, например лесовозного тягача , и связанного с ним последовательно нечетного количества прицепных звеньев, например трех прицепов-роспусков. Нечетные прицепные звенья, например первый 2 и третий 3 прицепы-роспуски, связаны с предшествующими им звеньями, т.е. с тягачом 1 и вторым прицепом-роспуском 4, посредством крестообразных сцепок 5 (на фиг. 1 показаны ус- ловно). Четное прицепное звено, например второй прицеп-роспуск 4, связано с пред- шествуюшим ему звеном, например первым прицепом-роспуском 2, дышлом 6, которое соединено с первым прицепом-роспуском 2 шарниром 7, а с вторым прицепом-роспуском 4 - непосредственно ц арниром 8. Одно из звеньев этой пары, например второй прицеп-роспуск 4, снабжено силовыми обводными блоками 9, расположенными симметрично относительно его продольной оси, и вспомогательными обводными блоками 10. Гибкий орган, например отрезок троса 11, пропушен через силовые обводные блоки 9, вспомогательные обводные блоки 10. Фиксатор 12 гибкого органа относительно звена с силовыми обводными блока- ми, установлен на раме второго прицепа- роспуска 4, перекрестно подведен к другому звену этой пары, т.е. первому прицепу- роспуску 2 и неподвижно закреплен на нем
симметрично его продольной оси. Фиксатор 12 включает направляющую 13, жестко связанную с верхней задней балкой 14 рамы второго прицепа-роспуска 4, ползун 15, закрепленный на тросе 11 при помощи хомутов 16 и гаек 17 и установленный в направляющей 13 с возможностью продольного перемещения, стопор 18, жестко закрепленный на оси 19, которая при помощи петель 20 связана с балкой 14, стопорную вилку 21, установленную на ползуне 15. Ось 19 со стопором 18 установлена в петли 20 с возможностью вращения, имея два фиксированных положения, обеспечивающих вертикальное и горизонтальное положение стопора 18. Фиксированные положения оси 19 обеспечиваются замком, включающим, например, жестко закрепленный на оси 19 рычаг 22, подпружиненный пружиной 23 щток 24 и серьги 25 и 26, установленные на петле 20.
Указанная пара звеньев имеет фиксатор дышла относительно четного прицепного звена, который включает, например, стопорную вилку 27, установленную на дышле 6, стопор 18, закрепленный на оси 19, которая при помощи петель 20 связана с балкой 14 рам четного прицепного звена (второго, прицепа-роспуска 4). В случае установки силовых обводных блоков 9 и 10 на первом прицепе-роспуске 2 и неподвижном закреплении гибкого органа на втором прицепе-роспуске 4 фиксация дыщла 6 относительно четного прицепного звена (второго прицепа-роспуска 4) может осуществляться за счет фиксации перекрещивающихся участков гибкого органа, например троса 11, относительно дышла 6. Фиксатор дышла относительно четного прицепного звена содержит в этом случае элементы фиксации, смонтированные на дышле, например втулки 28 и 29, палец 30, пружинный стопор 31 и закрепленные на перекрешивающихся участках троса 1 I втулки 32 и 33 с серьгами 34 и 35.
Сцепка четного прицепного звена с предшествующим ему нечетным снабжена датчи- ко.м соосности продольной оси связывающего их дыщла с продольной осью нечетного звена. Он содержит, например, датчик соосности продольной оси дыщла 6 с продольной осью четного звена (второго прицепа- роспуска 4) и датчик равенства ветвей гибкого органа. Датчик соосности продольной оси дышла 6 с продольной осью второго прицепа-роспуска 4 включает, например, корпус 36, установленный, например, на нижней задней продольной балке 37 второго прицепа-роспуска 4, направляюшую 38, закрепленную на корпусе 36, подпружиненный пружиной 39 шток 40 с колесом 41, связанные осью 42, шайбу 43, жестко закрепленную на штоке 40, контакты 44 и 45, бобышку 46, установленную на продольной оси дышла 6. Корпус 36 установлен на балке 37 таким образом, что ось штока 40 совпадает с продольной осью второго прицепа-роспуска 4.
Дагчик paiuMifina liCTOtni i ибкого ()()a- на вк. 1К)ча(ч, например, корпус 47, naiipan- ляющук) 4, по.шрхжипенный пружиио 49 шток 50 с- ко.кч ом 51, с нн:(апные осью 52, шайбу 53, жестко закрепленную на штоке 50, конгакгы 54 и 55. 47 установка-}, например, на напракляюшеп 13 лаким об- ра;«)1, ч го ось штока 50 совпадает с продольной осью вгорою прицепа-роспуска 4. На пол-чуне 15 имеется выемка 5fi. 11о, 1:п н 15 закреплен на тросе II таким образом, что выемка 5Н находится на середине троса 11. Колесо 51 через отверстие 57 в направляющей 13 .может в.юимодейст- воват) с no,i3yHf)M 15 и ные.мкой 56.
