СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС Российский патент 1997 года по МПК C21D9/34 C21D7/06 C21D8/00 B24C1/10 

Описание патента на изобретение RU2088677C1

Изобретение относится к области металлов давлением, в частности, к колесопрокатному производству и может быть использовано на металлургических заводах-изготовителях железнодорожных колес.

Известные способы изготовления цельнокатаных железнодорожных колес включают горячую штамповку ступицы с припусками на механообработку и части диска (у ступицы) окончательной толщины, горячую прокатку обода с припусками на мехобработку и другой части диска (у обода) окончательной толщины, механическую обработку обода и ступицы с наружной стороны, термоупрочнение и отпуск, механическую обработку ступицы с внутренней стороны колеса, очистку диска от окалины. В качестве завершающей операции иногда используют дробеметную обработку колеса с целью создания сжимающих в нем остаточных напряжений.

К недостаткам способов относится низкая точность получения размеров диска колеса методом горячей штамповки и прокатки, а механическая обработка его весьма трудоемка: операционное время обработки всего колеса увеличивается в 2 раза, снижается усталостная его прочность.

Наиболее близким аналогом предлагаемого технического решения является способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес путем горячей штамповки прокатки колес, термической и холодной обработки, при этом в процессе осуществляют подстуживание средней части диска и пластическую деформацию дробеметной обработкой мест перехода диска в обод и ступицу.

Реализовать на практике предложенную технологию весьма затруднительно, т.к. после отпуска среднюю часть диска с температуры 600 до 200oC необходимо охлаждать индивидуально в каждом колесе по несколько часов, либо на тепловой режим диска оказывают превалирующее влияние металлоемкие элементы колеса обод и ступица. С другой стороны ускоренное охлаждение диска без охлаждения обода и ступицы приводит к появлению растягивающих напряжений в переходных зонах диска в обод и ступицу.

Следует также отметить, что обработка дробью мест перехода диска в обод и ступицу в пределах 6-8% минимальной толщины диска приведет к большой отбраковке колес по толщине диска (например, при минимально допустимой по ГОСТ 9036 толщине диска у обода 19 мм, после обработки дробью она снизится до уровня менее 19 мм, что является браком). При этом необходимо отметить, что при дробеструйной обработке локальных участков колеса, основная часть диска находится в окалине, а ремонт его по этой причине мехобработкой (резанием) приводит к браку по толщине диска. Наиболее трудноотделяемая окалина находится на диске с внутренней стороны.

Необходимо также отметить, что диск разрушается в эксплуатации от трещины, зарождающейся в переходе к ободу также с внутренней стороны колеса.

Таким образом, использование для устранения обоих этих недостатков дробеструйной обработки дает отчасти положительные результаты, однако пластическая деформация диска дробью выводит толщину диска (минимальные величины) за пределы допустимых стандартом, неравномерность распределения рабочих напряжений (в процессе эксплуатации) с наружной и внутренней сторон колеса, а также неодинаковая отделяемость окалины с диска с наружной и внутренней сторон колеса приводят к ухудшению товарного вида колес, выводу из строя колес, усложнению методов борьбы с этими недостатками.

Задачей предлагаемого способа является совершенствование технологии очистки колес (дисков) от окалины и нанесения наклона металла на поверхность диска.

Эта задача решается за счет того, что в процессе горячей штамповки и прокатки колеса его диск по толщине выполняют в соотношении (1,01-1,08) окончательной толщины, а при холодной пластической дробеструйной обработке толщину диска доводят до требуемых размеров, при этом обработку диска дробью ведут снизу горизонтально расположенного колеса сначала с внутренней стороны, а затем, после кантования на 180o с наружной стороны колеса.

Отличительными признаками заявляемого способа являются:
штамповка и прокатка диска колеса в горячем состоянии с повышенной его до 1,01-1,08 толщиной;
пластическая дробеструйная обработка диска в холодном состоянии с доведением его толщины до окончательных размеров;
дробеструйная обработка диска снизу горизонтально расположенного колеса сначала с внутренней стороны, а затем, после кантования на 180o с наружной стороны колеса.

Сущность предлагаемого способа состоит в том, что в процессе горячей деформации колесных заготовок, при штамповке ступицы и диска у ступицы, а также при последующей прокатке обода и диска у обода толщину диска выполняют несколько большей, против номинальной, на (1,01-1,08) величины, а затем, на завершающем этапе обработки колес, после их термоупрочнения, осуществляют дробеструйную обработку диска с доведением его толщины до требуемых размеров. Диапазон 1,01-1,08 связан с допусками на толщину диска. При этом минимальная величина коэффициента 1,01 используется для максимальной толщины диска, а 1,08 для минимальной.

Выбранная последовательность отработки диска дробью сначала с внутренней (гребневой) стороны колеса, а затем с наружной, вызвана тем, что внутренняя сторона является базовой с точки зрения зарождения трещин в эксплуатации и худшей отделяемости от окалины (из-за того, что колесо в нагревательной печи на подине лежит гребнем вниз). От плавки к плавке (в одной плавке около 200 колес) эта отделяемость окалины может быть хуже или лучше, но с внутренней стороны она отделяется всегда хуже. Поэтому время обработки колес отдельной плавки можно менять (в частности, увеличивать) по визуальному наблюдению за очисткой от окалины. При этом, если диск очистился от окалины с внутренней стороны, с наружной стороны он очистится гарантированно. Предпочтительнее должен обрабатываться диск с внутренней стороны и с точки зрения большого наклепа, однако с этим требованием в противоречие вступает производительность установки.

