СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 1999 года по МПК C10G67/02 C10G45/06 

Описание патента на изобретение RU2140967C1

Изобретение относится к способам получения гидроочищенных дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения дизельных топлив путем гидроочистки дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата на ректификационной колонне с выводом из куба колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а верхом - дистиллята - бензиновой фракции, образующейся при стабилизации гидрогенизата. Часть дистиллята после очистки от сероводорода выводят с установки гидроочистки в качестве низкооктанового компонента смешения при производстве товарных автобензинов, а другую часть подвергают дополнительной ректификации путем подачи в нестабильный гидрогенизат перед ректификационной колонной.

Недостатком известного способа является то, что образующаяся в качестве побочного продукта на установке гидроочистки бензиновая фракция имеет низкое октановое число (ОЧ 45-50 пунктов м.м.), затрудняющее ее использование при приготовлении современных высокооктановых марок автобензинов.

Известен способ получения дизельного топлива путем гидроочистки дизельной фракции с добавлением в сырье процесса 0,5-1,9 мас.% бензинового отгона, полученного при ректификации гидрогенизата (SU 1736999 A1, 30.05.92).

Недостатком известного способа является снижение производительности установки гидроочистки по сырью - прямогонной дизельной фракции с установок АВТ.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому способу является способ, согласно которому дизельное топливо получают путем гидроочистки прямогонной дизельной фракции с последующей сепарацией нестабильного гидрогенизата в ректификационной колонне. Нестабильный гидрогенизат из холодного сепаратора подают в колонну в виде дополнительного орошения. Верхом ректификационной колонны в качестве побочного продукта выводят бензин - отгон в количестве 6,59 мас.% на сырье установки (SU 1759853 A1, 07.09.92).

Недостатком способа, принятого за прототип, является невысокий выход стабильного гидроочищенного дизельного топлива (91,6 мас.%).

Целью данного изобретения является увеличение выхода гидроочищенного дизельного топлива.

Поставленная цель достигается путем смешения гидроочищенного дизельного топлива с 0,2-0,8 мас.% тяжелой частью бензиновой фракции, образующейся при стабилизации гидрогенизата, после ее очистки от сероводорода.

Согласно предлагаемому способу бензиновую фракцию, образовавшуюся при гидроочистке прямогонных дизельных фракций, подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50-80oC и давлении 0,02-0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2-0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива.

Существенным отличительным признаком предлагаемого способа по сравнению со способом, принятым за прототип, является утяжеление фракционного состава бензиновой фракции, образующейся при протекании гидроочистки дизельной фракции и смешение этой бензиновой фракции в количестве 0,2-0,8 мас.% после удаления сероводорода с гидроочищенным дизельным топливом.

Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения "новизна".

Способ осуществляют следующим образом. Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), содержащую 1,0-1,3 мас. % серы, подвергают гидроочистке при температуре 345-385oC, давлении 3-4 МПа, объемной скорости подачи сырья 3-5 ч-1 в присутствии промышленного алюмокобальтмолибденового (АКМ) или алюмоникельмолибденового (АНМ) катализатора. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 160-260oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы менее 0,18 мас.% и температурой вспышки не ниже 65oC. Пары углеводородов и сероводорода с верха колонны поступают в конденсатор-холодильник, где охлаждаются до 50-80oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02-0,05 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции и подают на очистку от сероводорода. Конденсат - бензиновую фракцию выводят с нижней части сепаратора и очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 40-60oC и давлении 1,3-1,6 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), полученную на установках АВТ и содержащую 1,15 мас.% серы, подвергают гидроочистке при температуре 355oC, давлении 3,2 МПа, объемной скорости подачи, сырья 4 ч-1 в присутствии промышленного АКМ катализатора ГО-70. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 190oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы 0,11 мас.%. Пары с верха колонны конденсируются, охлаждаются до 50oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции. Давление в сепараторе поддерживают путем изменения расхода углеводородного газа, выводимого из сепаратора. Конденсат - бензиновую фракцию очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 50oC и давлении 1,3 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 2.

Прямогонную дизельную фракцию (180-360oC), полученную на установках АВТ и содержащую 1,3 мас.% серы, подвергают гидроочистке при температуре 365oC, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1 в присутствии промышленного АНМ катализатора ОД-17. После отделения циркулирующего ВСГ и углеводородных газов нестабильный гидрогенизат, нагретый до температуры 240oC, направляют на стабилизацию в ректификационную колонну. Снизу колонны выводят стабильное гидроочищенное дизельное топливо с содержанием серы 0,14 мас.% Пары с верха колонны конденсируются, охлаждаются до температуры 70oC и поступают в сепаратор, где при избыточном давлении 0,02-0,05 МПа несконденсировавшиеся пары углеводородов отделяют от конденсата - бензиновой фракции. Давление в сепараторе поддерживают путем изменения расхода углеводородного газа, выводимого из сепаратора. Конденсат - бензиновую фракцию очищают от сероводорода моноэтаноламином при температуре 60oC и давлении 1,6 МПа и далее направляют на смешение с гидроочищенным стабильным дизельным топливом.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 3. Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 4.

Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Пример 5.

Проводят гидроочистку дизельного топлива согласно примеру 1, но без добавления очищенной бензиновой фракции в гидроочищенное дизельное топливо.

