СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ВИНТОВОЙ ПРУЖИНЫ СЖАТИЯ Российский патент 1998 года по МПК F16F1/04 F16G3/04 

Описание патента на изобретение RU2115841C1

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен способ повышения долговечности пружины путем установки между соприкасающимися витками упругой пластмассовой прокладки (Патент ФРГ N 2509934, F 16 F 1/04, опубл. 28.04.77. Р.ж. "Изобретение", N 9 за 1977).

Причиной излома пружин часто являются поверхностные повреждения витков, возникающих при их соприкосновении. Установка между такими витками разделительной прокладки может воспрепятствовать непосредственному контакту неметаллических поверхностей витков пружин, и тем самым защитить их от поверхностных повреждений. Однако установка жесткой прокладки, способной выдержать нагрузку без сильных деформаций, нарушает исходную характеристику "усилие-сжатие пружин", а установка одновременно нескольких пружин различных размеров приведет к их неравномерному нагружению. В итоге одни пружины будут недогружены, а другие перегружены. Последнее неблагоприятно скажется на их долговечности. Из-за нестабильности упругих характеристик полимерных материалов при длительной эксплуатации в переменных атмосферных условиях, даже правильный подбор суммарных жесткостей пружин с прокладками через некоторое время будет нарушен. Это в конечном итоге приведет к вышеописанным последствиям.

При использовании полимерной прокладки низкой жесткости, несущественно влияющей на характеристику пружины "усилие-сжатие пружин", под нагрузкой прокладка будет сильно деформирована. Поскольку контактирующие поверхности витков пружины совершают друг относительно друга небольшие перемещения, то в момент их соприкосновения между ними возникает трение. Контактирующий с витками тонкий слой прокладки из-за трения будет изнашиваться. Поэтому через некоторое время в ряде мест прокладка полностью износится, что приведет к контакту металлических поверхностей витков пружин. В результате вследствие эффекта "фреттинг-усталости" и возможно разрушение пружины.

Известен способ повышения долговечности пружин путем защиты поверхностей возможного контакта витков с помощью антифрикционного покрытия (Патент Австрии N 397986, F 16 G 3/04, Ceistinger und Co. Sehwingunestehnik GmbH. - N 60/93", заявки 18.01.93, опубл. 25.08.94).

Антифрикционные покрытия способны защищать контактирующие металлические поверхности от "фреттинг-усталости" (Устерхауз Р.Б. Фреттинг-коррозия. - Л.: Машиностроение, 1976). Покрытия защищают от "фреттинг-усталости" до своего разрушения. Когда хотя бы в одном месте покрытие разрушится, то ли от износа, то ли от коррозионного воздействия атмосферы, или абразивного от пыли и влаги, в месте разрушения покрытия процесс "фреттинг-усталости" усиливается. Поэтому защита пружин от излома с помощью антифрикционных покрытий эффективна только в случае целостности покрытия в эксплуатационных условиях. При воздействии резких перепадов температур, абразивного обдува пылью и облива влагой с сильными кислотно-щелочными свойствами, например, на рессорные пружины пассажирского вагона, практически все известные антифрикционные покрытия не долговечны.

Следовательно, использование антифрикционных покрытий в пружинах эффективно только при защите их от внешних неблагоприятных условий.

Достичь этой цели возможно экранированием покрытия от окружающей среды. С этой целью дополнительно между витками пружины с защитным покрытием согласно изобретению устанавливают прокладку из упругого материала с жесткостью ниже жесткости пружины.

При деформации пружины упругая прокладка будет деформирована и закроет покрытие от внешнего воздействия. Во время эксплуатации при воздействии на пружину динамических нагрузок относительные перемещения витков друг относительно друга вызовут трение поверхности витка о прокладку. Наличие антифрикционного покрытия обеспечит долговечность пары трения "виток-прокладка". Таким образом, даже при местных разрушениях прокладки, металлического контакта витков не произойдет, так как в этих местах поверхности витков имеют антифрикционное покрытие. С другой стороны эта пара трения надежно защищена от внешнего воздействия, что обеспечит высокую долговечность покрытия.

