Изобретение относится к погрузочно-транспортным машинам и может быть использовано в угольной промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов и т.п.
Известны элеваторы, содержащие две тяговые ветви пластинчатых цепей, раму привода и рычажный ловитель (останов), взаимодействующий с втулками цепей (СССР, а.с. 311830, МКИ B 65 G 43/06, опубл. 1971).
Недостатком таких элеваторов является невысокая надежность работы рычажного ловителя, т. к. он расположен внутри корпуса элеватора. При таком его расположении на него воздействует угольная пыль и просыпь угля из поднимаемых ковшей элеватора, что приводит к заклиниванию подшипниковых узлов вала ловителя. В результате рычажные захваты ловителя перестают качаться под действием груза и при самопроизвольном обратном ходе груженой ветви тягового элемента элеватора не происходит ее остановки за счет упирания рычажного ловителя во втулку тягового элемента.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является элеватор, снабженный храповым остановом, содержащим раму привода, тормозные колодки, охватывающие шкив, жестко насаженный на валу элеватора. Со шкивом жестко соединено храповое колесо, а на раме привода установлена собачка, соединенная тягой с тормозными колодками. При этом отход собачки от храпового колеса ограничивается жестким упором рам (А.А.Вайнсон. Подъемно-транспортные машины строительной промышленности. Атлас конструкций. М.: Маш., 1962. с. 146., разрез Г-Г) - прототип.
Во время нормального движения тягового элемента тормозной шкив вращается, поворачивая тормозные колодки, которые через тягу воздействуют на собачку и отводят ее от храпового колеса до момента ее упора в жесткий упор рамы. При этом шкив продолжает вращаться, а тормозные колодки, охватывающие его, остаются неподвижными, проскальзывая по нему. В случае обратного хода тягового элемента шкив вращается в противоположную сторону, при этом тормозные колодки, охватывающие шкив, поворачиваясь вместе с ним, воздействуют за тягу на собачку, подводя ее к храповому колесу до западания собачки между зубьями колеса. В результате чего шкив останавливается и прекращается обратный ход тягового элемента.
Недостатком элеватора с данным храповым остановом является нагрев тормозных колодок и шкива при нормальной работе элеватора из-за прижатия колодок к шкиву, что недопустимо при использовании элеватора в запыленных и загазованных помещениях, а также наблюдаются большие нагрузки в элементах останова при взаимодействии собачки с храповым колесом.
Задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в создании надежного элеватора.
Технический результат, который может быть достигнут от использования данного изобретения, позволит увеличить надежность работы останова элеватора.
Технический результат достигается тем, что в элеваторе, включающем раму привода, тормозные колодки, охватывающие шкив, который жестко насажен на валу, рама дополнительно снабжена подпружиненной планкой, а шкив охвачен тормозной лентой, один конец которой крепится к раме, а другой к подпружиненной планке. При этом тормозные колодки снабжены пальцами, на которых смонтированы с возможностью качания рычаги, взаимодействующие с подпружиненной планкой при отключении привода и затяжке тормозной ленты.
Сущность изобретения заключается в конструктивном решении останова.
Снабжение рамы подпружиненной планкой и охват шкива тормозной лентой, один конец которой закреплен на раме, а другой присоединен к подпружиненной планке, обеспечивает гарантированный зазор между наружной поверхностью шкива и тормозной лентой при нормальной работе.
Установка на тормозных колодках пальцев, на которых смонтированы с возможностью качания рычаги, взаимодействующие с подпружиненной планкой при отключении привода и затяжке тормозной ленты, позволяет производить затяжку тормозной ленты на шкиве с контролируемым усилием, исключающим повышенное давление на фрикционный материал ленты, а также исключает разрушение элементов останова при проскальзывании шкива относительно затянутой тормозной ленты.
Усилия, возникающие в элементах останова, уменьшены за счет размещения его на выходном валу привода.
