Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес Советский патент 1989 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1497242A1

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к колесопрокатному производству, и может быть использовано в цехах по изготовлению железнодорожных колес.

Цель изобретения - повышение усталостной прочности колес при одновременном упрощении процесса и снижении трудоемкости отделочных операций.

Изобретение иллюстрируется следующим примером.

В колесопрокатном цехе слитки из стали с содержанием 0,58% С, 0,78%Мп, 0,39% Si разрезали на заготовки весом 478 кг для изготовления цельнокатаных железнодорожных колес диаметром

050 мм. После нагрева заготовок осуществляли их осадку на прессе усилием 2000 т. Затем заготовку осаживали в кольце и осуществляли разгонку металла центральной части пуансоном на прессе усилием 5000 т. Подготовленную таким способом заготовку подвергали формовке на прессе усилием 10 000 т. В процессе формовки получали окончательные размеры ступицы и части диска. Прокатку производили в колесопрокатном стане с горизонтальным расположением колеса. После калибровали обод и выгибали диск на прессе усилием 3500 т, колеса подвергали противофпокенной обработке путем

э

N0

31497

изотермической выдержки в конвейерных печах при 650 С. После механической .обработки обода в целом и ступицы с наружной стороны колеса испытывали в цехе опытных установок. Колеса нагревали в электропечи до температзфы 850°С в течение 1,5 ч, осуществляли прерывистое охлаждение обода в зак- лючной машине из спрейеров в течение 130 с при давлении воды 5 атм.

В дальнейшем колеса обрабатывали по следуюпщм вариантам: часть колес подвергали отпуску при 500°С в течение 1jO ч. Непосредственно после от- пуска средню й часть диска колес ок- лазкдали сжатым воздухом при удельном расходе 0,2 (при нормальных условиях) в течение 420, 450, 510 и 540 с до достижения температуры 230, 220, 200 и 90°С. (соответственно варианты 1, 2, 3 и 4). При достижении указанных температур места перехода диска в обод с наружной и в ступицу с внутренней сторон подвер- гали пневмодробеструйной обработке в течение 90 с, дробью диаметром 2-2,5 мм.и давлений воздуха 0,4 МПа. В дальнейшем колеса охлаждали до температуры цеха, после чего все че- тыре варианта подвергались дальнейше пневмодробеструйной обработке мест перехода диска в обод с внутренней и в ступицу с наружной сторон в течение 90 с, дробью диаметром 2-2,5 мк и давлении сжатого воздуха, МПа: для варианта 1 и 2 - 0,4, для варианта Зи4-0,6, для варианта 5 - 0,3 для варианта 6 - 0,7, для варианта

7 - ПО.

Одно колесо подвергали пневмодробеструйной обработке (время 90 с), давление воздуха 0,4 МПа, место перехода диска в обод с наружной и в ступицу с внутренней сторон сразу после отпуска, В дальнейшем обработку вели согласно варианту 3 (вариант 8).

Два колеса непосредственно после отпуска подвергали охлаждению средне части диска в течение 510 с до дос- тижения температуры 200°С. В дальнейшем колеса охлаждались до температуры цеха (вариант 9) и одно колесо подвергалось одновременно пнев- модробеструйной обработке по всем местам перехода диска в обод и ступицу с наружной и внутренней сторон (вариант 10).

0 5 О

0

5

Q с

Одно колесо обработали по варианту .11 (известный способ) , Для чего после отпуска и охлаждения колеса до температуры цеха подвергали холодной пластической деформации с обеих сторон диск и места его перехода в обод и ступицу путем накатки поверхности шариком диаметром 18 мм на станке модели КС 274 с усилием 800 кг и величиной подачи 0,3 мм/об,

Дл я определения уровня и характера остаточных напряжений в колесах использовали разрушающий метод с механической вырезкой темплетов, оборудованных двух компонентными розетками тензодатчиков 2 ПКБ с базой 10 мм. Замер деформаций тензодатчиков определяли цифровым тензометрическим мостом ЦТМ-5,

Оц;енку остаточных напряжений в ободе производили по методике международного стандарта UIC812-3 путем радиальной разрезки колеса и измерения исходного расстояния мм между фиксированными точками на ободе по обеим сторонам реза. Стандарт требует уменьшения этого расстояния на величину не менее 1 мм.

