Изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, в частности, для гашения колебаний, и предназначено для установки в экипажной части тепловоза и других транспортных средств.
Известен фрикционный гаситель колебаний [1] который содержит фрикционные элементы, выполненные в виде пластин, направленных в одну сторону, поджатые друг к другу вдоль несущей их оси, при этом один из них посредством рычагов шарнирно связаны с кузовом, а другие с рамой тележки.
Недостатком этого гасителя колебаний является скачкообразное изменение демпфирующей силы и ненадежность в работе при перекосе пластин.
Цель изобретения обеспечить стабильное гашение горизонтальных колебаний: поперечного относа и угловых поворотов тележки относительно кузова.
Сущность изобретения заключается в том, что набор фрикционных элементов состоит из продолговатых пластин, например, с параллельными поверхностями трения и фигурных пластин с рабочим плечом в виде усеченного сектора, ширина которого определена максимальным смещением относительно продолговатых пластин вокруг несущей оси, а поверхности трения, например, расположены клинообразно с сужением от периферии к несущей оси, при этом один из шарниров крепления фрикционных элементов, например на тележке, выполнен сферическим, а другой, например на кузове, выполнен в виде стойки с фигурной проушиной, на которую посредством пальца, расположенного в проушине, опирается гнездо шарнира с фигурной выемкой, вокруг наружной боковой поверхности которого вращается корпус с закрепленными на нем фрикционными элементами, а сам корпус закреплен на гнезде с гарантированным осевым люфтом. Разработан вариант исполнения фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза.
На фиг.1 изображен предлагаемый фрикционный демпфер, вид сверху; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг.1, при этом второе плечо условно развернуто; на фиг.3 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 вариант исполнение выемки гнезда шарнира.
Фрикционный демпфер состоит из продольных фрикционных элементов 1 с параллельными поверхностями трения, расположенных между ними Г-образных фрикционных элементов 2 переменной толщины, клинообразно суженных по длине от периферии рабочего плеча к несущей оси 3, на которой установлен упругий элемент 4 для поджатия набора фрикционных элементов, сферического шарнира 5, установленного на раме тележки, и шарнира 6, установленного на кузове и состоящего из стойки 7 с фигурной проушиной, закрепленного на ней посредством пальца 8 гнезда 9 с фигурной выемкой внутри, позволяющей поворот на угол α, и цилиндрической наружной поверхностью, вокруг которой вращается стаканообразный корпус 10 с закрепленными на нем продольными фрикционными элементами 1. От осевого смещения корпус 10 закрепляется гайкой 11 со шплинтом 12 на валике гнезда 9 с гарантированным зазором а для обеспечения вращения корпуса вокруг гнезда.
Ширина рабочего плеча в виде усеченного сектора Г-образного элемента обеспечивает постоянный контакт фрикционных элементов на площади, определяемой затяжкой упругого элемента 4. Конструкция шарнира 6 позволяет фрикционным элементам самоустанавливаться параллельно и создавать оптимальную силу трения.
Исходя из технологических возможностей на фиг.4 предложен вариант исполнения фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шкворневой узел железнодорожного транспортного средства | 1991 |
|
SU1789392A1 |
Фрикционный демпфер | 1990 |
|
SU1825906A1 |
Сопряжение кузова локомотива с тележкой | 1989 |
|
SU1636280A1 |
Фрикционный демпфер | 1990 |
|
SU1768817A1 |
Устройство связи кузова с тележкой | 1990 |
|
SU1759699A1 |
ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ ЛОКОМОТИВА | 2011 |
|
RU2472659C1 |
Двухступенчатое рессорное подвешивание железнодорожного транспортного средства | 1983 |
|
SU1123915A1 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2573100C1 |
Экипажная часть локомотива | 1986 |
|
SU1472325A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ ДЕТАЛИ СО СКВОЗНЫМ ОТВЕРСТИЕМ В СРЕДНЕЙ ЧАСТИ | 1991 |
|
RU2013761C1 |
Использование: изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, в частности, для гашения колебаний, и предназначено для установки в экипажной части тепловозов и других транспортных средств. Сущность изобретения заключаетмся в том, что часть фрикционных элементов выполнена в виде пластин переменной толщины, клинообразно суженных по длине от периферии к несущей оси, при этом один из шарниров, установленный, например, на кузове, выполнен в виде стойки с фигурной проушиной, на которую через палец опирается гнездо шарнира с фигурной выемкой, вокруг боковой поверхности которого вращается корпус шарнира с закрепленными на нем фрикционными элементами. Сам корпус закреплен в гнезде с гарантированным осевым люфтом. Предложен вариант исполнения фрикционных элементов рациональной конфигурации: одних в виде продолговатых пластин, других фигурных, например Г-образных, при этом рабочее плечо последних выполнено в виде усеченного сектора с шириной, определяемой максимальным взаимным смещением элементов. Предложен также вариант фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза. Найденные решения позволят получить стабильное гашение горизонтальных колебаний поперечного относа их угловых поворотов тележки относительно кузова. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.
Авторское свидетельство СССР N 1484765, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1995-09-27—Публикация
1993-04-26—Подача