СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС Российский патент 1997 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение RU2088678C1

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных колес и может быть использовано в черной металлургии и машиностроении при тепловой обработке изделий типа колес.

Известен способ термической обработки железнодорожных колес, включающий термическое упрочнение колес, подстуживание колес на воздухе перед отпуском и дифференцированный отпуск обода, диска и мест его перехода в обод и ступицу [1]
Известен способ термической обработки железнодорожных колес, согласно которому после термического упрочнения осуществляют подстуживание колес перед отпуском и проводят отпуск сначала диска и мест его перехода в обод и ступицу, а затем отпуск всего колеса [2]
Известен способ термической обработки железнодорожных колес, включающий подстуживание колеса перед отпуском в течение 30-45 мин на воздухе и отпуск [3]
Основным недостатком этих способов является трудоемкость их реализации, поэтому они и не используются до настоящего времени в промышленности. С другой стороны, сжигание топлива в камерах выносных топок и смешение продуктов сгорания с рециркулянтом приводит к неравномерному и нерегулируемому распределению температуры в смеси. Это объясняется образованием параллельных потоков с разной температурой [4]
В качестве прототипа принят известный способ тепловой обработки железнодорожных колес в отапливаемых конвейерных печах после термического упрочнения, который включает выдержку колес на воздухе перед отпуском с целью их подстуживания до температуры не ниже 300oC в течение 0,5-1,5 ч, нагрев в течение 0,5 ч до температуры отпуска 450-550oC, выдержку при этой температуре в течение 2-3 ч и последующее замедленное охлаждение. При выдержке колеса на воздухе происходит нерегулируемое охлаждение обода, диска и ступицы, имеющих разную площадь и объем. В этом случае максимально охлаждаются диск и обод [5]
Все эти используемые технологические приемы тепловой обработки колес должны способствовать снижению остаточных напряжений, которые отрицательно влияют на усталостную прочность изделий и являются результатом, главным образом, неравномерности нагрева и охлаждения различных элементов колес в процессе их термической обработки, в особенности в процессе отпуска. Поэтому выдержка колес на воздухе перед отпуском и направлена на выравнивание температуры металла между элементами колеса ободом, диском и ступицей.

После закалки металл обода имеет температуру 370oC, а ступица 700oC. Однако должного выравнивания температуры не происходит, что видно из таблицы.

Как видно из таблицы, температурный градиент на начальном этапе подстуживания (после 10 мин выдержки, когда температура обода несколько повышается от 370 до 450oC за счет тепла внутренних слоев металла) и в конце его, после 30-минутной выдержки практически остается неизменным (190-230oC). Это обстоятельство не способствует снижению остаточных напряжений в колесах, которые при используемой технологии достигают величины 15-20 кгс/мм2. С другой стороны, в процессе отопления конвейерных отпускных печей сжигание газа осуществляется в отдельных выносных топках с температурой 1100-1200oC с последующим разбавлением продуктов сгорания рециркулянтом до 700oC и подачей в рабочее пространство через систему дымоходов и фурм с обеспечением неравномерного вывода элементов колес до требуемой температуры отпуска. Быстрее остальных достигает температуры отпуска диск, затем ступица и в последнюю очередь наиболее металлоемкий элемент обод. Это приводит к появлению дополнительного температурного градиента между элементами колеса, что влечет за собой увеличение остаточных напряжений в готовой продукции.

Таким образом, использование известной технологии тепловой обработки железнодорожных колес после их термического упрочнения не обеспечивает низкого уровня температурного градиента между отдельными элементами колеса, что приводит к нежелательным большим остаточным напряжениям и снижению усталостной прочности колес в эксплуатации.

Цель изобретения снижение уровня температурного градиента между элементами колеса ободом и ступицей.

Цель достигается тем, что в способе тепловой обработки железнодорожных колес после их термического упрочнения, содержащем подстуживание колес на воздухе перед отпуском, подогрев в конвейерной печи до температуры отпуска, отпуск при температуре 450-550oC с выдержкой в течение 2-3 ч и замедленное охлаждение, в период подстуживания на воздухе осуществляют охлаждение преимущественно ступицы колеса, а последующий подогрев его до температуры отпуска производят в процессе сжигания топлива непосредственно в конвейерной печи.

Новой технологией предусматривается после нагрева колес до температуры термоупрочнения 850-900oC и прерывистого охлаждения обода в течение 100-200 с, их подстуживание на воздухе с преимущественных охлаждением ступицы принудительной подачей воздуха на центральную зону колеса на первом этапе выдержки на воздухе непосредственно после термоупрочнения обода. Преимущественное подстуживание ступицы может быть осуществлено и в процессе термоупрочнения обода колеса. При этом температура ступицы (таблица) после ее подстуживания находится на уровне 600oC, а температурный градиент между ободом и ступицей не превышает 150oC с последующим его уменьшением до 100oC в конце выдержки на воздухе. В дальнейшем колеса подогревают в проходной конвейерной печи до температуры отпуска, причем выход на заданную температуру всех элементов колеса обода, диска и ступицы происходит одновременно и быстрее примерно в 1,5 раза. Это достигается тем, что топливо (газ) сжигают непосредственно в конвейерной печи с расположением горелок на уровне наиболее массивных элементов колеса ступицы и обода.

