Настоящее изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для определения параметров наземных препятствий (удаления, азимута, высоты) с помощью радиолокационных средств, установленных на борту летательного аппарата, при полете на малых и предельно малых высотах.
Существующие экспериментальные образцы бортовых радиолокационных станций (БРЛС) МВП (см. , например, [1]) позволяют осуществить, помимо обнаружения наземных объектов, также оценку параметров наземных радиоконтрастных препятствий без оценки их высоты, что не позволяет оценить степень их опасности полету и прогнозировать высоту их облета на прогнозируемых интервалах времени. Последнее не позволяет прогнозировать траекторию полета ЛА (осуществлять его маловысотный полет) при наличии препятствий на определенный интервал времени, особенно в условиях ограниченной видимости, что особенно важно для решения задачи предупреждения о препятствиях в вертолетной авиации, для беспилотных летательных аппаратов и т.д. Между тем, предупреждение о препятствиях и оценка высоты последних является важным фактором обеспечения безопасности маловысотного полета (МВП), в том числе в режиме полуавтоматического пилотирования ЛА.
Известна БРЛС [2], использующая способ доплеровского обужения луча (ДОЛ) [3] для оценки угловых координат и удаления наземных целей с помощью гребенки узкополосных доплеровских фильтров. Сущность этого способа заключается в дальномерно-доплеровской обработке информации в БРЛС, при которой угловое положение наземной цели определяется как угловое положение точки пересечения i-й изодопы и j-й изодали, в которой находится наземная цель [3]. При этом изодопы в элементе разрешения по дальности располагаются по линии азимута, а изодали в каждом элементе разрешения по скорости - по линии тангажа (углу места). Тогда процедура оценки азимутального положения цели βi относительно линии полета состоит в решении уравнения (см. фиг. 1):
где Vн -скорость полета носителя в горизонтальной плоскости;
λ - длина волны передатчика БРЛС;
доплеровская частота по i-й изодопе;
Dj - дальность по i-й изодали;
αij - - угол визирования цели в вертикальной плоскости в направлении i-й изодопы и j-й изодали.
Исходя из соотношения (1), процедура оценки угловой координаты наземного радиоконтрастного объекта в угломестной плоскости заключается в выполнении следующих операций: стробировании приемного устройства БРЛС по дальности; оценке доплеровской частоты обнаруженных целей в каждом элементе дальности; оценке угловых координат обнаруженных наземных целей по номеру элемента дальности и доплеровской частоте сигнала в этом элементе.
Однако точность описанной в [2[ БРЛС при оценке размеров наземных целей, в том числе препятствий, недостаточно высока для оценки высоты препятствий и определяется также шириной луча сканируемой ДНА БРЛС. При сужении ДНА точность оценки размеров наземных препятствий увеличивается; однако при этом резко возрастает время осмотра зоны, в пределах которой индицируется наличие возможных препятствий и оцениваются их размеры. В силу последнего фактора поставленная задача не решается и в случае использования лазерных дальномеров, угловая расходимость луча которых достигает нескольких угловых минут. При этом возможна достаточно точная оценка угловых координат и дальности до верхней кромки препятствия по линии полета ЛА (до n•1 угл. минут, n•1 м соответственно в благоприятных погодных условиях). Однако время, требуемое для обнаружения наземного препятствия, недопустимо велико, что исключает использование в ЛА лазерных локаторов для решения рассматриваемой задачи.
Следовательно, способ ДОЛ, в классическом своем выражении, позволяя оценивать угловые координаты наземных целей, в том числе и препятствий, и удаление до них не позволяет производить оценку высоты препятствий.
Задачей настоящего изобретения является определение параметров препятствий по линии полета летательного аппарата в пределах некоторой зоны ответственности, в том числе и высоты препятствий.
Поставленная задача достигается путем формирования "лопатообразной" диаграммы направленности антенны (ДНА) БРЛС в вертикальной (угломестной) плоскости и "игольчатой" - в горизонтальной (азимутальной) плоскости с использованием многоканальной доплеровской обработки сигнала и реализации способа ДОЛ в угломестной плоскости.
