СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА Российский патент 1997 года по МПК B63B39/14 

Описание патента на изобретение RU2091269C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости в условиях эксплуатации судна, и может быть использовано при разработке навигационных экспертных систем.

Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении бортовой качки и определении расчетном метацентрической высоты (см. Севастьянов Н.Б. Остойчивость промысловых судов. Л. Судостроение, 1970, с. 187-190).

Однако он не дает достоверной оценки остойчивости судна в условиях эксплуатации при сильном расхождении периодов вынужденных и собственных колебаний.

Техническим результатом изобретения является повышение достоверности оценки остойчивости судна.

Это достигается тем, что в известном способе при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении и ординаты процессов волнения и бортовой качки.

На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ.

Устройство содержит датчик бортовой качки 1, датчики 2 и 3 осадок судна носом и кормой, датчик волнения 4, коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, интерфейс 7, ЭВМ 8, дисплей 9, принтер 10.

Способ осуществляется следующим образом.

Измеряют период бортовой качки осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны и одновременно производят измерение ординат процессов волнения и бортовой качки.

По данным измерений устанавливают:
спектральные плотности волнения S3(σ) и бортовой качки Sθ(σ)

где Kξ(τ) и Kθ(τ) корреляционные функции измеренных случайных процессов волнения x(t) и бортовой качки θ(t); σ круговая частота; t временной сдвиг;
периоды колебаний, соответствующие частоте максимумов спектральной плотности волнения и бортовой качки.


где σξm и σθm частоты максимумов кривых спектральной плотности волнения и бортовой качки;
собственный период бортовой качки

где
измеренные значения курсового угла, периода и средней амплитуды бортовой качки; τо период бортовой качки при выходе судна в рейс;
метацентрическая высота
h = B2(0,7487+0,0456В/T-0,000874L)2/ τ2с

, (3)
где L, B, T главные размерения судна.

Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости работает следующим образом.

Данные измерений от датчиков 1-4 через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6 и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке остойчивости по выражениям (1)-(3), результаты которых демонстрируются с помощью принтера 10.

Похожие патенты RU2091269C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА 1992
  • Нечаев Юрий Иванович[Ua]
  • Васильева Элеонора Юрьевна[Ru]
RU2057678C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1992
  • Нечаев Юрий Иванович[Ua]
  • Васильева Элеонора Юрьевна[Ru]
RU2043271C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2016812C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1998
  • Александров В.Л.
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
  • Ростовцев Д.М.
RU2147540C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1990
  • Нечаев Ю.И.
RU2033370C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 2009
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Ярисов Владимир Владимирович
RU2405712C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА РАЗРУШАЮЩЕМСЯ ВОЛНЕНИИ 2011
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2455190C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Ю.И.
RU2040429C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 2013
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2518374C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА 1989
  • Нечаев Ю.И.
RU2033369C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА

Использование: судостроение. Сущность изобретения: способ контроля остойчивости судна заключается в том, что измеряют ординаты процессов волнения и бортовой качки, определяют спектральные плотности и устанавливают соотношение периодов, соответствующих частоте максимумов спектров волнения и бортовой качки. Рассчитывают собственный период бортовой качки и метацентрическую высоту. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 091 269 C1

Способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении и ординаты процессов волнения и бортовой качки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2091269C1

Севастьянов Н.Б
Остойчивость промысловых судов
- Л.: Судостроение, 1970, с
Индукционная катушка 1920
  • Федоров В.С.
SU187A1

RU 2 091 269 C1

Авторы

Нечаев Юрий Иванович

Васильева Элеонора Юрьевна

Даты

1997-09-27Публикация

1994-08-18Подача