Изобретение относится к области дефектологии, в частности к способам устранения заикания.
Разработка новых способов устранения заикания является актуальной проблемой, что объясняется распространенностью данного нарушения речи и недостаточной эффективностью существующих методов коррекции.
В настоящее время для лечения коррекции заикания используются различные методы, в частности: медикаментозная терапия (например, патент RU 2197234, RU 2065736, RU 2180245), дыхательные упражнения (RU 2190952, 2203645, 1659044, 2128944), иглорефлексотерапия (RU 766595, 95102506), массаж (RU 219996, 2149624, 2071759), светозвуковая импульсотерапия (RU 2242954, 2065736).
Наиболее близким способом, прототипом, является «Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики», см. (заявка на изобретение РФ № 2018105023, опубл. 2019 г., в которой заявитель является автором), включающий занятия на расслабление мышц, постановку диафрагмального дыхания, постановку мягкой голосоподачи, занятия по восстановлению темпо-ритмического рисунка речи,отличающийся тем, что способ включает артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастики, при этом артикуляционные и мимические упражнения выполняются с ритмическими движениями рук под речевой ритм; постановку речевого дыхания под речевой ритм; постановку мягкой голосоподачи с использованием жестов сначала на гласных звуках, затем на согласных, отработку артикуляции гласных и согласных звуков; занятия по восстановлению темпо-ритмической речи с помощью четырех движений обеих рук; закрепление темпо-ритмической речи занятиями статической и динамической логоритмиками; для автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений используется чтение с использованием ритмических движений рук.
Занятие на расслабление мышц начинаются с максимального напряжения мышц, после чего мышцы рефлекторно расслабляются. Постановка мягкой голосоподачи осуществляется с использованием жестов рук в 4-х направлениях – вверх, вниз, в стороны, вперед. Перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения.
Общими признаками прототипа и предлагаемого способа являются:
- для автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений используется чтение с использованием ритмических движений рук;
- перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения.
Цель предлагаемого способа – это дать заикающимся возможность говорить плавно, спокойно, выразительно и свободно в любой жизненной ситуации, автоматизировать речь без заикания.
Технический результат предлагаемого способа заключается в закреплении нового навыка речи без заикания, сокращение времени для автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания.
Технический результат заключается в том, что способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых включает чтение с использованием ритмических движений рук, при этом перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения, выделяют длительные гласные, перед каждой фразой делается вдох через рот, при чтении используют движения рук в форме «восьмерки». Сначала читают в спокойном, медленном темпе односложные слова, далее двусложные слова, далее фразы из двух и трех двусложных слов, далее простые короткие тексты, состоящие из одно- двусложных слов, далее переходят к разбору фраз из трехсложных слов.
При чтении объясняется принцип расстановки ритмических ударений. В стихах ударные слоги и ритмы четко заданы, в прозе же их почувствовать значительно сложнее. По определению БСЭ «Ритм – (греч. Rhythmos от rheo – теку) это: чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и др.) происходящее с определенной последовательностью, частотой, скоростью. Ударение – акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, слова и словосочетания.
Исходя из вышесказанного определяем, что речевой ритм подразумевает равномерное чередование ударных и безударных гласных в речевом потоке и включает в себя как грамматические, так и ритмические ударения. По сути, ритмическое ударение – это дополнительные гласные звуки в сильной позиции в словах более чем двусложной конструкции.
Проще всего разницу между грамматическим и ритмическим ударением можно увидеть в стихах. Пример: произведение А. Барто «Наша Таня». Знаком ° выделяем ритмическое ударение.
На́ша Та́ня гро́мко пла́чет, (ритмическое = грамматическому)
У̊рони́ла в ре́чку мя́чик. (4 ритмических, из них 3 грамматических)
Ти́ше, Та́нечка̊, не пла́чь, (4 ритмических, из них 3 грамматических)
Не̊ уто́нет в ре́чке мя́ч. (4 ритмических, из них 3 грамматических)
Но если в стихах уловить ритмический рисунок нам помогают рифмы и повторяющийся рисунок строк, то в прозе таких закономерностей нет.
Условные обозначения, используемые при расстановке ритмических ударений:
́ – грамматическое ударение (отвечает за смысл);
°- ритмическое ударение (дополнительная гласная в сильной позиции);
__ - длительное произнесение первого ударного гласного при двух рядом стоящих грамматических ударениях (чижи́ пе́ли);
∪ - слитное произнесение гласных одной фонетической синтагмы (у ∪Са́ши);
| - пауза, дополнительный подхват воздуха в длинном предложении.
