Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к скользунам тележек грузовых вагонов.
Известен жесткий скользун тележки грузовых вагонов [1], содержащий колпак, регулировочные планки, расположенные между колпаком и опорной поверхностью скользуна надрессорной балки, а также предохранительный болт.
Недостатком данной конструкции является то, что для возможности вписывания вагона в кривые между скользуном тележки и скользуном кузова конструктивно закладывается зазор. Из-за наличия зазоров между скользунами кузова и тележки создается возможность перевалки кузова относительно тележки, что ухудшает динамику вагона при его движении на прямых участках пути.
Известна конструкция упруго-фрикционного скользуна [2], содержащая коробку скользуна с наклонной поверхностью, являющуюся частью надрессорной балки; фрикционную планку, на которую опирается скользун кузова вагона, жестко связанную с клином, расположенным в коробке надрессорной балки и контактирующим с наклонной поверхностью коробки; пружину, прижимающую клин с фрикционной планкой к скользуну кузова; предохранительный валик.
Конструкция скользуна [2] выбрана в качестве прототипа.
Недостатком данной конструкции является ее относительная сложность, а также то, что по мере просадки пружины, износа фрикционной планки, наклонных поверхностей клина и коробки меняются параметры гасителя, что приводит к увеличению перевалки кузова вагона.
Задачей изобретения является повышение эффективности и стабильности гашения колебаний, упрощение конструкции, повышение ее ремонтопригодности, улучшение динамики при движении вагона на прямых участках пути за счет уменьшения перевалки кузова.
Это достигается тем, что скользун выполнен в виде фрикционного вкладыша, опирающегося на надрессорную балку через сыпучее тело, засыпанное в коробку. При этом энергия ударных нагрузок от кузова и вибрации быстро "вязнет" в сыпучем теле за счет трения и упругой передачи через множество точек.
Сущность изобретения состоит в том, что в качестве гасителя энергии и вибрации применено сыпучее тело. Это позволяет при весьма малых амплитудах перевалки кузова эффективно гасить колебания и вибрацию, а следовательно, выполнить скользуны тележки с минимальным зазором по отношению к жестким скользунам кузова, что улучшает динамику движения вагона на прямых участках пути. Корме того, применение сыпучего тела упрощает конструкцию скользуна и делает ее более ремонтопригодной, позволяя поддерживать постоянный зазор между скользунами кузова и тележки простым посыпанием сыпучего тела.
Это отличие позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные" отличия.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 показано расположение скользуна грузовой тележки на надрессорной балке, а на фиг. 2 - его конструкция.
Скользун содержит коробку скользуна 1, являющуюся частью надрессорной балки; фрикционный вкладыш 2, нижняя часть которого выполнена конусом вниз, и сыпучее тело 3 (например, мелкие металлические шарики). Для увеличения внутреннего трения и повышения эффективности гашения колебаний стенки коробки, куда помещено сыпучее тело, выполняются шероховатыми (литыми). Для целенаправленного распределения нагрузки на сыпучее тело нижняя часть фрикционного вкладыша выполнена конусообразной, направленной внутрь коробки скользуна.
Работает скользун следующим образом. При движении вагона при перевалке скользун кузова опирается на фрикционные вкладыши скользунов тележки. Фрикционные вкладыши передают нагрузку на сыпучее тело. При весьма малых перемещениях фрикционных вкладышей, а следовательно, и кузова происходит гашение колебаний вследствие значительного трения и упругой передачи ударных нагрузок и вибрации на множестве точек. При снятии нагрузки со скользуна фрикционный вкладыш возвращается в исходное положение за счет упругого состояния сыпучего тела. Посредством дозирования сыпучего тела обеспечивается минимальный зазор между скользунами, т.е. улучшается динамика вагона при движении на прямых участках пути за счет ограничения амплитуды перевалки. При этом упрощается конструкция скользуна, повышается его ремонтопригодность.
Источники информации.
1. Вагоны. Конструкция теории и расчет /Под редакцией Л.А.Шадура, -М.: Транспорт, 1980, с. 182.
2. Вагоны. Конструкция теория и расчет. /Под редакцией Л.А.Шадура. -М.: Транспорт, 1980, стр. 186 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2004 |
|
RU2256573C1 |
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ВАГОНА НА ТЕЛЕЖКУ | 2005 |
|
RU2305643C1 |
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ВАГОНА НА ТЕЛЕЖКУ | 2005 |
|
RU2288123C1 |
БОКОВАЯ ОПОРА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2009 |
|
RU2415768C2 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2004 |
|
RU2259292C1 |
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой | 2017 |
|
RU2664022C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2007 |
|
RU2348556C1 |
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2005 |
|
RU2294295C1 |
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ВАГОНА НА ТЕЛЕЖКУ | 2002 |
|
RU2229400C2 |
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2005 |
|
RU2292282C1 |
Изобретение относится к конструкциям железнодорожных тележек. Скользун тележки железнодорожного транспортного средства содержит коробку скользуна, являющуюся частью надрессорной балки, и фрикционный вкладыш. В коробке скользуна размещено сыпучее тело, а фрикционный вкладыш установлен с опиранием на сыпучее тело. Обеспечивается повышение эффективности и стабильности гашения колебаний, повышение ремонтопригодности тележки, улучшение динамики при движении вагона за счет уменьшения перевалки кузова. 2 ил.
Скользун тележки железнодорожного транспортного средства, содержащий коробку скользуна, являющуюся частью надрессорной балки, и фрикционный вкладыш, отличающийся тем, что в коробке скользуна помещено сыпучее тело, а фрикционный вкладыш установлен с опиранием на сыпучее тело.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шадур Л.А. | |||
Вагоны | |||
-М.: Транспорт, 1980, с.186 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ'•-f^-;«S-r;^5 , ^^^О^^^Ч | 0 |
|
SU305093A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
СКОЛЬЗУН-ДЕМПФЕР ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА | 0 |
|
SU373198A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Скользун тележки железнодорожного вагона | 1987 |
|
SU1452736A1 |
Авторы
Даты
1999-05-27—Публикация
1997-09-09—Подача