СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ СХОДА ВАГОНА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С РЕЛЬСОВ Российский патент 1999 года по МПК B60T7/12 

Описание патента на изобретение RU2137633C1

Изобретение относится к транспортной технике, в частности, к способам регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов.

Известен способ регистрации схода вагонов подвижного состава с рельсов [1] , который заключается в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, преобразуют их в электрические сигналы с последующим выделением низкочастотных составляющих, обрабатывают их и сравнивают обработанные сигналы с опорными уровнями и при одновременном превышении последних, формируют управляющий тормозной сигнал.

Недостаток способа заключается в его неуниверсальности, поскольку он не может быть использован при регистрации на локомотиве схода вагона с рельсов, так как величина ускорения локомотива при сходе вагона не изменяется по величине.

Целью настоящего изобретения является повышение универсальности.

Поставленная цель достигается тем, что в способе регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов, заключающемся в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, преобразуют их в электрические сигналы с последующим выделением низкочастотных составляющих, обрабатывают их и сравнивают обработанные сигналы с опорными уровнями и при одновременном превышении последних формируют управляющий тормозной сигнал, замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал, который преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования, и с учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот, при этом низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот, в пределах которой производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава, причем другое ускорение - поперечное.

Такое выполнение способа, при котором замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал, который преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования и с учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот, при этом низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот, в пределах которой производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава, причем другое ускорение - поперечное, позволяет использовать его при регистрации на локомотиве подвижного состава схода вагона с рельсов и тем самым повысить его универсальность.

Предлагаемый способ основан на регистрации энергии сигналов поперечных (координата Y) и вертикальных (координата Z) ускорений необрессоренной части подвижного состава в заданной полосе частот [fo-δ; fo+δ], где fo - частота ударов сошедшей колесной пары с рельсов о шпалы ("шпальная частота"); δ - параметр, задающий "околошпальную" полосу частот, который определяется экспериментально. "Околошпальная" полоса частот [fo-δ; fo+δ] изменяется пропорционально скорости движения поезда. Момент схода определяется сравнением энергий сигналов ускорений в "околошпальной" полосе частот по координатам Z и Y при сходе вагона с рельсов с опорными уровнями - энергиями сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава в указанной полосе частот.

Способ реализуется следующей последовательностью действий.

1. Во время движения подвижного состава замеряют вертикальные (координата Z) и поперечные (координата Y) ускорения, в соответствии с которыми вырабатывают аналоговые непрерывные электрические сигналы в виде случайных стационарных процессов Z(t) и Y(t) соответственно.

2. Сигналы фильтруют, выделяя их низкочастотные составляющие, и затем преобразуют в дискретную последовательность сигналов Z(t) и Y(t) с заданным шагом квантования Δ t.

3. Для полученных дискретных последовательностей рассчитывают оценки энергетических спектров Sz и Sy процессов Z(k) и Y(k) конечной длительности по формуле:
,
где - N число отсчетов; Zk - значение ускорения в k-й момент времени; mz - среднее значение ускорений; Δ t - шаг квантования; - круговая частота; f - частота.

4. Замеряют скорость подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал. Последний преобразуют в дискретную последовательность сигналов с тем же шагом квантования Δ t. Рассчитывают "шпальную" частоту по формуле:
fo=v/l,
где v - скорость движения поезда (м/с); l - расстояние между шпалами.

Для регистрации схода вагона с рельсов устанавливают "околошпальную" полосу частот
[fo-δ; fo+δ] = [f1;f2]
5. По полученному энергетическому спектру S и значениям граничных частот [f1; f2] вычисляют значения энергии сигналов ускорений по Z и Y-координатам в заданной полосе частот по формуле:
б
где Si - значения отсчетов спектральной плотности в диапазоне частот
f=[f1; f2]
6. При сходе колесной пары вагона с рельсов в результате периодических ударов колесной пары по шпалам с частотой fo генерируются колебания в рельсах, регистрируемые датчиками ускорений. Это приводит к росту значений энергии сигналов ускорений, определяемых соотношением (3).

7. При движении подвижного состава происходит непрерывная оценка энергий спектров сигналов ускорений по Z и Y-координатам в заданной полосе частот Δt и сравнение их с экспериментально установленными опорными уровнями - энергиями ускорений при штатном движении поезда в той же полосе частот. При одновременном превышении энергий сигналов ускорений по Z и Y-координатам в m раз опорных уровней формируется сигнал схода вагона с рельсов, в соответствии с которым вырабатывается управляющий сигнал для включения тормоза.

Использование данного способа позволяет снизить аварийность и повысить безопасность движения на железной дороге.

