УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ ВАГОНА С РЕЛЬСОВ Российский патент 1999 года по МПК B60T7/12 

Описание патента на изобретение RU2137632C1

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов.

Известно устройство автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов [1], которое содержит датчики вертикального ускорения, установленные на необрессоренных частях и подключенные к одним из фильтров низкой частоты, и компараторы с источниками опорного сигнала на первом входе и логическим элементом И на выходе, который через формирователь импульсов соединен с блоками включения тормоза. Датчик продольного ускорения через детектор подключен ко второму входу первого компаратора, а фильтры низкой частоты подключены через детекторы ко второму входу второго компаратора.

Недостаток устройства заключается в том, что для обеспечения безопасности движения необходимо таким устройством оборудовать каждый грузовой и пассажирский вагон, что приводит к существенному повышению стоимости грузопассажирских перевозок.

Другим недостатком устройства является усложнение электрической схемы вагона, что приводит к снижению эксплуатационной надежности в виду появления разветвленной схемы блоков обнаружения схода.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности и снижение стоимости грузопассажирских перевозок.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов, содержащее датчики вертикального ускорения, установленные на необрессоренных частях и подключенные к одним из фильтров низкой частоты, и компараторы, на первом входе каждого из которых подключен источник опорного сигнала, а на выходе - логический элемент И, который через формирователь импульсов соединен с блоком включения тормоза, введены датчики поперечных ускорений, установленные на необрессоренных частях локомотива и подключенные к другим фильтрам низких частот, датчик скорости движения подвижного состава, аналого-цифровые преобразователи, блок расчета "шпальной" частоты, блок формирования "околошпальной" полосы частот, блоки оценки энергетических спектров и блоки расчета энергии сигналов ускорений, к первым входам которых подключен датчик скорости движения подвижного состава через цепочку последовательно соединенных аналого-цифрового преобразователя, блока расчета "шпальной" частоты и блока формирования "околошпальной" полосы частот, а каждый второй вход блока расчета энергии сигналов ускорений соединен с соответствующим фильтром низкой частоты через соответствующую последовательно соединенную цепочку, состоящую из аналого-цифрового преобразователя и блока оценки энергетических спектров, выход каждого блока расчета энергии сигналов ускорений подключен ко второму входу соответствующего компаратора, при этом датчики вертикального ускорения установлены на локомотиве.

Такое выполнение устройства, при котором введены датчики поперечных ускорений, установленные на необрессоренных частях локомотива и подключенные к другим фильтрам низких частот, датчик скорости движения подвижного состава, аналого-цифровые преобразователи, блок расчета "шпальной" частоты, блок формирования "околошпальной" полосы частот, блоки оценки энергетических спектров и блоки расчета энергии сигналов ускорений, к первым входам которых подключен датчик скорости движения подвижного состава через цепочку последовательно соединенных аналого-цифрового преобразователя, блока расчета "шпальной" частоты и блока формирования "околошпальной" полосы частот, а каждый второй вход блока расчета энергии сигналов ускорении соединен с соответствующим фильтром низкой частоты через соответствующую последовательно соединенную цепочку, состоящую из аналого-цифрового преобразователя и блока оценки энергетических спектров, выход каждого блока расчета энергии сигналов ускорений подключен ко второму входу соответствующего компаратора, при этом датчики вертикального ускорения установлены на локомотиве, позволяет оборудовать устройством локомотив подвижного состава, а не каждый вагон (как в прототипе) и тем самым снизить стоимость грузопарсажирских перевозок и повысить надежность.

На чертеже представлена блок-схема устройства автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов.

Устройство содержит датчики 1,2 вертикального и поперечного ускорения, установленные на необрессоренных частях локомотива. Датчик 3 скорости, представляющий собой локомотивный скоростемер, последовательно соединен с аналого-цифровым преобразователем 4, с блоком 5 расчета "шпальной" частоты и блоком 6 формирования "околошпальной" полосы частот, выход которого подключен к первым входам блоков 7, 8 расчета энергии сигналов ускорений. Датчики 1, 2 вертикального и поперечного ускорения через соответствующие цепочки последовательно соединенных фильтра 9 низких частот, аналого-цифрового преобразователя 10, блока 11 оценки энергетических спектров подключены ко вторым входам соответствующих блоков 7, 8 расчета энергии сигналов ускорений. Выходы блоков 7, 8 соответственно подключены ко входам компараторов 12, 13, на других входах которых установлены источники 14, 15 опорного сигнала. Выходы компараторов 12, 13 подключены к логическому элементу И 16, который через формирователь 17 импульсов подключен к блоку 18 включения тормоза.

