СПОСОБ КООРДИНАЦИИ УЗЛОВ ПРИ ИХ МОНТАЖЕ ВНУТРИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Российский патент 1994 года по МПК B64F5/00 

Описание патента на изобретение RU2021169C1

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения.

Известен способ координации узлов самолета, заключающийся в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме, установки съемной рамы на фиксаторы стапеля и выставлении узлов регулировкой положения съемной рамы с базой на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы.

Известный способ имеет следующие недостатки.

Каждый монтируемый узел необходимо координировать по шести координатам, а это не исключает суммирования погрешностей их взаимного положения, что снижает степень их взаимозаменяемости. Для координирования каждого узла и для сохранения неизменности его положения после координирования во время крепления к агрегату, под узлы необходимо подвести элементы оснастки, которые выполняют указанные функции. Но металлоконструкции, на которых расположены такие элементы оснастки, занимают часть объема внутри агрегата и этим ухудшают подходы к рабочим зонам и проходы внутри агрегата.

Целью изобретения является повышение степени взаимозаменяемости узлов и улучшение условий осуществления способа.

Это достигается тем, что после установки съемной рамы на фиксаторах стапеля ее закрепляют на силовых элементах агрегата, а регулировку положения съемной рамы осуществляют в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали, причем съемная рама имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата.

На фиг.1 схематично изображено поперечное сечение агрегата; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - узел I на фиг.1; на фиг.4 - узел II на фиг.1.

Способ осуществляется следующим образом.

После включения лазерного излучателя 1, закрепленного на опоре 2, в электрическую сеть и нагрева его, регулируя положение коллиматора излучателя, вписывают ось лазерного луча в ось базового целевого знака 3, установленного на опоре 4. Таким образом формируют опорный луч лазерной центрирующей измерительной системы (ЛЦИС). На съемную раму 5, являющуюся копией изделия, размещенного на монтируемые узлы 6 по взаимному положению узлов,устанавливают узлы 6 и целевые знаки 7. Затем раму 5 с узлами 6 и целевыми знаками 7 устанавливают на фиксаторы 8, закрепленные на каркасе 9 стапеля, а прижимами 10 крепят раму 5 к силовым элементам конструкции агрегата 11. Вращением резьбовых муфт 12 регулируют положение рамы 5, вписывая ось целевых знаков 7 в ось опорного лазерного луча ЛЦИС. После этого измеряют зазор между подошвой узла 6 и агрегатом 11, заполняют зазор прокладкой соответствующей толщины и крепят узел 6 к агрегату.

В предлагаемом способе координирования погрешность взаимного положения монтируемых узлов величина постоянная и равная погрешности фиксаторов, установленных на съемной раме. При этом взаимное положение фиксаторов узлов съемной рамы отстыковано с взаимным положением фиксаторов приспособления для установки узлов навески на изделии, что обеспечивает им равные погрешности и 100%-ную взаимозаменяемость изделий и мест установки их на агрегатах.

В предлагаемом способе поддерживающее устройство выполнено в виде съемной рамы, нижней опорой опирающейся и фиксируемой на фиксаторах стапеля, а верхней стороной закрепляемой непосредственно на агрегате. Это позволяет сделать раму плоской и легкой, она практически не отнимает у исполнителя рабочее пространство внутри агрегата, обеспечивая максимум удобств в выполнении сборочных работ.

Похожие патенты RU2021169C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СБОРКИ ИНТЕРЬЕРА САЛОНА ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА 2003
  • Колпаков В.А.
  • Нагорный С.И.
RU2240962C2
СПОСОБ МОНТАЖА СБОРОЧНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ОТСЕКОВ И АГРЕГАТОВ САМОЛЕТА 2006
  • Колпаков Виктор Алексеевич
  • Нагорный Сергей Иванович
  • Закорко Александр Николаевич
  • Прохоров Андрей Германович
RU2318702C2
СПОСОБ УВЯЗКИ И МОНТАЖА ОСНАСТКИ ДЛЯ СБОРКИ АГРЕГАТОВ 1993
  • Левашов К.С.
  • Бурлаченко А.Л.
  • Моисеенко А.М.
RU2079421C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1990
  • Акопян Г.Х.
  • Удинцов А.А.
SU1802497A1
СПОСОБ СБОРКИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Воробьев Л.Д.
  • Жуков Б.Г.
  • Абрамов В.В.
  • Уваров Н.И.
RU2179136C2
СПОСОБ СБОРКИ ОБЪЕМНЫХ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1997
  • Халилов Александр Сергеевич
RU2123965C1
Устройство для контроля положения в пространстве фиксирующих элементов 1990
  • Рязанов Виктор Иванович
SU1737266A1
НАСТИЛ СТАПЕЛЯ 1991
  • Акопян Г.Х.
  • Наталич Н.Д.
  • Удинцов А.А.
RU2097259C1
УСТАНОВКА ДЛЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЧАСТЯМИ ОБЪЕКТА ПРИ ИХ ВЗАИМНОЙ СТЫКОВКЕ 1998
  • Шпорт В.И.
  • Кузьмин В.Ф.
  • Марьин Б.Н.
  • Шпорт Р.В.
RU2158700C2
СТАПЕЛЬ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛООБМЕННОЙ СЕКЦИИ АППАРАТА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗА 2004
  • Коневских В.А.
  • Терехов В.М.
RU2265783C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 021 169 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ КООРДИНАЦИИ УЗЛОВ ПРИ ИХ МОНТАЖЕ ВНУТРИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Способ заключается в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме 5, установке съемной рамы 5 на фиксаторах 8 стапеля и закреплении ее на силовых элементах агрегата 11. Выставление узлов осуществляют регулировкой положения съемной рамы 5 в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали с базой, на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы 7. Съемная рама 5 имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата 11. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 021 169 C1

СПОСОБ КООРДИНАЦИИ УЗЛОВ ПРИ ИХ МОНТАЖЕ ВНУТРИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, заключающийся в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме, установке съемной рамы на фиксаторах стапеля и выставлении узлов регулировкой положения съемной рамы с базой на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы, отличающийся тем, что после установки съемной рамы на фиксаторах стапеля ее закрепляют на силовых элементах агрегата, а регулировку положения съемной рамы осуществляют в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали, причем съемная рама имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2021169C1

Крысин В.Н
и др
Технологические процессы формования, намотки и склеивания конструкций
М.: Машиностроение, 1989, с.185-188, рис.3.15.

RU 2 021 169 C1

Авторы

Акопян Г.Х.

Колесников С.А.

Даты

1994-10-15Публикация

1992-01-28Подача