Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к мускульным приводам с возвратно-поступательно движущимися рычагами, преимущественно к коляскам для инвалидов, велосипедов и автомобилей.
Известна коляска-велосипед с приводными механизмами на каждое из колес, состоящими из двух втулок с муфтами свободного хода, находящимися на втулке колес, одна из которых через внутреннее, а другая - через внешнее зацепление взаимодействуют с секторами зубчатых колес, установленных с возможностью вращения на одной оси (см. патент РФ N 2000246, кл. B 62 M 1/16, публ. 1993 г.).
Известен мускульный привод транспортного средства (наиболее близкий по конструкции к заявляемому устройству), в котором качающиеся коромысла закреплены шарнирно на раме, а на ведомом валу установлены звездочки с муфтами свободного хода, охваченные общей цепью (см. а/с СССР N 785104, B 62 M 1/04, публ. 1980 г.).
Одним из недостатков обоих устройств является использование муфт свободного хода, которые испытывают при работе значительные ударные нагрузки, что обуславливает невысокую надежность их. Кроме того, устройство по а/с N 785104 сложно, имеет множество шарнирных элементов, громоздко.
Предлагаемое изобретение направлено на упрощение устройства, повышение его надежности, а также удобства эксплуатации.
Указанная задача решается благодаря тому, что в мускульном приводе транспортного средства, содержащем расположенные с двух сторон рамы транспортного средства коромысла и двуплечие рычаги, установленные на ступицах колес транспортного средства звездочки и цепи, предназначенные для преобразования возвратно-поступательного движения коромысел и рычагов во вращательное, двуплечие рычаги закреплены шарнирно на раме, коромысла закреплены шарнирно на конце короткого плеча рычагов, на коромыслах со стороны рукоятки для ручного управления установлен петлеобразный ограничитель, через который проходит длинное плечо рычага, а взаимодействующие со звездочками цепи соединяют конец длинного плеча рычага и нижний конец коромысла.
Рычаг расположен с наружной стороны звездочки, при этом соотношение длин плеч рычага и геометрия коромысла подобраны таким образом, что в нижнем положении рукоятки конец длинного плеча рычага проходит ниже звездочки, что обеспечивает надежное зацепление цепи, так как при обратном ходе рукоятки вверх цепь отходит от звездочки и провисает, и плавное надежное зацепление при начале рабочего хода рукоятки.
Ось вращения рычага расположена с небольшим смещением назад от оси звездочек, что увеличивает длительное зацепление цепной передачи при рабочем движении рукоятки вниз.
Такая конструкция проста, содержит небольшое количество элементов и не требует применения муфт свободного хода, что повышает ее надежность.
Улучшены эксплуатационные характеристики устройства. Каждое колесо имеет независимый привод. Одинаковая интенсивность работы обоими коромыслами обеспечивает прямолинейное движение коляски.
На фиг. 1 изображен общий вид коляски с мускульным приводом, на фиг. 2 - вид сзади на коляску с мускульным приводом, на фиг. 3a, b, c, d - схема работы привода.
Мускульный привод транспортного средства содержит двуплечие рычаги 1, шарнирно закрепленные на Г-образных опорах 2 рамы 3 транспортного средства на осях 4. К короткому плечу 5 рычага 1 прикреплены коромысла 6 с шарнирной осью 7, имеющие в верхней части рукоятку 8. Со стороны рукоятки 8 коромысла 6 имеют петлеобразные направляющие ограничители 9, внутри которых расположены длинные плечи 10 рычагов 1.
На ступицах колес 11 транспортного средства установлены звездочки 12, а цепи 13, образующие со звездочками 12 механизм преобразования возвратно-поступательного движения коромысел 6 и рычагов 1 во вращательное, соединяет длинное плечо 10 рычагов 1 и нижний конец коромысел 6. На фиг. 1 рукоятка 8 находится в верхнем положении, перед началом рабочего хода вниз.