Устройство работает следующим образом. При движении грузового или пассажирского подвижного состава в локомотиве возникают ускорения, величины которых регистрируются с помощью датчиков 1 вертикальных и датчиков 2 поперечных ускорений и преобразуются в электрические сигналы. Во время штатного движения подвижного состава датчики 1, 2 ускорений, установленные на необрессоренных частях локомотива, регистрируют "фон" в виде электрических сигналов, которые фильтруются в фильтрах 9 низкой частоты и в аналого-цифровых преобразователях 10 преобразуются в дискретные сигналы с заданным шагом квантования Δt, для которых в блоках 11 оценки энергетических спектров рассчитываются их энергетические спектры. Энергия "фона "формируется неровностями поверхностей катания рельсов, стыками и т.п. При сходе колесной пары вагона с рельсов в результате периодических ударов по шпалам с частотой F генерируются вынужденные упругие колебания рельсового пути. В локомотиве возникают повышенные уровни поперечных и вертикальных ускорений, инициированные распространением вынужденных упругих колебаний рельсового пути от места колесной пары, сошедшей с рельсов до локомотива. В локомотивном датчике 3 скорости движения поезда вырабатывается аналоговый непрерывный сигнал, пропорциональный скорости движения поезда. Сигнал с помощью аналого-цифрового преобразователя 4 преобразуется в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования Δ t. Далее сигнал подается на блок 5 расчета "шпальной" частоты. Значение "шпальной" частоты определяется по формуле
F=V/L,
где V - скорость движения поезда; L - расстояние между шпалами.

При прохождении блока 6 формирования "околошпальной" полосы частот, устанавливается диапазон информативных частот для регистрации схода вагона (f+δ; f-δ), где δ определяется экспериментально. В блоках 7, 8 расчета энергии сигналов ускорений по полученным энергетическим спектрам, поступившим с блоков 11 оценки энергетических спектров, и значениям информативных частот, поступившим с блока 6 формирования "околошпальной" полосы частот, вычисляются значения энергий сигналов вертикальных и поперечных ускорений в заданной "околошпальной" полосе частот. При движении подвижного состава происходят непрерывная оценка энергии спектра сигналов вертикальных и поперечных ускорений в указанной полосе частот и сравнение их с экспериментально установленными опорными уровнями в виде "фоновых значений" энергий спектра сигналов в компараторах 12, 13, сигналы с которых поступают на логический элемент И 16. При одновременном превышении энергий сигналов вертикальных и горизонтальных ускорений в формирователе 17 импульсов вырабатывается управляющий сигнал для включения тормоза, который подается в блок 18 включения тормоза.

Данное устройство, установленное на локомотиве, позволяет оперативно, автоматически произвести остановку подвижного состава и тем самым предотвратить крушение состава, т. е. повысить безопасность движения на железных дорогах.

Источники информации
Авт. св. СССР N 1428627 Устройство для автоматического торможения поезда при сходе вагона с рельсов, кл. B 60 T 7/12, опубл. 07.10.88, Бюл. N 37л

Похожие патенты RU2137632C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ СХОДА ВАГОНА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С РЕЛЬСОВ 1998
  • Меркулов В.И.
  • Мисевич В.Н.
  • Славинский З.М.
  • Трошкина Е.И.
  • Шарадзе О.Х.
RU2137633C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ ВАГОНА С РЕЛЬСОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Меркулов Владислав Иванович
  • Мисевич Валерий Николаевич
RU2284928C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КРИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА РЕЛЬСОВОМ ПУТИ И РЕГИСТРАЦИИ ЕГО СХОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Семашко Николай Александрович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2399524C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБРАСЫВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С РЕЛЬСОВ 1998
  • Бодров Е.В.
  • Дементьев И.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Мисевич В.Н.
  • Рыжков Е.Д.
  • Шарадзе О.Х.
RU2137640C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБРАСЫВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С РЕЛЬСОВ 2000
  • Бодров Е.В.
  • Ванцев С.С.
  • Зябиров Х.Ш.
  • Колдаев С.Н.
  • Меркулов В.И.
  • Мисевич В.Н.
  • Юдкин Н.М.
RU2180298C1
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИСУТСТВИЯ ПРЕДМЕТА В КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗОНЕ 1998
  • Беагон В.С.
  • Зябиров Х.Ш.
  • Зяблов Е.Е.
  • Жестянников Л.Л.
  • Кулемин В.Н.
  • Подувалов И.Г.
  • Славинский З.М.
  • Фогель А.Л.
  • Шарадзе О.Х.
RU2145559C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И ПУТЕВОЙ ДАТЧИК ФИКСАЦИИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2000
  • Козеев В.В.
  • Демидов А.П.
  • Герасименко В.И.
RU2160202C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕМОНТА ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА 1999
  • Морозов В.В.
  • Морозова Е.И.
  • Мисевич В.Н.
  • Кулемин В.Н.
  • Славинский З.М.
  • Шарадзе О.Х.
RU2171188C2
Устройство для автоматического торможения поезда при сходе вагона с рельсов 1987
  • Блохин Евгений Петрович
  • Михайленко Виталий Михайлович
  • Клюевский Вячеслав Васильевич
  • Оптовец Светлана Петровна
  • Стамблер Евгений Львович
SU1428627A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ СМАЗКИ НА РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Семашко Николай Александрович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2425768C1

