Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении.
Широко известные моторно-осевые подшипники состоят из двух вкладышей, каждый из которых состоит из двух слоев: опорного (латунь) и несущего (баббит). Один из вкладышей имеет окно для подачи смазки в зону трения (см. "Электровоз ВЛ-8"). Руководство по эксплуатации. -М.: Транспорт, 1982, стр. 28-30; см. М.Д. Рахматулин "Ремонт тепловозов". -М.: Транспорт, 1977, стр. 421-424).
Недостатком работы известных моторно-осевых подшипников является использование цветных металлов, их недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, что приводит к более быстрому износу несущего баббитового слоя вкладышей.
Прототипом заявленному изобретению является моторно-осевой подшипник (см. патент 2011902 на изобретение: "Моторно-осевой подшипник", Ахвердиев К. С. , Приходько В. М. , Гиоев З.Г. Бюл. 8 от 30.04.1994 г.), содержащий два вкладыша, один из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из двух слоев - опорного и рабочего несущего. В опорном слое вкладыша без окна выполнены две радиальные секторные проточки, закрытые вставками ответной формы из того же материала, что и опорный слой. После заливки вкладышей баббитом в зонах расположения резервуаров сверлится система отверстий, имитирующая пористость, а в расположениях между резервуарами в шахматном порядке запрессованы фторопластовые таблетки. После расточки вкладышей под необходимый внутренний диаметр в полученные резервуары запрессовывается вязкопластичная смазка через отверстия, выполненные с наружной стороны опорного слоя вкладыша без окна. Моторно-осевые подшипники служат для опоры тягового двигателя на ось движущейся колесной пары.
Недостатки прототипа: недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, неэкономичность, ввиду использования цветного металла несущего слоя и сложной технологией нанесения несущего баббитового слоя и недостаточной герметизацией источника смазки.
Для устранения этих недостатков в моторно-осевом подшипнике, содержащем два вкладыша, один из которых выполнен с окном, и согласно изобретению каждый из вкладышей состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин, в отверстия которых запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области.
Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.
Предложенное конструктивное решение позволяет повторно использовать опорный стальной слой изношенных моторно-осевых подшипников локомотивов, использует эффект пористого материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании. Микропористые полимерные вставки являются также аккумуляторами равномерного распределения смазки на рабочей поверхности, что обеспечивает высокую надежность и долговечность работы моторно-осевого подшипника.
Существенными отличиями предложенного решения являются признаки: рабочий несущий баббитовый слой заменен на несущие выступающие из опорного слоя бронзовые пластины с запрессованными в них микропористыми полимерными вставками.
На чертеже представлен предлагаемый подшипник.
Он состоит из двух 1 и 2 вкладышей, один из которых выполнен с окном 3. На внутренней поверхности стального опорного слоя вкладыша в пазах винтами закреплены выступающие бронзовые пластины 4 с микропористыми полимерными вставками 5.
Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.
Предложенный моторно-осевой подшипник является подшипником скольжения с эффектом самосмазывания за счет микропористого полимерного материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании, и участия его в распределении теплового потока. При этом продлевается срок службы моторно-осевого подшипника и достигается сплошность смазочной пленки.
Лабораторные и эксплуатационные испытания предлагаемого варианта моторно-осевого подшипника показали, что предлагаемый подшипник более долговечен и надежен в работе по сравнению с базовым и на порядок снижает расход цветных металлов (принятым за прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1999 |
|
RU2220337C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1996 |
|
RU2117194C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА | 1995 |
|
RU2108498C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2011902C1 |
ПОРИСТЫЙ ПОДШИПНИК | 1994 |
|
RU2079741C1 |
Подшипник скольжения | 1978 |
|
SU796508A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОРИСТЫХ ПОДШИПНИКОВ | 2000 |
|
RU2215818C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 2022 |
|
RU2804152C1 |
Система смазки моторно-осевого подшипника локомотива | 1991 |
|
SU1809193A1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВА С ОРГАНИЗОВАННОЙ КАПИЛЛЯРНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ | 1996 |
|
RU2117829C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям узлов трения локомотивов. Моторно-осевой подшипник содержит два вкладыша, один из которых выполнен с окном, при этом каждый вкладыш состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин. В отверстия бронзовых пластин запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области. Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя подшипника выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала. Технический результат - увеличение срока службы, экономия цветных металлов при изготовлении, упрощение технологии изготовления. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2011902C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА | 1995 |
|
RU2108498C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК | 1996 |
|
RU2117194C1 |
Способ получения полиэфирамидов | 1977 |
|
SU664427A1 |
Авторы
Даты
2003-05-10—Публикация
2000-04-20—Подача