Изобретение касается контроля движения электротранспортных средств и может быть использовано, в частности, в системах централизованного контроля подвижных единиц (ПЕ) маршрутизированного электротранспорта.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является устройство, содержащее маршрутные датчики на транспортном средстве коммутатор, блок проверки старта, блок сравнения номера транспортного средства, формирователь сигнала запуска, двухканальный приемопередатчик, блок управления, цифроаналоговый преобразователь, датчик пройденного пути, блок кодирования, формирователь кода маршрутного датчика, тангенту, микротелефонную трубку, датчик положения микротелефонной трубки, индикатор отклонения от графика, приемник и клавиатуру, на пункте контроля (ПК) приемопередатчик первого канала, преобразователь последовательного кода в параллельный, блок согласования, блок кодирования, блок обработки информации и приемопередатчик второго канала. Это устройство позволяет определять и отображать на мнемосхеме маршрутов местоположение ПЕ, их отклонение от графиков движения, выводить величину этого отклонения на табло водителей и диспетчера, позволяет осуществлять радиосвязь диспетчер водитель по инициативе любого из них, а также формировать и выводить данные графиков исполненного движения. Недостатком упомянутого устройства является то, что при наличии централизованного сбора информации от транспортных средств (ТС) об их местоположении, запросах на речевую связь, отсутствует информация о техническом состоянии ТС, например, об удельном сопротивлении движению каждого ТС, вышедшего на магистрали.
Систематический контроль удельного сопротивления движения позволяет объективно оценивать качество проведения регламентных, ремонтных и регулировочных работ, добиваться квалифицированного их выполнения, что приведет к экономии энергоресурсов, повышению надежности работы ТС на маршрутах и экономии запасных частей.
Целью изобретения является повышение информативности устройства благодаря автоматическому определению удельного сопротивления блоков удельного сопротивления на контрольном участке маршрута, что достигается введением блоков удельного сопротивления движению и приема кодограмм маршрутных датчиков со вторым блоком проверки старта, датчиков режима, перемещения и текущей скорости, мультиплексоров.
На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для контроля движения электротранспортных средств; на фиг. 2 функциональная схема блока определения удельного сопротивления движением; на фиг. 3 функциональная схема блока приема кодограмм маршрутных датчиков; на фиг. 4 приведены временные диаграммы, поясняющие работы датчика перемещения и текущей скорости; на фиг. 5 функциональная схема датчика перемещения и текущей скорости; на фиг. 6, 7 схема алгоритма программ блока обработки информации на пункте контроля; на фиг. 8 временные диаграммы сигналов на выходах блока 24; на фиг. 9 вариант схемы блока 25; на фиг. 10 приведена запросная кодограмма пункта контроля; на фиг. 11 схема блока проверки старта; на фиг. 12 схема блока сравнения номера транспортного средства; на фиг. 13 схема блока управления приемопередатчиком; на фиг. 14 схема коммутатора; на фиг. 15, 16 кодограмма и схема маршрутного датчика.
Устройство для контроля движения ЭТС содержит маршрутные датчики 1, на транспортном средстве коммутатора 2, первый 3.1 и второй 3.2 блоки проверки старта, блок 4 управления тяговым электроприводом ТС, формирователь 5 сигнала запуска, блок 6 сравнения номера транспортного средства, датчик 7 перемещения и текущей скорости, двухканальный приемопередатчик 8, блок 9 управления, цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) 10, блок 11 определения удельного сопротивления движению, первый, второй, третий мультиплексоры 12.1 12.3, блок 13 кодирования, датчик положения тангенты 14, тангенту 15, датчик 16 положения микротелефонной трубки, индикатор 17 отклонений от графика, блок 18 приема кодограмм маршрутных датчиков, приемник 19, блок ввода данных 20, датчик 21 режима измерения удельного сопротивления движения на пункте контроля приемопередатчик 22 первого канала, преобразователь 23 последовательного кода в параллельный, блок 24 согласования, блок 25 кодирования, блок 26 обработки информации и приемопередатчик 27 второго канала.
Блок 11 определения удельного сопротивления движению состоит из цифрового компаратора 28, первого 29 и второго 39 сумматоров, первого 31 и второго 32 регистров данных, элемента И-НЕ 33, первого 34 элемента И, элемента 35 Запрет, двухканального 36 мультиплексора, счетчика-делителя 37, счетчика-дешифратора 38, второго 39 и третьего 40 элементов И, элемента ИЛИ 41.
Блок 18 приема кодограмм маршрутных датчиков содержит регистр 42 сдвига, цифровой компаратор 44, датчик 43 логической единицы, параллельный 45 регистр, первый 47, второй 48 и третий 50 элементы И, элемент НЕ 46, счетчик-дешифратор 49.
