Изобретение относится к способам получения гидроочищенных дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ получения дизельных топлив путем гидроочистки дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата на ректификационной колонне с выводом из куба колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а верхом - дистиллята - бензиновой фракции, образующейся при стабилизации гидрогенизата. Часть дистиллята после очистки от сероводорода выводят с установки гидроочистки в качестве низкооктанового компонента смешения при производстве товарных автобензинов, а другую часть подвергают дополнительной ректификации путем подачи в нестабильный гидрогенизат перед ректификационной колонной.
Недостатком известного способа является то, что образующаяся в качестве побочного продукта на установке гидроочистки бензиновая фракция имеет низкое октановое число (ОЧ 45-50 пунктов м.м.), затрудняющее ее использование при приготовлении современных высокооктановых марок автобензинов.
Известен способ получения дизельного топлива путем гидроочистки дизельной фракции с добавлением в сырье процесса 0,5-1,9 мас.% бензинового отгона, полученного при ректификации гидрогенизата (SU 1736999 A1, 30.05.92).
Недостатком известного способа является снижение производительности установки гидроочистки по сырью - прямогонной дизельной фракции с установок АВТ.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому способу является способ, согласно которому дизельное топливо получают путем гидроочистки прямогонной дизельной фракции с последующей сепарацией нестабильного гидрогенизата в ректификационной колонне. Нестабильный гидрогенизат из холодного сепаратора подают в колонну в виде дополнительного орошения. Верхом ректификационной колонны в качестве побочного продукта выводят бензин - отгон в количестве 6,59 мас.% на сырье установки (SU 1759853 A1, 07.09.92).
Недостатком способа, принятого за прототип, является невысокий выход стабильного гидроочищенного дизельного топлива (91,6 мас.%).
Целью данного изобретения является увеличение выхода гидроочищенного дизельного топлива.
Поставленная цель достигается путем смешения гидроочищенного дизельного топлива с 0,2-0,8 мас.% тяжелой частью бензиновой фракции, образующейся при стабилизации гидрогенизата, после ее очистки от сероводорода.
Согласно предлагаемому способу бензиновую фракцию, образовавшуюся при гидроочистке прямогонных дизельных фракций, подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50-80oC и давлении 0,02-0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2-0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива.
Существенным отличительным признаком предлагаемого способа по сравнению со способом, принятым за прототип, является утяжеление фракционного состава бензиновой фракции, образующейся при протекании гидроочистки дизельной фракции и смешение этой бензиновой фракции в количестве 0,2-0,8 мас.% после удаления сероводорода с гидроочищенным дизельным топливом.
Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения "новизна".
Способ осуществляют следующим образом. Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), содержащую 1,0-1,3 мас. % серы, подвергают гидроочистке при температуре 345-385oC, давлении 3-4 МПа, объемной скорости подачи сырья 3-5 ч-1 в присутствии промышленного алюмокобальтмолибденового (АКМ) или алюмоникельмолибденового (АНМ) катализатора. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 160-260oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы менее 0,18 мас.% и температурой вспышки не ниже 65oC. Пары углеводородов и сероводорода с верха колонны поступают в конденсатор-холодильник, где охлаждаются до 50-80oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02-0,05 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции и подают на очистку от сероводорода. Конденсат - бензиновую фракцию выводят с нижней части сепаратора и очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 40-60oC и давлении 1,3-1,6 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1.
Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), полученную на установках АВТ и содержащую 1,15 мас.% серы, подвергают гидроочистке при температуре 355oC, давлении 3,2 МПа, объемной скорости подачи, сырья 4 ч-1 в присутствии промышленного АКМ катализатора ГО-70. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 190oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы 0,11 мас.%. Пары с верха колонны конденсируются, охлаждаются до 50oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции. Давление в сепараторе поддерживают путем изменения расхода углеводородного газа, выводимого из сепаратора. Конденсат - бензиновую фракцию очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 50oC и давлении 1,3 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.
Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.
Пример 2.
Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), полученную на установках АВТ и содержащую 1,3 мас.% серы, подвергают гидроочистке при температуре 365oC, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1 в присутствии промышленного АНМ катализатора ОД-17. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 240oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы 0,14 мас.% Пары с верха колонны конденсируются, охлаждаются до температуры 70oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02-0,05 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции. Давление в сепараторе поддерживают путем изменения расхода углеводородного газа, выводимого из сепаратора. Конденсат - бензиновую фракцию очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 60oC и давлении 1,6 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.
Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.
Пример 3. Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1.
Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.
Пример 4.
Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1.
Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.
Пример 5.
Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1, но без добавления очищенной бензиновой фракции в гидроочищенное дизельное топливо.
Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.
Как видно из примеров 1-3, проведение гидроочистки согласно предлагаемому способу позволяет получать дизельное топливо с выходом его не менее 97,5 мас. % на пропущенное сырье, т.е. на 0,4-0,7 мас.% больше по сравнению с примером 5, когда очищенную бензиновую фракцию не подавали на смешение с гидроочищенным дизельным топливом. В том случае (пример 4), если не менять параметры работы сепаратора, добавление очищенной бензиновой фракции к гидроочищенному дизельному топливу приводит к снижению температуры вспышки ниже требований нормативной документации на продукт.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЧИСТКИ БЕНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА | 1997 |
|
RU2134287C1 |
СПОСОБ ГИДРООБЕССЕРИВАНИЯ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА | 2001 |
|
RU2206601C2 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ КЕРОСИНОВЫХ ФРАКЦИЙ | 2013 |
|
RU2535493C2 |
УСТАНОВКА ГИДРООЧИСТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 2001 |
|
RU2187537C1 |
СПОСОБ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2378321C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ | 1998 |
|
RU2141994C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2015 |
|
RU2569686C1 |
УСТАНОВКА СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛЕВОДОРОДНОЙ СМЕСИ | 2001 |
|
RU2194739C1 |
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2323958C1 |
Способ гидроочистки топлив | 1982 |
|
SU1086007A1 |
Изобретение относится к способам получения дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Описывается способ получения дизельного топлива путем гидроочистки прямогонных дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата в ректификационной колонне с выводом с низа колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а с верха - углеводородного газа и бензиновой фракции. Бензиновую фракцию, образовавшуюся при гидроочистке прямогонных дизельных фракций, подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50 - 80oС и давлении 0,02 - 0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2 - 0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива. Технический результат - повышение выхода целевого продукта. 1 табл.
Способ получения дизельного топлива путем гидроочистки прямогонных дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата в ректификационной колонне с выводом с низа колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а с верха - углеводородного газа и бензиновой фракции, отличающийся тем, что бензиновую фракцию подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50 - 80oC и давлении 0,02 - 0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2 - 0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива.
Устройство для измерения отношения сигнал/шум | 1990 |
|
SU1749853A1 |
Способ получения дизельного топлива | 1990 |
|
SU1736999A1 |
Способ управления процессом стабилизации гидрогенизата | 1984 |
|
SU1237228A1 |
Способ измерения угла трения | 1945 |
|
SU67020A1 |
Авторы
Даты
1999-11-10—Публикация
1998-07-02—Подача