Устройство работает следующим образом. При возвращении рукоятки 8 вверх из положения на фиг. 3a происходит движение коромысла 6 относительно оси 7 двуплечего рычага, при котором расстояние между нижним концом коромысла и концом длинного плеча 10 двуплечего рычага уменьшается и при этом происходит провисание цепи, пока длинное плечо 10 не упрется в петлеобразный ограничитель 9 (фиг. 3b).
После этого происходит движение коромысла 6 и длинного плеча 10 двуплечего рычага относительно оси 4.
Это движение происходит, пока длинное плечо 10 не окажется выше оси звездочки 12 с одной стороны при том, что нижний конец коромысла 6 находится выше оси звездочки 12 с другой стороны. При этом происходит плавное и надежное зацепление цепи со звездочкой 12 (фиг. 3c) и цепь натягивается, вследствие чего дальнейшее движение рукоятки 8 вверх прекращается.
При нажатии на рукоятку 8 вниз нижний конец коромысла тянет цепь 13 и ее продольное перемещение преобразуется во вращение звездочки 12 и ведомого вала колес 11 (фиг. 3d), а нижний конец длинного плеча 10 перемещается вниз, при этом расстояние между концами коромысла и длинного плеча увеличивается. Поворот коромысел 6 ограничен упорами 15, выполненными на раме 3. В конечном положении коромысел 6 цепь 13 отходит от звездочек 12, так как конец длинного плеча 10 рычага 1 находится снаружи относительно звездочки 12, тело плеча 10 рычага 1 находится снаружи относительно звездочки 12, а оси 4 шарниров двуплечих рычагов 1 смещены назад относительно осей звездочек 12.
Выполненный макет показал работоспособность устройства и реальную возможность достижения упомянутых эксплуатационных характеристик.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2739643C1 |
МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2038252C1 |
МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2100240C1 |
МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2047533C1 |
МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2247676C2 |
РЫЧАЖНАЯ ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2387434C1 |
Исполнительный механизм привода кресла-коляски | 2023 |
|
RU2819939C1 |
ВЕЛОСИПЕД С ЭРГОНОМИЧНЫМИ ПОСАДКОЙ И ПЕДАЛИРОВАНИЕМ | 2019 |
|
RU2724027C1 |
Транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой человека | 1990 |
|
SU1752642A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2008 |
|
RU2392166C1 |
Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к приводам ручного действия с помощью рычага, совершающего возвратно-поступательное движение. Двуплечие рычаги закреплены шарнирно с двух сторон рамы транспортного средства. Коромысла закреплены шарнирно на конце короткого плеча рычагов и имеют со стороны рукоятки петлеобразный ограничитель. Через этот ограничитель проходит длинное плечо рычагов. Цепи соединяют конец длинного плеча рычагов и нижний конец коромысел и взаимодействуют со звездочками на ступицах колес при нажатии на рукоятки коромысел вниз. Предлагаемое техническое решение направлено на повышение надежности привода путем исключения муфт свободного хода. 3 ил.
Мускульный привод транспортного средства, содержащий расположенные с двух сторон рамы транспортного средства коромысла и двуплечие рычаги, установленные на ступицах колес транспортного средства звездочки и цепи, предназначенные для преобразования возвратно-поступательного движения коромысел и рычагов во вращательное, отличающийся тем, что двуплечие рычаги закреплены шарнирно на раме, коромысла закреплены шарнирно на конце короткого плеча рычагов, на коромыслах со стороны рукоятки для ручного управления установлен петлеобразный ограничитель, через который проходит длинное плечо рычага, а взаимодействующие со звездочками цепи соединяют конец длинного плеча рычага и нижний конец коромысла.
Мускульный привод транспортного средства | 1979 |
|
SU785104A1 |
RU 2000246 A1, 07.09.93 | |||
КОНСОЛЬНАЯ ТРАВЕРСА | 1991 |
|
RU2025446C1 |
US 4453729 A, 12.06.84. |
Авторы
Даты
1999-11-27—Публикация
1998-07-08—Подача