Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости и скорости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.
Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты.
Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна за счет контроля остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма.
Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.
На чертеже представлена обобщенная функциональная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.
Способ контроля остойчивости и скорости судна осуществляется следующим образом.
Измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.
По данным измерений устанавливают:
1. Дисперсию волнового процесса
Dζ Sζ (σ, Φ)dσ где Sξ ( σ Φ ) спектральная плотность волнения.
2. Высоту волны 3%-ной обеспеченности в условиях усиливающегося шторма
h
w скорость ветра, м/с;
g ускорение свободного падения, м/с2;
t время развития волнения, ч.
3. Фактические показатели остойчивости на волнении с высотой волны h* h Δj, м, где h метацентрическая высота, полученная по известному способу при оценке остойчивости судна для высоты волны hw в зависимости от глубины акватории Hw; при Hw ≥ 0,5 λ используют математические модели остойчивости судна на глубокой воде; при Hw < 0,5 λ на мелководье;
λ длина волны, м;
Δ h поправка, обусловленная влиянием изменения высоты волны на величину Δ hw h
4. Потерю скорости судна на волнении
( Δ V / V )* [ ( Vo V ) / Vo 102 +
+ d0 + d1 Φ + d2 Φ2 (2) где Vo скорость судна на тихой воде; V измеренная скорость судна на волнении высотой hw; do 1,35 Δ hw;d1=1,10; Δ hw;d2 0,36Δ hw; Φ курсовой угол волны ( Φ= 0 на попутном волнении).
5. Время хода судна в порт-убежище
t 2 S / V [ 2 ( Δ V / V )* · 10-2 ч где S расстояние от места нахождения судна до порта-убежища, км (решение ведется методом итерация с учетом формул (1) и (2).
Устройство для осуществления способа содержит датчик 1 бортовой качки, датчики 2 и 3 для измерения осадок судна носом и кормой, датчик 4 скорости ветра, сигналы от которых через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации, математическому моделированию исследуемой ситуации и прогнозированию остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма, на основании которого с помощью экспертной системы 9, включающей базу данных 10, базу знаний 11, механизм вывода 12 и интерфайс с пользователем 13, производится оценка опасности ситуации и даются практические рекомендации по обеспечению остойчивости, которые совместно с данными моделирования демонстрируются на экране цветной графической станции 14 и выводятся на печать с помощью принтера 15. Данные о координатах места судна 16 и расстоянии до ближайшего порта-убежища 17 вводятся пользователем через клавиатуру ЭВМ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1992 |
|
RU2043271C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1994 |
|
RU2091269C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 2009 |
|
RU2405712C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА | 2004 |
|
RU2259301C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 2019 |
|
RU2740617C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЛНЕНИЯ | 2016 |
|
RU2647357C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1990 |
|
RU2033370C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 2013 |
|
RU2518374C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 1991 |
|
RU2016812C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА | 1998 |
|
RU2147540C1 |
Использование: оперативный контроль остойчивости и скорости при эксплуатации судна. Сущность: измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища, определяют дисперсию волнового процесса, высоту волны 3%-ной обеспеченности, фактические показатели остойчивости, потерю скорости на волнении и время хода судна в порт-убежище. 1 ил.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА, включающий измерение периода бортовой качки и определение расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.
Н.Б.Севастьянов | |||
Остойчивость промысловых судов | |||
Л., "Судостроение", 1970, с.187-190. |
Авторы
Даты
1996-04-10—Публикация
1992-02-17—Подача