НЕПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ Российский патент 2006 года по МПК F16B11/00 

Описание патента на изобретение RU2282066C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ремонтном производстве.

Известны различные способы соединения цилиндрических деталей:

- жесткое механическое соединение, например шпоночное;

- соединение трением, например прессовая посадка;

- соединение по контактирующим поверхностям, например сваркой или склеиванием (см. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. М.: Машиностроение, 1982 г.).

Первые два способа не исключают возникновение фреттинг-коррозии контактных поверхностей соединения, их износа в результате микроперемещений и, вследствие этого, нарушения работоспособности соединений. Третий способ исключает возможность микроперемещений контактных поверхностей, а следовательно, и износ от фреттинг-коррозии, но затрудняет разборку соединения при проведении ремонтных работ.

Кроме того, все способы плохо подходят для ремонта изношенных соединений, т.к. в этом случае необходимо восстанавливать первоначальные размеры деталей и обеспечивать их центровку при сборке.

Наиболее близким техническим решением является "Способ восстановления изношенных деталей" (см. Авторское свидетельство №SU 1791090 А1 от 23.07.90 г.; МКИ В 23 Р 6/00. БИ №4 от 30.01.93 г.).

В этом случае предлагается установить между сопрягаемыми деталями дополнительную тонкостенную разрезную втулку. Для защиты соединения от изнашивания вследствие фреттинг-коррозии втулку покрывают антифрикционным покрытием.

Способ позволяет упростить проведение ремонтных работ.

Недостатком такой конструкции является возможность проворачивания соединяемых деталей относительно друг друга при недостаточном натяге, что трудно обеспечить при в условиях ремонтного производства. При чрезмерном натяге может быть нарушена работоспособность узла, например заклинивание подшипника качения.

Изобретением решается задача снижения влияния фреттинг-коррозии на долговечность соединения вал-отверствие, исключения проворачивания сопрягаемых деталей и возможности легкой разборки соединения.

Это достигается тем, что в неподвижном соединении деталей цилиндрической формы, содержащем установленную между сопрягаемыми деталями тонкостенную втулку с антифрикционным покрытием, согласно изобретению втулка выполнена из вкладышей. Вкладыши имеют с одной стороны антифрикционное покрытие, с другой - покрыты клеем. При этом одну часть вкладышей приклеивают к валу, а другую приклеивают к поверхности отверствия. В результате образуется соединение, которое не допускает проворачивания деталей, исключает поражение фреттинг-коррозией, но позволяет легко производить его демонтаж.

Изобретение поясняется чертежом, где 1 - вал, 2 - втулка, 3 - вкладыш, 4 - антифрикционное покрытие, 5 - клеевой слой. Показан пример выполнения предлагаемого соединения с использованием четырех вкладышей. Для восстановления изношенного соединения "вал-подшипник качения" редуктора привода генератора пассажирского вагона опорную шейку вала необходимо проточить. При этом диаметр шейки уменьшили на двойную толщину ленты, примененной для изготовления вкладышей (на 1 мм).

На внутреннюю поверхность одного вкладыша наносится антифрикционное покрытие, на наружную поверхность - слой анаэробного клея. На втором вкладыше наоборот - на внутреннюю поверхность наносится слой анаэробного клея, на внешнюю - антифрикционное покрытие (например, фторопластовое).

Подшипник качения вместе с вкладышами устанавливается на вал по скользящей посадке.

Такой узел испытывался в течение 1 года в эксплуатационных условиях. Параллельно были испытаны соединения, выполненные без предлагаемых втулок.

Установлено что в первом случае в соединении "вал-подшипник" не произошло повреждений, во втором случае поверхность вала и подшипника были подвержены фреттинг-коррозии.

