ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ Российский патент 1999 года по МПК F02B23/06 F02N17/02 

Описание патента на изобретение RU2137930C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно двигателестроения и, в частности, к выполнению камер сгорания в поршне двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия для обеспечения пуска при низких температурах окружающей природной среды и сохранения высокой экономичности на рабочих режимах.

Известен двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, содержащий цилиндр с поршнем и размещенную в нем неразделенную камеру сгорания, головку цилиндра, размещенные в ней профилированный впускной канал для создания вращательного движения воздуха вокруг оси цилиндра, выступающую в камеру сгорания штифтовую свечу накаливания и форсунку с распылителем, по меньшей мере одно сопловое отверстие которого ориентировано на свечу таким образом, что его ось смещена по ходу вращения воздуха относительно оси штифтовой свечи и расположена по касательной к его боковой поверхности ( см. АС СССР N 844793, F 02 В 23/06, опубл. 07.07.81 ).

Недостаток данного двигателя заключается в том, что свеча накаливания расположена вблизи от распылителя. Это приводит к тому, что на свечу попадает большое количество нераспыленного топлива, увеличивая время его испарения. Кроме того, свеча накаливания расположена близко к центру камеры сгорания, где скорость воздушного вихря мала. Оба эти фактора ухудшают условия пуска двигателя.

На рабочих режимах струя топлива вблизи соплового отверстия отклоняется незначительно воздушным потоком, поэтому часть топлива попадает на свечу, ухудшая тем самым процесс смесеобразования и топливную экономичность двигателя.

Известен также двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, содержащий по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, неразделенную камеру сгорания с горловиной, выполненную в поршне, головку цилиндра, имеющую впускной профилированный канал для создания вращательного движения воздуха вокруг оси цилиндра с клапаном, и размещенные в головке цилиндра штифтовую свечу накаливания, выступающую в камеру сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке, и форсунку с распылителем, ось по меньшей мере одного соплового отверстия которого смещена по ходу вращения воздуха относительно оси свечи накаливания и расположена по касательной к ее боковой поверхности, при этом величина выступания свечи накаливания в камеру сгорания составляет 0,149-0,162 от диаметра верхней кромки горловины последней ( см. АС СССР N 1588884, F 02 В 23/06, F 02 N 17/02, опубл. 30.08.90).

Данный двигатель, принятый за прототип, имеет следующие недостатки. Свеча накаливания, выступающая в камеру сгорания, расположена перпендикулярно направлению вращения воздушного заряда, что нарушает его газодинамическую структуру и уменьшает скорость вихря. Кроме того, свеча накаливания расположена вблизи впускного клапана в зоне выхода воздуха из впускного канала, что ухудшает процесс впуска и уменьшает наполнение цилиндра воздухом.

Оба эти фактора в конечном итоге приводят к снижению топливной экономичности.

Задачей, решаемой изобретением, является повышение топливной экономичности за счет увеличения наполнения цилиндра и улучшения процесса смесеобразования.

Поставленная задача решается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, содержащем по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, неразделенную камеру сгорания, выполненную в поршне, головку цилиндра, имеющую впускной профилированный канал для создания вращательного движения воздуха вокруг оси цилиндра с впускным клапаном, и размещенные в головке цилиндра штифтовую свечу накаливания, выступающую в камеру сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке, и форсунку с распылителем, ось по меньшей мере одного соплового отверстия которого расположена по касательной к боковой поверхности свечи накаливания, причем свеча накаливания размещена на максимально близком расстоянии от впускного клапана, определяемом компоновкой головки цилиндра, со стороны, противоположной выходу воздушного потока из впускного канала в цилиндр, а угол между проекцией оси свечи накаливания на плоскость, перпендикулярную оси цилиндра и касательной к цилиндрической поверхности камеры сгорания в точке их пересечения, составляет 35...45o.

Такое конструктивное выполнение двигателя позволяет обеспечить наибольшее наполнение цилиндра воздухом за счет уменьшения сопротивления на выходе закрученного воздушного потока из клапанной щели, а также высокое качество смесеобразования вследствие незначительного снижения интенсивности воздушного вихря в камере сгорания.

На фиг. 1 и 2 показана схема двигателя.

Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия содержит цилиндр 1 с поршнем 2, неразделенную камеру сгорания 3, выполненную в поршне 2, головку 4 цилиндра 1 с впускным винтовым каналом 5 (показан пунктирной линией) и клапаном 6, размещенные в головке 4 свечу накаливания 7, выступающую в камеру сгорания 3 при положении поршня 2 в верхней мертвой точке и форсунку 8 с распылителем 9, ось 10 одного соплового отверстия которого смещена относительно оси 11 свечи накаливания 7 и расположена по касательной к ее боковой поверхности 12, причем свеча накаливания 7 расположена вблизи впускного канала 6 со стороны, противоположной выходу 13 воздушного потока, а проекция ее оси 11 на плоскость, перпендикулярную к оси 14 цилиндра 1, образует с касательной 15 цилиндрической поверхности 16 камеры сгорания в точке их пересечения 17 угол ϕ..

Двигатель работает следующим образом. На пусковом режиме частота вращения воздушного заряда ω незначительна и струи топлива, впрыскиваемые распылителем 9 форсунки 8 в камеру сгорания 3, не отклоняются от прямолинейного движения, при этом струя топлива с осью 10 попадает на раскаленную поверхность 12 свечи накаливания 7, испаряется и перемешивается с потоком воздуха, имеющим в зоне установки свечи 7 на периферии камеры сгорания 3 самую высокую скорость вращения. Вследствие этого происходит надежный пуск двигателя.