Параметры работы сепаратора, выход и качество получаемого дизельного топлива приведены в таблице.

Как видно из примеров 1-3, проведение гидроочистки согласно предлагаемому способу позволяет получать дизельное топливо с выходом его не менее 97,5 мас. % на пропущенное сырье, т.е. на 0,4-0,7 мас.% больше по сравнению с примером 5, когда очищенную бензиновую фракцию не подавали на смешение с гидроочищенным дизельным топливом. В том случае (пример 4), если не менять параметры работы сепаратора, добавление очищенной бензиновой фракции к гидроочищенному дизельному топливу приводит к снижению температуры вспышки ниже требований нормативной документации на продукт.

Похожие патенты RU2140967C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЧИСТКИ БЕНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 1997
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Есипко Е.А.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Никитин А.А.
RU2134287C1
СПОСОБ ГИДРООБЕССЕРИВАНИЯ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 2001
  • Дюрик Н.М.
  • Котов С.А.
  • Заяшников Е.Н.
  • Зоткин В.А.
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Никитин А.А.
  • Есипко Е.А.
  • Кириллов Д.В.
RU2206601C2
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ КЕРОСИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 2013
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Быков Антон Владимирович
RU2535493C2
УСТАНОВКА ГИДРООЧИСТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2001
  • Луговской А.И.
  • Логинов С.А.
  • Иванов А.В.
  • Тамбасов М.А.
  • Капустин В.М.
  • Рудяк К.Б.
RU2187537C1
СПОСОБ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Курочкин Александр Кириллович
  • Курочкин Андрей Владиславович
  • Гафуров Равиль Музафарович
  • Богданов Дмитрий Юрьевич
RU2378321C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ 1998
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Лагутенко Н.М.
  • Заяшников Е.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Есипко Е.А.
  • Овчинников В.Н.
  • Болдинов В.А.
  • Никитин А.А.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Калинина М.В.
RU2141994C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2015
  • Попов Юрий Валентинович
  • Белов Олег Александрович
  • Товышев Павел Александрович
RU2569686C1
УСТАНОВКА СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛЕВОДОРОДНОЙ СМЕСИ 2001
  • Аджиев А.Ю.
  • Шеин О.Г.
  • Бойко С.И.
  • Прохоров Е.М.
  • Калачева Л.И.
  • Потапова М.С.
RU2194739C1
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2007
  • Тараканов Геннадий Васильевич
  • Нурахмедова Александра Фаритовна
  • Попадин Николай Владимирович
  • Тараканов Алексей Геннадьевич
RU2323958C1
Способ гидроочистки топлив 1982
  • Мановян Андраник Киракосович
  • Тараканов Геннадий Васильевич
  • Морозов Владимир Александрович
SU1086007A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 140 967 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к способам получения дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Описывается способ получения дизельного топлива путем гидроочистки прямогонных дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата в ректификационной колонне с выводом с низа колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а с верха - углеводородного газа и бензиновой фракции. Бензиновую фракцию, образовавшуюся при гидроочистке прямогонных дизельных фракций, подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50 - 80oС и давлении 0,02 - 0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2 - 0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива. Технический результат - повышение выхода целевого продукта. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 140 967 C1

Способ получения дизельного топлива путем гидроочистки прямогонных дизельных фракций, стабилизации гидрогенизата в ректификационной колонне с выводом с низа колонны стабильного гидроочищенного дизельного топлива, а с верха - углеводородного газа и бензиновой фракции, отличающийся тем, что бензиновую фракцию подвергают дегазации в сепараторе при температуре 50 - 80oC и давлении 0,02 - 0,05 МПа для утяжеления ее фракционного состава с последующим удалением из нее сероводорода и смешением с гидроочищенным топливом в количестве 0,2 - 0,8 мас.% на количество получаемого дизельного топлива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2140967C1

Устройство для измерения отношения сигнал/шум 1990
  • Мовчан Леонид Владимирович
  • Сидоренко Валерий Григорьевич
  • Колпаков Николай Артемович
  • Бочкарев Геннадий Петрович
SU1749853A1
Способ получения дизельного топлива 1990
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Бауман Артур Эрихович
  • Кирилин Юрий Андреевич
  • Сюняев Загидулла Исхакович
  • Мельман Александр Зеликович
  • Егоров Юрий Александрович
  • Ливенцев Валерий Тихонович
  • Тютюгин Олег Гумарович
SU1736999A1
Способ управления процессом стабилизации гидрогенизата 1984
  • Солопов Василий Семенович
  • Мельман Александр Зеликович
  • Шпунт Моисей Иосифович
  • Данилов Николай Александрович
  • Кирилин Юрий Андреевич
  • Борисов Алексей Геннадьевич
  • Шувалов Валерий Васильевич
  • Жеглов Валерий Вадимович
  • Лозинский Виктор Никифорович
  • Богатов Александр Викторович
SU1237228A1
Способ измерения угла трения 1945
  • Липенков Я.Я.
SU67020A1

RU 2 140 967 C1

Авторы

Князьков А.Л.

Хвостенко Н.Н.

Бройтман А.З.

Никитин А.А.

Лагутенко Н.М.

Болдинов В.А.

Есипко Е.А.

Даты

1999-11-10Публикация

1998-07-02Подача