Блок 7 датчик перемещения и текущей скорости содержит первичный датчик 51 частоты вращения тягового электродвигателя (ТЭД), двоичный ограничитель 52, триггер Шмитта 53, одновибратор 54, первый и второй 55 RS-триггеры, кварцевый генератор 56, счетчик 57 калиброванного интервала, элемент И 58, электронный ключ 59, счетчик 60 измеряемого интервала, фильтр 61 указателя скорости, счетчик-дешифратор 62, прибор указатель скорости 63, счетчик пройденного пути 64, RS триггер 65.
Блок кодирования 25 содержит генератор 66, элемент И 67, одновибратор 68, ограничитель 69.
На схеме алгоритма программ блока 26 обработки информации на пункте контроля (фиг. 6, 7) приняты следующие обозначения блоков:
1. Введение даты и времени.
2. Выход мнемосхемы маршрута на экран дисплея.
3. Присвоение каждому отрезку маршрута двух определенных позиций на дисплее вдоль мнемосхемы маршрута: П1 (L) для прямого движения, П2 (L) для обратного.
4. Введение данных:
4.1. Список маршрутных датчиков в порядке от начала маршрута М1, М2. Мj. Mp;
4.2. Удаление маршрутных датчиков от начала маршрута Q1, Q2.Qj,Qр;
4.3. Введение графиков расписаний (функция местоположения транспортных средств от времени в виде таблиц соответствий).
5. Ввод начальных значений:
Δi= 0; Gi 0; ПОНДi 0; S 1, где i 1,2, n порядковый номер транспортного средства;
ПОНДi признак определения направления движения i-ного транспортного средства;
Δi отклонение от графика i-го транспортного средства;
Gi вызов i-ного транспортного средства на речевую связь.
6. Разрешение прерываний от клавиатуры микроЭВМ; занесение в вектор прерывания от клавиатуры адреса подпрограмм обработки этих прерываний; занесение в вектор прерывания от алфавитно-цифрового печатающего устройства (АЦПУ) адреса подпрограммы обработки этих прерываний от АЦПУ; присвоение прерыванием от АЦПУ наивысшего приоритета.
7. Ввод начального значения k 1, где k номер цикла.
8. i 1.
9. Проверка В 1? где В значение сигнала с третьего выхода согласования.
10. Вывод на выход блока 22 обработки информации для транспортных средств (Ni, Δi, Gi, где Ni номер i транспортного средства).
11. Проверка А 1 где А значение сигнала со второго выхода блока 20 согласования.
12. Считывание принятой информации, поступившей на информационные входы блока 22 обработки информации Mik, Lik, Kik, где Mik код маршрутного датчика; Lik код перемещения ТС; Kik код сигнала клавиатуры.
13. Kik Kycд, где Уусд команда датчика информации об удельном сопротивлении движению ТС.
14. Mik < 0
15. Tнs Lik, где Т элемент 5-тиэлементного массива Тн (1-5).
16. Tks Mik, где Tкs элемент 5-тиэлементного массива Тk(1-5).
17. S 5
18. S S + 1.
19. Тн присвоить результат подразрядной мажоритарной логики значений Тн1, Тн2, Tн3, Тн4, Тн5.
20. Тк присвоить результат подразрядной мажоритарной логики значений Тк1, Тк2, Тк3, Тк4, Тк5.
21. Xi= 51(1+γ) / Lэ, где v коэффициент преобразования цифрового значения периода импульсов с датчика перемещения и текущей скорости в скорость ТС.
22. Проверка ПОНДi 0
23. W Qj Lik, где W абсолютное удаление ТС от начала маршрута (НМ) в отрезках (дискретах) маршрута.
24. Символ ТС- > П2 (L).
25. Определение по известному местоположению из графика движения планового времени t план.
26. Определение отклонения от графика: Δi= tплан. tтек., где tтек. текущее время.
27. Достигло ли i-e ТС НМ?
28. ПОНДi + 1
29. w Qj + Lik
30. Символ ТС- > ПI (L), соответствующую W.
31. Определение по известному местоположению из графика движения планового времени t план.
32. Определение отклонения от графика: Δi= tплан. tтек.
33. Достигло ли i-e ТС КМ?
34. ПОНД i -1.
35. Вывод на дисплей сообщения соответствующего коду Kik символом i-ого ТС.
36. Соответствует ли местоположение i-ого ТС какой-либо контрольной точке?
37. tтек. и Хi занести в массив графика исполненного движения i-ого ТС в столбец данной контрольной точки и в столбец удельного сопротивления движению соответственно.