Похожие патенты RU2137633C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ ВАГОНА С РЕЛЬСОВ 1998
  • Смирнов В.В.
  • Меркулов В.И.
  • Мисевич В.Н.
  • Славинский З.М.
  • Шарадзе О.Х.
  • Кулемин В.Н.
  • Ерилин Е.С.
  • Спиридонов Э.С.
RU2137632C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ ВАГОНА С РЕЛЬСОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Меркулов Владислав Иванович
  • Мисевич Валерий Николаевич
RU2284928C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБРАСЫВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С РЕЛЬСОВ 1998
  • Бодров Е.В.
  • Дементьев И.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Мисевич В.Н.
  • Рыжков Е.Д.
  • Шарадзе О.Х.
RU2137640C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБРАСЫВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С РЕЛЬСОВ 2000
  • Бодров Е.В.
  • Ванцев С.С.
  • Зябиров Х.Ш.
  • Колдаев С.Н.
  • Меркулов В.И.
  • Мисевич В.Н.
  • Юдкин Н.М.
RU2180298C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КРИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА РЕЛЬСОВОМ ПУТИ И РЕГИСТРАЦИИ ЕГО СХОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Семашко Николай Александрович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2399524C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА С ТЯГОВЫМ ХОМУТОМ СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА 1998
  • Морозов В.В.
  • Морозова Е.И.
  • Славинский З.М.
  • Шарадзе О.Х.
RU2137631C1
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИСУТСТВИЯ ПРЕДМЕТА В КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗОНЕ 1998
  • Беагон В.С.
  • Зябиров Х.Ш.
  • Зяблов Е.Е.
  • Жестянников Л.Л.
  • Кулемин В.Н.
  • Подувалов И.Г.
  • Славинский З.М.
  • Фогель А.Л.
  • Шарадзе О.Х.
RU2145559C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕДЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Егиазарян А.В.
  • Редькин В.И.
  • Шалаев И.К.
RU2114753C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И ПУТЕВОЙ ДАТЧИК ФИКСАЦИИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2000
  • Козеев В.В.
  • Демидов А.П.
  • Герасименко В.И.
RU2160202C1
МАШИНА ДЛЯ ЗАБИВКИ НАДДЕРНУТЫХ КОСТЫЛЕЙ В ДЕРЕВЯННЫЕ ШПАЛЫ 1993
  • Егиазарян А.В.
  • Редькин В.И.
RU2081961C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ СХОДА ВАГОНА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С РЕЛЬСОВ

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к способам регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов. Способ регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов заключается в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, а другое - поперечное, преобразуют их в электрические сигналы с последующим выделением низкочастотных составляющих. Затем обрабатывают сигналы и сравнивают их с опорными уровнями и при одновременном превышении последних формируют управляющий тормозной сигнал. При этом замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал. Сигнал преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования. С учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот. Низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот. В пределах "околошпальной" полосы производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава. Достигаемый технический результат состоит в снижении аварийности и повышении безопасности движения на железной дороге.

Формула изобретения RU 2 137 633 C1

Способ регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов, заключающийся в том, что замеряют ускорения необрессоренных частей подвижного состава, одно из которых вертикальное, преобразуют их в электрические сигналы, с последующим выделением низкочастотных составляющих, обрабатывают их и сравнивают обработанные сигналы с опорными уровнями и при одновременном превышении последних формируют управляющий тормозной сигнал, отличающийся тем, что замеряют скорость движения подвижного состава, соответственно которой вырабатывают аналоговый непрерывный сигнал, который преобразуют в дискретную последовательность с заданным шагом квантования, и с учетом расстояния между шпалами определяют "шпальную" частоту и "околошпальную" полосу частот, при этом низкочастотные составляющие сигналов ускорений преобразуют в дискретную последовательность сигналов с указанным шагом квантования, для которых рассчитывают энергетические спектры с последующей оценкой энергий в "околошпальной" полосе частот, в пределах которой производят сравнения указанных энергий с опорными уровнями в виде энергии сигналов ускорений, возникающих при штатном движении подвижного состава, причем другое ускорение - поперечное.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2137633C1

Устройство для автоматического торможения поезда при сходе вагона с рельсов 1987
  • Блохин Евгений Петрович
  • Михайленко Виталий Михайлович
  • Клюевский Вячеслав Васильевич
  • Оптовец Светлана Петровна
  • Стамблер Евгений Львович
SU1428627A1
Устройство для автоматического торможения подвижного состава при сходе с рельсов 1980
  • Конюх Владимир Леонидович
  • Коваленко Виктор Андреевич
SU891493A1
Устройство для автоматического торможения подвижного состава при сходе вагонов с рельсов 1984
  • Кузьминых Юрий Спепанович
  • Никаноров Вилорий Викторович
SU1237523A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ С РЕЛЬСОВ 1992
  • Асадченко В.Р.
  • Канашевич Ф.Ф.
  • Ляной В.В.
RU2025340C1
US 3938765 A, 17.02.76
Устройство для автоматического торможения железнодорожного подвижного состава при сходе с рельсов 1987
  • Богодистов Алим Дмитриевич
  • Пятак Михаил Феодосиевич
SU1411196A1

RU 2 137 633 C1

Авторы

Меркулов В.И.

Мисевич В.Н.

Славинский З.М.

Трошкина Е.И.

Шарадзе О.Х.

Даты

1999-09-20Публикация

1998-09-08Подача