СМАЗКА Российский патент 1997 года по МПК C10M169/04 C10M169/04 C10M125/02 C10M129/40 C10M133/32 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2071500C1

Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных узлах машин и механизмов, а именно, в узлах трения, электропроводных узлах и может найти широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п.

Известна смазка для снижения износа гребней колесных пар и рельсов, содержащая графит, нефтяное масло и активную,противоизносную присадку [1]
Однако данная смазка имеет невысокую долговечность при тяжелых нагрузках и узкую область применения.

Известно техническое решение смазки, выбранное в качестве ближайшего аналога, содержащее нефтяное масло, графит, нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция и глицерин при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит 20-50
Глицерин 2,8-4,2
Нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 8,3-22,2
Нефтяное масло Остальное [2]
При всех своих достоинствах данная смазка однако имеет:
узкую область применения;
недостаточно высокие отдельные эксплуатационные характеристики;
недостаточную экологическую чистоту;
высокую себестоимость.

Узкая область применения обусловлена тем, что известная смазка предназначена только для тяжелонагруженных узлов трения рельсового транспорта.

Невысокие эксплуатационные характеристики известной смазки обусловлены, во-первых, ее гигроскопичностью, т.е. присутствием в ее составе глицерина, способного поглощать воду из воздуха (до 40% по массе), что значительно снижает ее защитную характеристику влагоустойчивость.

Кроме того, глицерин является смываемым продуктом, что также ухудшает эксплуатационные характеристики известной смазки.

Во-вторых, известная смазка теряет подвижность при температуре - 25oC, что усложняет ее применение в зимних условиях в районах Урала и Сибири.

В-третьих, данная смазка обладает недостаточно высокой коллоидной стабильностью, что обусловлено неполной растворимостью компонентов в смеси нефтяного масла с глицерином.

Недостаточная экологическая чистота известной смазки обусловлена тем, что глицерин, входящий в ее состав способен при нагревании, которое имеет место в процессе приготовления и эксплуатации, выделять определенное, пусть даже незначительное, количество акролеина, оказывающего слезоточивое и раздражающее действие на дыхательные пути.

Высокая себестоимость известной смазки обусловлена присутствием в ее составе достаточно дорогих компонентов, в частности глицерина.

Задачами предлагаемого изобретения являются создание дешевой, экологически чистой смазки, обладающей необходимыми эксплуатационными характеристиками, которая нашла бы широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства.

Указанные задачи достигаются тем, что в известной смазке, содержащей нефтяное масло, графит и нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция, согласно изобретению дополнительно содержится отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит 10-60
Отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел 2-25
Нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 2-15
Нефтяное масло Остальное
Предлагаемая смазка, в которой используется графит, достаточно электропровода, чем обеспечивается устойчивая работа аппаратуры для неразрушающего контроля рельсов, и что позволяет ее использовать для смазки рельсовых стыков, чем значительно расширяется область ее применения.

Применение в предлагаемой смазке отстоя, образующегося при щелочной рафинации растительных масел способствует изменению консистенции смазки, делает ее пластичной, что позволяет использовать ее для смазки самых различных узлов и механизмов, чем значительно расширяется область ее использования.

При этом экспериментально установлено, что использование в качестве загустителя вышеуказанного отстоя значительно повышает ее защитные свойства, а именно влагоустойчивость и понижает температуру, при которой смазка теряет подвижность до температуры ниже 30oC, что также улучшает ее эксплуатационные характеристики.

Кроме того, введение в состав предлагаемой смазки вышеназванного отстоя значительно улучшает и такую ее эксплуатационную характеристику как коллоидную стабильность, что объясняется наиболее полной растворимостью компонентов в смеси нефтяного масла с этим отстоем.

При этом предлагаемая смазка, в которой в качестве загустителя используют отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, экологически чиста, поскольку при ее приготовлении и эксплуатации не выделяется вредных для экологии веществ, и имеет низкую себестоимость готового продукта, ввиду незначительной стоимости этой составляющей смазки, являющейся отходом.

Совокупность признаков заявляемого технического решения смазки имеет отличия от прототипа и не следует явным образом из изученного уровня техники, поэтому авторы считают, что объект является новым и имеет изобретательский уровень.