38. Определение jik для Mik, где j порядковый номер маршрутного датчика в списке кодов маршрутных датчиков.
39. Проверка k 1
40. jik ji (k-1)?
41. Mik, Lik, Kik, tтек.- > ОЗУ.
42. ПОНД i -1.
43. ПОНДi +1.
44. ОЗУ заполнено?
45. ОЗУ > ВЗУ.
46. Резервирование массива для графика исполненного движения i-ого ТС.
47. i n?
48. k k + 1.
49. i i + 1.
Подпрограмма обработки прерываний от клавиатуры микроЭВМ
50. Символы с клавиатуры Мсим (массив символов).
51. Мсим определяет номер ТС?
52. Сброс команд?
53. Команда на печать графика исполненного движения -ого ТС?
54. Определение i.
55. Gi 1.
56. Gi 0; i 1,2,n.
57. Разрешение прерываний от АЦПУ, Z 1, где Z порядковый номер символа массива графика исполненного движения i-ного ТС.
58. Выход из прерывания.
Подпрограмма обработки прерывания от АЦПУ микроЭВМ.
59. Вывод Z-ого символа массива графика исполненного движения i-ного ТС.
60. Конец массива?
61. Запрещение прерываний от АЦПУ.
62. Z Z + 1.
63. Выход из прерывания.
Устройство для контроля движения транспортных средств работает следующим образом.
Блок 24 согласования на своих выходах формирует сигналы (фиг. 8), обеспечивающие согласованную во времени работу всех блоков устройства. По сигналу с 3 выхода блока 24 согласования, поступающему на второй управляющий вход блока 26 обработки информации, на выходной порт последнего выводятся данные в эфир. Эти данные поступают на первую группу входов (D1.Di) параллельной загрузки регистра сдвига 70 (фиг. 9), на вторую группу которого поданы постоянно логические нули (Di+1.Dn-1) стартовой посылки и логическая единица (Dn) стоповой посылки. Управляющий сигнал с 3 выхода блока 24 запускает одновибратор 68, обеспечивающий параллельную загрузку данных входов D1.Di и в регистр и через элемент И 67 разрешает их сдвиг в сторону старших разрядов с частотой генератора 66 равной скорости передачи данных в первом канале связи. Разряды запросной кодограммы (фиг. 10) последовательно появляются на выходе Qn регистра 70 и сигналы частоты f1и fo, соответствующие логическим уровням нуля и единицы. С выхода частотного модулятора кодограмма поступает на модуляционный вход приемопередатчика 22 и излучается в эфир его антенной в виде ЧМ радиосигналов, соответствующих логическим нулям и единицам кодограммы на несущей F1.
Указанные сигналы, принятые двухканальным приемопередатчиком 8 транспортного средства (ТС), через коммутатор 2 поступают на блок проверки старта, содержащем генератор 72, входом блока является вход демодулятора 73 (фиг. 11) первого блока проверки старта и преобразуются в последовательность логических "0" и "1". По приходу стартового импульса (фиг. 10) запросной кодограммы сигнал "0" разрешает работу счетчика-делителя 74, коэффициент деления которого выбирается из условия n tстарта•Ft (1) где Тт и Fт период и частота тактовых импульсов генератора 72, tстарта длительность стартового импульса запросной кодограммы. По приходу стартового импульса, удовлетворяющего условию (1), на выходе счетчика-делителя 74 появится импульс, переключающий RS-триггер 75 в нулевое сос- тояние, что разрешает работу счетчиков-дешифраторов 76 и 77. Коэффициент деления счетчика-дешифратора 76 М1, соответствует условию
MI= (2) где Fr- частота генератора 72,
Fn скорость передачи данных, счетчик 77 подсчитывает количество бит информации после старта. Счетчик-дешифратор 76 формирует на каждом j выходе (0 ≅ j ≅ m1) сигнал логической "1", соответствующий коду внутреннего состояния. При этом "1" с выхода (i1) соответствует середине длительности битовой посылки. По окончанию приема запросной кодограммы на выходе i2 счетчика-дешифратора 77 сформируется сигнал, переводящий RS-триггер 75 в исходное состояние, запрещающее работу счетчиков-дешифраторов 76 и 77, то есть блок 3.1 проверки старта переключается в исходное состояние.