Вся работа по автоматизации нового навыка речи при заикании через чтение, строится в последовательности от простого к сложному. Сначала читают односложные слова, далее двусложные слова. Далее для прочтения предлагаются фразы из двух и трех двусложных слов. И только потом простые короткие тексты, состоящие из одно-, двусложных слов.
Для того чтобы удерживать темпо-ритмическую сторону речи, при этом соблюдая слитность гласных в целой фразе, необходим внешний контроль за темпом и ритмом. Для этого при чтении используем движения рук в форме «восьмерки»:
1. Правая рука, рисуем горизонтальные «восьмерки» от центра вправо открытой ладонью и от края к центру закрытой ладонью.
2. Левая рука, рисуем горизонтальные «восьмерки» от центра влево открытой ладонью и от края к центру закрытой ладонью.
3. «Рыбка». Две руки рисуют горизонтальные восьмерки в одном направлении.
4. «Цветочек». Две руки одновременно делают расходяще-сходящие движения рук на горизонтальных восьмерках.
Такие движения рук имеют ряд преимуществ перед другими приемами удержания темпа и ритма речи:
1. Плавные движения рук влекут за собой плавную слитную речь.
2. Гармонизируют и укрепляют межполушарные связи.
3. Так как это крупно моторные движения, то они легко осваиваются даже детьми дошкольного возраста.
4. Учитывая прямую взаимосвязь между вербальными и невербальными способами общения, делают речь раскованной, ритмизированной и естественной.
5. Координируют жесты и речь.
Перед началом чтения расставляются грамматические ударения и выделяются подчеркиванием длительные гласные. Для правильной расстановки ударений можно использовать такие приемы, как поочередное отхлопывание ударных гласных ладонями по столу, раскачка телом, как морячки, логическое рассуждение и просчитывание гласных.
На начальном этапе восстановления речи при заикании используются поочередно все 4 движения рук. Каждая страница текста, после расстановки ритмов, должна прочитываться с движениями рук несколько раз, например, 7 раз для надежного закрепления правил речи в действии.
Примеры
В двусложных словах грамматические и ритмические ударения всегда совпадают.
Например: Ма́ма до́ма. Гу́си се́ры.
Здесь четко видно чередование ударных и безударных гласных, которые и создают ритмический рисунок фразы.
Не требует дополнительных ударений сочетание слов, где подряд идут две безударные гласные.
Например: Ма́ша мала́. Ми́ска пуста́.
В тех же случаях, когда первое слово во фразе заканчивается на ударный слог, а второе с него начинается, то первая ударная произносится более длительно, чтобы не разрывать речевой поток и выделяется в тексте подчеркиванием.
Например: Чижи́ пе́ли. Вези́ са́нки. Бери́ лы́жи.
На каждое ударение делается одно движение руки. Так, во фразе «Чижи́ пе́ли» на первое слово ладонь открыта, на второе – закрыта. Пока идет поворот руки гласная как бы пропевается и соединяется со следующей ударной. Практически у всех заикающихся именно в таких грамматических конструкциях возникают ступоры и запинки. Они сбиваются с ритма, заглатывают не только безударные, но и ударные, утрируют согласные и все слова произносят раздельно, рублено.
Для прочтения предлагается не менее 40 фраз из 2-х слов и столько же из 3-х. При отработке фраз из трех слов каждая рука делает два поворота, т.е. на первый ударный слог ладонь открыта, на второй – закрыта, на третий опять открыта.
Основные задача на этом этапе – научить видеть и слышать ударные гласные, слитно произносить два стыковочных ударных слога, соединить речевой ритм с движениями рук, делать речевой вдох на начало каждой фразы и мягко включать голос.
Все фразы читаются в спокойном, медленном темпе. Перед каждой фразой делается речевой вдох через рот. Обязательно следим за мягкой голосоподачей на первый гласный в слове. Недопустимо произносить первый согласный утрированно. Весь упор только на гласные звуки.
С младшими дошкольниками читают родители, взяв руки малыша в свои. Необходимо хотя бы один - два раза прочитать каждую страницу фраз совместно. Затем допускается чтение только родителями вслух, но ребенок при этом должен находиться рядом в комнате и заниматься спокойными играми (конструктор, рисование и т.д.) Таким образом, мы формируем у ребенка новый темпо-ритмический рисунок речи на подсознательном уровне.
Школьники и взрослые заикающиеся, прочитывают текст самостоятельно на 4-х движениях рук не менее 7-ми раз, тем самым автоматизируя новый навык правильной речи.