Из анализа научно-технической и патентной литературы заявленная совокупность признаков не выявлена, что позволяет сделать вывод о соответствии данного технического решения критерию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображен общий вид элеватора;
на фиг. 2 - вид А с фиг. 1;
на фиг. 3 - останов при нормальной работе элеватора;
на фиг. 4 - останов при отключенном приводе элеватора;
на фиг. 5 - разрез Б-Б с фиг. 3;
на фиг. 6 - вид В с фиг. 4.
Элеватор состоит из кожуха 1, тягового элемента 2 с грузонесущими элементами 3 (например, ковшами). Тяговый элемент 2 огибает ведущий 4 и оборотный 5 валы, установленные в кожухе 1. Ведущий вал 4 приводится во вращение приводом, состоящим из редуктора 6 и электродвигателя 7, установленных на раме 8. Входной вал редуктора 6 дополнительно соединен с остановом 9.
Останов 9 состоит из шкива 10, стойки 11 и тормозной ленты 12 с фрикционным материалом 13. Шкив 10 жестко насажен на входной вал редуктора 6, а стойка 11 жестко соединена с рамой 8 привода элеватора. Лента 12 охватывает шкив 10 и одним концом крепится к стойке 11. На противоположном конце ленты 12 закреплена поперечная планка 14. Планка 14 соединена со стержнями 15, на которые надеты пружины 16, взаимодействующие с пластиной 17 стойки 11 и упорами 18 стержней 15. Пружины 16 обеспечивают отход ленты 12 с фрикционным материалом 13 от наружной поверхности шкива 10 на радиальный зазор "С". Величина радиального зазора регулируется гайкой 19.
На ступице 20 шкива 10 установлены тормозные колодки 21, 22, соединенные осью 23 и стянутые пружиной 24. На колодках 21, 22 жестко установлены пальцы 25 со свободно насаженными на них рычагами 26.
Изобретение осуществляется следующим образом.
Включают привод элеватора. Тяговый элемент 2, огибая оборотный вал 5, подает ковши 3 к загрузочному окну 27 элеватора, где они заполняются транспортируемым грузом. Заполненные ковши 3, огибая ведущий вал 4, саморазгружаются в разгрузочное окно 28 элеватора.
При вращении входного вала редуктора 6 электродвигателем 7 одновременно с ним вращается шкив 10 останова 9. Совместно со шкивом 10 вращаются тормозные колодки 21, 22 с установленными на них пальцами 25 и рычагами 26. При этом рычаги 26 под действием центробежной силы, действующей на их плечи 29, поворачиваются и своими выступами 30 опираются на тормозные колодки 21, 22. Пружина 16, воздействуя на упор 18 стержней 15, перемещает их относительно стойки 11 до упора гайки 19 в пластину 17. При этом тормозная лента, соединенная с поперечной планкой 14 и стержнями 15, отходит от наружной поверхности шкива 10, образуя зазор "С" между шкивом 10 и фрикционным материалом 13 (см. фиг. 3).
При отключении привода элеватора и заполненных ковшах 3 груженая ветвь тягового элемента 2 начинает раскручивать ведущий вал 4 в обратную сторону и через редуктор 6 раскручивает в обратную сторону шкив 10. При этом в начальный момент смены направления вращения шкива 10 центробежные силы, действующие на рычаги, намного меньше веса плечей 29 рычагов 26, в результате чего один из рычагов 26 поворачивается под действием веса своего плеча 29 и выступом 30 упирается в поперечную планку 14. Плечо 29 рычага 26 упирается в тормозную колодку 22 (или 21). При дальнейшем повороте шкива 10 одновременно с ним поворачивается рычаг 26, взаимодействующий с планкой 14, и происходит ее перемещение, сжатие пружин 16 и затяжка тормозной ленты 12 с фрикционным материалом 13 на шкиве 10 (см. фиг. 2). В результате чего происходит торможение и останов шкива 10 и связанного с ним через привод тягового элемента 2. При этом усилие затяжной тормозной ленты 12 передается через стойку 11 на раму 8 привода элеватора.
