СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА Российский патент 1998 года по МПК C10G35/06 B01J23/882 

Описание патента на изобретение RU2109791C1

Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, а именно, к способам производства высокооктановых бензинов из низкооктановых бензинов прямогонного типа каталитическим риформингом.

Известны способы производства высокооктановых бензинов из низкооктановых бензинов каталитическим риформингом в присутствии платино-рениевых и других полиметаллических катализаторов [1,2,3].

В таких способах при риформинге низкооктановых бензинов в присутствии полиметаллических катализаторов необходимо использовать подвешенные давления водорода (1,5-5,5 МПа), повышенные температуры (763-788 K) и повышенные объемы циркулирующего водорода в системе, что приводит к повышенным энергозатратам.

Разработаны способы производства высокооктановых бензинов в отсутствии водорода на цеолитсодержащих катализаторах. Так, известен способ ("цеоформинг") получения высокооактанового бензина в присутствия катализатора [4]. Процесс проводят при температуре 320-440oC, давлении 0,2-4,0 МПа и объемной скорости подачи жидкого сырья 2,0 час-1.

Процессу "Цеоформинг" свойственны низкие давления реакционной смеси, низкие температуры и высокие скорости подачи жидкого сырья.

Недостаток способа заключается в повышенном коксоотложении и газообразовании.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ получения высокооктанового бензина риформингом низкооктановых бензиновых фракций в присутствии оксидного катализатора, в качестве которого использовали шариковый алюмосиликат, обработанный раствором модификатора-комплексами производного силоксана с металлами, а именно раствором никель или алюмофенилсилоксана в ацетоне или толуоле (5). Смесь перемешивают и выдерживают при комнатной температуре 24 ч. Затем модифицированный катализатор отделяют от жидкости, высушивают и прогревают при температуре 723-773o в токе воздуха в течение 6 ч.

Способ позволяет получить бензины с октановым числом 85,5 п по моторному методу.

Недостаток этого способа состоит в относительно невысоком выходе получаемого бензина.

Технический результат предложенного решения состоит в повышении выхода бензина при сохранении высокого октанового числа продукта.

Указанный результат достигается в предложенном способе получения высокооктанового бензина риформингом низкооктановых бензиновых фракций в присутствии оксидного алюмокобальтмолибденового катализатора, обработанного алюмокобальтфенилсилоксана и/или алюмомолибденфенилсилоксана.

Используемый катализатор получают следующим образом. Отобранные без дефектов таблетки промышленного алюмокобальтмолибденового катализатора загружают в кварцевый или металлический реактор в зону постоянной температуры. Снизу и сверху слоя катализатора помещают инертные фарфоровые шарики или зерна кварца. Верхний слой шариков предназначен для предварительного вещества, поступающего в реактор, а нижний слой - для доохолаживания вещества. Катализатор нагревают до температуры 723 - 773 K в токе воздуха в течение 6 ч. Затем, катализатор охлаждают до 60 - 80oC и через слой катализатора пропускают раствор модификатора с объемной скоростью 0,3 - 1,6 м33•ч в течение 1 - 3 ч.

В качестве модификатора используют алюмокобальтфенилсилоксан, алюмомолибденфенилсилоксан или их смеси, предпочтительно в массовом соотношении от 30:70 до 50:50. Модификатор растворяют в бензоле, толуоле, ацетоне, ароматизированных бензиновых фракциях и других аналогичных растворителях. Процесс модификации твердого катализатора возможно осуществлять в любой емкости, в том числе, в реакторе, бочке при отсутствии потока раствора модификатора.

В этом случае прокаленный катализатор загружают в емкость, заливают раствором модификатора и выдерживают систему в течение 24-48 ч при комнатной температуре. Затем раствор сливают, перегружают катализатор в используемый реактор.

После указанной выше обработки катализатор продувают инертным газом (N2, CO2) в течение 30-60 мин для отделения органического растворителя, поднимая температуру в слое катализатора до 473 K.

По окончании продувки катализатора от органического растворителя включают подачу воздуха, поднимают температуру в слое катализатора со скоростью 100 - 150oC/ч и прогревают модифицированный катализатор при температуре 723 - 773 K в течение 3 - 9 ч, предпочтительно, 6 ч.

Пример 1. Используют промышленный таблетированный алюмо-кобальт-молибденовый (Al - Co - Mo) катализатор, состава, %: CoO - 4,2, MoO3 - 18,6,Al2O3 - 76,2, остальное - примеси. Используют модификатор-алюмокобальтфенилсилоксан, имеющий молекулярную массу M = 717; алюмокобальтфенилсилоксан представляет собой твердый порошок, растворимый в указанных растворителях.

Катализатор модифицируют по описанной выше методике. В результате указанный катализатор содержит, мас.%: 0,25, 0,5, 1,0 и 2,0 модификатора.

После прокаливания на полученном катализаторе проводят риформинг бензиновой фракции, имеющей октановое число 58 п по моторному методу (пределы выкипания НК - 160oC, плотность ρ204 = 710 кг/м3 показатель преломления n20д

2400 . Процесс проводят в течение 4 ч, при температуре 440oC и объемных скоростях 0,6 и 1,25 ч-1. Результаты опытов приведены в табл. 1.

Пример 2. Используемый Al - Co - Mo катализатор по примеру 2 обрабатывают раствором модификатора, в качестве которого используют алюмомолибден фенилсилоксан (АМФС). Последний представляет собой порошок (M = 4860), хорошо растворимый в ароматических жидких углеводородах и ацетоне. В данном примере используют раствор АМФС в толуоле.