Похожие патенты RU2282066C2

название год авторы номер документа
Способ восстановления изношенных деталей 1990
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Осипова Елена Анатольевна
  • Авласенко Василий Петрович
  • Данненберг Владимир Бернардович
  • Сысоев Юрий Иванович
SU1791090A1
СПОСОБ ФИКСАЦИИ ИЗНОШЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ "ВАЛ-ПОДШИПНИК" ШПИНДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПОЛИМЕРНОЙ НАНОКОМПОЗИЦИИ 2021
  • Кононенко Александр Сергеевич
  • Кильдеев Тимур Анверович
  • Хаббатуллин Роман Радикович
RU2812883C2
Шпоночное соединение 1979
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Леонов Михаил Никифорович
  • Ялышев Равиль Гидеятулович
SU826112A1
Способ ремонта узлов трения скольжения 1986
  • Гурский Владимир Антонович
  • Назин Анатолий Иванович
  • Залыгин Владимир Андреевич
  • Куценко Геннадий Анатольевич
  • Никулин Юрий Евгеньевич
  • Середенко Николай Сергеевич
  • Недвецкий Виктор Павлович
SU1353595A1
Композиция для смазочного покрытия 1980
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Сычев Валерий Викторович
SU883163A1
Опора скольжения 1988
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Богучарский Павел Федорович
  • Карпов Евгений Андреевич
  • Кихтев Иван Максимович
  • Кохановский Вадим Алексеевич
  • Кравченко Владимир Николаевич
  • Круглов Альберт Васильевич
  • Кружилин Николай Алексеевич
  • Плотников Юрий Николаевич
  • Приходько Виктор Маркович
SU1557381A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕРАЗЪЕМНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Кузнецов Юрий Алексеевич
  • Титов Николай Владимирович
  • Гринёв Алексей Юрьевич
RU2280550C1
Способ восстановления шеек стальных коленчатых валов 2017
  • Тарасенко Борис Федорович
  • Лебединский Николай Николаевич
  • Дмитриев Сергей Андреевич
  • Ильченко Яков Андреевич
RU2652609C1
Композиция для антифреттинговых покрытий 1980
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Смирнов Владимир Андреевич
  • Мороз Калерия Клавдиевна
  • Сухоленцева Тамара Васильевна
  • Сухоленцев Эдуард Александрович
  • Фокин Игорь Николаевич
SU954410A1
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2020
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
RU2742669C1

Реферат патента 2006 года НЕПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении и ремонте деталей цилиндрической формы. Соединение содержит тонкостенную втулку, выполненную из нескольких вкладышей. Одни вкладыши приклеены к валу, а другие - к поверхности детали с отверстием. При этом на поверхность каждого вкладыша, противоположную приклеенной, нанесено антифрикционное покрытие. В результате снижается влияние фреттинг-коррозии на долговечность соединения, обеспечивается возможность его легкой разборки и исключается проворачивание сопрягаемых деталей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 282 066 C2

Неподвижное соединение деталей цилиндрической формы, содержащее вал и деталь с отверстием, между которыми установлена тонкостенная втулка с антифрикционным покрытием, отличающееся тем, что тонкостенная втулка выполнена в виде нескольких вкладышей, одни из которых приклеены к валу, а другие - к поверхности детали с отверстием, при этом поверхность каждого вкладыша, противоположная приклеенной, выполнена с нанесенным на нее антифрикционным покрытием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2282066C2

Способ восстановления изношенных деталей 1990
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Осипова Елена Анатольевна
  • Авласенко Василий Петрович
  • Данненберг Владимир Бернардович
  • Сысоев Юрий Иванович
SU1791090A1
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ 1991
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2082579C1
Узел соединения гребного вала с гребным винтом 1973
  • Свердлов Натан Львович
SU541053A1
Способ получения опоры скольжения 1987
  • Шустерняк Марк Михайлович
  • Добринец Владимир Константинович
  • Бренч Михаил Михайлович
SU1559227A1
DE 10125479 A1, 28.11.2002
US 3419949 A, 07.01.1969.

RU 2 282 066 C2

Авторы

Колесников Владимир Иванович

Евдокимов Юрий Андреевич

Корниенко Борис Николаевич

Фокин Игорь Николаевич

Даты

2006-08-20Публикация

2004-06-08Подача