Например, для защиты от изломов пружин центрального подвешивания пассажирского вагона использовали антифрикционное фторопластовое покрытие толщиной 0,05 мм. Покрытие содержит 60% фторопласта 4Д и 40% клеевого связующего типа фенолформальдегидной смолы. Пружину, бывшую в эксплуатации 1 год с сильными коррозионными повреждениями подвергли пескоструйной обработки для удаления продуктов коррозии. Затем на первый и второй витки с обеих сторон пружины нанесли фторпластовое покрытие. Особенно уделим внимание качеству покрытия в межвитковом пространстве, так как очаги разрушения таких пружин, как правило, находятся в этих местах (чаще всего на втором витке). Затем в этом месте с небольшим натягом установили прокладки из невулканизированного изопренового каучука СКИ-3 (ГОС 14935-79). Такая прокладка несущественно влияет на жесткость пружины, зато при деформации от сближения витков пружины под нагрузкой защищает покрытие межвиткового пространства от внешнего воздействия коррозионной и абразивной среды.

Испытания в эксплуатационных условиях такой пружины показали, что через год эксплуатации пружина осталась целая. Другие три такого же типа пружины в этом же вагоне были изломаны по второму витку.

Похожие патенты RU2115841C1

название год авторы номер документа
НЕПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ 2004
  • Колесников Владимир Иванович
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Корниенко Борис Николаевич
  • Фокин Игорь Николаевич
RU2282066C2
ПРОКЛАДКА, СНИЖАЮЩАЯ ФРЕТТИНГ-ИЗНОС, И УЗЛЫ КРЕПЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРОКЛАДКА 2008
  • Оотаке Наото
  • Мацуо Макото
RU2466304C2
Способ восстановления изношенных деталей 1990
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Осипова Елена Анатольевна
  • Авласенко Василий Петрович
  • Данненберг Владимир Бернардович
  • Сысоев Юрий Иванович
SU1791090A1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ-КОМПРЕССОР 2017
  • Миханошин Виктор Викторович
  • Белоусов Игорь Николаевич
RU2658629C1
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2813220C1
Композиция для смазочного покрытия 1980
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Сычев Валерий Викторович
SU883163A1
Фрикционный поглощающий аппарат автосцепного устройства грузовых вагонов и способ его работы 2023
  • Кривенков Виктор Иванович
RU2822346C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИТНЫХ ТВЕРДОСМАЗОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ НА РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЯХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2009
  • Лесневский Леонид Николаевич
  • Тюрин Владимир Николаевич
  • Ушаков Алексей Михайлович
RU2416675C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРИКЦИОННЫХ СИСТЕМ 2016
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Муртузаалиев Руслан Муртузаалиевич
  • Джармухамбетов Марат Жунусович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Приблуда Александр Сергеевич
  • Назаренко Владислав Петрович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Титов Александр Юрьевич
  • Городок Артем Русланович
  • Папагин Виктор Викторович
  • Харламов Павел Викторович
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Буракова Марина Андреевна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Здоровец Сергей Александрович
  • Никитина Мария Ивановна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Киселевич Алексей Дмитриевич
  • Сидельников Александр Сергеевич
  • Баринов Павел Ленев
  • Чередниченко Вячеслав Игоревич
  • Кильчицкая Ирина Сергеевна
  • Шатов Данил Олегович
  • Денисов Кирилл Владимирович
RU2674899C1
Торцовое уплотнение 1987
  • Гриднева Маргарита Юрьевна
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Павлова Ирина Васильевна
  • Лунин Сергей Владимирович
  • Богучарский Павел Федорович
  • Кихтев Иван Максимович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Круглов Альберт Васильевич
SU1408145A1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ВИНТОВОЙ ПРУЖИНЫ СЖАТИЯ

Для защиты от внешних неблагоприятных условий в способе повышения долговечности винтовой пружины сжатия, заключающемся в нанесении антифрикционного покрытия на поверхности возможного контакта витков, дополнительно между витками с защитным покрытием устанавливают прокладку из упругого материала с жесткостью ниже жесткости пружины, что повышает надежность пружины.

Формула изобретения RU 2 115 841 C1

Способ повышения долговечности винтовой пружины сжатия путем нанесения антифрикционного покрытия на поверхности возможного контакта витков, отличающийся тем, что дополнительно между витками с защитным покрытием устанавливают прокладку из упругого материала с жесткостью ниже жесткости пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2115841C1

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО НАТЯЖЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ГИБКОЙ СВЯЗЬЮ 2008
  • Мечкало Леонид Фёдорович
RU2509934C2
УСТРОЙСТВО для ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОВАКУУМНЫХ ПРИБОРОВ 0
  • М. Н. Печатников Г. А. Востров
SU397986A1

RU 2 115 841 C1

Авторы

Фокин И.Н.

Терзиев С.П.

Афанасьева Е.В.

Даты

1998-07-20Публикация

1996-07-31Подача