На рабочих режимах скорость вращения воздушного заряда ω увеличивается, что обеспечивает отклонение струй топлива по направлению его вращения (показано штрихлунктирными линиями), при этом ось 10 струи, направленной к свече накаливания 7, отклоняется от ее поверхности 12 настолько, что струя не касается поверхности свечи накаливания 7, вследствие чего не происходит ухудшения процесса смесеобразования.

Так как проекция оси 11 свеч накаливания 7 сориентирована по траектории воздушного вихря, достигается минимальное нарушение газодинамической структуры воздушного потока, а, следовательно, свеча накаливания 7 незначительно снижает скорость вращения воздушного потока.

Расположение свечи накаливания 7 вблизи впускного клапана 6 со стороны, противоположной выходу 13 воздушного потока из впускного канала 5, не вносит искажения воздушного потока в процессе впуска воздуха в цилиндр 1, благодаря чему достигается наибольшее наполнение цилиндра 1 свежим зарядом.

Предлагаемый двигатель был изготовлен и проведены его стендовые испытания, в результате которых установлено, что угол между проекцией оси свечи накаливания на плоскость, перпендикулярную оси цилиндра и касательной к цилиндрической поверхности камеры сгорания в точке их пресечения, должен находиться в пределах ϕ = 35...45o. При ϕ < 35o свеча недостаточно выходит в камеру сгорания, что ухудшает пуск двигателя, а при ϕ > 45o свеча оказывает большое сопротивление воздушному вихрю и ухудшает процесс смесеобразования.

При ϕ = 35...45o топливная экономичность двигателя возрастает на 5 - 7% по сравнению с известными аналогами.

Похожие патенты RU2137930C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1987
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133855C1
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
  • Белов В.В.
RU2136903C1
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1998
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Белов В.В.
  • Плешанов А.А.
RU2137928C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1997
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133839C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Белов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2136901C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133838C1
Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия 1988
  • Фахрутдинов Асхат Гиматович
  • Купершмидт Владимир Леонидович
  • Распопов Валерий Леонидович
  • Соболевский Юрий Дмитриевич
  • Васильев Николай Иванович
SU1588884A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Плешанов А.А.
  • Платонов Н.Л.
  • Меркулов А.Н.
RU2140025C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2140554C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
  • Меркулов А.Н.
RU2133349C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 137 930 C1

Реферат патента 1999 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно -двигателестроения, в частности к выполнению камер сгорания в поршне двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия для обеспечения пуска при низких температурах окружающей среды и сохранения высокой экономичности на рабочих режимах. Двигатель содержит цилиндр с поршнем, неразделенную камеру сгорания, выполненную в поршне, головку цилиндра с впускным винтовым каналом и клапаном. В головке размещены свеча накаливания, выступающая в камеру сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке, форсунка с распылителем. Ось одного соплового отверстия распылителя расположена по касательной к боковой поверхности свечи накаливания, размещенной вблизи впускного канала со стороны, противоположной выходу воздушного потока. Проекция оси свечи накаливания на плоскость, перпендикулярную оси цилиндра, образует с касательной к цилиндрической поверхности камеры сгорания в точке их пересечения угол ϕ = 35. . . 45o. Изобретение обеспечивает повышение топливной экономичности за счет увеличения наполнения цилиндра и улучшения процесса смесеобразования. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 137 930 C1

Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, содержащий по меньшей мере один цилиндр с размещенным в нем поршнем, неразделенную камеру сгорания, выполненную в поршне, головку цилиндра, имеющую впускной профилированный канал для создания вращательного движения воздуха вокруг оси цилиндра с впускным клапаном, и размещенные в головке цилиндра штифтовую свечу накаливания, выступающую в камеру сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке, и форсунку с распылителем, ось по меньшей мере одного соплового отверстия которого расположена по касательной и боковой поверхности, свечи накаливания, отличающийся тем, что свеча накаливания размещена на максимально близком расстоянии от впускного клапана, определяемой компоновкой головки цилиндра, со стороны, противоположной выходу воздушного потока из впускного канала в цилиндр, а угол ϕ между проекцией оси свечи накаливания на плоскость, перпендикулярную оси цилиндра и касательной к цилиндрической поверхности камеры сгорания в точке их пересечения составляет 35...45o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2137930C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия 1988
  • Фахрутдинов Асхат Гиматович
  • Купершмидт Владимир Леонидович
  • Распопов Валерий Леонидович
  • Соболевский Юрий Дмитриевич
  • Васильев Николай Иванович
SU1588884A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Двигатель внутреннего сгоранияС ВОСплАМЕНЕНиЕМ OT СжАТия 1973
  • Катольник Владимир Михайлович
  • Кислов Юрий Павлович
  • Купершмидт Владимир Леонидович
  • Тарасов Юрий Николаевич
SU844793A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Двигатель внутреннего сгорания со сжатием воздуха 1978
  • Староверов Михаил Васильевич
SU861682A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Двигатель внутреннего сгорания 1977
  • Глазунов Аркадий Алексеевич
  • Глазунова Елена Владимировна
SU817280A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ ИНДИКАТОРНОЙ БУМАГИ 2011
  • Островская Вера Михайловна
  • Прокопенко Олег Анатольевич
  • Маньшев Дмитрий Альевич
  • Кошелев Денис Александрович
RU2464368C1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
СПОСОБ ОКРАШИВАНИЯ ХЛОРИСТОГО КАЛИЯ 2003
  • Козел З.Л.
  • Алиферова С.Н.
  • Новоселов В.А.
  • Ершов В.Н.
  • Дерябин П.А.
  • Субботина В.В.
RU2234459C1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 137 930 C1

Авторы

Дронов Е.А.

Эфрос В.В.

Бессонов А.Н.

Панов В.В.

Платонов Н.Л.

Белов В.В.

Плешанов А.А.

Даты

1999-09-20Публикация

1998-07-06Подача