Изобретение относится к способам отработки навыков дифференциации слогов [G09B5/06, G09B19/00, G09B19/04].
Из уровня техники известен МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЙ ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ [KR102260115 (B1) - 2021-06-03] который включает в себя следующие этапы: формирование базы данных, включающей словесные данные; ввод пользователем (преподавателем) типа результирующих данных, включая условные слова, противоположные пары и таблицы бессмысленных слогов; ввод пользователем (преподавателем) данных условия, включая часть речи, соответствующую типу результирующих данных, количеству слогов и по меньшей мере одному слогу; извлечение по меньшей мере одного слова, соответствующего данным условия, из данных слова путем сравнения данных условия с данными слова; ввод пользователем (преподавателем) маке-та для вывода по меньшей мере одного извлеченного слова; и выводят данные результата, включающие в себя по меньшей мере один слог, соответствующий данным условия, по меньшей мере, в части макета.
Недостатком аналога является отсутствие адаптации под русский язык и высокая степень автоматизации снижающая роль обучающего в процессе обучения.
Наиболее близким по технической сущности является МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ [RU2741863 (C1) - 2021-01-29] в котором положительный эффект обеспечивается активизацией произношения силы речи и проведением 8 занятий по 3 часа дома. На 1-2 занятиях 4-7-месячная стимуляция разговора и лепета ребенка включает: стимуляцию мозжечка путем подбрасывания ребенка вверх, вращения его в разных плоскостях, прыжков на батуте, упражнений на балансировочной доске; воспроизведение логопедом акустических образцов с различной интонацией и выражением лица в форме детского лепета и лепета; воспроизведение эмоционально акцентированных капсов гласных звуков и слогов разной структуры. На 3-4 занятиях стимуляция речевой деятельности ребенка осуществляется в ситуации естественного диалога на фоне игры: спонтанное произнесение ребенком лепетания, аморфных слов и словосочетаний; отраженное повторение ритмически организованных слогов, слов-частиц, междометий, союзов; произношение контрастных программ логопедом с фонологической дифференциацией; ребенок повторяет слова из двух слогов любой лексической группы; спонтанное повторение ребенком произнесенных логопедом слогов, различных по ударности и ударности, громкости, звучности, мелодичности и фонематической определенности; произношение различных типов слогов - прямого, обратного, закрытого, с согласным течением; ребенок повторяет вопросительные, утвердительные и восклицательные фразы в разной тональности. 5-6 сеансов стимулируют проприоцептивные ощущения в скелетно-мышечной мускулатуре, руках, ногах, а также мимических, язычных и подъязычных мышцах. Сначала массаж выполняют по примеру матери, а затем ребенка, одновременно выполняя массаж мышц лица, языка, неба и пальцев рук; обеспечение зри-тельного контроля ребенка за собственными движениями и мимикой с помощью зеркала; протирание лица и тела льдом, а затем теплой водой для нормализации тактильной чувствительности; ЛФК перед зеркалом. На 7-8 уроках - обучение распознаванию букв и букв, интуитивному морфологическому и фонематическому анализу слов в речи ребенка. Упражнения выполняются в следующем режиме: первые 3 занятия выполняются через день; затем 3 недели перерыва; последующие 2 занятия проводятся 1 раз в неделю; затем 2 недели перерыва; следующие 3 урока - ежедневно. При необходимости проводятся 2 дополнительных занятия с периодичностью одно занятие 1 раз в неделю. Занятия проводятся с 10.00 до 13.00 или с 16.00 до 19.00.
Основной технической проблемой прототипа является то, что в указанных технических решениях при отработке навыков не делается акцент на дифференциации слогов, таким образом качество отработки существенно снижено, кроме того в заявленных решения не задействованы механизмы соотношения (ассоциации) количества слогов в слове и положения какого либо физического объекта в окружающей обучаемого обстановке.
Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.
Техническим результатом является повышение качества отработки навыков дифференциации слогов.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ отработки навыков дифференциации слогов, характеризующийся тем, что первоначально из набора фигур достают одну из фигур после чего произносится в слух ее название, далее подсчитывают количество слогов в фигуре, далее фигуру размещают на одно из мест для размещения фигур, ранжированных по высоте, при этом чем больше в названии фигуры слогов, тем на более высоко расположенное место для размещения фигур ее размещают.
В частности, название вслух произносится обучаемым.
В частности, размещение фигуры на место размещения фигур осуществляется обучаемым.
В частности, подсчет слогов осуществляется обучаемым.
В частности, места для размещения фигур, ранжированных по высоте, располагаются на полка с поперечными перекладинами, смонтированными на разной высоте.
В частности, при произношении в слух названия фигуры, при произношении каждого слога делают хлопок в ладоши.
На фиг. 1 показаны основные составляющие набора «Слоговые структуры» - вариант 1.
На фиг. 2 показаны фигурки, входящие в состав набора «Слоговые структуры» - вариант 1.
На фиг. 3 показаны основные составляющие набора «Слоговые структуры» - вариант 2.