На блок 6 сравнения номера транспортного средства с блока 3.1 проверки старта поступают следующие сигналы: с выхода демодулятора 73 запросная кодограмма в последовательном коде в логических уровнях "0" и "1" стробирующие импульсы с первого выхода (i1) счетчика-дешифратора 76, сигнал окончания приема запросной кодограммы с выхода (i2) счетчика 77. Запросная кодограмма с выхода демодулятора 73 в последовательном коде подается на последовательный вход данных регистра 78 блока сравнения номера транспортного средства. Последовательная запись данных в регистр осуществляется по синхросигналам второго выхода блока 3.1 проверки старта, число которых равно количеству информационных разрядов запросной кодограммы, а частота частоте передачи данных. В результате регистр 78 заполняется кодами N, ±Δ, G. Код (N) номера ТС запросной кодограммы поразрядно подключен к первой (А) группе входов цифрового компаратора 80, на вторую (В) группу входов которого поданы соответствующие разряды номера данного ТС, задаваемые переключателями П1.Пр (79). Значение Bi равное нулю или единице (в соответствии с кодами номера ТС) задается подключением входа группы В регистра к шинам "0" или "1". На входы каскадирования "больше" и "меньше" подается значение логического "0", а на вход каскадирования, "равенство" уровень логической единицы. В этом случае при совпадении кодов А и В операндов (номер ТС в запросной кодограмме N и заданный переключателями 79 номер) на выходе компаратора QА В появляется логическая "1" (иначе "0"), которая стробируется на элементе И 82 сигналом i2 окончания приема запросной кодограммы с выхода 3 блока 3.1. Блок сравнения номера транспортного средства в компараторе 80 осуществляет сравнение сигнала.
Конъюнкция QA BΛi2 обеспечивает перезапись данных отклонения от графика движения и вызова на речевую связь (ВЗВТЛ) с выходов регистра сдвига Δ1. Δр, G в одноименные разряды регистра 81, для чего упомянутые выходы регистра 78 соответственно соединены с D-входами параллельной загрузки регистра 81, а строб записи с выхода элемента И 82 подается на С-вход параллельной загрузки регистра 81 и на запуск формирователя 5, переключающего аппаратуру ТС на режим передачи данных.
Выход G регистра 81 подключен к 1 входу блока 9 управления и при G 1 обеспечивает переключение приемопередатчика 8 на речевой радиоканал (несущая F2) для проведения радиотелефонной связи в симплексном режиме. Группа выходов регистра 81 подключена к ЦАП (блок 10) и обеспечивает индикацию с помощью прибора 17 отклонения ТС от графика движения.
Работа блока 9 управления описывается таблицей истинности, в которой приняты следующие обозначения аргументов и функций: а значение сигнала от тангенты 15 (1 тангента нажата, 0 отпущена); b значение сигнала датчика 16 положения микротелефонной трубки (МТ) 14 (1 трубка взята, 0 трубка вставлена в трубкодержатель); с сигнал от формирователя 5 сигнала запуска (1 активный; 0 пассивный); α- вызов водителя ТС на речевую связь (1 вызов есть, 0 вызова нет); Х функция режима радиостанции (1 прием; 0 передача); Y функция переключения каналов приемопередатчиков (0 первый канал, 1 второй) Z функция включения звукового сигнала (1 сигнализация включена; 0 выключена).
C помощью карт Карно находят минимизированные алгебраические выражения для Х, Y, Z-функций.
Соответствующая этим алгебраическим выражениям схема блока 9 представлена на фиг. 13, где логические элементы 83, НЕ 84, И-НЕ 85, И 86, 87 неравнозначность 2И-ИЛИ 88, генератор 89, электронный ключ 90 И микротелефон 91 обеспечивают подачу звукового сигнала при Z 1.
При работе приемопередатчика 8 на первом радиоканале канале данных (Y 0) его модуляционный вход подключается к выходу блока 13 кодирования в режиме "передача" (Х 0), при этом передатчик (ПРД) включен, а приемник (ПРМ) отключен. В режиме "Прием" на первом канале (Y 0, X 0) НЧ выход приемника подключен к входу блока проверки старта, а передатчик выключен.
При работе на втором (речевом) канале (Y 1) модуляционный вход ПРД подключается к выходу микротелефонного усилителя (МУ), а НЧ выход ПРМ ко входу УНЧ телефона. Манипулируя состоянием тангенты (а 1, а 0) при извлечении из трубкодержателя микротелефон (В 1), осуществляют речевую связь в симплексном режиме. Указанные коммутации выполняет блок 2 (фиг. 14), основу которого составляет электронные ключи 92.1-92.4, например, К561КТЗ, управляемые по сигналу входа 4 (Y) и его инверсии (Y) с выхода элемента НЕ 93.
Приемник 19 обеспечивает прием на несущей частоте F3 кодограмм (фиг. 15) передатчиков маршрутных датчиков (МД) 1 в ближней зоне (20-30 м), что обусловлено выбором частоты и мощности передатчика МД, чувствительного приемника 19, конструкцией приемной и передающей антенн.