Дифференцированная технология горячей штамповки и прокатки диска колес увеличенной толщины с последующим доведением ее до требуемых размеров холодной пластической дробеструйной обработкой с приоритетом обработки с внутренней стороны обеспечивает получение размеров диска в соответствии с требованиями стандартов, очистку от окалины и наведением на его поверхности сжимающих напряжений, что повышает усталостную прочность колес в эксплуатации.

Пример. В колесопрокатном цехе АО "Выксунский металлургический завод" при изготовлении железнодорожных колес диаметром 957 мм по ГОСТ 9036-88 исходную заготовку массой 470 кг нагревали до температуры 1260oC, осаживали на прессах 2000 и 5000 т.с. формовали ступицу и диск у ступицы толщиной 28,3 мм (24+4•1,01), прокатывали обод и диск у обода толщиной 22,2 мм (19+3•1,01), мехобрабатывали обод и диск, а после термического упрочнения обода подвергали дробеструйной обработке колес, при этом дробь диаметром 3,0 мм подавали воздухом под давлением 5,1 атм в течение 3,5 мин. Обрабатываемые колеса располагали в горизонтальном положении гребнем вниз, дробь подавали на диск снизу, вначале с внутренней (гребневой) стороны, затем, после кантования колеса на 180o, дробеструйной обработке подвергали наружную сторону колеса. От окалины диск был очищен полностью, величина проникновения наклона составила 0,8 мм, что определялось по величине прогиба контрольной пластины.

Диск колеса после дробеструйной обработки имел толщину: у ступицы 27,7 мм, у обода 21,6 мм, что соответствует требованиям ГОСТ 9036-88.

Колеса, прошедшие описанную дробеструйную обработку были испытаны на усталостную прочность на стенде ЦНИИ МПС и показали ее рост на 23%

Похожие патенты RU2088677C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШТАМПОКАТАНЫХ КОЛЕС 1996
  • Королев С.А.
  • Ефимов И.В.
  • Копылов А.П.
  • Морозов Е.В.
  • Кондрушин А.И.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
  • Базин С.В.
  • Гребенщиков Н.Ф.
  • Малеев С.С.
  • Большаков С.Н.
  • Макаров Ю.И.
RU2103098C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Паpышев Ю.М.
RU2080200C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Шестак В.Д.
  • Шегусов А.М.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
RU2077968C1
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2004
  • Королев С.А.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
  • Голышков Р.А.
  • Крошкин В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Роньжин А.И.
  • Пашолок И.Л.
  • Разумов А.С.
RU2259279C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Киричков Анатолий Александрович[Ru]
  • Петренко Юрий Петрович[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ru]
  • Шегусов Алексей Мартынович[Ru]
  • Шестак Василий Данилович[Ru]
  • Зильбер Григорий Исакович[Ru]
  • Немчинов Владимир Андрианович[Ru]
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович[Ua]
RU2080201C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1992
  • Баринова Г.П.
  • Узлов И.Г.
  • Мирошниченко Н.Г.
  • Валетов М.С.
  • Королев С.А.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
RU2049585C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1992
  • Валетов М.С.
  • Тубольцев Ю.Г.
  • Дьяков А.М.
  • Киричков А.А.
  • Васильковский В.П.
  • Блик Ф.С.
  • Игнатьев Ю.П.
  • Кузьмичев М.В.
RU2030947C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1995
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Валетов М.С.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
  • Яндимиров А.А.
  • Мазурин В.В.
RU2088678C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Немчинов В.А.
RU2084858C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДРОБЬЮ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.(Ru)
  • Антипов Б.Ф.(Ru)
  • Королев С.А.(Ru)
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Яндимиров А.А.(Ru)
  • Кондрушин А.И.(Ru)
  • Базин С.В.(Ru)
RU2146996C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности, к колесопрокатному производству. Задачей способа является очистка колес от окалины и наклеп металла диска колеса, за счет чего необходимо получить в изделии требуемые сжимающие напряжения, чистоту поверхности и размеры. Это обеспечивается тем, что в процессе горячей штамповки и прокатки колеса его диск по толщине выполняют в соотношении (1,01-1,08) окончательной толщины, а при холодной пластической дробеструйной обработке толщину диска доводят до требуемых размеров, при этом холодную обработку диска дробью ведут снизу горизонтально расположенного колеса сначала с внутренней стороны, а затем, после кантования на 180o, с наружной стороны колеса. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 088 677 C1

1. Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес, включающий горячую штамповку и прокатку колес с последующей их термической обработкой и холодной пластической деформацией с использованием дробеструйного воздействия на наружную и внутреннюю стороны диска колеса, отличающийся тем, что горячую штамповку и прокатку ведут из условия получения толщины диска колеса, равной 1,01 1,08 окончательной толщины, после чего дробеструйным воздействием уменьшают толщину диска до окончательной. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что колесо располагают горизонтально и дробеструйное воздействие осуществляют при подаче дроби снизу сначала на внутреннюю сторону колеса, а после кантования его на 180o на наружную сторону.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2088677C1

Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Чуприна Любовь Владимировна
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Лысогор Игорь Александрович
SU1497242A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 088 677 C1

Авторы

Королев С.А.

Кондрушин А.И.

Конышев А.А.

Глухов И.А.

Базин С.В.

Яндимиров А.А.

Валетов М.С.

Парышев Ю.М.

Цюренко В.Н.

Школьник Л.М.

Даты

1997-08-27Публикация

1994-10-14Подача