Дальше предлагаются короткие рассказы, составленные из одно-, двусложных слов. При разборе текстов обращаем внимание на предлоги и союзы. Они могут находиться как в ударной, так и в безударной позициях. Это зависит от места грамматического ударения в зависимом слове. Если в последующем за предлогом (союзом) слове ударение падает на первый слог, то он будет безударным, если на второй, то ударным.
Например: На∪го́рке. (предлог безударный, произносится слитно со словом на одном движении руки. Показываем слитность скобкой от предлога к слову).
На̊ горе́. (предлог ударный, произносится на двух поворотах рук: открыли, закрыли. Ритмическое ударение отмечаем кружочком над предлогом.).
Рассмотрим пример разбора простого текста.
«Там∪сыро» рассматриваем как одну синтагму. Получаем 3 слога, в которых ударение находится между двух безударных гласных.
Ежедневно прочитываем 1-2 страницы текстов, соблюдая все речевые правила. На начальном этапе скорость речи достаточно медленная, поэтому хронометраж речи не проводится.
Те тексты, в которых гласные уже не выделены, допустимо читать с выделением ударений только в сложных конструкциях. Это могут быть моменты сочетаний предлогов и союзов со словами и там, где встречаются два ударных рядом.
После освоения текстов из одно-, двусложных слов, переходим к разбору фраз из трехсложных слов. Здесь ритмический рисунок полностью совпадает с грамматическим только в том случае, если ударный слог стоит вторым в слове.
Например: Ребя́та реша́ли зада́чи. (Три поворота руки: открыли ладонь, закрыли, открыли).
В случае, когда ударение приходится на 1-й или 3-й слог, может появляться дополнительное ритмическое ударение.
Например: Де́вочки̊ нарвли ла́ндыше̊й. (Ритмическое ударение выделено знаком °.)
В слове «де́вочки» ударение падает на первый слог, а в слове «нарва́ли» на 2-й. Между ними получаются 3 безударных гласных подряд. Если мы не сделаем в слове «девочки̊» ритмическое ударение на последний слог, то гласные «скомкаются и зажуются», речь собьется с ритма и будет нарушен основной принцип плавной речи – говорить по гласным. По этой же схеме выставляются ударения и в слове «ла́ндыше̊й». Таким образом, в данной фразе 5 ударений: 3 грамматических и 2 ритмических. Следовательно, мы сделаем 5 движений руки – открытая ладонь, закрытая, открытая, закрытая, открытая.
Все ударения выставляются по ходу фразы, от первого гласного к последующим. Ритмическое ударение всегда дополнительное и зависит от расположения в словах грамматического. Поэтому изначально выставляем грамматическое ударение, и только потом, по необходимости, добавляем ритмическое.
Ба́бушка̊ купи́ла су̊хари́. (3 грамматических и 2 ритмических)
Жу̊равли́ лете́ли ста́ями̊. (3 грамматических и 2 ритмических)
Ду́ся ку́шае̊т мали́ну. (3 грамматических и 1 ритмическое)
В словах более сложной слоговой структуры, действуют следующие правила расстановки ритмических ударений.
Рядом могут стоять только два грамматических ударения.
Ма̊лыши́ пе́ли.
Ритмические ударения добавляются строго по ходу фразы.
Де́душка̊ урони́л таре́лку.
Нельзя ставить рядом 2 ритмических ударения.
Де́душка̊ у̊рони́л таре́лку.
При таком варианте остается только первое ритмическое по ходу фразы, а именно, на слове «де́душка̊», в слове «уронил» подряд идут 2 безударные гласные.
Нельзя ставить рядом ритмическое и грамматическое ударение.
Ма̊лыши́ по̊лучи́ли игру́шки.
В слове «ма̊лыши́» грамматическое ударение падает на последний 3-й слог. Соответственно на 1-й слог мы поставим ритмическое ударение. В следующем слове «получили» - 4 слога. Ударение падает на 3-й слог. Если мы поставим ритмическое ударение на первый слог «по-», то у нас получатся два рядом стоящих ударных слога. А по правилам ритмизации, если рядом стоят два ударных слога, то первый гласный произносится более протяжно. Это привнесет неестественность в речь. Поэтому мы ритмическое ударение на первый слог в этом слове не ставим.
Если после односложного слова стоит многосложное с ударением на первый слог, то односложное слово объединяется с многосложным.
Во́лк ест∪мя́со.
Рассмотрим несколько вариантов расстановок ритмических ударений.
Серё́жа на̊рисова́л самолё́ты.
