Изобретение относится к области производства летательных аппаратов, а именно к оснастке для сборки панелей агрегатов типа крыла, фюзеляжа, оперения.
Известно приспособление для сборки панели крыла (В.П.Григорьев и М.П. Галиханов. "Приспособления для сборки узлов и агрегатов самолетов и вертолетов". Москва, "Машиностроение", 1977 г., 98-99 стр.)
Приспособление содержит ложементы с базовым контуром по внутренней поверхности обшивки панели. На ложементах установлены вакуумные присоски для притягивания обшивки к ложементу. Сами ложементы крепятся к раме приспособления. В приспособлении собираются панели с криволинейной поверхностью. Недостатком приспособления является низкая эффективность техпроцесса сборки. Недостаток обусловлен использованием для каждой панели специального приспособления, коэффициент загрузки которого, как правило, очень низок, а металлоемкость, стоимость и занимаемая производственная площадь всего комплекта сборочной оснастки велика.
Наиболее близким к предлагаемому приспособлению, по технической сущности и достигаемому результату, является специализированное сборочное приспособление для сборки группы панелей носового отсека фюзеляжа (В.П.Григорьев и М. П. Галиханов. "Приспособления для сборки узлов и агрегатов самолетов и вертолетов", Москва, "Машиностроение", 1977 г., 56-59 стр., рис. 3.13.).
Приспособление включает колонны, балки, узлы крепления фиксирующих элементов к балкам и сами фиксирующие элементы в виде нескольких комплектов ложементов. Каждый комплект ложементов предназначен для сборки одной панели из группы, а каждый ложемент имеет по два отверстия для крепления к узлам с одинаковыми координатами для ложементов разных комплектов. Одна из кромок ложемента, являющаяся базой для фиксации обшивки, совпадает с теоретическим контуром собираемой панели. При сборке одной панели устанавливается комплект ложементов с соответствующим контуром и фиксируется по узлам балок. Для сборки панелей другого размера устанавливают новый комплект ложементов на те же узлы. При этом большинство элементов приспособления: колонны, балки, узлы используются многократно при сборке группы панелей одного агрегата, что снижает общую стоимость и занимаемую производственную площадь всего комплекта сборочной оснастки.
Недостатками прототипа являются невозможность сборки разных панелей по одним и тем же ложементам, что увеличивает металлоемкость и стоимость оснастки, а также низкая производительность труда, вызванная необходимостью переналадки приспособления при смене типоразмера собираемой панели. То и другое снижает эффективность технологического процесса сборки.
Целью изобретения является повышение эффективности технологического процесса сборки, то есть снижение стоимости применяемой оснастки и повышение производительности труда сборки.
Указанная цель достигается тем, что в приспособлении для сборки панелей агрегатов летательного аппарата, содержащем колонны и балки, образующие жесткую конструкцию, и ложементы с узлами крепления к балкам, в отличие от прототипа ложементы выполнены с двумя базовыми поверхностями, расположенными на противоположных сторонах ложемента и соответствующими теоретическим контурам двух разных панелей, что дает возможность сборки одновременно двух панелей разных типоразмеров на одном ложементе.
На фиг. 1 изображен общий вид сборочного приспособления в разрезе, на фиг. 2 - сечение А-А.
Приспособление для сборки панелей агрегатов летательного аппарата содержит верхнюю балку 1, колонны 2 и нижнюю балку 3, которые образуют жесткую раму. С помощью стаканов 4 на балках 1 и 3 установлены вилки 5, на которых закреплены ложементы 6 с помощью штырей 7. Ложемент выполнен с базовыми поверхностями 8 и 9, расположенными на противоположных сторонах ложемента 6. Поверхность 8 ложемента соответствует теоретическому контуру наружной поверхности обшивки панели 10, а поверхность 9 - внутреннему контуру поверхности обшивки панели 11. Обшивки панелей 10 и 11 крепятся к ложементу с помощью известных крепежных элементов, например присосок и т.п. (на рисунке не показано).
Зафиксировав в приспособлении панель 10 по базовому контуру 8 производят ее сборку с базой по наружной поверхности обшивки. Для сборки панели 11 другого типоразмера и контура обшивку фиксируют по внутреннему контуру на те же ложементы по базовой поверхности 9 без переналадки приспособления.
В данном исполнении приспособление может использоваться для сборки панелей фюзеляжа разных отсеков. Для одного комплекта ложементов можно подобрать панели, являющиеся продолжением одна другой (В.П.Григорьев и М.П.Галиханов. "Приспособления для сборки узлов и агрегатов самолетов и вертолетов", Москва, "Машиностроение", 1977 г., рис. 3.13., стр. 58). Возможно комплектование панелей для сборки на одних ложементах из разных агрегатов. Например, сочетание более простых панелей оперения и крыла с панелями меньшего радиуса кривизны фюзеляжа удачно сочетается с требованиями к жесткости ложементов, для чего средняя часть ложементов делается шире, чем в местах крепления по узлам.
Применение предлагаемого приспособления для сборки панелей агрегатов летательного аппарата позволит повысить эффективность технологического процесса сборки и изготавливать одновременно по две панели разных типоразмеров с одновременным повышением производительности сборки и снижением стоимости за счет исключения операции переустановки ложементов при смене типоразмера собираемой панели.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СБОРКИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1999 |
|
RU2179136C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ УЗЛОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 1998 |
|
RU2153444C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЧАСТЯМИ ОБЪЕКТА ПРИ ИХ ВЗАИМНОЙ СТЫКОВКЕ | 1998 |
|
RU2158700C2 |
СПОСОБ СБОРКИ ОБЪЕМНЫХ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 1997 |
|
RU2123965C1 |
СПОСОБ УВЯЗКИ И МОНТАЖА ОСНАСТКИ ДЛЯ СБОРКИ АГРЕГАТОВ | 1993 |
|
RU2079421C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМОФИКСАЦИИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЛИСТА | 1999 |
|
RU2155235C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1999 |
|
RU2185285C2 |
СПОСОБ СБОРКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2084379C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ | 1999 |
|
RU2169643C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МЕЖОСЕВОГО РАССТОЯНИЯ ОТВЕРСТИЙ | 1998 |
|
RU2142612C1 |
Приспособление используется при производстве летательных аппаратов и является оснасткой для сборки панелей агрегатов типа крыла, фюзеляжа и оперения. Приспособление содержит колонны и балки, образующие жесткую конструкцию. К балкам с помощью узлов крепления присоединены ложементы с двумя базовыми поверхностями, расположенными на противоположных сторонах ложемента и соответствующими теоретическому контуру панелей разных типоразмеров. За счет такого выполнения ложемента повышается эффективность технологического процесса сборки. 2 ил.
Приспособление для сборки панелей агрегатов летательного аппарата, содержащее колонны и балки, образующие жесткую конструкцию, ложементы с базовой поверхностью, соответствующей теоретическому контуру одной панели, узлы крепления к балкам, отличающееся тем, что ложементы выполнены с дополнительной базовой поверхностью на противоположной, относительно имеющейся, стороне ложемента и соответствующей теоретическому контуру другой панели.
RU 2055005 С1, 27.02.96 | |||
SU 1777302 А1, 10.04.96 | |||
SU 1755538 А1, 27.03.96. |
Авторы
Даты
1999-10-20—Публикация
1998-05-12—Подача