Данный состав смазки может найти широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, т.е. является промышленно применимым.

Смазку готовят следующим образом.

В емкость, оборудованную перемешивающим устройством и защищенную сверху крышкой от попадания посторонних примесей и влаги, закачивается нефтяное масло, добавляется нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция (АКОР) и отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, рассчитанные по процентному содержанию. После загрузки указанных компонентов в емкость засыпается графит, количество которого также рассчитано по процентному содержанию.

Перемешивание компонентов смазки производится до получения однородной массы.

Составы смазок приведены в таблице 1.

Полученные составы подвергают испытаниям, в результате которых определяют:
вязкость;
коллоидную стабильность;
смываемость;
температуру потери подвижности.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2 предлагаемая смазка имеет процент смываемости при 40oC за 6 часов равный от 0,5 до 1, коллоидную стабильность до 20, а температуру, при которой смазка теряет подвижность до 35oС.

Предлагаемая смазка прошла промышленные испытания на Южно-Уральской железной дороге, показала отличные результаты, ее себестоимость в 3-5 раза ниже, а вязкость более чем в 2 раза выше известной. Смазка рекомендована специалистами для широкого применения.

Похожие патенты RU2071500C1

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1999
  • Назаров Н.С.
  • Марютин К.А.
  • Логинов В.М.
  • Коляка Л.Г.
  • Корчевин Н.А.
  • Якимова Г.А.
  • Гусаров А.В.
  • Томин В.П.
  • Хлопов С.В.
RU2161181C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ЗАКРЕПИТЕЛЬНЫХ ВТУЛОК ПОДШИПНИКОВ 1994
  • Зайков В.Н.
  • Кирилов С.А.
  • Чурилов В.М.
RU2066624C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗКИ НА РЕЛЬСЫ 1994
  • Кирилов С.А.
  • Чурилов В.М.
  • Зайков В.Н.
  • Чирков А.В.
RU2100238C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМЕНЫ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА 1992
  • Чурилов В.М.
  • Зайков В.Н.
  • Кирилов С.А.
  • Ризун А.А.
RU2049187C1
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА 2014
  • Колесников Владимир Иванович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Марченко Дмитрий Юрьевич
  • Лебединский Константин Сергеевич
RU2551679C1
Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения 2022
  • Мотренко Петр Данилович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычёв Игорь Борисович
RU2787947C1
ЗАЩИТНЫЙ АНТИКОРРОЗИОННЫЙ СОСТАВ 2023
  • Кулов Артур Рамилевич
  • Виниш Анатолий Григорьевич
  • Валиев Айрат Данилович
RU2817153C1
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2015
  • Неверов Александр Сергеевич
  • Приходько Иван Васильевич
  • Макеев Вячеслав Валерьевич
  • Приходько Алла Петровна
RU2599005C2
Ходовая тележка путерихтовочной машины 1983
  • Балашенко Виктор Харитонович
SU1145067A1
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения 1988
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Заикин Георгий Иванович
  • Неглинский Всеволод Владимирович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Лозовский Борис Алексеевич
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
SU1583437A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 071 500 C1

Реферат патента 1997 года СМАЗКА

Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п. Задачами предлагаемого изобретения являются создание дешевой, экологически чистой смазки, обладающей необходимыми эксплуатационными характеристиками, которая нашла бы широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства. Смазка, содержащая нефтяное масло, графит, нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция и отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
графит - 10-60
отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел - 2-25
нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция - 2-15
нефтяное масло - остальное.

2 табл.

Формула изобретения RU 2 071 500 C1

Смазка, содержащая нефтяное масло, графит и нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит 10 60
Отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел 2 25
Нитриванное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 2 15
Нефтяное масло Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2071500C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Труды ВНИИЖТ, Выпуск 292, Исследование работы рельсов в пути
Транспорт, 1965 , с
Счетная таблица 1919
  • Замятин Б.Р.
SU104A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения 1988
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Заикин Георгий Иванович
  • Неглинский Всеволод Владимирович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Лозовский Борис Алексеевич
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
SU1583437A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 071 500 C1

Авторы

Бухарин М.Н.

Носырев А.В.

Ризун А.А.

Даты

1997-01-10Публикация

1994-03-22Подача