Глубину наклепа определяли на вырезанных темплетах рентгеновским методом на установке ДРОН-ЗМ.

Результаты измерений приведены в таблице.

Также в таблице приведены данные после обработки по известному способу (прокатка, термическое упрочнение обода, отпуск колеса, холодная пластическая деформация переходов диска в обод и ступицу с глубиной проникновения 10-30% его минимальной толщи- ны).

Из данных таблицы видно, что предлагаемый способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес (варианты 2 и 3) обеспечивает повышение усталостной прочности колес при одновременном упрощении процесса и снижение отделочных операций за счет создания в приободной части диска повышенного уровня сжимающих остаточных напряжений, при одновременном сокращении глубины проникновения деформации, а также снижение дополнительной операции по удалению вкатанной окалины.

Выход параметра этапа подстужива- ния за предлагаемый интервал подсту- живание средней части диска до 230°С

Б 14

не об1 ст ечпвает формирсшание сжпмаю- nilHX напряжениГг в приободной части Диска с наружной стороны (вариант 1) Подстуживание средней части диска до обеспечивает образование в приободной части диска с наружной стороны сжимающие остаточные напряжения, но приводит к уменьшению величины и доли сжимающих напряжений в ободе ниже допустимых пределов, о чем свидетельствует оденка остаточных напряжений в ободе ,9 (вариант 4).

Понижение глубины проникновения за предлагаемый интервал глубина проникновения деформадии 5% минимальной толщины диска приводит к незначительному приросту уровня остаточных сжимающих напряжений в приободной части диска с внутренней стороны- (вариант 5). Увеличение глубины проникновения деформации до 9 и 12% (соответственно варианты 6 и 7) не приводят к ощутимому приросту остаточных сжимающих напряжений в приободной части диска с внутренней стороны и дальнейшее повьпиение глубины проникновения деформадии становится неделесооб разным Б связи с неоправданными затратами, так как время, затрачиваемое на обработку колеса, с учетом установки и кантовки на стенке КС 274 в среднем равно 12-14 мин. При производительности колесопрокатного стана 2000 колес в сутки потребуется 14-16 дорогостоящих станков.

Изменение последовательности этапов пневмодробеструйной обработки мест перехода диска в обод с наружной и в ступиду с внутренней сторон до операции подстз живания сразу после отпуска (вариант 8) и проведение этой обработки после остывания колеса (вариант 10) приводит к формированию в этих зонах небольших сжимающих напряжений.

Обработка колес по известному способу (вариант 9) приводит к формированию в приободной части диска с внутренней стороны сжимающих остаточных напряжений, однако она форми- рует растягивающие остаточные напря- .жения в приободной части диска с на- ружной и приступичной с внутренней стороны, что отрицательно сказывается на усталостную прочность колеса.

Обработка колес по известному способу (вариант 11) приводит к формированию остаточных сжимающих нап7242

0

5

0

5

0

ряжений по обеим стстромпм колеса.

Однако в нпиболей опасном месте перехода диска в обод с внутренней

стороны уровень остаточных сжимающих напряжений ниже, чем уровень предлагаемого способа. Кроме того, обработка по известному способу требует дополнительной отделочной операции для удаления в некоторых местах диска вкатанной окалины, что приводит к удорожанию такого технологического процесса.

Таким образом, предлагаемый способ изготовления дельнокатаных железнодорожных колес обеспечивает по- выщение усталостной прочности за счет создания в приободной части диска с внутренней и приступичной с наружной сторон повышенного по сравнению с известным уровня остаточных Сжимающих напряжений при одновременном упрощении процесса, заключающегося в снижении глубины проникновения деформадии с 10-30% до 6-8% минимальной толщины диска колеса. Технический эффект данного способа заключается в снижении отделочной операции по удалению в некоторых местах вкатанной окалины.

