ФРИКЦИОННЫЙ ДЕМПФЕР Российский патент 1995 года по МПК B60G13/04 

Описание патента на изобретение RU2044662C1

Изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, в частности, для гашения колебаний, и предназначено для установки в экипажной части тепловоза и других транспортных средств.

Известен фрикционный гаситель колебаний [1] который содержит фрикционные элементы, выполненные в виде пластин, направленных в одну сторону, поджатые друг к другу вдоль несущей их оси, при этом один из них посредством рычагов шарнирно связаны с кузовом, а другие с рамой тележки.

Недостатком этого гасителя колебаний является скачкообразное изменение демпфирующей силы и ненадежность в работе при перекосе пластин.

Цель изобретения обеспечить стабильное гашение горизонтальных колебаний: поперечного относа и угловых поворотов тележки относительно кузова.

Сущность изобретения заключается в том, что набор фрикционных элементов состоит из продолговатых пластин, например, с параллельными поверхностями трения и фигурных пластин с рабочим плечом в виде усеченного сектора, ширина которого определена максимальным смещением относительно продолговатых пластин вокруг несущей оси, а поверхности трения, например, расположены клинообразно с сужением от периферии к несущей оси, при этом один из шарниров крепления фрикционных элементов, например на тележке, выполнен сферическим, а другой, например на кузове, выполнен в виде стойки с фигурной проушиной, на которую посредством пальца, расположенного в проушине, опирается гнездо шарнира с фигурной выемкой, вокруг наружной боковой поверхности которого вращается корпус с закрепленными на нем фрикционными элементами, а сам корпус закреплен на гнезде с гарантированным осевым люфтом. Разработан вариант исполнения фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза.

На фиг.1 изображен предлагаемый фрикционный демпфер, вид сверху; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг.1, при этом второе плечо условно развернуто; на фиг.3 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 вариант исполнение выемки гнезда шарнира.

Фрикционный демпфер состоит из продольных фрикционных элементов 1 с параллельными поверхностями трения, расположенных между ними Г-образных фрикционных элементов 2 переменной толщины, клинообразно суженных по длине от периферии рабочего плеча к несущей оси 3, на которой установлен упругий элемент 4 для поджатия набора фрикционных элементов, сферического шарнира 5, установленного на раме тележки, и шарнира 6, установленного на кузове и состоящего из стойки 7 с фигурной проушиной, закрепленного на ней посредством пальца 8 гнезда 9 с фигурной выемкой внутри, позволяющей поворот на угол α, и цилиндрической наружной поверхностью, вокруг которой вращается стаканообразный корпус 10 с закрепленными на нем продольными фрикционными элементами 1. От осевого смещения корпус 10 закрепляется гайкой 11 со шплинтом 12 на валике гнезда 9 с гарантированным зазором а для обеспечения вращения корпуса вокруг гнезда.

Ширина рабочего плеча в виде усеченного сектора Г-образного элемента обеспечивает постоянный контакт фрикционных элементов на площади, определяемой затяжкой упругого элемента 4. Конструкция шарнира 6 позволяет фрикционным элементам самоустанавливаться параллельно и создавать оптимальную силу трения.

Исходя из технологических возможностей на фиг.4 предложен вариант исполнения фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза.

Похожие патенты RU2044662C1

название год авторы номер документа
Шкворневой узел железнодорожного транспортного средства 1991
  • Молчан Николай Федосеевич
  • Могильная Тамара Павловна
SU1789392A1
Фрикционный демпфер 1990
  • Жогов Валерий Георгиевич
SU1825906A1
Сопряжение кузова локомотива с тележкой 1989
  • Биндер Наум Яковлевич
SU1636280A1
Фрикционный демпфер 1990
  • Жогов Валерий Георгиевич
  • Меликджанов Георгий Сергеевич
  • Кутепов Сергей Анатольевич
  • Харламов Юрий Иванович
SU1768817A1
Устройство связи кузова с тележкой 1990
  • Гейлер Моисей Петрович
SU1759699A1
ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ ЛОКОМОТИВА 2011
  • Подопросветов Анатолий Васильевич
  • Князев Александр Викторович
  • Рязанкин Владимир Петрович
RU2472659C1
Двухступенчатое рессорное подвешивание железнодорожного транспортного средства 1983
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Хлебников Юрий Васильевич
SU1123915A1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белоусов Сергей Вячеславович
  • Василенко Александр Иванович
  • Рейдин Павел Викторович
  • Савинов Сергей Юрьевич
  • Тринда Антон Владимирович
  • Назаров Владимир Михайлович
RU2573100C1
Экипажная часть локомотива 1986
  • Зеленов Иван Иванович
  • Никитин Сергей Викторович
SU1472325A1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ ДЕТАЛИ СО СКВОЗНЫМ ОТВЕРСТИЕМ В СРЕДНЕЙ ЧАСТИ 1991
  • Коровин А.П.
  • Скирич С.А.
  • Шинкаренко С.Н.
  • Юрченко Ю.Ф.
RU2013761C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 044 662 C1

Реферат патента 1995 года ФРИКЦИОННЫЙ ДЕМПФЕР

Использование: изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, в частности, для гашения колебаний, и предназначено для установки в экипажной части тепловозов и других транспортных средств. Сущность изобретения заключаетмся в том, что часть фрикционных элементов выполнена в виде пластин переменной толщины, клинообразно суженных по длине от периферии к несущей оси, при этом один из шарниров, установленный, например, на кузове, выполнен в виде стойки с фигурной проушиной, на которую через палец опирается гнездо шарнира с фигурной выемкой, вокруг боковой поверхности которого вращается корпус шарнира с закрепленными на нем фрикционными элементами. Сам корпус закреплен в гнезде с гарантированным осевым люфтом. Предложен вариант исполнения фрикционных элементов рациональной конфигурации: одних в виде продолговатых пластин, других фигурных, например Г-образных, при этом рабочее плечо последних выполнено в виде усеченного сектора с шириной, определяемой максимальным взаимным смещением элементов. Предложен также вариант фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза. Найденные решения позволят получить стабильное гашение горизонтальных колебаний поперечного относа их угловых поворотов тележки относительно кузова. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 044 662 C1

1. ФРИКЦИОННЫЙ ДЕМПФЕР, содержащий фрикционные элементы, выполненные в виде пластин, поджатых одна к другой вдоль несущей их оси, один из которых шарнирно связаны с кузовом, а другие с рамой тележки, отличающийся тем, что одни одноименные фрикционные пластины выполнены с переменной толщиной, клинообразно сужены по длине от периферии к несущей оси, а один из шарниров, например, для связи фрикционных элементов с кузовом представляют собой стойку с фигурной проушиной, на которую посредством пальца установлено гнездо шарнира с фигурной выемкой и боковой поверхностью вращения, охватываемой корпусом шарнира, закрепленным на гнезде с гарантированным осевым люфтом. 2. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что одни вращаемые фрикционные элементы выполнены продолговатыми, а другие фигурными, например Г-образными, рабочее плечо которых выполнено в виде усеченного сектора шириной, определенной максимальным взаимным смещением фрикционных элементов. 3. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что фигурная выемка гнезда шарнира выполнена в виде сквозного паза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2044662C1

Авторское свидетельство СССР N 1484765, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 044 662 C1

Авторы

Жогов В.Г.

Даты

1995-09-27Публикация

1993-04-26Подача