Контакты 44 н 45 соединены иоследова- тельно с контактами 54 п 55, которые в CBOKJ очередь соединены с си| на. 1ьной лампой 58 (см. (|1иг. 12), находящейся в кабине води гели. ,3аг орание лампы 58 (при одно- временно.м замыкании контактов) свидетельствует о том, что нродо-льная ось дышла 6 соосна 11)одо,1ьной оси первого ирнпена- )оснуска 2. В УТОМ по, 1ожении звеньев водитель, остановив автопоезд н выйдя из кабиньи может вручную перевести стопор 18 из вертика.тьного 11о, К)жения в г орнзонта,чь- ное или наобо|)от. Процесс нереключенни стопора 18 можно авоматизнровать. Jl.in ()Г() на прицеи-роспуск с силовыми обводными блоками усганав,тивак)т, например, пневмок; .ме|п, с остояшую и. корпуса 59, к 1ышки tiO, мемб)аны til, 11одп 1 жиненного пружиной f)2 штока f)3, который при ио- моши ша)пи|1а t)4 связан с тяго11 65, tioc- .тедняя через 1на)ни) 66 связана с ()ыча|{)м 22. Корпус 59 связан посредством Kp(jH- нгпйна ()7, например, с балкой 14. 11олг)сть пневмокамеры через .1ектрома1 питный клапан 67 свячана с ресивером (не показан) тормошой cncTt Miii В10)ого нрицена роспуска 4. При подаче а,1ектрическо11) тока па обм(1тку ,1ек1 ро.магнигного ;;, 1апана 67 сжа- воздух подается н ю/юсть нневмока- М( )Ь1. нри отсутствии тока подача во.иуха прекрашаегся. а иолост); соединяется с aTMoci()e|)oii. В кабине водите,1Я установлен пе|Н К, ночател. 6S, к.темма 69 которого соединена с конгакгами 44 и 55, к.чемма 70 с контактом 45, к,1емма 71 с обмотко элект- )омагннтно о к.тапана ()7, клемма 72 с обмот- кой ре,те 73, контак 74 KOTOfioi o соединен с по,тож;и ге, по.чюсом аккуму, 1ято)ной батареи 75, а контакт 76 с контгжтом 77 конневок) вык. ,1Я 78. Контакт 79 концевого вык,1ючате,1я 78 соединен с обмоткой электромагш того к, 67. Контакт 79 связан со шгоком 63 нневмокамер), который 1амыкает контакт 79 и 77 нри крайне.м П)ав1)м своем ио.тожснин. Контакт 54 датчика равенства lieiiii ii гибкого органа соединен с .тoжитe,iьtiым по,1К)сом аккумулятор- ной багарен 75. Отрицательный полюс ак- кумуля 10)ной ба гарен, обмотки зглектромаг- нитного к.тапана и )e,:ie связаны через мас- сь прицепов-роспусков и тягача.
