Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам,с
Цель изобретения - повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при повороте.
На фнг.1 изображен автопоезд, вид JQ сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху (груз и-коники прицепных звеньев не показаны); на фиг.З - соединение первого дышла с тягачом по п.2 формулы; на фиг.4 - соединение первого дышла с $ первым прицепным звеном, вид сбоку (тросовые растяжки не показаны) по п.п.2 и 3 формулы; на фиг.З - соединение второго дышла с первым прицепным звеном; на фиг.6 - соединение 20 второго дышла с вторым прицепным звеном; на фиг.7 - соединение первого дышла с тягачом по п.п. 3 и 4 формулы; на фиг.8 - соединение первого дышла с первым прицепным звеном по 25 п.4 формулы; на фиг.9 - фиксатор поворота первого дышла; на фиг. 10 - схема криволинейного движения автопоезда на повороте по п.2 формулы; на фиг.11 - то же, по п.З формулы; на фиг.12 - то же, по п.4 формулы.
Автопоезд содержит тягач 1 и соединенное с ним посредством первого дышла 2 первое прицепное звено, например двухосный прицеп-роспуск 3, к которому посредством второго дышла 4 присоединено второе прицепное звено, например двухосный прицеп-роспуск 5. На тягаче 1, первом прицепе-роспус35
относительный поворот указанных звень ев, по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Шарнирное соединение при этом может быть выполнено, например, при помощи шкворня 12.
Первое дышло 2 подсоединено к тяга чу 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом оси поворота в горизонтальной плоскости относительно тягача коника 6 и первого дышла 2 соосны и отстоят друг от друга на расстоянии а. Такое соединение можно осуществить, например, присоединив конец дышла 2 через шкворень 13 к конику 6 тягача 1. В свою очередь, коник 6 связан с тягачом 1 при помощи шкворня 14.
Таким образом, коник 6 и первое дышло 2 поворачиваются в горизонтальной плоскости относительно тягача вокруг шкворня 14 и их оси поворота соосны, а в вертикальной плоскости первое дышло 2 поворачивается относительно тягача вокруг шкворня 13. Второй конец первого дышла 2 подсоединен к первому прицепу-роспуску 3 неподвижно, что может быть осуществлено путем присоединения первого дышла 2 к первому прицепу-роспуску 3 при помощи шкворня 15 и дополнитель ной фиксации указанных звеньев от взаимного поворота в горизонтальной плоскости растяжками 16.
Для управления вторым прицепом- роспуском 5 тягач 1 и прицеп-роспуск 5 соединены перекрестными тросовыми
ке 3 и втором прицепе-роспуске 5 уста- Q растяжками 17, которые свободно проновлены соответственно коники 6, 7 и 8. При этом коники 6 и 8 установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно соответственно тягача 1 и второго прицепа- роспуска 5.
Второе дышло 4 (по п„2 формулы) шарнирно закреплено своими концами между первым прицепом-роспуском 3 и вторым прицепом-роспуском 5. При этом шарнир, соединяющий второе дышло 4 с первым прицепом-роспуском 3, обеспечивает относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плос45
50
55
пущены посредством, например, обводных блоков 18 через раму первого прицепа-роспуска 3. Последний установлен таким образом, что расстояния L от его оси балансиров 19 до оси балансиров 20 тягача 1 и до оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 равны между собой.
Коники 6 - 8 по п.З формулы установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, а первое дышло 2 связано с тягачом 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит, например, из тяговой рамки 22 и шкворней 23 и 24. Второй конец дышла 2 связан с первым прицепом-роспуском 3
костях и Состоит, например, из тяги , 9 и шкворней 10 и 11, а шарнир, соединяющий второе дышло 4 с вторым прицепом-роспуском 5, обеспечивает
$ 0 5
5
относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Шарнирное соединение при этом может быть выполнено, например, при помощи шкворня 12.
Первое дышло 2 подсоединено к тягачу 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом оси поворота в горизонтальной плоскости относительно тягача коника 6 и первого дышла 2 соосны и отстоят друг от друга на расстоянии а. Такое соединение можно осуществить, например, присоединив конец дышла 2 через шкворень 13 к конику 6 тягача 1. В свою очередь, коник 6 связан с тягачом 1 при помощи шкворня 14.
