Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости в условиях эксплуатации судна, и может быть использовано при разработке навигационных экспертных систем.
Известен способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. Данный способ принят в качестве прототипа.
Недостатком способа является то, что он не дает достоверной оценки остойчивости судна в условиях эксплуатации за счет влияния обледенения.
Технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды.
На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ.
Устройство содержит датчик бортовой качки 1, датчики 2 и 3 осадок судна носом и кормой, датчик скорости ветра 4, коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, интерфейс 7, ЭВМ 8, дисплей 9, принтер 10, датчик температуры воздуха 11, датчик температуры воды 12.
Способ осуществляют следующим образом.
Измеряют период бортовой качки, осадки судна носом и кормой кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении и одновременно производят измерение скорости кажущегося ветра, температуры воздуха и температуры забортной воды.
По данным измерений устанавливают
1. Массу образовавшегося льда
M f(ϕ)[0,0531N+0,0001N2+0,18ΔS-15,20ΔF-64,30(ΔF)2-3,17Δ(H/hw)-
-0,85(Δλ)2+2,76Δ т/ч (1)
где f( ϕ) -=e0+e1ϕ +e2ϕ2 +e3ϕ3 +e4ϕ5 +e5 ϕ9, e0 0,54; е1 1,52; е2 1,38; е3 0,17, е4 0,024, е5 -0,0014, N Wk(|tA| +tW|); Wk скорость кажущегося ветра, м/с, tA температура воздуха, оС; tW температура забортной воды, оС, ΔS Av/LT-1,5, Av площадь парусности, м2; L длина судна; Т средняя осадка судна, м; F (F/L)-0,05; F высота надводного борта на носовом перпендикуляре с учетом фальшборта, м; Δ(H/hw) (H/hw)-1,7; H T+F; Δλ (λ /L)-1,0; λ- средняя длина волны, м; ΔVs (Vs/9)-1,0; Vs скорость судна, уз; hw 0,328λ0,63 высота волны.
2. Приращение аппликаты центра тяжести судна
ΔZi Zg(1+0,05 ΔS)·[0,34Mi/Di+1,65(Mi/Di)2] м (2) где Zg r+Zc-h аппликата центра тяжести судна, определенная по результатам измерения метацентрической высоты h до начала обледенения, м; r и rc метацентрический радиус и аппликата центра величины, соответствующие водоизменению D при средней осадке Т, установленной по данным измерений осадок судна носом и кормой, м; Mi Mti масса образовавшегося льда за ti ч, т; Di D+mi, т.
3. Время допустимого нахождения судна в условиях интенсивного обледенения
t tкр при hi hкр (3) где hi h-ΔZi; hкр критическая метацентрическая высота, м.
Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости судна, работает следующим образом.
Данные измерений от датчиков 1-4 через коммутатор 5 аналого-цифровой преобразователь 6 и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке влияния обледенения по выражениям (1)-(3), результаты которых демонстрируются на дисплее 9 и документируются с помощью принтера 10. Данные о температуре воздуха 11 и температуре заборной воды 12 вводятся в ЭВМ 8 с клавиатуры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА | 1992 |
|
RU2057678C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1994 |
|
RU2091269C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 2009 |
|
RU2405712C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА | 1998 |
|
RU2147540C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА | 2004 |
|
RU2259301C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЛНЕНИЯ | 2016 |
|
RU2647357C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 2013 |
|
RU2518374C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 2019 |
|
RU2740617C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 1991 |
|
RU2016812C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА РАЗРУШАЮЩЕМСЯ ВОЛНЕНИИ | 2011 |
|
RU2455190C1 |
Использование: в судостроении. Сущность изобретения: способ контроля остойчивости судна заключается в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацинтрической высоты. При определении метацентрической высоты измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды. 1 ил.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды.
Севастьянов Н.Б | |||
Остойчивость промысловых судов | |||
Л.:Судостроение, 1970, с.187-190. |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1992-01-23—Подача