Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении.
Известные моторно-осевые подшипники состоят из двух вкладышей, каждый из которых состоит из двух слоев: опорного (латунь) и несущего (баббит). Один из вкладышей имеет окно для подачи смазки в зону трения (см. "Электровоз ВЛ-8". Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1982, стр. 28-30; см. Рахматулин М.Д. Ремонт тепловозов. М.: Транспорт, 1977, стр. 421-424).
Недостатком работы известных моторно-осевых подшипников является их недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, что приводит к более быстрому износу несущего баббитового слоя вкладышей, не обеспечивается достаточный отвод из зоны трения, что также влияет на износ несущего слоя.
Прототипом заявляемому изобретению является моторно-осевой подшипник (см. Патент N 2011902 на изобретение: "Моторно-осевой подшипник", Ахвердиев К.С., Приходько В.М., Гиоев З.Г. Бюл. N 8, от 30.04.1994 г.), содержащий два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из двух слоев - опорного (латунь ЛКС 80-3-3) и рабочего несущего (баббит). В опорном слое вкладыша без окна выполнены две радиальные секторные проточки, закрытые вставками ответной формы. После заливки вкладышей баббитом в зонах расположения резервуаров сверлится система отверстий, имитирующих пористость, а в расположениях между резервуарами в шахматном порядке запрессованы фотопластовые таблетки. После расточки вкладышей под необходимый внутренний диаметр в полученные резервуары запрессовывается вязкопластичная смазка. Моторно-осевые подшипники служат для опоры тягового двигателя на ось движущей колесной пары.
Недостатки прототипа: недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки, неэкономичность ввиду использования цветных металлов (бронза, баббит) и недостаточная герметизация источника смазки.
Цель изобретения - обеспечение надежной и экономичной работы подшипника и увеличение срока его службы.
Это достигается тем, что в моторно-осевом подшипнике, содержащем два вкладыша, каждый из которых состоит из двух слоев - опорного и рабочего несущего, на внутренней поверхности опорного слоя одного из вкладышей выполнены радиальные секторные проточки, являющиеся резервуарами под смазку, а также фторопластовые таблетки, согласно изобретению материалом опорного слоя обоих вкладышей выбрана сталь, а рабочего несущего - латунь, на внутренней поверхности опорного слоя (второго вкладыша) выполнены радиальные секторные проточки, являющиеся резервуарами под смазку.
В рабочем несущем слое (латунь) вкладышей в местах расположения резервуаров выполнена система сквозных отверстий для расположения в них фторопластовых таблеток, выполненных с отверстиями в центре для подачи смазки из резервуаров в зону трения. Система сквозных отверстий имитирует пористость для более равномерного поступления и распределения смазки по поверхности трения, а в резервуары вкладышей вставлены жгуты, изготовленные из фетра или войлока, прошитые пучками шерстяных фитильный нитей. Внутри этих жгутов находятся теплоотводящие элементы. С наружной стороны опорного слоя вкладышей выполнены отверстия для подвода смазки через резервуары в зону трения.
Предложенное конструктивное решение позволяет: заменить опорный слой вкладышей из дорогостоящего цветного металла латунь на сталь, а рабочий несущий слой из баббита на материал латунь; использовать эффект пористого материала для подачи смазки в зону трения и эффект самосвязывающегося второпластового материала; проводить рациональный отвод тепла из зоны трения за счет теплоотводящих элементов в жгутах, находящихся в резервуарах для смазки. При этом повышается работоспособность и долговечность моторно-осевого подшипника.
Существенными отличиями предложенного решения являются признаки: отсутствие окна для подачи смазки в зону трения; наличие резервуаров в опорном слое обоих вкладышей; материал рабочего несущего слоя баббит заменен на латунь, система фторопластовых таблеток одновременно осуществляет самосмазывание и имитирует пористость (подача смазки осуществляется от резервуаров через отверстия в таблетках). В резервуарах для смазки имеются жгуты с теплоотводящим элементом, позволяющим отводить тепло из зоны трения и через смазку отдавать тепло опорному слою вкладыша. В этом случае моторно-осевой подшипник осуществляет принцип многослойного подшипника в плане функции теплового распределения.
На чертежах (см. фиг. 1, 2) представлен один из двух вкладышей предлагаемого подшипника. Оба вкладыша подшипника одинаковы. Вкладыш состоит из двух слоев опорного - 1 и рабочего несущего - 2 (фиг. 1). На внутренней поверхности опорного слоя вкладыша выполнены радиальные секторные проточки 1 (фиг. 2). После соединения латунными винтами 4 (фиг. 1) опорного и рабочего несущего слоев вкладыша образуются резервуары, к которым с наружной стороны опорного слоя вкладыша через отверстия подводится смазка. В резервуары радиально вставляются жгуты 1 (фиг. 2) с теплоотводящими элементами. В местах расположения резервуаров в рабочем несущем слое выполнена система отверстий с запрессовкой в них фторопластовых таблеток 3, имеющих отверстия в центре.
Предложенный моторно-осевой подшипник работает по принципу работы подшипника скольжения с пористым вкладышем с эффектом самосмазывания за счет фторопластовых таблеток и осуществляет функцию теплового распределения. При этом продлевается срок службы моторно-осевого подшипника и достигается устойчивость его работы.
Эксплуатационные испытания предлагаемого решения показали, что моторно-осевой подшипник испытываемого варианта более долговечен и надежен в работе по сравнению с базовым (принятым за прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 2000 |
|
RU2204065C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1999 |
|
RU2220337C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2011902C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА | 1995 |
|
RU2108498C1 |
ПОРИСТЫЙ ПОДШИПНИК | 1994 |
|
RU2079741C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 2022 |
|
RU2804152C1 |
Подшипник скольжения | 1978 |
|
SU796508A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОРИСТЫХ ПОДШИПНИКОВ | 2000 |
|
RU2215818C2 |
Система смазки моторно-осевого подшипника локомотива | 1991 |
|
SU1809193A1 |
Опорный подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1754959A1 |
Моторно-осевой подшипник предназначен для тяговых электродвигателей в локомотивостроении. Моторно-осевой подшипник содержит два вкладыша из двух слоев - опорного и рабочего несущего. Материалом опорного слоя вкладышей является сталь. Материалом рабочего несущего слоя - латунь. На внутренней поверхности опорного слоя второго вкладыша выполнены радиальные секторные проточки, являющиеся резервуарами для смазки. В местах расположения резервуаров в несущем рабочем слое выполнены сквозные отверстия для фторопластовых таблеток с отверстиями в центре. В резервуары для смазки вставлены польстерные жгуты с теплоотводящими элементами. Такое исполнение позволяет увеличить срок службы и эффективную подачу смазки в зону трения. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Руководство по эксплуатации | |||
- М.: Транспорт, 1982, с.28 - 30 | |||
Рахматулин М.Д | |||
Ремонт тепловозов | |||
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Стрелочный контрольный замок | 1924 |
|
SU421A1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2011902C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1998-08-10—Публикация
1996-03-19—Подача