Катализатор модифицируют по описанной выше методике. Используемый катализатор содержит, мас.%: 0,25; 1,0 и 2,0 модификатора.

После прокаливания катализатора проводят риформинг бензиновой фракции, имеющей октановое число 58 п по моторному методу в условиях примера 1. Результаты опытов приведены в табл. 2.

Пример 3. Исходный Al - Co - Vo катализатор по примеру 2 обрабатывают раствором модификатора, в качестве которого используют смесь алюмокобальтфенилсилоксана и алюмомолибденфенилсилоксана, взятых в массовом соотношении 1:4. Используют раствор модификатора в толуоле.

Катализатор модифицируют по описанной выше методике. Полученный катализатор содержит, мас.%: 0,25, 1,0, 2,0 модификатора.

После прокаливания катализатора проводят риформинг бензиновой фракции, имеющий октановое число 58 п по моторному методу в условиях примера 1.

Результат опытов приведены в табл.3.

Как видно из данных таблиц, описываемый способ позволяет получать высокооктановый бензин с выходом до 92,3 мас.%.

Источники информации.

1. Химия и технология топлив и масел, 1981 г., N 1, с. 37 - 39.

2. Пат. США N 3871996.

3. Сулимов А.Д. Каталитический риформинг бензинов. - М.: Химия, 1972.

4. Нефтепереработка и нефтехимия, М. ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1992, N 10, с.14
5. Патент РФ N 2054027, кл. C 10 G 35/095, B 01 J 29/06, 1996.

Похожие патенты RU2109791C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НИЗКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 1999
  • Колесников С.И.
  • Колесников И.М.
  • Кильянов М.Ю.
  • Винокуров В.А.
  • Вяхирев Г.И.
  • Яблонский А.В.
  • Кривченков В.А.
RU2144940C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НИЗКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 1999
  • Колесников С.И.
  • Колесников И.М.
  • Кильянов М.Ю.
  • Вяхирев Г.И.
  • Яблонский А.В.
  • Кривченков В.А.
RU2144941C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НИЗКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 2000
  • Колесников С.И.
  • Вяхирев Г.И.
  • Кильянов М.Ю.
  • Чеховская О.М.
  • Колесников И.М.
  • Яблонский А.В.
RU2163623C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1994
  • Колесников И.М.
  • Колесников С.И.
  • Кильянов М.Ю.
  • Яблонский А.В.
  • Марбашев К.Х.
RU2054027C1
КАТАЛИЗАТОР И СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НИЗКООКТАНОВЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФРАКЦИЙ И АЛИФАТИЧЕСКИХ СПИРТОВ И/ИЛИ ДИМЕТИЛОВОГО ЭФИРА 2010
  • Тарасов Андрей Леонидович
  • Лищинер Иосиф Израилевич
  • Малова Ольга Васильевна
  • Беляев Андрей Юрьевич
  • Виленский Леонид Михайлович
RU2429910C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ 2005
  • Долинский Сергей Эрикович
  • Лищинер Иосиф Израилевич
  • Малова Ольга Васильевна
RU2284343C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1993
  • Колесников И.М.
  • Колесников С.И.
  • Кильянов М.Ю.
  • Яблонский А.В.
  • Бычков В.И.
  • Ковалев А.А.
  • Пикалов Г.П.
  • Петров Д.Г.
  • Гаврилов Н.М.
RU2045569C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО КОМПОНЕНТА АВТОБЕНЗИНА НА ЦЕОЛИТСОДЕРЖАЩЕМ КАТАЛИЗАТОРЕ 2002
  • Ясьян Ю.П.
  • Колесников А.Г.
  • Завалинский Д.В.
  • Завалинская И.С.
RU2221004C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦЕОЛИТСОДЕРЖАЩЕГО КАТАЛИЗАТОРА И СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НИЗКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 2007
  • Величкина Людмила Михайловна
  • Восмериков Александр Владимирович
  • Вагин Алексей Иванович
  • Коробицына Людмила Леонидовна
RU2342996C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ НЕФТИ 2000
  • Фалькевич Г.С.
  • Виленский Л.М.
  • Ростанин Н.Н.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
RU2176661C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 109 791 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА

Изобретение относится к системам получения высокооктанового бензина риформингом низкооктановых бензиновых фракций. Низкооктановые бензиновые фракции подвергают риформингу в присутствии оксидного алюмокобальтмолибденового катализатора, обработанного раствором алюмокобальтфенилсилоксана и/или алюмомолибденфенилсилоксана. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 109 791 C1

Способ получения высокооктанового бензина риформингом низкооктановых бензиновых фракций в присутствии оксидного катализатора, обработанного раствором модификатора-комплексами производного силоксана с металлами, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют алюмокобальтмолибденовый катализатор, обработанный раствором алюмокобальтфенилсилоксана и/или алюмомолибденфенилсилоксана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2109791C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Химия и технология топлив и масел
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб 1915
  • Пантелеев А.И.
SU1981A1
Пишущая машина 1922
  • Блок-Блох Г.К.
SU37A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
US, патент, 3871996, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Сулимов А.Д
Каталитический риформинг бензинов
М.: Химия, 1972, с.107
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Нефтепереработка и нефтехимия
М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1992, N 10, с.14
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
RU, патент, 2054027, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 109 791 C1

Авторы

Колесников С.И.

Колесников И.М.

Рябов В.Д.

Кильянов М.Ю.

Яблонский А.В.

Кривченков В.А.

Даты

1998-04-27Публикация

1996-10-28Подача