СПОСОБ А.П.НИКИТИНА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Российский патент 1998 года по МПК G09B5/04 

Описание патента на изобретение RU2106017C1

Изобретение относится к методикам обучения учащихся и может быть использовано при изучении родного или иностранных языков.

Известен способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи под руководством преподавателя, который заключается в прослушивании учащимся произносимой преподавателем речи или звуковой записи диктора, затем в многократном повторении услышанного с интонацией преподавателя. При этом преподаватель отстукивает рукой ритм, показывает жестом направление движения тона голоса [1]
Однако известная методика обучения учащихся требует больших затрат учебного времени, не гарантирует сознательного и успешного освоения ритмоинтонационной структуры речи, что снижает мотивацию к изучению иностранного языка.

Известен способ обучения учащихся, реализуемый устройством для обучения радиотелеграфистов, состоящим из нескольких звуковых генераторов, телеграфных ключей и телефонов [2]
Указанный способ исключает возможность использования его для обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, осуществляемый устройством для тренировки произношения, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи [3]
Недостатком упомянутого способа является невысокая эффективность обучения учащихся.

Задачей данного изобретения является достижение нового технического результата, заключающегося в повышении эффективности обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи за счет расширения дидактических и технических возможностей преподавания.

Новый технический результат достигается тем, что по предлагаемому способу обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи, согласно изобретению создают звуковой образ ритмоинтонационной модели речи, для демонстрации которой используют регулируемый звуковой генератор, позволяющий изменять в процессе демонстрации тональность звуков, громкость воспроизведения которых регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков осуществляют с помощью телеграфного ключа.

Предлагаемый способ обучения учащихся позволяет:
1. Ограничивать диапазон изменения частоты основного тона;
2. Обучать мелодике, ритму, темпу, интенсивности и длительности речи;
3. Обучать произношению слогов, слов, предложений;
4. Обучать постановке тональных и силовых ударений;
5. Индивидуализировать процесс обучения интонации;
6. Обучать длительности гласных фонем и слогов;
7. Обучать произношению гласных фонем и слогов на разных частотах, а также с изменением частоты основного тона;
8. Обучать интонации как в целом, так и раздельно ее компонентам.

На фиг. 1 изображена схема устройства, используемого при осуществлении предлагаемого способа обучения учащихся; на фиг. 2 и 3 примеры ритмоинтонационных моделей речи и их лексико-грамматическое наполнение.

Предлагаемый способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи осуществляется с использованием устройства, содержащего звуковой генератор 1, к выходу которого последовательно подключены динамический громкоговоритель 2 и телеграфный ключ 3.

Способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи осуществляется следующим образом.

Преподаватель выделяет из предложения или выбирает соответствующую ритмоинтонационную модель, записывает ее в виде графического изображения /см. фиг. 2 и 3/ и включает устройство. При нажатии на кнопку телеграфного ключа 3 из громкоговорителя 2 будут слышны выделяемые звуковым генератором 1 звуки, тон которых имеет определенную частоту и длительность. Работая ключом 3 и одновременно регулируя частоту тона на генераторе 1, а громкость - громкоговорителем 2, преподаватель добивается получения необходимого ритмоинтонационного контура речи, который затем демонстрирует учащимся. Звуковой образ интонации-инварианта может предъявляться учащимся непосредственно с устройством, либо путем воспроизведения записи звуков. Учащиеся воспринимают звуковой образ интонации-инварианта на слух, анализируют его, затем воспроизводят интонацию, наполняя его конкретным содержанием: звуками речи, фонемами, слогами, словами и предложениями. При этом в полной мере реализуются такие принципы, как наглядность и сознательность.

Предлагаемый способ обучения учащихся повышает эффективность обучения ритмоинтонационной структуре речи, сокращает длительность учебного процесса, значительно повышает дидактические возможности преподавателя и учащихся в процессе изучения иностранных языков.

Похожие патенты RU2106017C1

название год авторы номер документа
Способ запоминания иностранных слов 2018
  • Битюцкий Андрей Яковлевич
RU2688292C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ПЕРЕВОДА РЕЧЕВОГО СИГНАЛА В ТРАНСКРИПЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ С МЕТАДАННЫМИ 2014
  • Кнеллер Эммануил Григорьевич
  • Караульных Денис Владимирович
RU2589851C2
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОТРАБОТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 2020
  • Мизиков Виктор Анатольевич
RU2747910C1
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗВУКОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2013
RU2526883C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Яновская Н.Н.
RU2178204C1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СЛОГОВ 2024
  • Чубарова Диана Владимировна
  • Петрянина Светлана Владимировна
RU2821123C1
Обучающее устройство 1979
  • Беликов Авенир Павлович
  • Карасев Игорь Алексеевич
  • Королев Валерий Павлович
  • Мулюкин Николай Васильевич
  • Тунис Константин Викторович
  • Тюрин Игорь Вячеславович
SU824267A1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации 2023
  • Бурнос Светлана Викторовна
  • Королева Инна Васильевна
RU2809692C1
Способ ускорения изучения иностранного языка 2018
  • Остряков Петр Андреевич
RU2685093C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 106 017 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ А.П.НИКИТИНА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к методам и техническим средствам обучения и может быть использован при изучении родного и ирностранного языков. Сущность изобретения заключается в создании и демонстрации звукового образа ритмоинтонационной модели речи, причем в процессе демонстрации осуществляют регулирование тона звуков путем изменения частоты звуковых колебаний, создаваемых звуковым генератором, громкость регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков - с помощью телеграфного ключа. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 106 017 C1

Способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи, отличающийся тем, что создают звуковой образ ритмоинтонационной модели речи, для демонстрации которой используют регулируемый звуковой генератор, позволяющий изменять в процессе демонстрации тональность звуков, громкость воспроизведения которых регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков осуществляют с помощью телеграфного ключа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2106017C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Бим И.Л., Голотина А.А
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Способ приготовления консистентных мазей 1919
  • Вознесенский Н.Н.
SU1990A1
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей 1921
  • Меньщиков В.Е.
SU18A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
SU, авторское свидетельство, 67151, кл
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
US, патент, 5142657, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 106 017 C1

Авторы

Никитин Анатолий Петрович

Даты

1998-02-27Публикация

1994-12-19Подача