5
0 д 0 5 5
5
0
Лвтоное.зд работает с,едуюшим обра «)м Перед нача,пом движения автоносл,,) по участкам дорог с болыинмн радиусами ново- |1отов в плане, где скорости движения вы соки, для обеспечения уст()йчиво1 о прямо,ти- пейрюго движения припегшых .(веньев. нер- вый 2 и второй 4 нрнцены-росн ски соеди няются прямой сцепкой. ;1ля утог о при переключении стонора 18 вручную водитель ус танавливает его, поворачивая ось 19, в горизонтальное положение, вводя тем самым в зацепление со стопорной ви, 1кой 27, и фиксирует ось 19 в этом по, 1ожении штоком 24, вставляя егч) в серы у 26. Пружина 23 исключает самопроизво, 1ьньп 1 выхо.а 1нтока 24 из зацепления с серьгой 26. Стопор 18 препятствует вращению дыш, 1а 6 вокруг шарнира 8, фиксируя его относите,пьно шорого нрнцеиа-роснуска 4. Этнм осушеств, 1яется прямая сцепка между первым н )1м прицепами-роспусками. Трос I I в утом с, не препятствует вращению дыш, 1а 6 при поворотах автопоезда вокруг шарнира 7, по- ск(), он не зафиксирован относнте, 1ьно второго припена-роснуека 4, и по, 1зун 15. не)емешаясь в направляюпгей 13, позво,1яет комненсировать увеличение одной ветви троса I 1 за счет уменыпения другой его ветви. Когчта автопоезд работает с прямой сценкой между первым и вторым прицепами- роспусками, контакты 44 н 45 датчика соосности продольной оси дып1,та 6 с продо,чь- пой осью второго прицепа-роспуска 4 постоя- янно замкнуты, так как нродольная ось дьпп,та f) совпадает с 1111одо,ьной осью второго прицепа-роспуска 4, вс, 1едстЕ1ие чего бобышка 46 через колесо 41 перемещает шток 40, а вместе с ним и шайбу 43 вни., пос,тедняя замыкает контакты 44 и 45. Кон- такТ1)1 54 и 55 датчика |)авенства вегвей троса 1 1 вс,тедствие |е нлимиенпя нри noBojioTax авгонсх зда по,тзуна 15 в цаправ.тяюшей 13 периодически зам1)1каются н размыкаются. При попадании колеса 51 в выемк 56 шток 50 под действием пружины 49 неремешается вниз, шайба 53 замыкает контакты 54 и 55. п выходе колеса 51 из вые.мки 5fi шток 50 подпи мается вверх, контакты 54 н 55 раз- .мыкаются. Во время за.мкнутого но, 1оже- ния контактов 54 и 55 (поскол1 ку контакты 44 и 45 при прямой сцепке постоянно замкнуты) в кабине воднтеля загорается сигнальная ,тампа 58, информ11руюн1ая води- те,тю о том, что ветви троса I 1 равны и нол- зун 15 находится в цо,чожении, iifiH котором Ею.чможно перек,пючение стопора 18 в вер тика,тьное по,тожение (см. фиг. (i).
/1. достижения онтима,тьн1)1Х пара метрОЕ криво,1инейного движения автопоезда при работе на дорогах с ма, радиусами поворотов (места погрузки и выгрузки леса, .тесовозные усы) первьп прицеп-)()с- пуск 2 и второй прицеп-роспуск 4 соединяются крестообра (ПОЙ сцепкой. Для при перек,тючении етопора 18 вручнчю, водитель.
перед началом участка дороги с малыми радиусами поворотов, маневрируя автопоездом, добивается соосности продольной оси дышла 6 с продольной осью первого прицепа-роспуска 2, о чем его информирует загорание сигнальной лампы 58. Остановив 5 автопоезд и выйдя из кабины, водитель выводит шток 24 из зацепления с серьгой 26 и, вращая ось 19, переводит стопор 18 в вертикальное положение, вводя его тем самым в зацепление со стопорной вилкой 21. Шток 24 ю вводится в серьгу 25, этим стопор 18 фиксируется в вертикальном положении. Пружина 23 препятствует самопроизвольному выходу штока 24 из зацепления с серьгой 25. При вертикальном положении стопора 18
она соединена с атмосферой. Шток 63 под действием пружины 62 на.ходится в крайнем левом положении, что соответствует вертикальному положению стопора 18. Для перехода на прямую сцепку (т.е. перевода стопора 18 в горизонтальное положение) водитель устанавливает переключатель 68 в положение, при котором клемма 70 замкнута с клеммой 71,3 клемма 69 и 72 разомкнуты. При этом подача тока на обмотку реле 73 прекращается его контакты 74 и 75 замыкаются. Контакты 54 и 55 при крестообразной сцепке постоянно замкнуты, а контакты 44 и 45 переодически замыкаются и размыкаются. Как только контакты 44 и 45 замкнутся, ток от положительного полюса актрос II через ползун 15, стопорную вилку 15 кумуляторной батареи 75 через контакты 54, 21, стопор 18, ось 19 и петли 20 фикси-55 и 44, 45 клеммы 70, 71 поступит на обмотку
электромагнитного клапана 67 и откроет его. Сжатый воздух поступит в полость и,
руется относительно второго прицепа-роспуска 4, а дыщло 6 имеет возможность вращения вокруг щарнира 8. Таким образом, между первым 2 и вторым 4 прицепами- роспусками осуществляется крестообразная сцепка. При работе с крестообразной сцепкой между первым и вторым прицепами- роспусками контакты 54 и 55 датчика равенства ветвей троса 11 постоянно замкнуты.
