ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1999 года по МПК F01M1/02 

Описание патента на изобретение RU2133349C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, и может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств.

Известен двигатель внутреннего сгорания (см. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. В.П.Алексеев, В.Ф.Воронин, Л.В.Грехов и др. ; под общ. ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова - 4-е изд., перераб. и доп. -М. Машиностроение, 1990- с, 224-227).

Данный двигатель содержит картер с масляной ванной, масляный насос, прикрепленный к передней стенке картера и соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами. Недостаток этого двигателя состоит в том, что масляный насос нагнетает масло при вращении только в одном направлении и что при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное требуется его замена на масляный насос с противоположным направлением вращения или необходимо изменить конструкцию привода масляного насоса. Оба эти варианта сложны в конструктивном исполнении, что ограничивает сферу применения данного двигателя. Кроме того, конструкция масляного насоса увеличивает габаритные размеры двигателя.

Известен двигатель внутреннего сгорания (см. Патент СССР N 670238, F 01 M 1/02, опубл. 05.07.79). Этот двигатель содержит картер, в котором установлен вал, вращающийся с помощью шестерни от коленчатого вала, расположенный в расточке картера масляный насос, выполненный за одно целое с подшипником вала. Масляный насос содержит ротор, установленный на валу, крышку, которая крепится на картере и центрируется с корпусом насоса шпилькой. В крышке выполнены выемки, образующие всасывающий и нагнетательный трубопроводы.

Однако и такое конструктивное выполнение двигателя не обеспечивает изменения направления вращения коленчатого вала без замены масляного насоса или его привода, что усложняет конструкцию двигателя и ограничивает сферу его применения.

Задачей, решаемой изобретением, является упрощение конструкции двигателя и расширение сферы его применения путем изменения направления вращения коленчатого вала на противоположное.

Поставленная задача решается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания, содержащем по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами с помощью системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами.

Применение на двигателе системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями, не требует замены масляного насоса при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное, при этом необходима лишь перестановка цилиндрической проставки. Такое конструктивное решение существенно упрощает конструкцию двигателя, снижает стоимость его изготовления и расширяет сферу применения.

На фиг. 1 дан общий вид картера двигателя с масляным насосом.

На фиг. 2 - вид на торцевую поверхность расточки картера под масляный насос и всасывающий и нагнетательный трубопроводы.

На фиг. 3 - проставка для масляного насоса двигателя с вращением коленчатого вала по часовой стрелке.

На фиг. 4 - проставка для масляного насоса двигателя с вращением коленчатого вала против часовой стрелки.

На фиг. 5 - вид на крышку масляного насоса.

Двигатель внутреннего сгорания содержит картер 1 с масляной ванной 2, в расточке 3 картера 1 установлен масляный насос 4, приводимый во вращение от коленчатого вала через шестеренчатую передачу, соединенный с всасывающим 5 и нагнетательным 6 трубопроводами посредством системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки 7 с фигурными прорезями 8 и 9 и установленной между крышкой 13 масляного насоса 4 и торцевой поверхностью 16 расточки 3. При этом в случае вращения коленчатого вала двигателя по часовой стрелке всасывающее отверстие 14 крышки 13 сообщено через прорезь 8 проставки 7 и отверстие 17, выполненное в стенке картера, прилегающей к торцевой поверхности 16 расточки 3 с всасывающим трубопроводом 5, а нагнетательное отверстие 15 крышки 13 сообщено через прорезь 9 проставки 7 и отверстие 18, выполненное в той же стенке, с нагнетательным трубопроводом 6.

В случае вращения коленчатого вала против часовой стрелки вместо проставки 7 на двигатель устанавливается проставка 10 с прорезями 11 и 12. При этом нагнетательное отверстие 11 крышки 13 сообщено через прорезь 11 проставки 10 и отверстие 17, выполненное в стенке картера, сообщено с всасывающим трубопроводом 5, а всасывающее отверстие 14 крышки 13 сообщено через прорезь 12 проставки 10 и отверстие 18, выполненное в той же стенке, с нагнетательным трубопроводом 6.

Двигатель работает следующим образом. При вращении коленчатого вала по часовой стрелке масло из масляной ванны 2 через всасывающий трубопровод 5, отверстие 17 и прорезь 8 проставки 7 поступает через всасывающее отверстие 14 крышки 13 в полость масляного насоса 4 и далее нагнетается через нагнетательное отверстие 15 крышки 13, прорезь 9 проставки 7 и отверстие 18 в нагнетательный трубопровод 6, по которому поступает к потребителям системы смазки.

Для работы двигателя с вращением коленчатого вала против часовой стрелки устанавливается проставка 10 с прорезями 11 и 12. При этом масло из масляной ванны 2 через всасывающий трубопровод 5, отверстие 17 и прорезь 11 проставки 10 поступает через нагнетательное отверстие 15 крышки 13 в полость масляного насоса 4 и далее через всасывающее отверстие 14, прорезь 12 проставки 10 и нагнетательный трубопровод 6 подается к потребителям системы смазки.

Экспериментальные исследования опытных образцов двигателей показали их высокую надежность.

Предложенный двигатель существенно проще по конструкции, дешевле в изготовлении, имеет более широкую сферу применения по сравнению с аналогичными двигателями.

Похожие патенты RU2133349C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133838C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Плешанов А.А.
  • Платонов Н.Л.
  • Меркулов А.Н.
RU2140025C1
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1998
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Белов В.В.
  • Плешанов А.А.
RU2137928C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1997
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133839C1
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
  • Белов В.В.
RU2136903C1
ДВИГАТЕЛЬ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1987
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133855C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2140554C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Белов В.В.
  • Плешанов А.А.
RU2137930C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Белов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2136901C1
Двигатель внутреннего сгорания (варианты) 2023
  • Дронов Евгений Анатольевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Провоторов Сергей Михайлович
  • Чугунов Сергей Викторович
  • Меркулов Александр Николаевич
RU2823013C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 133 349 C1

Реферат патента 1999 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств. Двигатель содержит по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами. Двигатель оснащен системой переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами при вращении коленчатого вала в одном направлении, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами. Технический результат - упрощение конструкции двигателя. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 133 349 C1

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами, отличающийся тем, что двигатель оснащен системой переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами при вращении коленчатого вала в одном направлении, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2133349C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Двигатель внутреннего сгорания 1974
  • Жан Рамо
SU670238A3
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Двигатель внутреннего сгорания 1979
  • Хериберт Кубис
  • Карл Шотт
SU1080752A3
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
ПРОЦЕСС АДАПТИВНОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ ЛОПАТОК 2012
  • Луэсдон, Ивон, Мари-Жозеф
  • Тами-Лизюзю, Жозеф
  • Каш, Даниэль
  • Верер, Патрик
  • Леже, Дидье
RU2607867C2
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Волноводный поглотитель 1987
  • Осипов Анатолий Александрович
SU1467616A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
US 4553512 A 19.11.85
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
ОБНАРУЖЕНИЕ И ПОДСЧЕТ МИКРООРГАНИЗМОВ 2011
  • Фове, Янник
  • Дюкре, Адриан
  • Дюкан, Сам
  • Периам, Марина
RU2554470C2
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
US 4373483 A 15.02.83.

RU 2 133 349 C1

Авторы

Дронов Е.А.

Эфрос В.В.

Панов В.В.

Белов В.В.

Бессонов А.Н.

Платонов Н.Л.

Плешанов А.А.

Меркулов А.Н.

Даты

1999-07-20Публикация

1997-12-24Подача