Использование новой технологии тепловой обработки железнодорожных колес обеспечивает снижение температурного градиента между элементами колеса примерно в 2 раза. Опыты, проведенные в колесопрокатном цехе АО Выксунский металлургический завод, показали технологичность способа и возможность его реализации без больших капитальных вложений.

Пример. При изготовлении вагонных колес диаметром 957 мм по ГОСТ 9036-88 и ГОСТ 10791-89 их нагревали в кольцевой печи в течение 1,5 ч до температуры 860oC, термоупрочняли обод водой на вертикальных машинах в течение 80 с, после чего подачей воздуха непосредственно на ступицу подстуживали ее до температуры 580oC, а затем выдерживали колесо на воздухе в течение 35 мин. Температура колеса в конце выдержки была, oC: ступицы 550; обода 460; диска 430. Затем колеса помещали в конвейерную печь, где осуществляли нагрев до температуры 490oC с течение 30 мин, и выдерживали при этой температуре 140 мин. После отпуска колеса медленно охлаждали до температуры окружающего пространства цеха. В этой печи осуществляли сжигание топлива (газа непосредственно в камере, где находились колеса, в горелках, расположенных на уровне ступицы верхнем и нижнем уровнях обода. Максимальный температурный градиент между элементами колеса в момент посада их в отпускную конвейерную печь составлял 90oC.

Исследования остаточных напряжений методом вырезки столбиков металла в диске торцевыми полыми фрезами показали, что уровень их не превышал 10 кгс/мм2.

Использование предлагаемого способа тепловой обработки железнодорожных колес обеспечивает снижение температурного градиента между элементами колеса и, как следствие, уменьшение остаточных напряжений в диске более чем на 30%

Похожие патенты RU2088678C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Конышев А.А.
  • Глухов И.А.
  • Базин С.В.
  • Яндимиров А.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
  • Цюренко В.Н.
  • Школьник Л.М.
RU2088677C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ КОЛЕС 1998
  • Кузовков А.Я.
  • Петренко Ю.П.
  • Шегусов А.М.
  • Хафизуллин И.С.
  • Валетов М.С.
  • Комратов Ю.С.
RU2140996C1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1992
  • Королев Сергей Александрович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
SU1836451A3
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Пашолок И.Л.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2123405C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2133286C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
Способ термической обработки железно-дОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Босис Злата Марковна
  • Весна Александр Иванович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
SU836156A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1990
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Лисняк Александр Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Толстопят Владислав Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шкапров Виктор Павлович
  • Завадский Александр Ефимович
SU1735395A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.(Ru)
  • Антипов Б.Ф.(Ru)
  • Королев С.А.(Ru)
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Ефимов И.В.(Ru)
  • Яндимиров А.А.(Ru)
  • Солдатова Т.Е.(Ru)
  • Чаруйский Э.А.(Ru)
  • Кондрушин А.И.(Ru)
RU2138565C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 088 678 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных цельнокатаных колес. Задачей изобретения является снижение уровня температурного градиента между элементами колеса - ободом и ступицей. Способ включает в себя подстуживание колес на воздухе перед отпуском, подогрев в конвейерной печи до температуры отпуска, отпуск при температуре 450-550oC с выдержкой в течение 2-3 ч и замедленное охлаждение. Новым является то, что в период подстуживания на воздухе осуществляет охлаждение преимущественно ступицы колеса, а последующий подогрев его до температуры отпуска производят в процессе сжигания топлива непосредственно в конвейерной печи. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 088 678 C1

Способ тепловой обработки железнодорожных колес после термического упрочнения, включающий подстуживание колес на воздухе перед отпуском, подогрев в конвейерной печи до температуры отпуска, отпуск при 450 550oС с выдержкой в течение 2 3 ч и замедленное охлаждение, отличающийся тем, что в период подстуживания на воздухе осуществляют охлаждение преимущественно ступицы колеса, а последующий подогрев его до температуры отпуска производят в процессе сжигания топлива непосредственно в конвейерной печи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2088678C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ термической обработки цельно-КАТАНыХ жЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Миронов Павел Федорович
SU837982A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1979
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Миронов Павел Федорович
  • Перков Олег Николаевич
  • Кудин Валерий Ефимович
SU937526A2
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Узел соединения тормозной рычажной передачи железнодорожного транспортного средства 1975
  • Красиков Анатолий Павлович
  • Петров Александр Владимирович
  • Павленко Маргарита Ивановна
SU548475A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Способ отопления конвейерной печи 1978
  • Рочняк В.К.
  • Трегубов В.В.
  • Булычев В.В.
  • Блажнов Г.А.
  • Антипов Б.Ф.
  • Панников А.В.
  • Баринов Е.М.
  • Фролов А.В.
SU663203A1
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Узлов И.Г
и др
Колесная сталь
- К.: Техника, 1985, с
Светоэлектрический измеритель длин и площадей 1919
  • Разумников А.Г.
SU106A1

RU 2 088 678 C1

Авторы

Королев С.А.

Кондрушин А.И.

Валетов М.С.

Конышев А.А.

Антипов Б.Ф.

Яндимиров А.А.

Мазурин В.В.

Даты

1997-08-27Публикация

1995-08-31Подача