При этом ДНА в горизонтальной плоскости сориентирована так, чтобы ее ось была направлена по линии полета ЛА (или осуществляла сканирование в некотором секторе ±δβ относительно вектора скорости ЛА); в вертикальной плоскости равносигнальное направление (PCH) ДНА зафиксировано и отклонено на угол α0 относительно линии полета ЛП, как это изображено на фиг. 2.
При этом расстояние до наземного радиоконтрастного препятствия определяется по номеру канала дальности, в котором произошло его обнаружение, а высота - по количеству доплеровских фильтров, в которых произошло обнаружение препятствия (препятствий), и углу α0, соответствующему ориентации РСН антенны в вертикальной плоскости.
На фиг. 1 представлена иллюстрация возможности измерения координат наземных объектов с помощью режима ДОЛ; на фиг. 2 - эффект сужения ДНА при использовании режима ДОЛ; на фиг. 3 - принцип оценки высоты наземных препятствий при использовании режима ДОЛ; на фиг. 4 - частотный спектр отражений в пределах ДНА по углу места (тангажу); на фиг. 5 - структурная схема канала обнаружения и оценки координат наземных объектов; на фиг. 6 и 7 - эффективность предлагаемого изобретения.
Сущность изобретения состоит в излучении и приеме радиолокационных сигналов с помощью антенны, имеющую "лопатообразную" диаграмму направленности в вертикальной плоскости и игольчатую - в горизонтальной плоскости, ориентированную по направлению вектора скорости полета летательного аппарата, осуществляющую сканирование по азимуту в пределах некоторого углового сектора. Принятый сигнал подвергают дальномерно-доплеровской обработке, например, с помощью стробирования приемника РЛС по дальности и узкополосной доплеровской фильтрации, в результате чего реализуется эффект доплеровского обужения луча в угломестной плоскости. Затем с помощью методов пороговой обработки осуществляют выделение участков доплеровского спектра, соответствующего отражением от наземных объектов в каждом канале дальности, протяженность которых характеризует высоту наземного объекта, например высоту препятствия, а угол отворота антенны на объект - азимут объекта. Удаление до объекта определяется по номеру канала дальности, где произошло его обнаружение.
Применение доплеровского обужения луча в вертикальной плоскости позволяет искусственно разбить ДНА в вертикальной плоскости на ряд секторов шириной δΘi, каждый из которых соответствует некоторой полосе доплеровских частот сигнала, отраженного от определенного участка подстилающей поверхности, что иллюстрируется фиг. 2.
На фиг. 2: Vн - скорость носителя (ЛА); α0 - - положение РСН антенны в вертикальной плоскости.
Число таких секторов и их угловой размер определяются полосой ΔFф пропускания доплеровского фильтра, шириной Θ ДНА БРЛС, скоростью Vн полета ЛА, длиной λ волны передатчика БРЛС и т.д.
Сущность предлагаемого изобретения иллюстрируется фиг. 3.
На фиг. 3: h - высота полета ЛА над подстилающей поверхностью; П - радиоконтрастное препятствие высотой H; α0 - - угол визирования ДНА в вертикальной плоскости; Vн -скорость полета ЛА; αв,αн - - углы видимости верхней и нижней кромок препятствия; D - удаление препятствия относительно ЛА;
Соответственно фиг. 3, спектр доплеровских частот в пределах угла Θ, отраженных от подстилающей поверхности, включая препятствие, имеет вид фиг. 4.
f∂min f∂max - доплеровские частоты, соответствующие положению нижней и верхней кромок луча ДНА шириной Θ; участок спектра доплеровских частот, соответствующий полосе доплеровского фильтра; Δf∂ - ширина участка спектра доплеровских частот сигнала, отраженного от радиоконтрастного препятствия.
Величина Δf∂, исходя из фиг. 3, определяется соотношением
Выражая (2) через известные (или замеряемые) параметры полета ЛА, можно получить;
Тогда высота H препятствия оценивается в соответствии со следующим соотношением:
Т. е. ширина спектра доплеровских частот сигнала, отраженного от препятствия, зависит только от неизвестной величины H высоты препятствия при известных (или измеряемых) параметрах полета ЛА.
