ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2000 года по МПК F16C33/20 F16C27/02 

Описание патента на изобретение RU2148736C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения, имеющим узлы трения в закрытых корпусах.

В практике конструктирования узлов трения в качестве материала подшипников скольжения и опорно-направляющих элементов применяются как металлы, так и полимерные композиции. Большой перспективой обладают подшипники скольжения, представляющие собой полимерные втулки, армированные высокомодульными волокнами.

Известны конструкции втулок из полимерных композиционных материалов, в которых в качестве наполнителя антифрикционного слоя и стенок применяется углеткани, стеклоткани, органоткани и различные сочетания вышеуказанных тканей [1] . Недостатком этих конструкций является их низкая теплоотводящая способность, обусловленная физическими свойствами материалов, применяемых для изготовления подшипников скольжения.

Известна конструкция опоры скольжения [2], выбранная в качестве прототипа, содержащая металлическую обойму, охватывающую пластиковый вкладыш, снабженный элементами, выполненными в виде радиальных шипов из металла, жестко соединенными с ним с помощью резьбы и установленными в сквозных отверстиях металлической обоймы.

Недостатком известной конструкции является низкая технологичность ее изготовления, нарушение поверхности трения полимерного вкладыша, что вызывает резкое снижение его эксплуатационной надежности и невозможность реализации предлагаемой схемы в случае применения полимерного вкладыша с толщиной стенки менее 5 миллиметров.

Целью изобретения является расширение области применения подшипников скольжения, изготовленных из полимерных композиций и армированых высокомодульными волокнами, за счет увеличения теплоотводящей способности, а также повышения эксплуатационной надежности путем сохранения целостности поверхности трения полимерного вкладыша.

Указанная цель достигается тем, что в материал стенок втулки на этапе изготовления закладываются металлические кольца, служащие тепоотводящими элементами и не нарушающие структуру антифрикционного слоя втулки. Кроме того, крайнее кольцо изготавливается таким образом, чтобы его наружный диаметр был равен внутреннему диаметру проточки корпуса под бурт втулки и одновременно выполнял роль бурта, что позволяет отказаться от дальнейшей механической обработки втулки после намотки.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый подшипник скольжения отличается тем, что теплоотводящие элементы выполнены в виде металлических колец и способны отводить тепло из зоны трения непосредственно в корпус узла трения.

Таким образом, заявляемое техническое решение позволяет отказаться от применения металлической обоймы и соответствует критерию "новизна".

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на чертеже показан вид заявляемого подшипника скольжения на основе армированных полимерных композиций в разрезе, где: 1 - вкладыш, 2 - полимерная стенка, 3 - теплоотводящее кольцо.

Заявляемый подшипник скольжения работает следующим образом. Вал и подшипник скольжения перемещаются относительно друг друга. В результате работы сил трения на рабочих поверхностях контактирующих деталей выделяется тепло, распределяемое за счет вращательного движения по всей внутренней поверхности подшипника. Тепло через вкладыш (тонкий полимерный антифрикционный слой) 1 поступает к теплоотводящим кольцам 3 и по ним отводится в корпус механизма. Крайнее металлическое кольцо, выполняющее роль бурта втулки, кроме того, предотвращает осевое перемещение подшипника в корпусе.

Использование заявляемого подшипника скольжения позволяет обеспечить повышенную теплоотводящую способность полимерных композиций, тем самым расширяя область использования полимерных композиционных материалов в узлах трения машин и приборов. Конструкция втулки подшипника проще существующих конструкций, менее металлоемка и более технологична в изготовлении, что снижает трудозатраты при изготовлении.

Источники информации
1. А.В. Чичинадзе, М. Хебда, Э.Д. Браун, Ю.Н. Васильев, и др. Справочник по триботехнике - М.: Машиностроение, 1992, с. 12...21, табл. 1 (аналог).

2. А.С. N 399644, F 16 C 27/02, 1973, БИ N 39.

Похожие патенты RU2148736C1

название год авторы номер документа
ШАРОВАЯ ОПОРА С ВИНТОВЫМИ КАНАВКАМИ 1995
  • Савицкий В.Я.
  • Браун Э.Д.
  • Баклин А.А.
  • Шибаев А.С.
  • Горохов С.В.
  • Валиф Диаб
RU2148735C1
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1995
  • Браун Э.Д.
  • Савицкий В.Я.
  • Баклин А.А.
  • Горохов С.В.
RU2140030C1
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1995
  • Савицкий В.Я.
  • Горохов С.В.
RU2153111C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1990
  • Савицкий В.Я.
  • Семенов А.А.
  • Шибаев А.С.
  • Браун Э.Д.
RU2025589C1
МАШИНА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО РЕВЕРСИВНОГО ТРЕНИЯ С УПРАВЛЯЕМЫМ ДИНАМИЧЕСКИМ НАГРУЖЕНИЕМ 1990
  • Савицкий В.Я.
  • Семенов А.А.
  • Шибаев А.С.
  • Баклин А.А.
  • Браун Э.Д.
  • Чичинадзе А.В.
RU2140067C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Юша Владимир Леонидович
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2463492C1
Металлополимерные подшипники скольжения, выполненные из ориентированного полимерного нанокомпозиционного материала 2016
  • Максимкин Алексей Валентинович
  • Сенатов Фёдор Святославович
  • Калошкин Сергей Дмитриевич
  • Чуков Дилюс Ирекович
  • Данилов Владимир Дмитриевич
RU2646205C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
  • Муратов Дмитрий Игоревич
RU2289732C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
Подшипник скольжения 2021
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Оськин Виктор Алексеевич
RU2760819C1

Реферат патента 2000 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения. Технический результат - повышение надежности образцов вооружения за счет расширения области применения перспективных полимерных композиционных материалов в узлах трения путем повышения их теплоотводящей способности. Новым в подшипнике скольжения является наличие кольцевых теплоотводящих элементов, ширина которых равна толщине втулки, внутренний диаметр равен наружному диаметру вкладыша. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 148 736 C1

Подшипник скольжения из полимерных материалов с металлическими теплоотводящими элементами, отличающийся тем, что теплоотводящие элементы выполнены в виде металлических колец, ширина которых равна толщине втулки, а внутренний диаметр равен наружному диаметру вкладыша из полимерного антифрикционного материала за счет чего обеспечивается целостность структуры антифрикционного слоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148736C1

ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 0
SU399644A1
SU 229103 A, 18.11.1968
Опора скольжения 1989
  • Горох Александр Петрович
  • Мандзюк Игорь Андреевич
  • Луговой Владимир Алексеевич
  • Добриков Борис Георгиевич
SU1698513A1
Подшипник скольжения 1977
  • Планида Василий Ефимович
SU652379A1
Способ подготовки модификатора для модифицирования высокопрочного чугуна в литейной форме 1985
  • Горенко Вадим Георгиевич
  • Шинский Олег Иосифович
  • Вишнякова Людмила Петровна
  • Черняк Борис Олегович
  • Манойло Николай Васильевич
  • Щитков Юрий Петрович
SU1273211A1
WO 93121450 A, 28.10.1993
US 4607965 A, 26.08.1986
Исполнительный орган проходческого комбайна 1989
  • Маляров Андрей Васильевич
  • Вахрушев Владимир Николаевич
SU1775557A1

RU 2 148 736 C1

Авторы

Горохов С.В.

Савицкий В.Я.

Браун Э.Д.

Валиф Диаб

Даты

2000-05-10Публикация

1995-07-26Подача