Передатчик МД1 содержит (фиг. 16) генератор 94 тактовой частоты соответствующей скорости передачи данных в канале F3, счетчик 97, число внутренних состояний которого соответствует количеству разрядов кодограмм, переключатели 96, задающие значения информационных разрядов Mi, кодограмм, мультиплексор 98, коммутирующий входные логические переменные Хj на Y выход в соответствии с кодом j представленным двоичным числом
j 2oSo + 2iS2 + 22S2 + 23S3 + 24 S4, соответствующим коду внутреннего состояния счетчика, модулятор 99, преобразующий значение "0" и "1" логической переменной Х в тональные частоты fo и f1 соответственно, радиопередатчик 100, излучающий ЧМ тональными частотами сигнал на несущей F3.
Принятая приемником 19 на несущей частоте F3 кодограмма МД в его зоне приема поступает на вход второго блока проверки старта 3.2, параметры которого соответствуют формату кодограммы МД (фиг. 15) и выбираются аналогично параметрам блока 3.1.
В этом случае на первом выходе блока 3.2 формируется последовательный код кодограммы МД в логических уровнях "0" и "1", на втором выходе тактовые сигналы, соответствующие середине длительности бита кодограммы, а на третьем выходе строб окончания приема кодограммы МД. Последовательный код кодограммы поступает на вход последовательной загрузки регистра сдвига 42 блока 18. На тактовый вход сдвига этого регистра подаются тактовые импульсы со второго выхода блока 3.2, что обеспечивает загрузку кодограмм в регистр. Так как номер маршрутного датчика представлен парафазным кодом (Mi, ), то значения инверсных разрядов считывают с соответствующих инверсных выходов регистра, что позволяет получить значения (Mi, ). Одновременные разряды этой кодограммы поступают на компаратор и в случае равенства Mi для, например, 0≅i ≅ > по сигналу окончания приема кодограммы происходит увеличение на единицу содержимого счетчика 49, за счет срабатывания элемента И 47, формирующего конъюнкцию QA BΛh. Иначе через элемент И 48, формирующий A= B∧h происходит сброс счетчика 49.
Если транспортное средство находится в зоне уверенного приема кодограмм МД, то после приема n кодограмм (например n 5) на втором входе элемента И 50 появится разрешающий сигнал и строб окончания приема кодограммы через элемент И 50 произведет запись кода МД в параллельный регистр 45 и сформирует выходной сигнал блока для сброса в ноль счетчика пройденного пути и счетчика делителя.
В зоне неуверенного приема сбои в приеме кодограмм по парафазности вызывают сброс счетчика 49 и как следствие запрет записи кодограмм в параллельный регистр. Выбором выхода счетчика-дешифратора 49 устанавливают порог срабатывания схемы, учитывая ограничения, связанные с размером зоны, скоростью движения ТС, длиной кодограмм МД, скоростью ее передачи.
Код МД с выхода параллельного регистра 45 вводится в блок 11 определения УСБ ТС для включения режима измерений УСД в зоне контрольного участка трассы и на первый групповой вход второго мультиплексора для передачи данных ответных кодограмм (фиг. 8) в режиме определения местоположения ТС.
Блок 7 датчик пройденного пути и текущей скорости используется в двух режимах. В режиме определения местоположения ТС датчик совместно с блоком приема кодограмм МД формирует текущую координату ТС на маршруте. Эта информация складывается из координаты опорной точки последнего, пройденного ТС, МД и удалением от него транспортного средства. Следовательно,
Xт Хоnj + Lj где Хт текущая координата ТС,
Хоnj координата МД j на маршруте;
Lj расстояние, пройденное ТС от МДi.
Кроме того, в этом режиме формируется грубый аналоговый отсчет текущей скорости для ориентации водителя ТС в дорожной обстановке.
В режиме определения удельного сопротивления движения блок формирует грубый аналоговый отсчет скорости для разгона ТС водителем на контрольном участке маршрута до значения скорости, превышающей заданную уставку, а совместно с блоком определения УСД формирует цифровой отсчет периода колебаний выходного сигнала первичного датчика частоты вращения тягового ЭД в начале и конце эталонного отрезка пути на контрольном участке маршрута при движении ТС на выбеге.
Вращение ротора тягового двигателя ТЭД при движении ТС приводит во вращение ротор синхронного тахогенератора 51, закрепленного на немагнитном продолжении вала ТЭД (3, 4). Выходной сигнал первичного датчика в уровнях логической единицы и нуля, далее триггер 53 Шмитта преобразует входной сигнал с пологими фронтом и спадом в выходной сигнал с крутыми фронтом и спадом, последний подается на одновибратор 54, выделяющий фронт импульса, которым запускается RS-триггер, разрешающий отсчет счетчиком 57 К импульсов стабильной частоты кварцевого генератора 56, соответствующих калиброванному интервалу Тк τо (фиг. 4).