воздействуя на мембрану 61, переместит П1ТОК 63 в крайнее правое положение. Шток 63 через тягу 65, рычаг 22, ось 19 повернет стопор 18 в горизонтальное положение. Поскольку это происходит при замыкании контактов 44 и 45, то стопор 18 войдет в пазы стопорной вилки 27, осуществив тем самым
так как ползун 15 не перемещается отно- 25 прямую сцепку прицепов-роспусков. Пересительно направляющей 13 и находится в положении, когда колесо 51 расположено в вые.мке 56. Контакты 44 и 45 датчика соосности продольной оси дыщла 6 с продольной осью второго прицепа-роспуска 4
местившись в крайнее правое положение, шток 63 одновременно замкнет контакты 77 и 79 концевого выключателя 78 и тем самым запараллелит подачу тока на обмотку электромагнитного клапана 67 через конвследствие вращения (при поворотах авто- 30 такты 74, 75, 77-79. Вследствие этого,
поезда) дыщла 6 вокруг шарнира 8 периодически замыкаются и размыкаются. Замыкание контактов 44 и 45 происходит при наезде колеса 41 на бобыщку 46, при этом шток 40 с шайбой 43 перемещается вниз и шайба 43 замыкает контакты 45 и 44. При 35 npaativi положении, съезде колеса 41 с бобыщки 46 щток 40 и шайба 43 под действием пружины 39 перемешаются вверх, контакты 44 и 45 размыкаются. При замкнутых контактах 44 и 45 в кабине водителя загорается сигнальная лам- Q па 58, информируя водителя о возможности переключения стопора 18 в горизонтальное положение, т.е. перехода с крестообразной сцепки на прямую.
Автоматическое переключение стопора 18 осуществляется следующим образом. 45 При работе автопоезда с крестообразной сцепкой контакты 54 и 55 замкнуты, переключатель 68 установлен в положение, при котором клемма 69 замкнута с клеммой 72, а клемма 70 разомкнута с клем.мой 71. Ток от
при работе с прямой сцепкой из-за периодического размыкания контактов 54-55 подача тока на обмотку электромагнитного клапана 67 не будет прерываться, и шток 63 будет постоянно находиться в крайнем
Для перехода на крестообразную сцепку водитель устанавливает переключатель 68 в положение, при котором клеммы 69 и 72 замкнуты, а клеммы 70 и 71 разомкнуты. Как только клеммы 54 и 55 замкнутся (или если они в момент установки переключателя 68 в новое положение будут з;| 1К1;уты), а это произойдет при равенстве ветвей троса 11, ток от аккумуляторной батареи поступит на обмотку реле 73, вследствие чего контакты 74 и 75 разомкнутся, прервав тем самым подачу тока на обмотку электромагнитного клапана 67. Электромагнитный клапан 67 закроется и прекратит подачу сжатого воздуха в поположительного полюса аккумуляторной ба- 50 лость камеры, соединив ее с атмосферой, тареи 75 через контакты 54, 55 клеммыПри этом пружина 62 переместит шток
69-72 подается на обмотку реле 73, вслед-63 в крайнее левое положение, последний
ствие чего его контакты 74 и 75 разомкнуты. Ток от аккумуляторной батареи не поступает на обмотку электромагнитного клапана 67, последний находится в закрытом 55 состоянии, т.е. сжатый воздух из ресивечерез тягу 65, рычаг 22, ось 19 повернет стопор 18 в вертикальное положение, введя его в зацепление со стопорной вилкой 21, осуществив тем самым крестообразную сцепку между nepBi.iM и вторым прицепами- роспусками.
ра не подается в полость пневмокамеры и
она соединена с атмосферой. Шток 63 под действием пружины 62 на.ходится в крайнем левом положении, что соответствует вертикальному положению стопора 18. Для перехода на прямую сцепку (т.е. перевода стопора 18 в горизонтальное положение) водитель устанавливает переключатель 68 в положение, при котором клемма 70 замкнута с клеммой 71,3 клемма 69 и 72 разомкнуты. При этом подача тока на обмотку реле 73 прекращается его контакты 74 и 75 замыкаются. Контакты 54 и 55 при крестообразной сцепке постоянно замкнуты, а контакты 44 и 45 переодически замыкаются и размыкаются. Как только контакты 44 и 45 замкнутся, ток от положительного полюса аквоздействуя на мембрану 61, переместит П1ТОК 63 в крайнее правое положение. Шток 63 через тягу 65, рычаг 22, ось 19 повернет стопор 18 в горизонтальное положение. Поскольку это происходит при замыкании контактов 44 и 45, то стопор 18 войдет в пазы стопорной вилки 27, осуществив тем самым
местившись в крайнее правое положение, шток 63 одновременно замкнет контакты 77 и 79 концевого выключателя 78 и тем самым запараллелит подачу тока на обмотку электромагнитного клапана 67 через контакты 74, 75, 77-79. Вследствие этого,
такты 74, 75, 77-79. Вследствие этого,
npaativi положении,
при работе с прямой сцепкой из-за периодического размыкания контактов 54-55 подача тока на обмотку электромагнитного клапана 67 не будет прерываться, и шток 63 будет постоянно находиться в крайнем
npaativi положении,
Для перехода на крестообразную сцепку водитель устанавливает переключатель 68 в положение, при котором клеммы 69 и 72 замкнуты, а клеммы 70 и 71 разомкнуты. Как только клеммы 54 и 55 замкнутся (или если они в момент установки переключателя 68 в новое положение будут з;| 1К1;уты), а это произойдет при равенстве ветвей троса 11, ток от аккумуляторной батареи поступит на обмотку реле 73, вследствие чего контакты 74 и 75 разомкнутся, прервав тем самым подачу тока на обмотку электромагнитного клапана 67. Электромагнитный клапан 67 закроется и прекратит подачу сжатого воздуха в полость камеры, соединив ее с атмосферой, При этом пружина 62 переместит шток
через тягу 65, рычаг 22, ось 19 повернет стопор 18 в вертикальное положение, введя его в зацепление со стопорной вилкой 21, осуществив тем самым крестообразную сцепку между nepBi.iM и вторым прицепами- роспусками.