Реферат патента 1999 года УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ ВАГОНА С РЕЛЬСОВ

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов. Достигаемый технический результат состоит в повышении надежности и снижении стоимости грузопассажирских перевозок. Устройство содержит датчики вертикального и поперечного ускорения, установленные на необрессоренных частях локомотива. Датчик скорости, предоставляющий собой локомотивный скоростемер, последовательно соединен с аналого-цифровым преобразователем, с блоком расчета "шпальной" частоты и блоком формирования "околошпальной " полосы частот, выход которого подключен к первым входам блоков расчета энергии сигналов ускорений. Датчики вертикального и поперечного ускорения через соответствующие цепочки последовательно соединенных фильтра низких частот, аналого-цифрового преобразователя блока оценки энергетических спектров подключены ко вторым входам соответствующих блоков расчета энергии сигналов ускорений. Выходы блоков соответственно подключены ко входам компараторов, на других входах которых установлены источники опорного сигнала. Выходы компараторов подключены к логическому элементу И, который через формирователь импульсов подключен к блоку включения тормоза. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 137 632 C1

Устройство автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов, содержащее датчики вертикального ускорения, установленные на необрессоренных частях и подключенные к одним из фильтров низкой частоты, и компараторы, на первом входе каждого из которых подключен источник опорного сигнала, а на выходе - логический элемент И, который через формирователь импульсов соединен с блоком включения тормоза, отличающееся тем, что введены датчики поперечных ускорений, установленные на необрессоренных частях локомотива и подключенные к другим фильтрам низких частот, датчик скорости движения подвижного состава, аналого-цифровые преобразователи, блок расчета "шпальной" частоты, блок формирования "околошпальной" полосы частот, блоки оценки энергетических спектров и блоки расчета энергии сигналов ускорений, к первым входам которых подключен датчик скорости движения подвижного состава через цепочку последовательно соединенных аналого-цифрового преобразователя, блока расчета "шпальной" частоты и блока формирования "околошпальной" полосы частот, а каждый второй вход блока расчета энергии сигналов ускорений соединен с соответствующим фильтром низкой частоты через соответствующую последовательно соединенную цепочку, состоящую из аналого-цифрового преобразователя и блока оценки энергетических спектров, выход каждого блока расчета энергии сигналов ускорений подключен ко второму входу соответствующего компаратора, при этом датчики вертикального ускорения установлены на локомотиве.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2137632C1

Устройство для автоматического торможения поезда при сходе вагона с рельсов 1987
  • Блохин Евгений Петрович
  • Михайленко Виталий Михайлович
  • Клюевский Вячеслав Васильевич
  • Оптовец Светлана Петровна
  • Стамблер Евгений Львович
SU1428627A1
Устройство для автоматического торможения подвижного состава при сходе с рельсов 1980
  • Конюх Владимир Леонидович
  • Коваленко Виктор Андреевич
SU891493A1
Устройство для автоматического торможения подвижного состава при сходе вагонов с рельсов 1984
  • Кузьминых Юрий Спепанович
  • Никаноров Вилорий Викторович
SU1237523A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ С РЕЛЬСОВ 1992
  • Асадченко В.Р.
  • Канашевич Ф.Ф.
  • Ляной В.В.
RU2025340C1
US 3938765 A, 17.02.76
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью 1916
  • Драго С.И.
SU14A1

RU 2 137 632 C1

Авторы

Смирнов В.В.

Меркулов В.И.

Мисевич В.Н.

Славинский З.М.

Шарадзе О.Х.

Кулемин В.Н.

Ерилин Е.С.

Спиридонов Э.С.

Даты

1999-09-20Публикация

1998-09-08Подача