РЕВЕРСИВНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ Российский патент 1999 года по МПК B64C11/40 

Описание патента на изобретение RU2129075C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к воздушным винтам изменяемого шага и механизмам управления ними.

Известен воздушный винт, содержащий втулку с поворотными лопастями и гидромеханизмом изменения шага лопастей винта с обратной связью в виде толкателей, установленных в направляющих втулках, при этом каждый стакан лопасти винта снабжен кулачком, а на каждом толкателе установлен ролик с осью, который взаимодействует с кулачком (см. а.с. N 915382 от 28.12.79 г. B 64 C 11/40).

Недостатком этого устройства является низкая точность преобразования угла поворота лопастей в перемещение толкателей и, следовательно, низкая точность измерения угла установки лопастей, а также низкая надежность работы устройства вследствие возможности заклинивания толкателей во втулках под действием силы, перпендикулярной оси толкателя и неизбежной при применении кулачков.

Известен механизм управления шагом лопастей винта, выбранный в качестве прототипа (см. патент Великобритании N 2189554, кл. B 64 C 11/38 от 28.10.87 г. ), содержащий механизм шага лопастей винта с обратной связью, зубчатую рейку с зубчатыми секторами.

Недостатком этого устройства является низкая точность измерения угла установки гидравлической связи между поршнем, управляющим шагом лопастей, и зубчатой рейкой с втулкой.

Задачей настоящего изобретения является повышение точности измерения угла установки лопастей во всем диапазоне его изменения и повышение надежности работы реверсивного воздушного винта.

Это достигается тем, что в реверсивном воздушном винте, содержащем втулку с поворотными лопастями, гидромеханизм изменения шага лопастей винта с обратной связью, включающий зубчатую рейку, зубчатые сектора и датчик, преобразующий угол поворота ротора в электрический сигнал, гидромеханизм изменения шага лопастей винта снабжен толкателями, закрепленными в поршне, управляющем шагом лопастей, с возможностью взаимодействия их с зубчатой рейкой, выполненной двойной и взаимодействующей с двумя зубчатыми секторами, один из которых кинематически связан с ротором датчика.

Снабжение гидромеханизма изменения шага лопастей винта толкателями, закрепленными в управляющем поршне и выполнение рейки двойной, взаимодействующей с двумя секторами, один из которых связан с ротором датчика, позволяет снизить количество промежуточных звеньев, упростить обработку сигнала в системе автоматического управления винта и двигателя, что повышает точность измерения угла установки лопастей винта во всем диапазоне его изменения и надежность работы винта.

Высокая точность измерения угла установки лопастей винта обеспечивает защиту силовой установки от отрицательной тяги в полете, самоконтроль системы автоматического управления винта и двигателя, снижение длины пробега и улучшение маневренности самолета на земле.

На фиг. 1 изображен реверсивный воздушный винт с частичным разрезом.

На фиг. 2 - разрез механизма обратной связи по осям зубчатых секторов.

Реверсивный воздушный винт содержит втулку 1, в рукавах которой с помощью шариков 2 и стаканов 3 установлены лопасти 4. Для поворота лопастей 4 на требуемые углы воздушный винт снабжен гидромеханизмом изменения шага, который включает в себя цилиндр с поршнем 5, а также механизм обратной связи в виде толкателей 6, установленных в направляющих гильзах 7, закрепленных в поршне 5, толкателей 8, установленных в валу винта 9, обоймы 10, установленной на валу винта 9, при этом на обойме 10 установлены шарикоподшипник 11 и кольцо с двойной зубчатой рейкой 12 находящейся в зацеплении с зубчатыми секторами 13, а на роторе датчика 14 установлен поводок 15, взаимодействующий с прорезью в одном из зубчатых секторов 13. На зубчатых секторах 13 установлены пружины кручения 16. Нерабочие части двойной зубчатой рейки 12 опираются на шарикоподшипник 17.

Устройство работает следующим образом.

При изменении шага воздушного винта происходит перемещение поршня 5, управляющего углом установки лопастей 4 воздушного винта. Толкатели 6, установленные в гильзах 7 и закрепленные в поршне 5, воздействуют на толкатели 8 и перемещают обойму 10 на валу винта в осевом направлении. Осевое перемещение обоймы 10 через шарикоподшипник 11 передается кольцу с зубчатой рейкой 12, выполненной двойной.

Осевое перемещение кольца с зубчатой рейкой 12 преобразуется в поворот зубчатых секторов 13 и ротора датчика 14. Датчик преобразует поворот ротора в электрический сигнал, используемый в системе автоматического управления винта и двигателя. Пружины 16 создают осевую силу, обеспечивающую постоянство контакта толкателей 6 и толкателей 8. Шарикоподшипник 16 служит для исключения перекоса кольца с двойной зубчатой рейкой 7 под действием сил в зубчатом зацеплении.