Формула изобретения
1. Автопоезд для перевозки длинномер- пых грузов, содержащий тяговое звено нечетное количество не менее трех после- довательно соединенных прицепных звеньев, каждое нечетное из которых связано с предшествующим ему звеном крестообразной сцепкой, а между каждым четным и предшествующим ему прицепным звеном ус тановлено дышло, шарнирно связанное с каждым из звеньев такой пары, и гибкий орган, смонтированный крестообразно на этих звеньях, отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости автопоезда, он снабжен фиксаторами гибкого органа отно
сительно каждого звена с обводными блоками и дышла относительно каждого четного звена, а сцепка каждого четного прицепного звена с предшествующим ему нечетным снабжена обводными блоками, закрепленными на одном из сопрягаемых звеньев симметрично относительно его продольной оси, а гибкий орган выполнен в виде троса, концы которого пропущены через обводные блоки, перекрестно подведены к другому звену и неподвижно закреплены на нем симметрично его продольной оси.
2. Автопоезд по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен датчиком соосности продольной оси дышла с продольной осью нечетного звена.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1988 |
|
SU1581621A1 |
АВТОПОЕЗД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ | 1992 |
|
RU2043220C1 |
НКЧЕСКАЯ БКБЛИЭТЕКА | 1965 |
|
SU171276A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕСТООБРАЗНОЙ СЦЕПКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2019460C1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1989 |
|
SU1661039A1 |
Автопоезд | 1975 |
|
SU556066A1 |
Устройство для управленияпРицЕпОМ-РОСпуСКОМ | 1979 |
|
SU823210A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА | 1973 |
|
SU404685A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов (его варианты) | 1985 |
|
SU1253856A1 |
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов | 1984 |
|
SU1232551A1 |
Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам. Цель изобретения - улучшение управляемости автопоезда. Устройство за счет гибкого органа 11, пропущенного через силовые обводные элементы 9, а также посредством фиксатора 27 дышла 6 относительно четного прицепного звена 4 и фиксатора 12 гибкого органа 11 относительно звена с обводными блоками 9 позволяет при соединении четного прицепного звена 4 с предшествующим ему нечетным 2 прямой сцепкой обеспечить устойчивое прямолинейное движение автопоезда, а при соединении указанных звеньев крестообразной сцепкой - оптимальные параметры криволинейного движения звеньев автопоезда. Установка на автопоезде датчика соосности продольной оси дышла 6 с продольной осью нечетного звена 2 позволяет облегчить переключение сцепки с крестообразной на прямую (и наоборот), а также автоматизировать этот процесс. 1 з.п. ф-лы, 14 ил. (Л
ffep/6/u ffffMfT/re m
Ю СТО
сриг.4ff/fcfyou ffOMn effm
(:ю v сю
If. 5
uff.l
фигЗ
f гз If18
U7
сриг.Ш
16
сриг.9
и
сриг. //
,
56 дзиг. J2
Н pecuSepy
фйе/4
Немцов В | |||
П | |||
и др | |||
Эксплуатация автомобильного транспорта на лесозаготовительных предприятиях | |||
- Лесная промьии- ленность, М.: 1982, с | |||
Двухколейная подвесная дорога | 1919 |
|
SU151A1 |
Авторы
Даты
1988-03-15—Публикация
1986-09-01—Подача