Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, и может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств.
Известен двигатель внутреннего сгорания (см. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. В.П.Алексеев, В.Ф.Воронин, Л.В.Грехов и др. ; под общ. ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова - 4-е изд., перераб. и доп. -М. Машиностроение, 1990- с, 224-227).
Данный двигатель содержит картер с масляной ванной, масляный насос, прикрепленный к передней стенке картера и соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами. Недостаток этого двигателя состоит в том, что масляный насос нагнетает масло при вращении только в одном направлении и что при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное требуется его замена на масляный насос с противоположным направлением вращения или необходимо изменить конструкцию привода масляного насоса. Оба эти варианта сложны в конструктивном исполнении, что ограничивает сферу применения данного двигателя. Кроме того, конструкция масляного насоса увеличивает габаритные размеры двигателя.
Известен двигатель внутреннего сгорания (см. Патент СССР N 670238, F 01 M 1/02, опубл. 05.07.79). Этот двигатель содержит картер, в котором установлен вал, вращающийся с помощью шестерни от коленчатого вала, расположенный в расточке картера масляный насос, выполненный за одно целое с подшипником вала. Масляный насос содержит ротор, установленный на валу, крышку, которая крепится на картере и центрируется с корпусом насоса шпилькой. В крышке выполнены выемки, образующие всасывающий и нагнетательный трубопроводы.
Однако и такое конструктивное выполнение двигателя не обеспечивает изменения направления вращения коленчатого вала без замены масляного насоса или его привода, что усложняет конструкцию двигателя и ограничивает сферу его применения.
Задачей, решаемой изобретением, является упрощение конструкции двигателя и расширение сферы его применения путем изменения направления вращения коленчатого вала на противоположное.
Поставленная задача решается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания, содержащем по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами с помощью системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами.
Применение на двигателе системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями, не требует замены масляного насоса при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное, при этом необходима лишь перестановка цилиндрической проставки. Такое конструктивное решение существенно упрощает конструкцию двигателя, снижает стоимость его изготовления и расширяет сферу применения.
На фиг. 1 дан общий вид картера двигателя с масляным насосом.
На фиг. 2 - вид на торцевую поверхность расточки картера под масляный насос и всасывающий и нагнетательный трубопроводы.
На фиг. 3 - проставка для масляного насоса двигателя с вращением коленчатого вала по часовой стрелке.
На фиг. 4 - проставка для масляного насоса двигателя с вращением коленчатого вала против часовой стрелки.
На фиг. 5 - вид на крышку масляного насоса.
Двигатель внутреннего сгорания содержит картер 1 с масляной ванной 2, в расточке 3 картера 1 установлен масляный насос 4, приводимый во вращение от коленчатого вала через шестеренчатую передачу, соединенный с всасывающим 5 и нагнетательным 6 трубопроводами посредством системы переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки 7 с фигурными прорезями 8 и 9 и установленной между крышкой 13 масляного насоса 4 и торцевой поверхностью 16 расточки 3. При этом в случае вращения коленчатого вала двигателя по часовой стрелке всасывающее отверстие 14 крышки 13 сообщено через прорезь 8 проставки 7 и отверстие 17, выполненное в стенке картера, прилегающей к торцевой поверхности 16 расточки 3 с всасывающим трубопроводом 5, а нагнетательное отверстие 15 крышки 13 сообщено через прорезь 9 проставки 7 и отверстие 18, выполненное в той же стенке, с нагнетательным трубопроводом 6.
В случае вращения коленчатого вала против часовой стрелки вместо проставки 7 на двигатель устанавливается проставка 10 с прорезями 11 и 12. При этом нагнетательное отверстие 11 крышки 13 сообщено через прорезь 11 проставки 10 и отверстие 17, выполненное в стенке картера, сообщено с всасывающим трубопроводом 5, а всасывающее отверстие 14 крышки 13 сообщено через прорезь 12 проставки 10 и отверстие 18, выполненное в той же стенке, с нагнетательным трубопроводом 6.
Двигатель работает следующим образом. При вращении коленчатого вала по часовой стрелке масло из масляной ванны 2 через всасывающий трубопровод 5, отверстие 17 и прорезь 8 проставки 7 поступает через всасывающее отверстие 14 крышки 13 в полость масляного насоса 4 и далее нагнетается через нагнетательное отверстие 15 крышки 13, прорезь 9 проставки 7 и отверстие 18 в нагнетательный трубопровод 6, по которому поступает к потребителям системы смазки.
Для работы двигателя с вращением коленчатого вала против часовой стрелки устанавливается проставка 10 с прорезями 11 и 12. При этом масло из масляной ванны 2 через всасывающий трубопровод 5, отверстие 17 и прорезь 11 проставки 10 поступает через нагнетательное отверстие 15 крышки 13 в полость масляного насоса 4 и далее через всасывающее отверстие 14, прорезь 12 проставки 10 и нагнетательный трубопровод 6 подается к потребителям системы смазки.
Экспериментальные исследования опытных образцов двигателей показали их высокую надежность.
Предложенный двигатель существенно проще по конструкции, дешевле в изготовлении, имеет более широкую сферу применения по сравнению с аналогичными двигателями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2133838C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2140025C1 |
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1998 |
|
RU2137928C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1997 |
|
RU2133839C1 |
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2136903C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ | 1987 |
|
RU2133855C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2140554C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ | 1998 |
|
RU2137930C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2136901C1 |
Двигатель внутреннего сгорания (варианты) | 2023 |
|
RU2823013C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания для сельскохозяйственной техники, электроагрегатов и транспортных средств. Двигатель содержит по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами. Двигатель оснащен системой переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами при вращении коленчатого вала в одном направлении, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами. Технический результат - упрощение конструкции двигателя. 5 ил.
Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр, коленчатый вал, картер с масляной ванной, размещенный в расточке картера масляный насос, соединенный с всасывающим и нагнетательным трубопроводами, отличающийся тем, что двигатель оснащен системой переключения масляных потоков, выполненной в виде цилиндрической проставки с фигурными прорезями и установленной между крышкой масляного насоса и торцевой поверхностью расточки, при этом всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с одноименными трубопроводами при вращении коленчатого вала в одном направлении, а при изменении направления вращения коленчатого вала на противоположное всасывающее и нагнетательное отверстия масляного насоса сообщены с помощью прорезей проставки с разноименными трубопроводами.
Авторы
Даты
1999-07-20—Публикация
1997-12-24—Подача