Импульсом калиброванной длительности замыкается электронный ключ 59, подключая прибор-указатель скорости к регулируемому стабилизированному источнику +Ер. Следовательно, средний за период ток через прибор
Iср= dt K1N K2v, где Т период колебаний выходного сигнала первичного датчика;
N частота вращения ТЭД;
v скорость ТС;
К1 и К2 коэффициенты пропорциональности;
Rn сопротивление прибора указателя скорости.
Соединением R-входа RS-триггера 53 с одним из K-m выходов счетчика-дешифратора калиброванного интервала 57 и регулировкой значения +Ер добиваются совмещения стрелки указателя скорости с отметкой vmax при соответствующей частоте запуска RS-триггера 55 по S-входу. Измерение длительности интервала осуществляется счетчиком 60, на инкрементный вход которого подается конъюнкция единиц генератора 56 и разрешающего сигнала с инверсного выхода RS-триггера 55. При скорости ТС, не превышающей заданную vo, интервал Tj ≥ To и сигнал переполнения счетчика 60 запускает второй RS-триггер 65, запрещающий отсчет измерений логическим нулем на 2 выходе блока. Если измеряемая скорость vj удовлетворяет соотношению vmax > vj > vo, то значение Тj считывается с выходом счетчика 60, в момент появления строба на 1 выходе счетчика 57. Результат измерений обнуляется сбросом счетчика измеряемого интервала 60 и RS-триггера 65 с К-1 выхода счетчика 57 перед началом очередного измерения (фиг. 5).
Если при прохождении контрольного участка длиной Lo(M)-триггер 55 сформирует No калиброванных импульсов, то цена каждого из них составит Lo/No δо м/импульс.
При необходимости отсчета пройденного пути в дискретах Δ1 lδoинкрементный вход счетчика пройденного пути соединяют с выходом счетчика-дешифратора 62, который после отсчета каждых l импульсов калиброванной длительности устанавливается в ноль, увеличивается содержимое счетчика пройденного пути на единицу. Счетчики 62 и 64 устанавливаются в ноль по сигналу блока приема кодограмм МД при вхождении ТС в зону уверенного приема очередного маршрутного датчика. Значения L пройденного пути в дискретах Δ1 формируются на выходах счетчика 64, являющихся первой группой выходов блока.
При движении ТС в режиме выбега на трассе измерения УСД блок 11 фиксирует значения Tjiн и Tjiк, соответствующие скорости движения ТС в начале и конце эталонного отрезка пути lэт.
Если условия измерений не нарушены (скорость движения vj ≥ vo, во время движения не было пусков ТД и торможений), то разность кинетической энергии ТС в начале и конце lэт равна работе по преодолению силы сопротивления движению Fсд на этом участке:
Fсд•lэт, откуда
Fсд • (v
Для исключения внутриоборотной ошибки первичного датчика блок 11 измеряет сумму Tji за один оборот. Если, например, первичный датчик формирует 3 колебания на оборот вала, то блок 11 суммирует 3 следующих друг за другом Tji, что позволяет определить в блоке 26 значение скорости
vн=
vк= и вычислить значение УСД
Wуg= где К1 коэффициент пропорциональности,
g ускорение свободного падения.
На первый групповой вход блока 11 с выхода блока приема кодограмм МД, в зоне которого находится или находилось ТС, то этот код сравнивается с кодом МД, находящегося в начале трассы определения УСД. При этом формируется логическая функция
Z ( xi ⊕ Yi) где Xi значение i разряда кода МД начала трассы измерения УСД;
Yi значение i разряда кода на выходе приемника МД.
При разноименных кодах Z О. По сигналу W с выхода элемента И-НЕ 33
W η ∨ γ, где η- сигнал пуска тягового двигателя;
θ- сигнал торможения ТС;
γ- текущая скорость ниже уставки, регистры данных 31, 32, счетчики 37, 38 установятся в ноль. Значение логического нуля на выходе блока 11 подключит через мультиплексоры 12.1 12.3 к блоку кодирования 13 на ТС значения кодов маршрутного датчика М, пройденного пути L, команд К, с выходов соответствующих блоков 18, 7, 20.
