Изобретение относится к подъемным устройствам, в частности - предназначенным для спуска и подъема рабочих в проемы при проведении осмотра и ремонта строительной части и закладных частей гидротехнических сооружений.
Известны подъемные устройства, например, строительные люльки. Люлька электрическая модульная ЛЭМ-1 содержит грузовую платформу, подвешенную на канатах, закрепляемых на опорных балках на крышке здания, механическую лебедку, установленную на платформе или на фундаменте; грузы, закрепленные внизу на канатах платформы [1].
Недостатком данной люльки является обязательное закрепление канатов на опорных балках и установка грузов на канатах, что ограничивает ее применение только для фасадных работ жилых и общественных зданий. Кроме того, при срабатывании ловителя люльки, для спуска рабочих с платформы и самой платформы требуются специальные приспособления и транспортные средства.
Известен подъемник, содержащий кабину, подъемный механизм и тормозной механизм, в состав которого входит поворотный блок с зубчатым венцом, зубчатый тормоз и устройство натяжения. Зубчатый тормоз расположен с возможностью перемещения по горизонтали в направляющих, перемещение тормоза ограничено упругими элементами, например, пружинами [2].
Недостатками этого устройства являются наличие противовеса и устройства натяжения, включающего двуплечий рычаг, груз и др. Противовес утяжеляет конструкцию и делает ее практически невыполнимой для переноски без дополнительных монтажных операций, т. е. подъемник не может быть переносным, а только стационарным. Устройство натяжения дополнительно усложняет конструкцию.
Задачей предлагаемого изобретения - подъемника для осмотра строительной части гидротехнических сооружений - является обеспечение маневренности использования подъемника путем выполнения его переносным, а также повышение надежности и безопасности его работы при подъеме и спуске людей в кабине. Это достигается тем, что подъемник выполнен в виде переносного портала, внутри которого размещена кабина, подвешенная на грузовом и страховочном канатах подъемного механизма, расположенного на верхней раме портала, а тормозной механизм состоит из зубчатого колеса с муфтой предельного момента, связанной с барабаном страховочного каната, причем зубчатое колесо взаимодействует с зубчатым колесом грузового каната, храпового колеса и звездочки, установленных на барабане страховочного каната, причем этом звездочка взаимодействует с роликом рычага, снабженного кулачком, на который опирается ролик собачки, зуб которой имеет возможность контакта с зубом храпового колеса, а рычаг и собачка шарнирно закреплены на раме портала.
Предлагаемое техническое решение является новым, т.к. решений, сходных с ним, в уровне техники не обнаружено.
Сущность изобретения поясняется примером конкретного выполнения, иллюстрируемого чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид подъемника, на фиг. 2 - чертеж-схема подъемника в плане, на фиг. 3 - разрез по сечению Б-Б.
Подъемник для осмотра строительной части гидротехнических сооружений (фиг. 1) состоит из портала 1, (спускаемой) кабины 2, размещенной внутри портала 1 и подвешенной на грузовом канате 3 и страховочном канале 4 механизма подъема 5, расположенного на верхней раме портала 1, и тормозного механизма. На канате 4 закреплен груз 6 для обеспечения его натяжения при вращении барабана 12. Управление подъемником осуществляется с пульта 7.
Механизм подъема 5 (фиг. 2) расположен на верхней раме портала 1 и состоит из электропривода 8 с ведущей шестерней 9, передающей вращение зубчатому колесу 11 барабана 10 грузового каната 3. Тормозной механизм включает зубчатое колесо 13, взаимодействующее с зубчатым колесом 11 подъемного механизма, и соединенное муфтой предельного момента с барабаном 12 страховочного каната 4. На барабане 12 установлено храповое колесо 15 (фиг. 3) и звездочка 18. В состав тормозного механизма входят также собачка 16 и рычаг 20, шарнирно закрепленные на раме портала. Ролик 17 собачка 16 опирается на кулачок рычаг 20, ролик 19 которого обкатывается по контуру звездочки 18. Зуб собачки 16 при нормальной работе механизма расположен несколько выше храпового колеса 15.
Устройство работает следующим образом.
Подъемник устанавливается над проемом, который требует осмотра. При включении механизма подъема 5 происходит синхронное вращение барабанов 10 и 12, и кабина 2 опускается в проем. Натяжение каната 3 равно массе кабины 2 с находящимися в ней рабочими, а натяжение каната 4 равно весу груза 6.
Предельный крутящий момент на муфте 14 несколько больше крутящего момента на барабане 12 от груза 6 и массы каната 4.
При работе подъемного механизма 5 ролик 19 рычага 20 обкатывается по контуру звездочки 18 и поворачивает рычаг 20 на угол, при котором ролик 17 собачки 16 опирается на поверхность кулачка 21 рычага 20. При этом обеспечивается постоянный зазор между зубом собачки 16 и зубьями храпового колеса 15.
