Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения, имеющим узлы трения в закрытых корпусах.
В практике конструктирования узлов трения в качестве материала подшипников скольжения и опорно-направляющих элементов применяются как металлы, так и полимерные композиции. Большой перспективой обладают подшипники скольжения, представляющие собой полимерные втулки, армированные высокомодульными волокнами.
Известны конструкции втулок из полимерных композиционных материалов, в которых в качестве наполнителя антифрикционного слоя и стенок применяется углеткани, стеклоткани, органоткани и различные сочетания вышеуказанных тканей [1] . Недостатком этих конструкций является их низкая теплоотводящая способность, обусловленная физическими свойствами материалов, применяемых для изготовления подшипников скольжения.
Известна конструкция опоры скольжения [2], выбранная в качестве прототипа, содержащая металлическую обойму, охватывающую пластиковый вкладыш, снабженный элементами, выполненными в виде радиальных шипов из металла, жестко соединенными с ним с помощью резьбы и установленными в сквозных отверстиях металлической обоймы.
Недостатком известной конструкции является низкая технологичность ее изготовления, нарушение поверхности трения полимерного вкладыша, что вызывает резкое снижение его эксплуатационной надежности и невозможность реализации предлагаемой схемы в случае применения полимерного вкладыша с толщиной стенки менее 5 миллиметров.
Целью изобретения является расширение области применения подшипников скольжения, изготовленных из полимерных композиций и армированых высокомодульными волокнами, за счет увеличения теплоотводящей способности, а также повышения эксплуатационной надежности путем сохранения целостности поверхности трения полимерного вкладыша.
Указанная цель достигается тем, что в материал стенок втулки на этапе изготовления закладываются металлические кольца, служащие тепоотводящими элементами и не нарушающие структуру антифрикционного слоя втулки. Кроме того, крайнее кольцо изготавливается таким образом, чтобы его наружный диаметр был равен внутреннему диаметру проточки корпуса под бурт втулки и одновременно выполнял роль бурта, что позволяет отказаться от дальнейшей механической обработки втулки после намотки.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый подшипник скольжения отличается тем, что теплоотводящие элементы выполнены в виде металлических колец и способны отводить тепло из зоны трения непосредственно в корпус узла трения.
Таким образом, заявляемое техническое решение позволяет отказаться от применения металлической обоймы и соответствует критерию "новизна".
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на чертеже показан вид заявляемого подшипника скольжения на основе армированных полимерных композиций в разрезе, где: 1 - вкладыш, 2 - полимерная стенка, 3 - теплоотводящее кольцо.
Заявляемый подшипник скольжения работает следующим образом. Вал и подшипник скольжения перемещаются относительно друг друга. В результате работы сил трения на рабочих поверхностях контактирующих деталей выделяется тепло, распределяемое за счет вращательного движения по всей внутренней поверхности подшипника. Тепло через вкладыш (тонкий полимерный антифрикционный слой) 1 поступает к теплоотводящим кольцам 3 и по ним отводится в корпус механизма. Крайнее металлическое кольцо, выполняющее роль бурта втулки, кроме того, предотвращает осевое перемещение подшипника в корпусе.
Использование заявляемого подшипника скольжения позволяет обеспечить повышенную теплоотводящую способность полимерных композиций, тем самым расширяя область использования полимерных композиционных материалов в узлах трения машин и приборов. Конструкция втулки подшипника проще существующих конструкций, менее металлоемка и более технологична в изготовлении, что снижает трудозатраты при изготовлении.
Источники информации
1. А.В. Чичинадзе, М. Хебда, Э.Д. Браун, Ю.Н. Васильев, и др. Справочник по триботехнике - М.: Машиностроение, 1992, с. 12...21, табл. 1 (аналог).
2. А.С. N 399644, F 16 C 27/02, 1973, БИ N 39.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРОВАЯ ОПОРА С ВИНТОВЫМИ КАНАВКАМИ | 1995 |
|
RU2148735C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1995 |
|
RU2140030C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1995 |
|
RU2153111C2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1990 |
|
RU2025589C1 |
МАШИНА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО РЕВЕРСИВНОГО ТРЕНИЯ С УПРАВЛЯЕМЫМ ДИНАМИЧЕСКИМ НАГРУЖЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2140067C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2463492C1 |
Металлополимерные подшипники скольжения, выполненные из ориентированного полимерного нанокомпозиционного материала | 2016 |
|
RU2646205C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2289732C1 |
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2321782C1 |
Подшипник скольжения | 2021 |
|
RU2760819C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения. Технический результат - повышение надежности образцов вооружения за счет расширения области применения перспективных полимерных композиционных материалов в узлах трения путем повышения их теплоотводящей способности. Новым в подшипнике скольжения является наличие кольцевых теплоотводящих элементов, ширина которых равна толщине втулки, внутренний диаметр равен наружному диаметру вкладыша. 1 ил.
Подшипник скольжения из полимерных материалов с металлическими теплоотводящими элементами, отличающийся тем, что теплоотводящие элементы выполнены в виде металлических колец, ширина которых равна толщине втулки, а внутренний диаметр равен наружному диаметру вкладыша из полимерного антифрикционного материала за счет чего обеспечивается целостность структуры антифрикционного слоя.
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 0 |
|
SU399644A1 |
SU 229103 A, 18.11.1968 | |||
Опора скольжения | 1989 |
|
SU1698513A1 |
Подшипник скольжения | 1977 |
|
SU652379A1 |
Способ подготовки модификатора для модифицирования высокопрочного чугуна в литейной форме | 1985 |
|
SU1273211A1 |
WO 93121450 A, 28.10.1993 | |||
US 4607965 A, 26.08.1986 | |||
Исполнительный орган проходческого комбайна | 1989 |
|
SU1775557A1 |
Авторы
Даты
2000-05-10—Публикация
1995-07-26—Подача