Таким образом, коник 6 и первое дышло 2 поворачиваются в горизонтальной плоскости относительно тягача вокруг шкворня 14 и их оси поворота соосны, а в вертикальной плоскости первое дышло 2 поворачивается относительно тягача вокруг шкворня 13. Второй конец первого дышла 2 подсоединен к первому прицепу-роспуску 3 неподвижно, что может быть осуществлено путем присоединения первого дышла 2 к первому прицепу-роспуску 3 при помощи шкворня 15 и дополнительной фиксации указанных звеньев от взаимного поворота в горизонтальной плоскости растяжками 16.
Для управления вторым прицепом- роспуском 5 тягач 1 и прицеп-роспуск 5 соединены перекрестными тросовыми
растяжками 17, которые свободно про
пущены посредством, например, обводных блоков 18 через раму первого прицепа-роспуска 3. Последний установлен таким образом, что расстояния L от его оси балансиров 19 до оси балансиров 20 тягача 1 и до оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 равны между собой.
Коники 6 - 8 по п.З формулы установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, а первое дышло 2 связано с тягачом 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит, например, из тяговой рамки 22 и шкворней 23 и 24. Второй конец дышла 2 связан с первым прицепом-роспуском 3
10
15
5158162
шарнирно посредством, например, шкворня 15. Указанный шарнир обеспечивает относительный поворот звеньев., по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Второе дышло 4 связано с первым прицепом-роспуском 3 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит,
например, из тяги 9 и шкворней 10 и 11. Второе дышло 4 зафиксировано
от поворота-в горизонтальной плоскости относительно первого дышла-роспуска 3.Второй конец дьшша 4 связан с вторым прицепом-роспуском 5 шарнирно, посредством, например, шкворня 12. Указанный шарнир обеспечивает относительный поворот звеньев, по край- 20 ней мере, в горизонтальной плоскости. Управление вторым прицепом-роспуском 5 происходит указанным образом.
По п.4 формулы коник 7 установлен 25 неподвижно на раме первого прицепа- роспуска 3, а первое дышло 2 связано с тягачом 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит, например, из тяговой рамки 22 и шкворней 23 и 24. Второй конец дьшша 2 связан с рамой первого прицепа-роспуска 3 шарниром, обепечипающим относительный 35 поворот этих звеньев, по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Такое соединение может быть выполнено при помощи, например, шкворня 15. Второе дышло 4 связано с первым при- 0 цепом-роспуском 3 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по.крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Второй конец дышла 4 связан
с рамой второго прицепа-роспуска 5 шарниром, обеспечивающим относительный поворот этих звеньев, по крайней мере, в горизонтальной плоскости.
На раме первого прицепа-роспуска 50 3 установлен фиксатор поворота первого дышла 2 относительно первого прицепа-роспуска 3, который включает, например, петли 25, закрепленные на раме прицепа-роспуска 3, ось 26 55 с закрепленными на ней ограничите- лями 27, которая установлена в петли 25 с возможностью вращения, имея два фиксированных положения, обес30
0
5
62
0
5 5 0
0 5
0
16
печивающих вертикальное и горизонтальное положение ограничителей 27.
Для управления вторьде прицепом- роспуском 5 тягач 1 и прицеп-роспуск 5 соединены перекрестными тросовыми растяжками, которые свободно пропущены посредством обводных блоков через раму первого прицепа-роспуска 3.Автопоезд работает следующим образом.
Перед началом погрузки леса (устройство по п.2 формулы) водитель устанавливает автопоезд таким образом, чтобы продольные оси симметрии тягача и прицепов-роспусков находились в одной вертикальной плоскости. Лес грузится, на автопоезд двумя пачками, причем первая укладывается комлями вперед, а вторая - комлями назад с образованием единого пакета (возможны и другие варианты формирования единого пакета). Пакет леса, уложенный в три коника, образует единую жесткую систему. Поэтому при движении автопоезда центры всех трех коников находятся в одной вертикальной плоскости.
Для того, чтобы колеса автопоезда при повороте двигались без бокового проскальзывания, необходимо, чтобы оси вращения всех колес (в случае двухосной тележки - оси балансиров) пересекались в одной точке 0- центре поворота. Выполнение этого условия для оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 осуществляется путем воздействия на него тросовых растяжек 17 крестообразной сцепки, в результате чего колеса прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тя-- гача, а продолжение оси балансиров 21 проходит через центр поворота - точку 0 (Лиг.10). Оптимальная траектория движения колес первого прицепа- роспуска 3 обеспечивается в том случае, если продолжение оси балансиров 19 также проходит через центр поворота -точку 0. Для этого (фиг. 10) необходимо выполнить два условия: во- первых, расположить прицеп-роспуск 3 таким образом, чтобы расстояния L от его оси балансиров 19 до оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 припепа-роспуска 5 были равны между собой и, во-вторых, обеспечить соосность продольных осей первого прицепа-роспуска 3 и пачки леса. Выполнение первого условия обеспечивается подбором длин первого дышла 2
7158
и второго дышла 4, а второе условие - путем фиксации рамы прицепа-роспуска 3 от поворота относительно пачки леса посредством дышла 2, которое одним концом жестко связано с рамой прицепа-роспуска 3, а другим - с коником 6 тагача 1. Последний, в свою очередь, связан с пачкой леса.