Установка рычагов 26 на тормозных колодках 21, 22 с возможностью их поворота относительно оси 23 и охватывающих ступицу 20 с усилием, определяемым сжатием пружины 24, позволяет затяжку тормозной ленты 12 производить с постоянной силой, определяемой моментом трения тормозных колодок 21, 22 со ступицей 20, что позволяет ограничить давление на фрикционный материал 13 и повышает надежность работы останова 9 и элеватора в целом.
При проскальзывании шкива 10 относительно фрикционного элемента 13, затянутой тормозной ленты 12 тормозные колодки 21, 22 проскальзывают относительно ступицы 20, но при этом сохраняется постоянное усилие затяжки тормозной ленты 12. В результате чего через определенное время происходит торможение шкива 10 и тягового элемента 2 без поломки деталей останова 9.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР | 1992 |
|
RU2044683C1 |
СПОСОБ УЛАВЛИВАНИЯ ОБОРВАННОГО ГИБКОГО ТЯГОВОГО ОРГАНА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2296093C2 |
ЛЕБЕДКА ПРИВОДА ГРУЗОВОЙ ТЕЛЕЖКИ БАШЕННОГО КРАНА | 2003 |
|
RU2249562C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН КОВШОВОГО ЭЛЕВАТОРА | 1998 |
|
RU2149129C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ НАМОТКИ ЛЕНТЫ НА ОПРАВКУ | 2008 |
|
RU2399575C2 |
АГРЕГАТ ДЛЯ УКЛАДКИ ОПТОВОЛОКОННОГО КАБЕЛЯ НА ПРОВОД ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2124256C1 |
Крутильно-мотальный механизм | 1972 |
|
SU534532A1 |
Грузоподъемный блок с планетарным редуктором | 1943 |
|
SU66101A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1987 |
|
RU2032118C1 |
Лентопротяжный механизм | 1991 |
|
SU1781702A1 |
Изобретение относится к погрузочно-транспортным машинам и может быть использовано в угольной промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов и т.п. Элеватор включает раму привода и останов. Останов содержит тормозную ленту, шкив, закрепленные на колодках пальцы. На пальцах установлены с возможностью качания рычаги. Кроме того, останов снабжен тормозными колодками, охватывающими ступицу шкива. Увеличивается надежность работы останова элеватора. 6 ил.
Элеватор, включающий раму привода, тормозные колодки, охватывающие жестко насаженный на валу шкив, отличающийся тем, что рама снабжена подпружиненной планкой, а шкив охвачен тормозной лентой, один конец которой закреплен на раме, а другой присоединен к подпружиненной планке, при этом тормозные колодки снабжены пальцами, на которых смонтированы с возможностью качания рычаги, взаимодействующие с подпружиненной планкой при отключении привода и затяжке тормозной ленты.
ВАЙНСОН А.А | |||
Подъемно-транспортные машины строительной промышленности | |||
- М.: Машгиз, 1962, с | |||
Приспособление, увеличивающее число оборотов движущихся колес паровоза | 1919 |
|
SU146A1 |
Устройство для улавливания тягового органа элеватора при его обрыве | 1975 |
|
SU581045A1 |
УСТРОЙСТВО для СТОПОРЕНИЯ ЦЕПИ ЭЛЕВАТОРА В СЛУЧАЕ ЕЕ ОБРЫВА ИЛИ ОБРАТНОГО ХОДА | 0 |
|
SU311830A1 |
Предохранительное устройство против обратного хода ленты наклонных ленточных транспортеров | 1960 |
|
SU133394A1 |
Приспособление для удержания оборвавшейся цепи элеватора | 1926 |
|
SU5945A1 |
Приспособление для удержания оборвавшейся подъемной цепи или ленты элеватора | 1925 |
|
SU2428A1 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР | 1992 |
|
RU2044683C1 |
Авторы
Даты
2000-05-20—Публикация
1998-08-11—Подача