Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости в условиях эксплуатации судна, и может быть использовано при разработке навигационных экспертных систем.
Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении бортовой качки и определении расчетном метацентрической высоты (см. Севастьянов Н.Б. Остойчивость промысловых судов. Л. Судостроение, 1970, с. 187-190).
Однако он не дает достоверной оценки остойчивости судна в условиях эксплуатации при сильном расхождении периодов вынужденных и собственных колебаний.
Техническим результатом изобретения является повышение достоверности оценки остойчивости судна.
Это достигается тем, что в известном способе при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении и ординаты процессов волнения и бортовой качки.
На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ.
Устройство содержит датчик бортовой качки 1, датчики 2 и 3 осадок судна носом и кормой, датчик волнения 4, коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, интерфейс 7, ЭВМ 8, дисплей 9, принтер 10.
Способ осуществляется следующим образом.
Измеряют период бортовой качки осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны и одновременно производят измерение ординат процессов волнения и бортовой качки.
По данным измерений устанавливают:
спектральные плотности волнения S3(σ) и бортовой качки Sθ(σ)
где Kξ(τ) и Kθ(τ) корреляционные функции измеренных случайных процессов волнения x(t) и бортовой качки θ(t); σ круговая частота; t временной сдвиг;
периоды колебаний, соответствующие частоте максимумов спектральной плотности волнения и бортовой качки.
где σξm и σθm частоты максимумов кривых спектральной плотности волнения и бортовой качки;
собственный период бортовой качки
где
измеренные значения курсового угла, периода и средней амплитуды бортовой качки; τо период бортовой качки при выходе судна в рейс;
метацентрическая высота
h = B2(0,7487+0,0456В/T-0,000874L)2/ τ
где L, B, T главные размерения судна.
Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости работает следующим образом.
Данные измерений от датчиков 1-4 через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6 и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке остойчивости по выражениям (1)-(3), результаты которых демонстрируются с помощью принтера 10.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА | 1992 |
|
RU2057678C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1992 |
|
RU2043271C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 1991 |
|
RU2016812C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА | 1998 |
|
RU2147540C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1990 |
|
RU2033370C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 2009 |
|
RU2405712C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА РАЗРУШАЮЩЕМСЯ ВОЛНЕНИИ | 2011 |
|
RU2455190C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА | 1991 |
|
RU2040429C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 2013 |
|
RU2518374C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1989 |
|
RU2033369C1 |
Использование: судостроение. Сущность изобретения: способ контроля остойчивости судна заключается в том, что измеряют ординаты процессов волнения и бортовой качки, определяют спектральные плотности и устанавливают соотношение периодов, соответствующих частоте максимумов спектров волнения и бортовой качки. Рассчитывают собственный период бортовой качки и метацентрическую высоту. 1 ил.
Способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении и ординаты процессов волнения и бортовой качки.
Севастьянов Н.Б | |||
Остойчивость промысловых судов | |||
- Л.: Судостроение, 1970, с | |||
Индукционная катушка | 1920 |
|
SU187A1 |
Авторы
Даты
1997-09-27—Публикация
1994-08-18—Подача