При криволинейном движении тягач 1 поворачивается относительно коника 6 и усилием, передаваемым через тросовые растяжки 17, поворачивает раму второго прицепа-роспуска 5 относительно коника 8 и дышла 4, вследст- вне чего колеса второго прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних коле тягача (фиг.10). Во время своего криволинейного движения тягач 1 поворачивает в горизонтальной плоскости подсоединенное к его конику 6 первое дышло 2. Поскольку второй конец дышла 2 жестко подсоединен к раме первого прицепа-роспуска 3, то происходит поворот в горизонтальной плоскости и прицепа-роспуска 3, причем вследствие связи коника 6 с пачкой леса обеспечивается постоянная соосность продольной оси прицепа- роспуска 3 с продольной осью груза, что в совокупности с расположением оси балансиров 19 первого прицепа- роспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает оптимальную тра-
екторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. При негрузовом пробеге управление звеньями автопоезда осуществляется так же, как и при дви жении с грузом.
Автопоезд (фиг.11) работает следующим образом.
Перед началом погрузки леса водитель устанавливает автопоезд таким образом, чтобы продольные оси симметрии тягача и прицепов-роспусков находились в одной вертикальной плоскости. Лес грузится на автопоезд двумя пачками, причем первая укладыва- ется комлями вперед, а вторая - комлями назад с образованием единого па кета (возможны и другие варианты формирования единого пакета). Пакет леса, уложенный в три коника, образует единую жесткую систему. Поэтому при движении автопоезда центры всех трех коников находятся в одной вертикальной плоскости.
8
Для того, чтобы колеса автопоезг- да при повороте двигались без бокового проскальзывания, необходимо, оси вращения всех колес (в случае двухосной тележки - оси балансиров) пересекались в одной точке - центре поворота. Выполнение этого условия для оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 осуществляется путем воздействия на него тросовых растяжек 17 крестообразной сцепки, в результате чего колеса прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача, а продолжение оси балансиров 1 проходит через центр поворота - точку 0(фиг,11). Оптимальная траектория движения колес первого прицепа- роспуска 3 обеспечивается в том случае, если продолжение оси балансиров 19 также проходит через центр поворота - точку 0.
При криволинейном движении тягач 1 поворачивается относительно коника 6 и усилием, передаваемым через .тросовые растяжки 17, поворачивает раму второго прицепа-роспуска 5 относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепа- роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача. Во время своего криволинейного движения второй прицеп-роспуск 5 воздействует на шарнирно подсоединенный к нему конец второго дышла 4, поворачивая его в горизонтальной плоскости. Поскольку второй конец дышла 4 подсоединен к первому прицепу-роспуску 3 без возможности их относительного поворота в горизонтальной плоскости, усилие воздействия второго прицепа-роспуска 5 на дышло 4 передается последним через растяжки 16 на первый прицеп-роспуск 3 и поворачивает его в горизонтальной плоскости, сохраняя постоянную соосность продольной оси первого при- цепа-роспуска 3 с продольной осью груза, что в совокупности с расположением оси балансиров 19 первого прицепа-роспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиьов 21 второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает оптимальную траекторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. Первое дышло 2, поворачиваясь относительно шкворня 12, не препятствует повороту первого прицепа-роспуска 3. При негрузовом пробеге управление звеньями автопоезда осуществляется так же, как и при движении с грузом.
Работа автопоезда (фиг.12) сводится к следующему.
При криволинейном движении тягач 1 поворачивается относительно коника 6, через тросовые растяжки поворачивает раму второго прицепа-роспуска относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача 1. Последний и второй прицеп-роспуск 5 в процессе движения на повороте поворачивает пачку леса, которая через коник 7 поворачивает первый прицеп-роспуск 3 обеспечивая за счет жесткого крепления коника 7 к раме первого прицепа- роспуска 3 постоянную соосность продольной оси симметрии прицепа-роспуска 3 с продольной осью симметрии груза, что в совокупности с расположением оси балансиров первого прицепа- роспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров тягача 1 и оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает оптимальную траекторию движения колес первого прицепа-роспука 3. Первое дышло 2, поворачиваясь относительно шкворня 15, не препятствует повороту первого прицепа-роспуска 3. При не грузовом пробеге автопоезда управление первым прицепом- роспуском 3 осуществляется от тягача через дышло 2, которое посредством ограничителей 27 фиксатора поворота жестко соединяется с рамой первого прицепа-роспуска 3. Управление вторым прицепом-роспуском 5 осуществляется перекрестными тросовыми растяжками 1 7.