На фиг. 4 показаны фигурки, входящие в состав набора «Слоговые структуры» - вариант 2.
Для реализации заявленного способа используют набор фигур. Каждая фигура из набора имеет название, которое очевидно следует из формы фигуры и/или изображения на поверхности фигуры. Например, фигура, выполненная по форме животного - кошки, с изображением на фигуре кошки имеет название «кошка». В различных вариантах реализации название фигуры может быть напечатано (выгравировано) на поверхности самой фигуры.
Совокупность всех фигур из набора может быть разделена на несколько групп в соответствии с количеством слогов в названии фигуры. Например, первая группа, это слова в названии которых только один слог; вторая группа, это слова в названии которых только два слога; третья группа, это слова в названии которых только три слога и т.д.
Также для реализации заявленного способа используется устройство, в котором предусмотрены несколько мест для размещения фигур. Места для размещения фигур, при этом, отличаются высотой (уровнем высоты) относительно друг друга таким образом, чтобы все места для размещения фигур находились на различной высоте (разном уровне по высоте). Количество мест для размещения фигур, при этом должно соответствовать количеству групп, на которые поделены фигуры.
В варианте реализации в качестве устройства для размещения фигур используется полка с несколькими поперечными перекладинами, смонтированными на разной высоте.
В вариантах реализации совокупность разнесенных по высоте мест для размещения фигур на объединены в рамках одного устройства.
Способ отработки навыков дифференциации слогов, характеризующийся тем, что первоначально из набора фигур достают одну из фигур, после чего произносится в слух ее название. В ходе произношения названия фигуры, считают количество слогов.
В варианте реализации одновременно с произношением каждого слога осуществляют хлопки в ладоши (для наглядности подсчета).
В предпочтительном варианте реализации название фигуры произносит обучаемый.
В различных вариантах реализации, если обучаемый не может произнести с первого раза название фигуры, то делает это с нескольких попыток.
В различных вариантах реализации, если обучаемый не может произнести название фигуры, то за него это делает обучающий.
В различных вариантах реализации, обучающий демонстрирует правильное произношение фигуры обучаемому, после чего он повторяет за обучающим название.
В различных вариантах реализации обучаемый может произнести название фигуры несколько раз.
После произношения названия фигуры, обучаемый размещает фигуру на одно из мест для размещения фигур. При этом конкретное место для размещения фигуры выбирается исходя из того сколько в произнесенном лове было слогов по следующему принципу, чем больше слогов было в произнесенном слове, тем выше располагается фигура. Таким образом количество слогов соответствует уровню высоты, на которую требуется разместить фигуру. Например: если достали фигуру название которой состоит из одного слога, ее размещают в месте для размещения фигур на первом - самом нижнем уровне; если достали фигуру название которой состоит из двух слогов, ее размещают в месте для размещения фигур на втором (втором снизу) уровне; если достали фигуру название которой состоит из двух слогов, ее размещают в месте для размещения фигур на втором (втором снизу) уровне; если достали фигуру название которой состоит из трех слогов, ее размещают в месте для размещения фигур на третьем (третьем снизу) уровне;
В различных вариантах реализации обучаемый самостоятельно размещает фигуру в нужном месте для размещения фигур.
В различных вариантах реализации обучаемый размещает фигуру в нужном месте для размещения фигур при помощи обучающего.
При необходимости, процесс произношения названия фигуры, подсчета слогов и ее размещения на нужном месте можно повторить.
После размещения фигуры в нужном месте в соответствии с количеством слогов, из набора фигур достают очередную фигуру, после чего процесс повторяется до окончания сеанса обучения.
В предпочтительном варианте реализации как произношение названия фигуры вслух, так ее размещение и подсчет количества слогов - производиться непосредственно обучаемым, однако в целях демонстрации, помощи обучаемому или в особо сложных случаях (например с низким начальным уровнем навыков дифференциации слогов, малым возрастом обучаемого и др.) указанные действия могут производиться обучающим, или совместно обучаемым с обучающим.
Заявленный технический результат - повышение качества отработки навыков дифференциации слогов, достигается за счет того, что при реализации способа делается акцент на дифференциации только слогов, без других сопутствующих упражнений, что существенно упрощает обучение. Кроме того, при реализации заявленного способа у обучаемого формируется устойчивая ассоциативная связь между количеством слогов и местами для размещения фигур. Устойчивая ассоциативная связь позволяет повысить качество отработки навыков дифференциации слогов и добиться заявленного технического результата. В варианте реализации для того, чтобы упростить процесс подсчета слогов, во время их произношения осуществляют хлопки в ладоши, что создает дополнительную ассоциативную связь «произнесенный слог - звуковой эффект (удар в ладоши)» что дополнительно позволяет обучаемому упростить процесс обучения
Пример реализации заявленного способа.
Заявленный способ может быть реализован посредством набора «слоговая структура» (фиг 1-4) следующим образом:
Первоначально прячут в контейнере с сенсорным материалом фигурки первой (слова из двух прямых слогов), второй (слова из трех прямых слогов) и третьей (слова из одного закрытого слога) слоговой структуры.
