ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 1997 года по МПК B60D1/173 

Описание патента на изобретение RU2100214C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягово-сцепным устройствам автомобильных транспортных средств, предназначенных для буксировки автомобилей и других транспортных средств без водителя в кабине.

Известен универсальный жесткий буксир транспортного средства, содержащий центральную серьгу, штанги с тяговыми петлями, шарнирно соединенные с центральной серьгой, взаимодействующей с крюками буксируемого автомобиля (SU, авт. св. N 404653, кл. B 60 D 1/173, 1970).

Наиболее близким к изобретению является тягово-сцепное устройство, содержащее центральную серьгу, штанги с тяговыми, петлями, шарнирно соединенные с центральной серьгой, взаимодействующими с крюками буксируемого транспортного сродства (SU, авт. св. N 509468, кл. B 60 D 1/173, 1974).

Недостатками известного устройства являются невозможность использования их при буксировке специальных транспортных средств (бронетранспортеров), не имеющих амортизационно-поглощающих устройств, из-за возникновения больших динамических нагрузок в них при буксировке бронетранспортеров по пересеченной местности, низкая жесткость шарнирного соединения, что приводит к значительным изгибающим моментам при неравномерном движении, толчках во время движения за счет складывания, разворота центральной серьги относительно штанг при набегании буксируемого объекта на тягач, недостаточная гибкость элементов тягово-сцепного устройства при буксировке БТР по пересеченной местности, низкая надежность соединений буксирных штанг жесткого буксира с крюками БТР, невозможность использования их при буксировке БТР за задние и боковые крюки.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в обеспечении возможности буксировки БТР без водителя по пересеченной местности при эвакуации поврежденных объектов с поля боя за передние, задние или боковые крюки, расположенные в различных плоскостях и на разных расстояниях между собой, при использовании в качестве тягача бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) или БТР, не имеющих амортизационно-поглощающих устройств, с большими углами гибкости, с достижением уменьшения динамических нагрузок, возникающих в тягово-сцепном устройстве при буксировке, и надежных разъемных соединений элементов ТСУ для возможности раздельного транспортирования их в походном положении в составе тягача (БРЭМ).

Для этого тягово-сцепное устройство содержит штанги, тяговые вилки которых снабжены резиновыми амортизаторами и установлены с возможностью поворота вокруг оси в корпусе амортизатора, причем вилки выполнены с равносмещенными выступами с пазами, охватывающими центральный палец, имеющий возможность перемещаться в направлении тягового усилия в эллипсном отверстии центральной серьги с обеспечением симметричного отклонения штанг при их установке на крюки, соединенные с центральной серьгой посредством пальцев с фланцевой частью и рукоятками круглого сечения, переходящего на концах в прямоугольное большего размера, чем отверстие эвена стопорной цепочки, причем фланец центрального пальца выполнен с лысками, позволяющими устанавливать боковые пальцы без снятия центрального при монтаже устройства в рабочее положение, с последующим поворотом его на 90o для запирания боковых пальцев посредством перекрытия фланцем центрального пальца фланцев боковых и стопорения его в этом положении болтом и контргайкой, с упором в лыску центрального пальца, что создает жесткий треугольник в шарнирном соединении центральной серьги, а боковые пальцы фиксируются от проворота стопорной цепочкой, середина которой закреплена на рукоятке центрального пальца, посредством надевания крайних звеньев цепочки на рукоятки боковых пальцев. Каждая штанга может быть снабжена промежуточным звеном с односторонним разъемом, выполненным с выступами, например, прямоугольного сечения, кольцевыми канавками на наружной поверхности и отверстием напротив разъема, в которое входит палец с пазами, повторяющими конфигурацию выступов, и фланцем с буртом, посредством которого происходит поджатие замкового дельца в канавках разъема через распорный вкладыш, с последующим стопорением гайкой и шплинтом, причем на передней части звена неподвижно размещена скоба с эллипсными отверстиями в боковых поверхностях, в которые заведен запорный палец с лысками, и со стопорным болтом в средней части скобы, посредством которого поджат запорный палец к затылку буксирного крюка, при заведенном в гнездо крюка промежуточном звене, с выбором зазора между фланцевой частью крюка и опорными поверхностями скобы.