Сама величина Δf∂ определяется по выходу адаптивного обнаружителя, основанного, например, на принципе одно- или двухстороннего детектора (например, [4] ), содержащего К доплеровских цифровых фильтров, каждый из которых имеет полосу ΔFф. Количество m подряд следующих фильтров, в которых произошло обнаружение сигнала, прямо пропорционально высоте H препятствия. Случай m=1 соответствует либо одиночной наземной цели, либо препятствию, имеющему небольшую высоту; случай m>1, особенно при малых значениях угла α0, соответствует большой высоте препятствия.
Структурная схема радиолокационного канала, позволяющего обнаруживать наземные цели и оценивать их координаты, а также обнаруживать наземные препятствия, оценивать их координаты и высоту, представлена на фиг. 5.
На фиг. 5 Ф1, Ф2...,Фк - гребенка, состоящая из К узкополосных доплеровских фильтров.
Сигнал с выхода приемника в каждом канале дальности, охватывающим зону ответственности БРЛС, фильтруется К доплеровскими цифровыми фильтрами (реализуемыми, например, в процессоре ЦОС) с разрешающей способностью в общем случае одинаковой для всех каналов.
Величина адаптивного порога изменяется в зависимости от уровня фона отражений от поверхности земли. В результате пороговой обработки выделяется участок (или участки) спектра доплеровских частот, соответствующий отражениям от препятствий, представляющих опасность для полета (случай m>1), или одиночных наземных целей (m=1), находящихся в пределах ширины Θ ДНА БРЛС. Вычислитель H осуществляет фиксацию числа m смежных фильтров Фj...Фj+m+1) (при m>1) и вычисление высоты H препятствия (или препятствий). Вычислитель координат целей реагирует только на ситуации, когда m=1 и производит оценку дальности и угловых координат одиночных целей.
При достаточно малых значениях ΔFф(~n•10Гц), α0(~10...15o) случаю m=1 соответствует одиночная цель с высотой n•1м.
Случаю m≥2. . .3 соответствует препятствие с высотой H порядка n•10 м и более (n=1,2...).
Точность оценки σH высоты препятствия зависит от полосы ΔFф доплеровского фильтра, длины λ волны БРЛС, скорости VН полета ЛА, углов αн, αв визирования препятствия и оценивается в соответствии с соотношением
где среднее, верхнее и нижнее значение положения углового сектора относительно соответствующего j-му доплеровскому фильтру.
На фиг. 6 представлена экспериментальная зависимость точности σH/H оценки высоты препятствия в зависимости от дальности D до препятствия, скорости VН полета ЛА, высоты H препятствия для λ = 8,6 мм, ΔFф = 60 Гц и h = 50 м и при трех значениях скорости полета ЛА:
VH=25 м/с (сплошные линии), VH=42 м/с (пунктирные линии):
VH=86м/с (штрихпунктирные линии).
Из представленных экспериментальных зависимостей следует, что точность σH/H оценки высоты H препятствия увеличивается с уменьшением дальности D до препятствия, высоты H препятствия, скорости VH ЛА. Полученные результаты соответствуют реальным потребностям при пилотировании ЛА, когда точность оценки высоты H препятствий должна увеличиваться при сближении с препятствием и увеличением скорости сближения с ним.
Скачки зависимостей ∂(σH/H)/∂H на фиг. 6 объясняются дискретностью измерения величины Δf∂ гребенкой узкополосных фильтров с полосой каждого ΔFф, когда сигнал, отраженный от вершины препятствия, переходит из одного доплеровского фильтра в соседний с ним. Эти разрывы в значительной степени устраняются использованием совместной обработки информации в смежных фильтрах гребенки, учитывая, что амплитуда сигнала на выходе j-го узкополосного доплеровского фильтра обратно пропорциональна его расстройке относительно сигнала и максимальна, когда полоса j-го фильтра полностью охватывает j-й участок спектра сигнала.
С уменьшением ΔFф полосы доплеровского фильтра точность σH/H оценки высоты H препятствия также возрастает. Однако при этом увеличивается требуемое время когерентного накопления сигнала при его обнаружении - с одной стороны; в то же время уменьшается реальное время когерентного накопления сигнала - в силу уменьшения времени нахождения сигнала за такт обработки информации в БРЛС в этом фильтре из-за движения ЛА со скоростью VH. Расчеты и моделирование показали, что полет ЛА в диапазоне скоростей 150...280 км/ч при λ = 8,6 мм оптимальное значение ΔFф составляет величину порядка 30...60 Гц. При этом ЛА за такт обработки (~30...мс) пролетает расстояние около 3... 5 м (для приведенных на фиг. 6 условий), что сопоставимо с приведенными на фиг. 6 значениями σ H/H.