Формула изобретения

Способ изготовления цельнокатаных

35 железнодорожных колёс, включающий прокатку, термическое упрочнение обод а с последующим отпуском всего колеса и холодную пластическую деформацию его элементов в зонах пере-

40 хода диска в обод и ступицу, отличающийся тем, что, с целью по ыщенйя усталостной прочности колес при одновременном упрощении процесса и снижении трудоемкости от45 делочных операций, после окончания вьщержки при температуре отпуска осуществляют Подстуживание средней части диска до 200-220 С и проводят при этой температуре поверхностно50 пластическую деформацию мест перехода диска в обод с наружной и в ступицу с внутренней сторон, охлаждают колесо до комнатной температуры, а холодной пластической деформации

5g подвергают места перехода диска в обод с внутренней, и в ступицу с наружной сторон, дробью с глубиной проникновения в пределах 6-8% мини- мальной толщины диска.

Составитепь В.Русаненко Редактор М.Нпдо.пуженко Техред М.Ходанич Корректор В.Гирняк

Похожие патенты SU1497242A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки железнодорожных колес 1987
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Жолудев Александр Михайлович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Перков Олег Николаевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
SU1433992A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1983
  • Узлов Иван Герасимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Миронов Павел Федорович
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Сунгуров Азис Сунгурович
SU1235942A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1987
  • Узлов Иван Герасимович
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Токмаков Анатолий Митрофанович
  • Игнатьев Юрий Павлович
SU1537699A1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1976
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Тимофеевич
  • Бабич Владимир Константинович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мартынов Николай Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Андреев Юрий Васильевич
  • Шевченко Владимир Иванович
  • Перков Борис Алексеевич
  • Школьник Лев Михайлович
SU716691A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1979
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Миронов Павел Федорович
  • Перков Олег Николаевич
  • Кудин Валерий Ефимович
SU937526A2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Конышев А.А.
  • Глухов И.А.
  • Базин С.В.
  • Яндимиров А.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
  • Цюренко В.Н.
  • Школьник Л.М.
RU2088677C1
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1985
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Перков Олег Николаевич
  • Миронов Павел Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Жолудев Александр Михайлович
SU1286636A1
Способ термической обработки цельно-КАТАНыХ жЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Миронов Павел Федорович
SU837982A1
Способ обработки цельнокатаных колес 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Ганаго Олег Александрович
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Бабич Владимир Константинович
  • Перков Олег Николаевич
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Староселецкий Михаилл Ильич
  • Узлов Владимир Иванович
SU720034A1

Реферат патента 1989 года Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии, а именно к способам изготовления и термообработки железнодорожных колес. Цель изобретения - повышение усталостной прочности колес при одновременном упрощении процесса и снижении трудоемкости отделочных операций. Способ включает прокатку, термическое упрочнение обода, отпуск колеса, подстуживание до 200-220°С, пластическую деформацию мест перехода диска в обод и ступицу, охлаждение и холодную деформацию мест перехода диска в обод с внутренней, а в ступицу - с наружной сторон, с глубиной проникновения 6-8% минимальной толщины диска. Использование способа позволяет повысить усталостную прочность, упростить процесс изготовления колес. 1 табл.

Формула изобретения SU 1 497 242 A1

Заказ 4408/30

Тираж 530

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1497242A1

Способ термической обработки железнодорожных колес 1983
  • Узлов Иван Герасимович
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Миронов Павел Федорович
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Стальнокрицкий Виктор Николаевич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
  • Сунгуров Азис Сунгурович
SU1235942A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1976
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Тимофеевич
  • Бабич Владимир Константинович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Мартынов Николай Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Узлов Владимир Иванович
  • Андреев Юрий Васильевич
  • Шевченко Владимир Иванович
  • Перков Борис Алексеевич
  • Школьник Лев Михайлович
SU716691A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 497 242 A1

Авторы

Узлов Иван Герасимович

Гринев Анатолий Федорович

Мирошниченко Николай Григорьевич

Миронов Павел Федорович

Староселецкий Михаил Ильич

Школьник Лев Михайлович

Цюренко Владимир Николаевич

Чуприна Любовь Владимировна

Парышев Юрий Михайлович

Узлов Владимир Иванович

Кузьмичев Михаил Васильевич

Дьяков Александр Михайлович

Яндимиров Александр Арсентьевич

Шмаков Евгений Николаевич

Лысогор Игорь Александрович

Даты

1989-07-30Публикация

1987-12-11Подача