Ребенок поочередно достает фигурки из сенсорного материала. Вместе с ребенком специалист называет фигурку, при этом отхлопывая в ладоши количество слогов в слове.
Считаем количество хлопков, повторяем столько раз, пока ребенок не сможет произнести слово и сосчитать слоги.
Распределяем фигурки по "слоговым домикам" (игрушечные деревянные домики с одним, двумя и тремя этажами), в зависимости от количества слогов в произнесенном слове. При этом ребенок должен сопоставить количество этажей в домике и количество слогов в слове.
Примеры достижения технического результата.
Пример 1.
Способ проводился в рамках одного общего занятия длительностью 30 минут, состоящего из различных упражнений. Задание на отработку дифференциации слогов (в соответствии с заявленным способом) было включено два раза - в начале и в конце занятия. Для отработки за один сеанс на первом занятии было взято 6 фигурок, по две на каждую слоговую. После пяти занятий количество фигурок было увеличено до 9 штук, по 3 на каждую слоговую структуру. Каждый из сеансов отработки занял в среднем 6 минут. Возраст обучаемого - 5 лет. Занятия проводились раз в неделю. Правильность классификации слогов перед началом занятий составляла порядка 30%, после пяти занятий - 70%, после десяти занятий - 90%. После первых семи занятий, процесс произношения, подсчета слогов и размещения фигур осуществлялся обучаемым самостоятельно. Первые три занятия с помощью обучаемого. При подсчете количества слогов использовались хлопки в ладоши.
Пример 2.
Способ проводился в рамках одного общего занятия длительностью 35 минут, состоящего из различных упражнений. Задание на отработку дифференциации слогов (в соответствии с заявленным способом) было включено один раз - в начале занятия. Для отработки за один сеанс на первом занятии было взято 6 фигурок, по две на каждую слоговую. После трех занятий количество фигурок было увеличено до 9 штук, по 3 на каждую слоговую структуру. Каждый из сеансов отработки занял в среднем 5 минут. Возраст обучаемого - 6 лет. Занятия проводились два раза в неделю. Правильность классификации слогов перед началом занятий составляла порядка 40%, после пяти занятий - 80%, после десяти занятий - 100%. После первых пяти занятий, процесс произношения, подсчета слогов и размещения фигур осуществлялся обучаемым самостоятельно. Первый пять занятий с помощью обучаемого.
Пример 3.
Способ проводился в рамках одного общего занятия длительностью 25 минут, состоящего из различных упражнений. Задание на отработку дифференциации слогов (в соответствии с заявленным способом) было включено один раз - в начале занятия. Для отработки за один сеанс на первом занятии было взято 6 фигурок, по две на каждую слоговую. После восьми занятий количество фигурок было увеличено до 9 штук, по 3 на каждую слоговую структуру. Каждый из сеансов отработки занял в среднем 7 минут. Возраст обучаемого - 4 года. Занятия проводились два раза в неделю. Правильность классификации слогов перед началом занятий составляла порядка 10%, после пяти занятий - 40%, после десяти занятий - 65%. Все десять занятий проводились с учтем того, что процесс произношения, подсчета слогов и размещения фигур осуществлялся обучаемым при помощи обучающего. При подсчете количества слогов использовались хлопки в ладоши.
Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии. Первоначально из набора фигур достают одну из фигур. После чего произносится в слух ее название. Далее подсчитывают количество слогов в фигуре. Фигуру размещают на одно из мест для размещения фигур, ранжированных по высоте: чем больше в названии фигуры слогов, тем на более высоко расположенное место ее размещают. Способ обеспечивает повышение качества отработки навыков дифференциации слогов. 5 з.п. ф-лы, 4 ил., 3 пр.
1. Способ отработки навыков дифференциации слогов, характеризующийся тем, что первоначально из набора фигур достают одну из фигур, после чего произносится вслух ее название, далее подсчитывают количество слогов в фигуре, далее фигуру размещают на одно из мест для размещения фигур, ранжированных по высоте, при этом чем больше в названии фигуры слогов, тем на более высоко расположенное место для размещения фигур ее размещают.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что название вслух произносится обучаемым.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что размещение фигуры на место размещения фигур осуществляется обучаемым.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что подсчет слогов осуществляется обучаемым.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что места для размещения фигур, ранжированных по высоте, располагаются на полке с поперечными перекладинами, смонтированными на разной высоте.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что при произношении вслух названия фигуры при произношении каждого слога делают хлопок в ладоши.
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей | 2022 |
|
RU2808348C1 |
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений | 2022 |
|
RU2804190C1 |
Устройство для обогревания моторов автомобилей | 1930 |
|
SU28113A1 |
KR 102260115 B1, 03.06.2021 | |||
БЕЛОВА Т.П | |||
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР разных клинических видов в условиях специализированной группы МБДОУ (из опыта работы) | |||
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
Авторы
Даты
2024-06-17—Публикация
2024-01-11—Подача