Распорный вкладыш может быть выполнен эксцентричным в сторону петли штанги, а центральная серьга может быть снабжена промежуточным звеном, выполненным в виде двух ушков во взаимоперпендикулярных плоскостях, одно из которых входит в зацепление со штырем тягача, а другое (разъемное с аналогичным замковым устройством) с центральной серьгой, включающее клиновое устройство, содержащее направляющую клина, выполненную за одно целое с пальцем замкового устройства, и клина, поджатие которого осуществляется болтом, входящим в зацепление с пальцем, до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадкой, выполненной в средней части промежуточного звена, в нижнюю часть кормы.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство в рабочем положении для буксировки, вид сверху; на фиг. 2 выносной элемент А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Г-Г фиг. 2; на фиг. 4 сечение Д-Д фиг. 2; на фиг. 5 разрез буксирной штанги с амортизатором; на фиг. 6 сечение Е-Е фиг. 5; на фиг. 7 - выносной элемент Б фиг. 1; на фиг. 8 разрез Ж-Ж фиг. 7; на фиг. 9 выносной элемент В фиг. 1; на фиг. 1О разрез И-И фиг. 9; на фиг. 11 сечение К-К фиг. 10; на фиг. 12 выносной элемент Л фиг. 10.

Тягово-сцепное устройство включает две штанги 1, каждая из которых состоит из тяговой вилки 2, снабженной резиновым амортизатором 3, закрепленным с предварительным поджатием на хвостовике тяговой вилки 2 в корпусе 4 амортизатора, неподвижно соединенном трубой 5 с тяговой петлей 6 штанги. Тяговые вилки 2 штанги соединены с центральной серьгой 7 боковыми пальцами 8 после охвата пазом 9 выступа 10 тяговой вилки центрального пальца 11 с лыской 12, имеющего возможность перемещаться в направлении тягового усилия в эллипсном отверстии 13 центральной серьги 7 с обеспечением симметричного отклонения штанг 1 при установке их на крюки, при ослабленном стопорном болте 14 и контргайке 15 и параллельном расположении лысок 16 центрального пальца 11 относительно оси симметрии центральной серьги 7 с последующим поворотом центрального пальца 11 на 90o для запирания его фланцем 17 фланцев 18 боковых пальцев 8. На фланцах 17 и 18 пальцев 11 и 8 размещены рукоятки 19 круглого сечения, переходящего на концах, например, в прямоугольное, большего размера, чем отверстие звена стопорной цепочки 20, средняя часть которой неподвижно закреплена на рукоятке 19 центрального пальца 11. Каждая штанга 1 соединена с промежуточным звеном 21 с односторонним разъемом 22, выполненным с выступами 23, например, прямоугольного сечения, и кольцевыми канавками 24 на наружной поверхности, и отверстием 25 напротив разъема 22, в которое входит при сборке звена 21 со штангой 1 палец 26 с пазами 27, повторяющими конфигурацию выступов 23, и фланцем 28 с буртом 29, посредством которого происходит поджатие замкового кольца 30 в канавках 24 разъема 22, через распорный вкладыш 31, выполненный, например, эксцентричным в сторону петли 6 штанги 1 для ограничения зазора в соединении, с последующим стопорением пальца 26 гайкой 32 и шплинтом 33. На передней части звена 21 неподвижно размещена скоба 34 с эллипсными отверстиями 35 в боковых поверхностях, в которые заведен запорный палец 36 с лысками 37 и со стопорным болтом 38 в средней части скобы 34, посредством которого поджат запорный палец 36 к затылку 39 буксирного крюка, при заведенном в гнездо крюка промежуточном звене 21 с выбором зазора между фланцевой частью 40 буксирного крюка и опорными поверхностями 41 скобы 34.

Центральная серьга 7 соединена с промежуточным звеном 42, выполненным в виде двух ушков во взаимоперпендикулярных плоскостях, ушком 43, выполненным разъемным с аналогичным замковым устройством промежуточных звеньев 21, включающим в себя, кроме того, клиновое устройство, содержащее направляющую 44 клина, выполненную за одно целое с пальцем 45 замкового устройствами клин 46, поджатие которого осуществляется после соединения другого ушка 47 со штырем 48 тягача болтом 49, входящим с зацепление с пальцем 45, до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадкой 50, выполненной в средней части звена 42, в нижнюю часть кормы.