-Формула изобретения
1. Автопоезд для перевозки длинномерных грузов, содержащий тягач, кинематически связанный посредством первого дышла с первым прицепным звеном, кинематически связанным вторым дышлом со вторым прицепным звеном, крестовую сцепку, установленную для связи тягача с вторым прицепным звеном, и коники, установленные на тягаче и прицепных звеньях с возмож
0
ностью свободного поворота коников на осях, закрепленных на тягаче и втором прицепном звене в горизонтальной плоскости, причем тягач и прицепные звенья выполнены с ходовыми тележками, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоеяда при повороте, продольная ось симметрии колес первого прицепного эвена расположена в продольной плоскости автопоезда, проходящей через оси поворота коников тягача и второго прицепного звена, а расстояния от осой ходовых тележек тягача и второго прицепного звена до оси ходовой тележки первого прицепного звена равны между собой.
2.Автопоезд поп.1, отличаю щ и -и с я тем, что первое дыш- по одним концом шарнирно связано с коником тягача, а другим жестко соединено с рамой первого прицепного
5 звена, второе дышло обоими концами шарнирно связано с первым и вторым прицепными звеньями, а коник первого прицепного звена установлен на нем с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно его рамы.
3.Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что первое дышло обоими концами шарнирно связано с тягачом и с первым прицепным звеном,
5 а второе дышло одним своим концом жестко связано в горизонтальной плоскости с первым прицепным звеном и с вторым прицепным звеном, а коник первого прицепного звена установлен на нем с возможностью поворота в горизонтапьной плоскости его рамы.
4.Автопоезд по п.1, о т л и - ч а ю щ и и с я тем, что первое и
5 второе дышла шарнирно связаны соответственно с тягачом и первым звеном и с первым и вторым прицепными звеньями, а коник первого прицепного звена установлен на его раме неподвижно. ® 5. Автопоезд по п.п. 1 и 4, отличающийся тем, что он снабжен фиксатором поворота первого дышла относитытьно рамы первого звена.
0
0
2n
CUt
в
JV Kbrvi/
fc
Ј
-NO
о
ESSOT
sssr
rt
}
а I
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автопоезд | 1975 |
|
SU556066A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1983 |
|
SU1143629A1 |
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов | 1984 |
|
SU1232551A1 |
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов | 1982 |
|
SU1039785A1 |
ПРИЦЕП-РОСПУСК | 1999 |
|
RU2173271C2 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов (его варианты) | 1985 |
|
SU1253856A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1977 |
|
SU715371A1 |
Автопоезд для транспортированиядлиННОМЕРНыХ гРузОВ | 1979 |
|
SU800003A1 |
ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ | 1970 |
|
SU265738A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1986 |
|
SU1381024A1 |
Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам. Цель изобретения - повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при повороте. Автопоезд содержит тягач 1, соединенный первым дышлом 2 с первым прицепом-роспуском 3, к которому вторым дышлом 4 присоединен второй прицеп-роспуск 5. На тягаче и прицепных звеньях размещены коники. Автопоезд за счет того, что ось поворота коника 6 тягача 1 в горизонтальной плоскости соосна с осью поворота дышла 2 в той же плоскости относительно тягача 1, а также за счет того, что расстояния от оси балансиров прицепа-роспуска 3 до оси балансиров тягача 1 и до оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 равны между собой, позволяет обеспечить движение колес прицепа-роспуска 3 по оптимальной траектории, в результате чего снижаются износ шин и сопротивление движению автопоезда при повороте. 4 з.п.ф-лы, 12 ил.
в
Ci
«
Cn
«VJ
1Л ОС
3r
Q ro
ho4-s
e
c; Г° O,
ча
К 26
Фиг. 9
Фиг. 10
Фиг //
Редактор И.Касарда
Составитель ВЛПЬнова
Техред А.Кравчук Кориекюр Т.Малец
Заказ 2061
Тираж 464
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Подписное
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1983 |
|
SU1143629A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1990-07-30—Публикация
1988-09-12—Подача