БУКСИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГОРНОЛЫЖНОЙ КАНАТНОЙ ДОРОГИ Российский патент 1997 года по МПК B61B11/00 

Описание патента на изобретение RU2093393C1

Изобретение относится к буксировочным горнолыжным канатным дорогам и предназначено для подъема лыжников к старту горнолыжных трасс путем прицепки их к тяговому канату дороги.

Известно буксировочное устройство для горнолыжной канатной дороги (патент Швейцарии N542740, кл. B 61 B 11/00, 1973, содержащее закрепленный на тяговом канате посредством подвески корпус, внутри которого установлены щелевая катушка с запасованным в ней буксировочным канатиком, который сматывается при противодействии пружины, и связанный с катушкой посредством повышающей зубчатой передачи электромагнитный тормоз.

В этом буксировочном устройстве тормозное усилие создается во всем диапазоне возможных скоростей сматывания или наматывания буксировочного канатика, в том числе и при очень малых скоростях, что влечет за собой затрудненное вытягивание буксировочного канатика при подсадке горнолыжника, а также маленькую скорость обратной намотки на катушку буксировочного канатика при отпускании последнего.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, заключается в снижении сопротивления вытягиванию буксировочного канатика при посадке горнолыжника и увеличении скорости намотки на катушку буксировочного канатика при отпускании последнего.

Указанный технический результат достигается тем, что в буксировочном устройстве для горнолыжной канатной дороги, содержащем закрепленный на тяговом канате посредством подвески корпус внутри которого установлены щелевая катушка с запасованным в ней буксировочным канатиком, который сматывается при противодействии пружины, и связанный с катушкой через зубчатую передачу электромагнитный тормоз, последний выполнен состоящим из многофазной асинхронной электрической машины с короткозамкнутым ротором и электрических конденсаторов, подключенных к обмоткам ее статора. Асинхронную электрическую машину для повышения компактности устройства целесообразно выполнить двухфазной, а зубчатую передачу целесообразно выполнить с внутренним зацеплением.

На фиг.1 изображен общий вид буксировочного устройства; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 сечение по Б-Б на фиг.2; на фиг.4 -схема подключения конденсаторов к фазным обмоткам статора асинхронной электрической машины; на фиг.5 механическая характеристика асинхронной электрической машины с подключенными к ее обмоткам электрическими конденсаторами.

Буксировочное устройство содержит закрепленный на тяговом канате 1 посредством подвески 2 корпус 3, внутри которого установлена закрепленная а валу 4 щелевая катушка 5. На эту катушку намотан запасованный в ней буксировочный канатик 6. Одна часть канатика размещается в один ряд в щели щелевой катушки, а другая во внешней расширенной части катушки. Вал 4 соединен через втулку 7 с внутренним концом спиральной пружины 8. Внешний конец спиральной пружины закреплен в корпусе 3. Вал 4 через зубчатую передачу с внутренним зацеплением (шестерня 9 и зубчатое колесо 10) соединен с короткозамкнутым ротором 11 двухфазной асинхронной электрической машины. Обмотки статора 12 двухфазной асинхронной электрической машины соединены с конденсаторами 13.

Внешний конец буксировочного канатика 6 соединен с двухместным буксировочным захватом /бугелем/ 14.

Выполнение зубчатой передачи с внутренним зацеплением дает возможность максимально уменьшить расстояние между осями катушки и тормоза и, таким образом, уменьшить габариты корпуса буксировочного устройства. Выполнение многофазной асинхронной электрической машины с двумя фазами позволяет упростить электрическую схему.

Буксировочное устройство работает следующим образом.

Когда лыжники берут бугель, начинаются сматывание буксировочного канатика с катушки 5 и закручивание спиральной пружины 8. Одновременно начинает вращаться тормоз. Однако пока частота вращения n тормоза не достигнет величины n0 (см. фиг.5), его тормозной момент М равен нулю, и сматывание буксировочного канатика происходит совершенно свободно (противодействие пружины сматыванию канатика сравнительно невелико), что дает возможность лыжникам без усилий совершит "посадку" на бугель.

При переходе сматывания витков от уширенной внешней части катушки к щелевой части начинает увеличиваться частота вращения катушки, а следовательно, и частота вращения тормоза, поскольку начинает уменьшаться радиус сматываемых витков буксировочного канатика. Когда частота вращения асинхронной электрической машины достигнет величины n0, происходит самовозбуждение асинхронной машины, и последняя начинает создавать тормозной момент. С этого мгновения практически прекращается увеличение частоты вращения катушки, поскольку наклон (по отношению к оси абсцисс) механической характеристики асинхронной машины с конденсаторным возбуждением (фиг.5) сравнительно мал (сравнительно высокая жесткость механической характеристики).

Начинается плавное уменьшение линейной скорости сматывания буксировочного канатика, так как при неизменно частоте вращения катушки непрерывно уменьшается радиус сматывания канатика. С момента начала уменьшения линейной скорости сматывания буксировочного канатика начинается плавное трогание лыжников с места. Заметим, что имеет место равенство
Vк Vсм + Vлыжн,
где
Vк скорость движения тягового каната;
Vсм скорость сматывания буксировочного канатика;
Vлыжн скорость движения лыжников.

Из приведенного равенства видно, что уменьшение скорости Vсм обязательно приводит к возрастанию Vлыжн, поскольку скорость Vк постоянна.

Передаточное отношение зубчатой передачи и геометрия катушки подбираются так, что частота вращения тормоза n0 соответствовала моменту окончания "посадки" лыжников на бугель.