По этим данным блок 26 реализует ветвь алгоритма определения местоположения ТС. Если ТС движется на трассе измерения УСД (Z 1) в режиме выбега ( (=1) ) со скоростью v > vo ( 1), то по стробу с первого выхода счетчика-дешифратора калиброванного интервала α элемент И 34 сформирует сигнал β Z. Так как счетчик 38 находится в нулевом состоянии, то уровень управляющего входа двухканального мультиплексора S 0 и подается на инкрементный вход счетчика 37, Р выход (например, Р 3) которого соединяется мультиплексором 36 (p) с инкрементным входом счетчика 38, логическая единица нулевого выхода которого разрешает прохождение сигналов β на тактовый вход регистра 31, который по фронту первого тактового импульса зафиксирует Tjiн+0, второй сигнал β зафиксирует Тj1н+Тj2н, третий Тj1н+ Тj2н + Тj3нTjiн= Φм
Третий импульс β сбросит счетчик 37 по первому R-входу в ноль и переключит счетчик 38 в состояние 1, что закроет клапан И 39, обеспечив хранение Tjiн в регистре 31 и вывод этих данных на первую группу выходов блока.
Далее содержимое счетчика 38 будет нарастать и когда код внутреннего состояния, соответствующий отсчету lэт, вызовет логическую единицу на i выходе, откроется клапан И 40 для прохождения Р (например, трех) синхросигналов записи данных в регистр 32. В результате на второй группе выходов блока 11 появится значение Φк, а счетчик 38 перейдет в состояние i+1, соединив через мультиплексор 36 инкрементный вход счетчика 38 с q (например, 5-ым выходом счетчика 37, а инкрементный вход последнего к 5-му входу блока, несущему информацию о включении аппаратуры ТС для передачи данных на КП. При этом мультиплексоры 12.1 12.3 подсоединят выходы регистров данных Φн, Φк и датчика 21 режима измерения к соответствующим входам блока 13 кодирования на ТС. После q-кратной передачи данных измерений на КП счетчик 37 сформирует импульс инкремента для счетчика 38, в результате чего на i+2 выходе последнего появится логическая единица, возвращающая схему в исходное состояние (счетчики 37, 38, регистры 31, 32 сброшены).
Логический ноль i+1 выхода счетчика 38 (выход блока 11) обеспечит при этом переключение мультиплексоров 12.1 12.3 на передачу данных местоположения ТС.
При нарушении условий измерения (пуск ТД, торможение, несоответствие скорости движения), элемент И-НЕ 33 возвращает схему в исходное состояние, при этом содержимое регистров измерений обнуляется. Если условия измерений нарушены после отсчета конечной скорости, то сброс схемы в начальное состояние запрещен элементом запрета 35 с i+1 выхода счетчика 38.
Запрет на сброс снимается после q-кратной передачи кодограмм измерений.
Многократная (q) передача данных с последующей их обработкой блоком 26 по алгоритмам мажоритарной логики повышает достоверность определения УСД.
После пуска программ блок 26 обработки информации (микроЭВМ) выполняет ряд подготовительных операций (1-8 блоки схемы алгоритма). Затем блоком 9 производится опрос готовности аппаратуры на пункте контроля к режиму запроса i-ного ТС. Флаг готовности выставляется блоком 24 согласования на втором выходе. При В 1 на выход блока 26 обработки информации поступает информация (Ni, Δi, Gi). С выхода блока 25 кодирования на вход приемопередатчика 22 первого канала приходит тональный сигнал частотного (фазового) модулятора. В это время аппаратура ТС, работая в режиме приема информации, определяет сигнал старта и сравнивает номер в запросной кодограмме со своим номером. То ТС, номер которого совпал с номером, посланным пунктом контроля, принимает кодограмму. В информации, принятой на ТС, содержится информация об отклонении от графика и команда на борт о вызове на речевую связь.
При работе устройства в первом цикле (k 1) отклонение и команда о вызове будут иметь нулевые значения ( Δi 0, Gi 0, i1), 2. η). В соответствии с этим стрелка индикатора отклонения от графика установится в нейтральное положение 0 и вызова на речевую связь не последует. После принятия информации аппаратура i-ного ТС переводится в режим передачи информации на пункт контpоля. В это время аппаратура на пункте контроля находится в ожидании флага готовности на ввод информации в память микроЭВМ. После приема информации от i-ного ТС с выходов преобразователя 23 последовательного кода в параллельной принятая информация Mik, Lik, Kik поступает на блок 26 обработки информации. Эта информация проходит последовательную обработку согласно алгоритму программы, после чего опрашивается следующее транспортное средство. В случае прихода информации об удельном сопротивлении движению ТС, от которой была получена эта информация, далее запрашивается подряд еще четыре раза. Это сделано для возможности осуществления пятикратной поразрядной мажоритарной логической обработки этой информации (блоки 15, 16, схемы алгоритма программы). После вычисления удельного сопротивления движению i-ного ТС это значение заносится в график исполненного движения i-ного ТС в соответствующее для этой информации место. По принимаемой информации в последующих циклах определяется местоположение всех транспортных средств на маршруте и фиксируется удельное сопротивление движению каждого транспортного средства. По местоположению транспортного средства из графиков-расписаний определяется плановое время пребывания в данной точке маршрута (методом интерполяции по заданным контрольным точкам из графиков-расписаний). Затем, если положение ТС соответствует расположению контрольной точке то tтек заносится в массив формирования исполненного движения i-ного ТС (блоки 36, 37 схемы алгоритма). По плановому времени и текущему определяется отклонение от графика i-ного ТС и заносится в буфер вывода информации для i-ТС в Δi. Эта информация на борту i-ТС индуцируется на индикаторе отклонения от графика.