Сцепка тягача с буксируемой машиной производится следующим образом:
штанги 1 с промежуточными звеньями 21 заводят в гнезда буксирных крюков с опорой запорных пальцев 36 на затылки 39 крюков;
посредством стопорного болта 36 производят поджатие запорных пальцев 36 к затылку 39 крюков с выбором зазора между фланцевыми частями 40 крюков и опорными поверхностями 41 скоб 34, тем самым промежуточные звенья 21 надежно устанавливаются в горизонтальном положении;
штанги 1 тяговыми вилками 2 соединяют с центральной серьгой 7 посредством боковых пальцев 8 после охвата пазами 9 выступов 10 тяговых вилок центрального пальца 11 при ослабленном стопорном болте 14, позволяющем центральному пальцу 11 занимать положение в эллипсном отверстии 13 центральной серьги 7, соответствующее данному расположению буксирных крюков, обеспечивая симметричное отклонение штанг 1, при параллельном расположении лысок 16 фланца 17 центрального пальца 11 относительно оси симметрии;
фиксируют боковые пальцы 8 посредством поворота центрального пальца 11 на 90o за счет перекрытия фланцем 17 фланцев 16 боковых пальцев 8;
фиксируют центральный палец 11 в эллипсном отверстии 13 центральной серьги 7 посредством болта 14 с упором его в лыску 12 пальца 11 и контргайкой 15;
фиксируют боковые пальцы 8 от проворота стопорной цепочкой 20, средняя часть которой неподвижно закреплена на рукоятке 19 центрального пальца, посредством надевания крайних звеньев цепочки на рукоятки боковых пальцев 8;
подсобранное тягово-сцепное устройство поднимают на уровень заднего буксирного устройства тягача (БРЭМ или БТР) и соединяют с ним штырем 48 путем медленной подачи тягача задним ходом до совпадения отверстия ушка 47, при упоре площадки 50 в нижнюю часть кормы с отверстиями буксирного устройства тягача, для свободной установки штыря 48 при снятом клине 46 и болте 49;
устанавливается клин 46 в направляющую 44 клина, выполненную за одно целое с пальцем 45 замкового устройства промежуточного эвена 42, и поджимают болтом 49 до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадки 50 в нижнюю часть с выбором зазора между штырем 48 тягача и ушком 47 промежуточного звена 42;
В походном положении штанги 1 в сборе с промежуточными звеньями 21 укладывают на бортах корпуса БРЭМ снаружи, а промежуточное звено 42 в сборе с замковым и клиновым устройствами и центральной серьгой 7 в сборе с пальцами 11 и 8, болтом 14 и стопорной цепочкой 20 на корпусе башни снаружи на своих штатных местах.

Тягово-сцепное устройство без промежуточных звеньев 21 и 42 в сборе можно использовать для буксировки обычных автомобильных транспортных средств большой грузоподъемности без водителя в кабине.

Похожие патенты RU2100214C1

название год авторы номер документа
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗМИНИРОВАНИЯ, ПРИЦЕП ДЛЯ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ И СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ БУКСИРОВКИ 2003
  • Антонов В.В.
  • Беккер Л.Д.
  • Нифонтов С.С.
  • Индиберов С.В.
  • Гиль В.Н.
  • Кравченко Н.В.
RU2241197C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВАРИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1992
  • Тюнин Ю.Н.
  • Решетняк Д.И.
RU2081765C1
ЖЕСТКИЙ БУКСИР 1998
  • Кондратьев Ф.А.
  • Мещеряков В.С.
  • Прохоров Ю.С.
  • Синцов Ю.Л.
  • Копылов И.Б.
RU2137615C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Хамидуллин И.Ю.
  • Сунагатов Н.М.
  • Назмиев И.А.
  • Султанов С.Ф.
RU2198796C2
АГРЕГАТ ДЛЯ УКЛАДКИ ОПТОВОЛОКОННОГО КАБЕЛЯ НА ПРОВОД ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ 1996
  • Плохута И.Н.
  • Казаров С.А.
  • Тарасов С.И.
  • Авотин Е.В.
  • Ветиорец В.Т.
  • Кемурджиан В.А.
  • Роговой В.Г.
  • Тарасов В.С.
  • Толстых А.С.
RU2124256C1
Жесткое буксирное устройство 1989
  • Миронов Владимир Гаврилович
  • Соснович Аркадий Степанович
  • Семенов Николай Захарович
SU1699817A1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ МАШИН 2006
  • Ковалев Владислав Петрович
RU2340008C2
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 2004
  • Мартынов В.Н.
  • Анисимов А.С.
  • Шапкин А.С.
  • Полянский М.М.
RU2263032C1
СПОСОБ БЕЗОПАСНОЙ ЭВАКУАЦИИ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ковалев Владислав Петрович
  • Ковалев Сергей Владиславович
RU2700641C2
Жесткое буксирное устройство для транспортных средств 1974
  • Черкашин Геннадий Борисович
  • Данилов Виктор Дмитриевич
SU519349A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 100 214 C1