При обрыве грузового каната 3 или выхода из строя электропривода 8 происходит падение кабины 2. Усилие от ее веса передается на страховочный канат 4, который раскручивает барабан 12 на спуск, преодолевая момент на муфте 14, независимо от направления вращения грузового барабана 10. С увеличением скорости вращения барабана 12 со звездочкой 18 и храповым колесом 15, за счет увеличения горизонтальной составляющей усилия на ролик 19 от зуба звездочки 18, увеличивается угол поворота кулачка 21 рычага 20 и происходит освобождение ролика 17 собачки 16, которая, падая, входит в зацепление с зубом храпового колеса 15, в результате чего происходит остановка барабана 12, и, соответственно, остановка кабины 2.
Подъем кабины 2 при исправном электроприводе 8 и оборванном канате 3 осуществляется включением электропривода 8 на "подъем" при жестко соединенных полумуфтах муфты предельного момента 14, или вращением рукоятки 22 ручного привода. При этом зуб собачки 16 проскальзывает по зубьям храпового колеса 15.
В узле крепления кабины к канатам устанавливается пружина или другие демпфирующее устройство, что уменьшает динамические воздействия при аварийной ситуации.
Предлагаемый подъемник, по сравнению с прототипом, не имеет противовеса, что позволяет его сделать переносным и применить для проемов малых размеров, что особенно важно для использования его при осмотре строительной части гидротехнических сооружений. Взаимодействие между собой храпового колеса, звездочки и рычага с кулачком позволяет осуществлять надежную остановку кабины подъемника при аварийной ситуации.
Источники литературы
1. Люлька электрическая модульная ЛЭМ-1. Паспорт 436.00.00.00.00 ПС Минэнерго СССР, Киевский экспериментальный механический завод, 1988 г.
2. А.с. СССР N 1.765.091, МПК B 66 B 5/18 (Прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Грузопассажирский строительный подъемник | 1976 |
|
SU618337A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УБОРКИ РАЗРУШЕННОЙ ФУТЕРОВКИ ВЫПУСКНЫХ ЖЕЛОБОВ ДОМЕННОЙ ПЕЧИ | 1991 |
|
RU2016065C1 |
МОТОЛЕБЕДКА | 2011 |
|
RU2489345C1 |
ПОДЪЕМНИК АВТОМОБИЛЕЙ | 2000 |
|
RU2169692C1 |
Ловитель платформы подъемника | 1984 |
|
SU1174362A1 |
Устройство для погрузки на полочные вагонетки камерных сушил пустотелых керамических блоков | 1951 |
|
SU95524A1 |
ШАХТНЫЙ ПОДЪЕМНИК | 2011 |
|
RU2585132C2 |
Самоходный подъемник для восстающих выработок | 1980 |
|
SU972101A1 |
Тележка для канатных дорог | 1973 |
|
SU556071A1 |
Лебедка | 1985 |
|
SU1321668A1 |
Подъемник содержит кабину, подъемный и тормозной механизмы. Он выполнен в виде переносного портала. Внутри размещена кабина, подвешенная на грузовом и страховочном канатах. Подъемный механизм расположен на верхней раме портала. Тормозной механизм состоит из зубчатого колеса с муфтой предельного момента, связанной с барабаном страховочного каната, храпового колеса и звездочки, установленных на барабане страховочного каната. Звездочка взаимодействует с роликом рычага, снабженного кулачком. На него опирается ролик собачки, зуб которой имеет возможность контакта с зубом храпового колеса. Рычаг и собачка шарнирно закреплены на раме портала. Технический результат - обеспечение маневренности и повышение надежности работы устройства. 3 ил.
Подъемник для осмотра строительной части гидротехнических сооружений, содержащий кабину, подъемный и тормозной механизмы, отличающийся тем, что он выполнен в виде переносного портала, внутри которого размещена кабина, подвешенная на грузовом и страховочном канатах подъемного механизма, расположенного на верхней раме портала, а тормозной механизм состоит из зубчатого колеса с муфтой предельного момента, связанной с барабаном страховочного каната, храпового колеса и звездочки, установленных на барабане страховочного каната, при этом звездочка взаимодействует с роликом рычага, снабженного кулачком, на который опирается ролик собачки, зуб которой имеет возможность контакта с зубом храпового колеса, а рычаг и собачка шарнирно закреплены на раме портала.
Подъемник | 1990 |
|
SU1765091A2 |
УСТРОЙСТВО для ТОРМОЖЕНИЯ КАБИНЫ ИЛИ ПРОТИВОВЕСА ЛИФТА | 0 |
|
SU235262A1 |
SU, Люлька электрическая модульная ПЭМ-1 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЗОПИГМЕНТОВ | 1925 |
|
SU436A1 |
US 4529062 A 16.07.85.US 4386680 A 07.06.83. |
Даты
1999-11-20—Публикация
1994-07-12—Подача