Для речевой связи диспетчера с водителем на клавиатуре терминала микроЭВМ набирается номер ТС. Совершается прерывание от клавиатуры и программа переходит по адресу подпрограммы обработки прерываний от клавиатуры. Подпрограммой по номеру ТС определяется его номер в цикле, и производится операция Gi 1. Приняв эту информацию, аппаратура ТС срабатывает таким образом, что при вставленной в трубкодержатель микрофонной трубке 14 микротелефон 91 блока 9 управления начнет излучать звуковой сигнал. При поднятии трубки 14 звуковая сигнализация прекращается, и двухканальный приемопередатчик 8 переходит во второй канал. Речевая связь с диспетчером осуществляется через одноканальный приемопередатчик 27 второго канала. После сеанса связи водитель вставляет микротелефонную трубку 14 в трубкодержатель, а диспетчер набирает на клавиатуре символ сброса команд. Когда инициатором сеанса связи является водитель, он посылает команду вызова с помощью клавиатуры 20 на ТС. Эта информация, принятая на пункте контроля, будет преобразована в команду для диспетчера на экране дисплея микроЭВМ. После чего диспетчер проделывает операции для осуществления речевой связи.
Для осуществления вывода графика исполненного движения i-ного ТС на клавиатуре необходимо набрать его номер с символом печати графика. Подпрограмма обработки прерываний от клавиатуры определяет N TC и дает разрешение на прерывание от АЦПУ. Подпрограмма обработки информации прерываний от АЦПУ осуществляет вывод на АЦПУ графика исполненного движения. После окончания вывода производится запрет прерываний от АЦПУ и аппаратура на пункте контроля возвращается в исходное состояние.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1995 |
|
RU2096833C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1994 |
|
RU2094853C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1999 |
|
RU2160929C1 |
Устройство для контроля движения транспортных средств | 1987 |
|
SU1538178A1 |
Устройство для контроля движения транспортных средств | 1990 |
|
SU1836714A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2010 |
|
RU2431200C1 |
СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ | 1995 |
|
RU2113014C1 |
Устройство для контроля движения транспортных средств | 1989 |
|
SU1695352A1 |
СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМ ТРАНСПОРТОМ | 1995 |
|
RU2113013C1 |
Система контроля движения маршрутного транспорта | 1983 |
|
SU1138820A1 |
Изобретение относится к контролю движения транспортных средств и может быть использовано, в частности, в системах централизованного контроля подвижных единиц маршрутного электротранспорта. Целью изобретения является повышение информативности устройства путем контроля удельного сопротивления движению на контролируемом участке маршрута. Пункт контроля поочередно посылает по первому каналу в эфир запросные кодограммы, каждая из которых содержит стартовую посылку, код номера транспортного средства, его отклонение от графика и команду вызова на речевую связь. По окончании запроса транспортное средство передает ответную кодограмму, содержащую либо код маркера, код местоположения и команду вызова на речевую связь, либо код режима измерения удельного сопротивления и одновременно коды значений скорости транспортного средства в начале и конце контрольного участка трассы, проходимого им на выбеге. Для повышения достоверности приема блок приема кодограмм маршрутных датчиков содержит первый /входной/ и второй /выходной/ регистры со схемой управления. Так как кодограммы МД представлены их двойными номерами в парафазном коде, то при многократном, например, пятикратном приеме кодограмм, удовлетворяющих контролю по парафазности, кодограмма фиксируется в выходном регистре. При нахождении ТС вне зоны уверенного приема кодограмм МД нарушаются требования контроля по парафазности, что запрещает перепись ложных кодограмм в выходной регистр. 3 з. п. ф-лы, 16 ил.
Устройство для контроля движения транспортных средств | 1987 |
|
SU1538178A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1996-02-10—Публикация
1992-12-28—Подача