Реферат патента 1997 года ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

Использование: в области транспорта, в частности для буксировки специальных транспортных средств по пересеченной местности при эвакуации поврежденных объектов. Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство содержит штанги 1, тяговые вилки которых снабжены резиновыми амортизаторами и установлены с возможностью поворота вокруг оси в корпусе амортизатора. Вилки соединены с центральной серьгой 7. Каждая штанга 1 снабжена промежуточным звоном 21 с односторонним разъемом. Серьга 7 снабжена промежуточным звеном 42, выполненным в виде двух ушков во взаимно-перпендикулярных плоскостях, одно из которых входит в зацепление со штырем 48 тягача, а другое (разъемное с аналогичным замковым устройством промежуточного эвена 21) - с центральной серьгой 7. 3 з.п. ф-лы, 12 ил.

Формула изобретения RU 2 100 214 C1

1. Тягово-сцепное устройство, содержащее центральную серьгу, штанги с тяговыми петлями, шарнирно соединенные с центральной серьгой, взаимодействующими с крюками буксируемого транспортного средства, отличающееся тем, что оно содержит штанги, тяговые вилки которых снабжены резиновыми амортизаторами и установлены с возможностью поворота вокруг оси в корпусе амортизатора, причем вилки выполнены с равносмещенными выступами с пазами, охватывающими центральный палец, имеющий возможность перемещаться в направлении тягового усилия в эллипсном отверстии центральной серьги с обеспечением симметричного отклонения штанг при их установке на крюки, соединенные с центральной серьгой посредством пальцев с фланцевой частью и рукоятками круглого сечения, переходящего на концах в прямоугольное большего размера, чем отверстие звена стопорной цепочки, причем фланец центрального пальца выполнен с лысками, позволяющими устанавливать боковые пальцы без снятия центрального при монтаже устройства в рабочее положение с последующим поворотом его на 90o для запирания боковых пальцев посредством перекрытия фланцем центрального пальца фланцев боковых и стопорения его в этом положении болтом и контргайкой, с упором в лыску центрального пальца, что создает жесткий треугольник в шарнирном соединении центральной серьги, а боковые пальцы фиксируются от проворота стопорной цепочкой, середина которой закреплена на рукоятке центрального пальца, посредством надевания крайних звеньев цепочки на рукоятки боковых пальцев. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждая штанга его снабжена промежуточным звеном с односторонним разъемом, выполненным с выступами, например, прямоугольного сечения, кольцевыми канавками на наружной поверхности и отверстием напротив разъема, в которое входит палец с пазами, повторяющими конфигурацию выступов, и фланцем с буртом, посредством которого происходит поджатие замкового кольца в канавках разъема через распорный вкладыш, с последующим стопорением гайкой и шплинтом, причем на передней части звена неподвижно размещена скоба с эллипсными отверстиями в боковых поверхностях, в которые заведен запорный палец с лысками и со стопорным болтом в средней части скобы, посредством которого поджат запорный палец к затылку буксирного крюка при заведенном в гнездо крюка промежуточном звене, с выбором зазора между фланцевой частью крюка и опорными поверхностями скобы. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что распорный вкладыш выполнен эксцентричным в сторону петли штанги. 4. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что центральная серьга его снабжена промежуточным звеном, выполненным в виде двух ушков во взаимно перпендикулярных плоскостях, одно из которых входит в зацепление со штырем тягача, а другое разъемное с аналогичным замковым устройством с центральной серьгой, включающее в себя клиновое устройство, содержащее направляющую клина, выполненную за одно целое с пальцем замкового устройства, и клина, поджатие которого осуществляется болтом, входящим в зацепление с пальцем, до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадкой, выполненной в средней части промежуточного звена, в нижнюю часть кормы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2100214C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство, 404653, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
SU, авторское свидетельство, 509468, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 100 214 C1

Авторы

Кондратьев Ф.А.

Мещеряков В.С.

Прохоров Ю.С.

Синцов Ю.Л.

Даты

1997-12-27Публикация

1992-07-20Подача