На фиг. 7 приведены зависимости Δf∂ от дальности для двух значений H - 8 м и 15 м, подтверждающие рост точности оценки высоты H препятствия при уменьшении D для фиксированного значения ΔFф.
Источники информации:
1. James H. Hughen, Arleign B.Baker, Daniel J. Sullivan. Demonstration of a SAR Mode for a Lightweight 35 Ghz MMW Radar. - IEEE Trans., 1994, N 7, p.p. 23-28.
2. РЛС с повышенной разрешающей способностью по угловым координатам. - Патент США, N 4903030, МКИ G 01 D 13/72, заявл. 2.07.87., опубл. 20.02.90; НКИ 342/113.
3. Cherwek R.A. Coherent active seeker guidance, concepts for tactical missiles. - "EASCON' 78" Rec. IEEE Electron and Aerospace Syst. Conven., Arligton. Vo. Sept. 25-27, 1978, New York, N.Y., 1978, p.p. 199-202.
4. Э.К.Аль-Хусайни. Особенности работы "минимального" и "максимального" детекторов при интегрировании М-импульсов. - ТИИЭР, 1988, том 76, N 6, стр. 101-102.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕРТОЛЕТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА | 1997 |
|
RU2147136C1 |
СПОСОБ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НАЗЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ | 1999 |
|
RU2148235C1 |
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НАЗЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ | 1999 |
|
RU2164654C2 |
СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА К НАЗЕМНОМУ ОБЪЕКТУ | 2012 |
|
RU2521890C2 |
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ОТДЕЛЬНУЮ ВОЗДУШНУЮ ЦЕЛЬ В СОСТАВЕ ПЛОТНОЙ ГРУППЫ ЦЕЛЕЙ | 2003 |
|
RU2253082C1 |
УСТРОЙСТВО СЕЛЕКЦИИ МАЛОВЫСОТНЫХ МАЛОСКОРОСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ И ДВИЖУЩИХСЯ НАЗЕМНЫХ ЦЕЛЕЙ В КОГЕРЕНТНОЙ БОРТОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ | 2005 |
|
RU2298809C9 |
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НАЗЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ | 2012 |
|
RU2525650C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ САМОЛЕТОВ НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ | 2002 |
|
RU2210801C1 |
ВЕРТОЛЕТНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ | 2005 |
|
RU2296344C2 |
СПОСОБ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НАЗЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ | 2004 |
|
RU2261411C1 |
Заявлен способ определения параметров наземных радиоконтрастных препятствий (удаления, угловых координат, высоты препятствии) при полете летательных аппаратов на малой высоте, использующий способ доплеровского обужения луча антенны когерентной импульсно-доплеровской РЛС летательного аппарата в угломестной плоскости. При этом удаление и угловые координаты наземного препятствия определяются традиционными для РЛС способами, а высота препятствия - по ширине спектра доплеровских частот сигнала, отраженного от него. Технический результат заключается в том, что заявляемый способ позволяет производить оценку высоты препятствий. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.
где Vн - скорость полета летательного аппарата;
λ - длина волны РЛС;
h - высота полета летательного аппарата над подстилающей поверхностью,
вычисляют высоту Н наземного препятствия, а по угловому положению антенны в горизонтальной плоскости определяют азимут наземного препятствия.
US 4903030 A, 20.02.90 | |||
US 5610609 A, 11.03.97 | |||
DE 3619369 A, 18.12.86 | |||
ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ТЕРМОРЕГУЛЯТОР | 0 |
|
SU334560A1 |
СПОСОБ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ПРОТЯЖЕННОГО ОБЪЕКТА | 1992 |
|
RU2078352C1 |
Адаптивный фильтр | 1989 |
|
SU1626236A1 |
Авторы
Даты
1999-04-10—Публикация
1997-07-17—Подача