Похожие патенты RU2129075C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФЛЮГЕРНО-РЕВЕРСИВНЫМ ВОЗДУШНЫМ ВИНТОМ ДЛЯ САМОЛЕТОВ МЕСТНЫХ АВИАЛИНИЙ 1996
  • Сухоросов Юрий Леонидович[Ru]
  • Гнидкин Юрий Михайлович[Ru]
  • Вронский Юрий Николаевич[Ru]
RU2099241C1
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ ИЗМЕНЯЕМОГО ШАГА И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ЛОПАСТЕЙ 1996
  • Поддубский Валерий Антонович[Ru]
  • Гнидкин Юрий Михайлович[Ru]
  • Каширов Александр Николаевич[Ru]
RU2099242C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ 1999
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Поветкин Сергей Михайлович
  • Беляковский Роман Павлович
RU2172693C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ САМОЛЕТА ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЯГИ В ПОЛЕТЕ 2021
  • Сухоросов Сергей Юрьевич
  • Точилин Павел Геннадьевич
  • Иванов Артем Викторович
  • Груздева Алена Витальевна
RU2765516C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОДОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ ШАГОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 2014
  • Лосев Виктор Семенович
  • Щукина Валентина Ивановна
RU2556043C1
СБОРНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ФРЕЗА 1995
  • Мальцев Ю.И.
RU2102202C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ 2001
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
  • Поветкин Сергей Михайлович
  • Беляковский Роман Павлович
RU2211777C2
СООСНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ 1996
  • Поддубский Валерий Антонович[Ru]
  • Гнидкин Юрий Михайлович[Ru]
  • Вронский Юрий Николаевич[Ru]
RU2099243C1
Аэромобиль 2016
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2617000C1
НЕСУЩИЙ ВИНТ, СКЛАДЫВАЕМЫЙ И РАСКРЫВАЕМЫЙ В ПОЛЕТЕ 2022
  • Ворогушин Владимир Александрович
RU2787115C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 129 075 C1

Реферат патента 1999 года РЕВЕРСИВНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ

Изобретение относится к авиационной технике. Винт содержит втулку с поворотными лопастями, гидромеханизм изменения шага лопастей, в поршне которого закреплены толкатели воздействующие на толкатели, расположенные в валу винта и предназначенные для перемещения обоймы по валу винта в осевом направлении. Осевое перемещение обоймы через шарикоподшипник передается двойной зубчатой рейке, находящейся в зацеплении с зубчатыми секторами, соединенными с ротором датчика. Изобретение позволяет повысить надежность в работе винта и точность измерения угла установки лопастей винта во всем диапазоне его изменения, что обеспечивает защиту силовой установки от отрицательной тяги в полете, самоконтроль системы автоматического управления винта и двигателя, а также снижение длины пробега и улучшение маневренности самолета на земле. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 129 075 C1

Реверсивный воздушный винт, содержащий втулку с поворотными лопастями и гидромеханизм изменения шага лопастей винта с обратной связью, включающий зубчатую рейку, зубчатые сектора и датчик, преобразующий угол поворота ротора в электрический сигнал, отличающийся тем, что гидромеханизм изменения шага лопастей ванта снабжен толкателями, закрепленными в поршне, управляющем шагом лопастей, с возможностью взаимодействия с зубчатой рейкой, выполненной двойной и взаимодействующей с зубчатыми секторами, один из которых кинематически связан с ротором датчика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2129075C1

ТРУБА 2001
  • Курамшин Р.Ш.
RU2189554C1
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1
УСТРОЙСТВО для ВОЗДЕЙСТВИЯ КА РЫБ ИМПУЛЬСНЫМ током ПОСТОЯННОЙ ПОЛЯРНОСТИ 0
  • Изобретепи М. Р. Майзелис Я. П. Мелентьев
SU200337A1
Устройство для определения эксплуатационных свойств торфяных залежей 1987
  • Галкин Алексей Иванович
  • Левин Владимир Зиновьевич
  • Сорокин Евгений Сергеевич
SU1506118A2
Схема управления яркостью светодиодного модуля с прямым питанием переменным током 2013
  • Ли Дунмин
  • Лун Вэньтао
  • Фэн Чжэньюн
  • Ян Мянь
RU2607464C2
US 5042966 A, 27.08.91.

RU 2 129 075 C1

Авторы

Литовченко Анатолий Аркадьевич

Хомутов Павел Алексеевич

Басов Юрий Федорович

Штыков Андрей Александрович

Мирошниченко Александр Павлович

Даты

1999-04-20Публикация

1998-01-06Подача