СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА Российский патент 1996 года по МПК B63B39/14 

Описание патента на изобретение RU2057678C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости и скорости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.

Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты.

Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна за счет контроля остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма.

Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

На чертеже представлена обобщенная функциональная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.

Способ контроля остойчивости и скорости судна осуществляется следующим образом.

Измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

По данным измерений устанавливают:
1. Дисперсию волнового процесса
Dζ Sζ (σ, Φ)dσ где Sξ ( σ Φ ) спектральная плотность волнения.

2. Высоту волны 3%-ной обеспеченности в условиях усиливающегося шторма
h*w

hw + 0,0032 W2 ( gt / W )0,5 м (1) где hw 5,28 D ξ0,5 измеренная по известному способу высота волны 3%-ной обеспеченности, м;
w скорость ветра, м/с;
g ускорение свободного падения, м/с2;
t время развития волнения, ч.

3. Фактические показатели остойчивости на волнении с высотой волны h* h Δj, м, где h метацентрическая высота, полученная по известному способу при оценке остойчивости судна для высоты волны hw в зависимости от глубины акватории Hw; при Hw ≥ 0,5 λ используют математические модели остойчивости судна на глубокой воде; при Hw < 0,5 λ на мелководье;
λ длина волны, м;
Δ h поправка, обусловленная влиянием изменения высоты волны на величину Δ hw h*w

hw
4. Потерю скорости судна на волнении
( Δ V / V )* [ ( Vo V ) / Vo 102 +
+ d0 + d1 Φ + d2 Φ2 (2) где Vo скорость судна на тихой воде; V измеренная скорость судна на волнении высотой hw; do 1,35 Δ hw;d1=1,10; Δ hw;d2 0,36Δ hw; Φ курсовой угол волны ( Φ= 0 на попутном волнении).

5. Время хода судна в порт-убежище
t 2 S / V [ 2 ( Δ V / V )* · 10-2 ч где S расстояние от места нахождения судна до порта-убежища, км (решение ведется методом итерация с учетом формул (1) и (2).

Устройство для осуществления способа содержит датчик 1 бортовой качки, датчики 2 и 3 для измерения осадок судна носом и кормой, датчик 4 скорости ветра, сигналы от которых через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации, математическому моделированию исследуемой ситуации и прогнозированию остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма, на основании которого с помощью экспертной системы 9, включающей базу данных 10, базу знаний 11, механизм вывода 12 и интерфайс с пользователем 13, производится оценка опасности ситуации и даются практические рекомендации по обеспечению остойчивости, которые совместно с данными моделирования демонстрируются на экране цветной графической станции 14 и выводятся на печать с помощью принтера 15. Данные о координатах места судна 16 и расстоянии до ближайшего порта-убежища 17 вводятся пользователем через клавиатуру ЭВМ.

Похожие патенты RU2057678C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1992
  • Нечаев Юрий Иванович[Ua]
  • Васильева Элеонора Юрьевна[Ru]
RU2043271C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1994
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Васильева Элеонора Юрьевна
RU2091269C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 2009
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Ярисов Владимир Владимирович
RU2405712C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА 2004
  • Александров В.Л.
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
RU2259301C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 2019
  • Бураковский Павел Евгеньевич
RU2740617C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЛНЕНИЯ 2016
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2647357C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1990
  • Нечаев Ю.И.
RU2033370C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 2013
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2518374C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2016812C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1998
  • Александров В.Л.
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
  • Ростовцев Д.М.
RU2147540C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 057 678 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА

Использование: оперативный контроль остойчивости и скорости при эксплуатации судна. Сущность: измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища, определяют дисперсию волнового процесса, высоту волны 3%-ной обеспеченности, фактические показатели остойчивости, потерю скорости на волнении и время хода судна в порт-убежище. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 057 678 C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА, включающий измерение периода бортовой качки и определение расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2057678C1

Н.Б.Севастьянов
Остойчивость промысловых судов
Л., "Судостроение", 1970, с.187-190.

RU 2 057 678 C1

Авторы

Нечаев Юрий Иванович[Ua]

Васильева Элеонора Юрьевна[Ru]

Даты

1996-04-10Публикация

1992-02-17Подача