Когда лыжники у верхней станции канатной дороги "сходят" с бугеля, начинаются раскручивание спиральной пружины и обратное наматывание буксировочного канатика на щелевую катушку. Под влиянием вращающего момента закрученной пружины щелевая катушка разгоняется до частоты вращения, соответствующей частоте вращения тормоза n0, а далее наматывание буксировочного канатика происходит при неизменной частоте вращения катушки.

Наличие интервала частоты вращения тормоза от 0 до n0, в котором тормозной момент равен нулю, позволяет обеспечить вполне определенное время, предоставляемое лыжникам для свободного (без сопротивления) вытягивания буксировочного захвата и "посадки" на него. Это значительно повышает комфорт лыжников. Исключаются падения при трогании с места, приводящие, кроме всего прочего, к снижению производительности дороги. С другой стороны, наличие интервала частоты вращения от 0 до n0 позволяет избежать чрезвычайно малой скорости обратного наматывания буксировочного канатика у верхней станции, приводящей к снижению надежности и безопасности канатной буксировочной дороги.

Похожие патенты RU2093393C1

название год авторы номер документа
ГОРНОЛЫЖНЫЙ БУГЕЛЬНЫЙ ПОДЪЕМНИК 1999
  • Батенин В.И.
  • Батенин Д.В.
  • Ковалев В.Г.
  • Старостин А.А.
  • Старостин М.М.
RU2173645C2
Мобильный буксировочный бугельный подъемник 2016
  • Бехер Александр Владимирович
  • Кузнецов Борис Анатольевич
  • Симановский Алексей Александрович
  • Оверин Артем Алексеевич
  • Духно Екатерина Николаевна
  • Поздеев Александр Александрович
RU2619352C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СТАНЦИИ БУКСИРОВОЧНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ КАНАТНОЙ ДОРОГИ ДЛЯ ЛЫЖНИКОВ 1992
  • Батыгин Олег Афанасьевич
  • Месман Виталий Соломонович
  • Рассол Игорь Ростиславович
RU2068353C1
Устройство для удлинения транспортных средств с замкнутым тяговым канатом 1983
  • Ткаченко Андрей Андреевич
  • Шевченко Виктор Сергеевич
  • Еськов Леонид Иванович
  • Лебедев Алексей Иванович
  • Ененко Олег Борисович
SU1263882A1
ЭЛЕКТРОБУР ДЛЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Кекот Олег Владимирович
RU2321717C1
Канатная дорога 1987
  • Эйдинзон Феликс Моисеевич
  • Ененко Олег Борисович
  • Бабенко Александр Васильевич
  • Коротков Владимир Леонидович
  • Зверев Станислав Степанович
SU1421578A1
Дорога с замкнутым тяговым канатом 1988
  • Ененко Олег Борисович
  • Бабенко Александр Васильевич
  • Коротков Владимир Леонидович
SU1521640A2
КАНАТНО-РЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Тверской М.Л.
  • Смирнов М.И.
  • Груздев И.Н.
  • Миценгендлер Г.Ю.
  • Брегман М.Л.
  • Таран В.Д.
  • Ястремский С.И.
RU2135379C1
Лебедка для передачи грузов с судна на судно 1977
  • Балин Виктор Михайлович
  • Василевский Виктор Владимирович
SU695958A1
СПОСОБ МОДЕРНИЗАЦИИ И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЕМЕНОВА Ю.М., ПОВЫШАЮЩИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ И УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ КРЕСЕЛЬНЫМИ И БУКСИРОВОЧНЫМИ КАНАТНЫМИ ДОРОГАМИ С ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ, ЗАКРЕПЛЕННЫМ НА КАНАТЕ ПОСТОЯННО, "ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО" ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ), "РАЗГОННО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО" ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) И "ОПОРНО-ТЯГОВЫЙ ПОВОРОТНЫЙ РЫЧАГ" ДЛЯ ПОСАДОЧНОГО УСТРОЙСТВА 2007
  • Семенов Юрий Михайлович
RU2384439C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 093 393 C1

Реферат патента 1997 года БУКСИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГОРНОЛЫЖНОЙ КАНАТНОЙ ДОРОГИ

Сущность изобретения: буксировочное устройство для горнолыжной канатной дороги содержит закрепленный на тяговом канате корпус, внутри которого установлены щелевая катушка с запасованным в ней буксировочным канатиком, который сматывается при противодействии пружины, и связанный с этой катушкой через зубчатую передачу электромагнитный тормоз, выполненный с многофазной асинхронной электрической машиной с короткозамкнутым ротором и электрическими конденсаторами, подключенными к обмотке статора этой машины. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 093 393 C1

1. Буксировочное устройство для горнолыжной канатной дороги, содержащее закрепленный на тяговом канате посредством подвески корпус, внутри которого установлены щелевая катушка с запасованным в ней буксировочным канатиком, который сматывается при противодействии пружины, и связанный с этой катушкой через зубчатую передачу электромагнитный тормоз, отличающееся тем, что электромагнитный тормоз состоит из многофазной асинхронной электрической машины с короткозамкнутым ротором и электрических конденсаторов, подключенных к обмоткам ее статора. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что зубчатая передача выполнена с внутренним зацеплением. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что многофазная асинхронная электрическая машина с короткозамкнутым ротором выполнена двухфазной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2093393C1

Способ упрочнения стекла 1974
  • Бутаев Ахмед Магомедович
  • Яборов Анатолий Николаевич
  • Баранцева Галина Ивановна
SU542740A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

RU 2 093 393 C1

Авторы

Кекот Олег Владимирович[Ua]

Даты

1997-10-20Публикация

1989-01-09Подача