Ребя́та ри̊сова́ли са̊молё́ты. (Перед словом «самолеты» появилась безударная гласная, поэтому первый слог в этом слове становится ударным)
Дежу́рные̊ одева́ли ма̊лыше́й. (В первом слове на последний слог падает ритмическое ударение, поэтому в следующем слове ритм на первый слог не ставим)
Па́па о̊дева́л дочу́рку. (Перед вторым словом появилась безударная гласная, поэтому на первый слог ставим ритмическое ударение)
Бурё́нушка — на́ша корми́лица̊.
Бурё́нушка̊ даё́т молоко́.
Длинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения разбиваются на несколько смысловых частей. При каждом подхвате воздуха происходит смена движений рук (левая, правая, «рыбка», «цветочек»). Каждая фраза или часть сложного предложения читаются слитно, на одном выдохе, выделяя голосом интонационный рисунок и четко артикулируя гласные. Разбор расстановок союзов и предлогов в текстах происходит так же, как и в текстах с двухсложными словами.
Для детей дошкольного возраста этап чтения проводится только с их родителями. Главное требование – при выполнении домашнего задания читать вслух на «восьмерках» в присутствии детей, и, по возможности, совместно с ними «рука в руку». Это необходимо для того, чтобы в коре головного мозга у ребенка формировался образ правильной речи и в теле фиксировался темпо – ритмический рисунок фраз.
Сложные тексты подразумевают большую насыщенность словами с «трудными» звуками и сложными лексико-грамматическими оборотами. Они предлагаются для отработки только взрослым заикающимся.
В день к отработке предлагается до 15 – 20 коротких текстов и до 10 – 12 развернутых. Изначально скорость прочтения небольшая, следим за ритмом и артикуляцией гласных. В последующем доводим чтение до скорости 60 – 70 слов в минуту. Такая речь звучит абсолютно естественно и позволяет свободно общаться с внешним миром.
Когда уже усвоен принцип расстановки ритмических ударений и рука устойчиво соединилась с речью, проводиться хронометраж скорости чтения. Для этого, после первичного прочтения текста и выставлении в сложных местах необходимых пометок, зачитываем тексты в течении 1 минуты. Подсчитываем количество слов, включая все предлоги и союзы. Это количество должно колебаться в пределах 60 – 70 слов. Если слов меньше, значит скорость речи медленная, можно немного ускориться, если больше, значит, темп речи очень быстрый и надо замедлиться.
Рекомендуется проводить самоконтроль чтения через запись на диктофон. Со стороны хорошо слышны ошибки и легко оценить скорость речи.
Рекомендуется посвящать чтению вслух 20 – 30 минут в день в течение года. Это позволит прочно закрепить новый навык речи и заикание останется в прошлом.
Примеры текстов с расставленными грамматическими и ритмическими ударениями:
ЗИМА́
КОТЯ́ТА
ЩУ́КА
НО́ВЫЕ̊ КОНЬКИ́
МОСКВА́
Изобретение относится к дефектологии, в частности к способам устранения заикания. Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых включает чтение с использованием ритмических движений рук, при этом перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения, выделяют длительные гласные, перед каждой фразой делается вдох через рот. Чтобы удерживать темпо-ритмическую сторону речи, при этом соблюдая слитность гласных в целой фразе, необходим внешний контроль за темпом и ритмом, для этого при чтении используют движения рук в форме «восьмерки». Способ позволяет закреплять новый навык речи без заикания, сократить время для автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания.
Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых, включающий чтение с использованием ритмических движений рук, при этом перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения, отличающийся тем, что перед началом чтения выделяют длительные гласные, перед каждой фразой делается вдох через рот, при чтении используют движения рук в форме «восьмерки» по следующему алгоритму: правой рукой рисуют горизонтальные «восьмерки» от центра вправо открытой ладонью и от края к центру закрытой ладонью; левой рукой рисуют горизонтальные «восьмерки» от центра влево открытой ладонью и от края к центру закрытой ладонью; обе руки рисуют горизонтальные восьмерки в одном направлении; обе руки одновременно делают расходяще-сходящие движения на горизонтальных «восьмерках», при этом сначала читают в спокойном, медленном темпе фразы из двух и трех одно-, двусложных слов, далее простые короткие тексты, состоящие из одно-, двусложных слов, далее переходят к разбору фраз и текстов из трех-, четырехсложных слов.
RU 2018105023 A, 12.08.2019 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ПОВАРОВА И.А | |||
Коррекция заикания в играх и тренингах СПб.: Питер, 2004 | |||
BLOMGREN M | |||
Behavioral treatments for children and adults who stutter: a review | |||
// Psychol Res Behav Manag | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Авторы
Даты
2020-10-27—Публикация
2019-11-18—Подача