Изобретение относится к машиностроительному производству, а именно к способам и средствам уравновешивания роторов, и может быть использовано при проектировании динамически уравновешенных структурно-неоднородных жестких роторов, в частности, шлифовальных блоков с наклонным к плоскости вращения кругом, а также при их доводочной балансировке.
В известных способах [1] моментная неуравновешенность ротора устраняется при балансировке с помощью двух корректирующих масс, располагаемых в двух плоскостях коррекции. Корректирующие массы присоединяют или удаляют или перемешивают таким образом, чтобы главная центральная ось инерции приближалась к оси ротора. Эти способы могут использоваться как для уравновешивания ротора на стадии проектирования [2], так и при окончательной его балансировке на балансировочных станках [1].
К недостаткам способов, требующих введения в конструкцию корректирующих масс, относится их ограниченность в применении. Эти способы целесообразно использовать применительно к конструкциям, не имеющим явно выраженной неуравновешенности конструктивного характера, или в случаях, если эта неуравновешенность характеризуется малыми значениями дисбалансов и их моментов, например, вызванных технологическими отверстиями [2]. Кроме того, размещение корректирующих масс может оказаться затруднительным по конструктивным соображениям, например, в малогабаритных системах при большой моментной неуравновешенности, обусловленной особенностями конструкции ротора. К таким конструкциям, в частности, можно отнести шлифовальные головки с наклонным к плоскости вращения кругом [3, 4].
В известном устройстве для балансировки шлифовального круга на шпинделе станка [5], содержащем по меньшей мере один подвижный груз, расположенный в полости шпинделя, связанную с грузом соосную шпинделю составную тягу и механизм управления перемещением груза, неуравновешенность ротора, включая моментную, уменьшают за счет регулировки положения груза относительно оси вращения ротора.
Недостатками этого способа уравновешивания являются невозможность достижения полной уравновешенности ротора, а также сложность конструкции механизма управления подвижным грузом. Кроме того, применение этого способа уменьшения моментной неуравновешенности к роторам с явно выраженной моментной неуравновешенностью, обусловленной наклоном диска к плоскости вращения [3], не может быть эффективным из-за ограниченности массы подвижного груза и его расположения в полости шпинделя.
Наиболее близким к предлагаемому является расчетный способ уравновешивания жесткого ротора на стадии проектирования с последующей доводочной балансировкой на балансировочном станке [2].
Однако известный способ, разработанный с целью устранения динамической неуравновешенности ротора, вызванной, в основном, технологическими отверстиями, несмотря на общность подхода к решению задачи, не может быть непосредственно использован в применении к жесткому ротору с наклонным к оси ротора диском из-за иных аналитических выражений, характеризующих неуравновешенность ротора, и особенностей его конструкции.
Заявляемое изобретение решает задачу устранения моментной неуравновешенности структурно-неоднородного жесткого ротора с наклонным диском на стадии проектирования и последующей после его изготовления доводочной балансировки с учетом конструктивных особенностей ротора. Это достигается тем, что внутренняя посадочная поверхность диска выполнена коаксиальной относительно оси вращения, а для его фиксации в рабочем положении используются две боковые косые шайбы, моментная неуравновешенность которых равна по величине и противоположна по знаку моментной неуравновешенности диска в соответствии с зависимостью:
J
где
соответственно центробежные моменты инерции наклонного диска и двух косых шайб относительно перпендикулярных осей y, z, из которых ось z есть ось вращения,
масса наклонного диска,
масса фиктивного диска, дополняющего косые шайбы до общего цилиндра,
r - наружный радиус диска,
S - размер диска вдоль оси вращения z,
r0 - радиус посадочного отверстия,
r1 - наружный радиус косых шайб,
β - угол наклона диска к плоскости вращения,
соответственно плотности материалов диска и косых шайб.
k0 = r0/r; k01 = r0/r1-
безразмерные параметры.
При этом геометрические параметры ротора выбирают такими, чтобы они удовлетворяли условию:
После изготовления ротора осуществляют доводочную балансировку ротора на балансировочном станке с последующим снятием слоя материала либо с наружной поверхности диска, либо с наружной поверхности косых шайб в соответствии с формулами:
где Δ и Δ1 - толщина снимаемого слоя материала, соответственно, с диска или косых шайб,
R, R1 - максимальные значения реакций опор ротора на балансировочном станке, соответственно, для случая и случая
L - расстояние между опорами при балансировке,
ω - угловая скорость вращения ротора при балансировке.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 показана схема конструкции структурно-неоднородного жесткого ротора с наклонным к плоскости вращения диском, включающая: наклонный диск 1, посаженный на втулку 2, установленную на шпинделе 3, и две косые шайбы 4 и 5, стянутые гайкой 6. Причем плотности материалов диска 1 и шайб 4, 5 различны.
На фиг. 2 - схема наклонного диска.
На фиг. 3 - схема взаимного расположения двух косых шайб.
На фиг. 4 - схема к расчету снимаемого слоя материала при
На фиг. 5 - аналогичная схема для случая
Способ осуществляют следующим образом.
На стадии проектирования ротора определяют его параметры в следующей последовательности.
Находят отношение плотностей материалов диска и косых шайб:
ρ1/ρ2.
При этом целесообразно воспользоваться экспериментальным способом определения величин ρ1 и ρ2.
По формуле (7) вычисляют значение параметра k01, выбрав значение k0 по конструктивным соображениям. Определяют радиусы наружных поверхностей диска и косых шайб по формулам (6).
В случае необходимости найденные геометрические размеры легко изменить с использованием формулы (7).
Выбор осевых размеров косых шайб может быть подчинен конструктивным или иным соображениям.
Последовательность расчета поясним примером. Пусть требуется подобрать параметры динамически самоуравновешенного ротора при следующих исходных данных:
ρ1/ρ2 = 0,2, k0 = 0,3.
По формуле (7) находим k01 = 0,445.
Тогда согласно (6) r = 100 мм, r1 = 67,4 мм.
После изготовления диска и косых шайб их монтируют на вспомогательную цилиндрическую оправку, стягивают между собой и устанавливают на шпиндель балансировочного станка. При вращении ротора с угловой скоростью ω обнаруживают остаточную моментную неуравновешенность. Находят амплитудные значения реакций опор, вызванных моментной неуравновешенностью ротора, и определяют источник возникновения моментной неуравновешенности.
По формуле (8) или (9), в зависимости от обнаруженного при балансировке источника моментной неуравновешенности, определяют толщину подлежащего удалению слоя материала и снимают его режущим инструментом.
Рассмотрим пример.
Пусть балансировка проведена на станке при L = 250 мм и h = 3000 об/мин ( ω =314 с-1). Обнаружена моментная неуравновешенность, источником которой явились косые шайбы, т.е. Причем R1 = 0,02 кН вызвано моментной неуравновешенностью.
При параметрах ротора, равных следующим значениям: ρ2 = 7,85 • 103 кг/м3, r1 = 67,4 мм, S = 30 мм, β = 15o, по формуле (9) находим:
Предположим, что причиной моментной неуравновешенности явился наклонный диск, т.е. и R = 0,02 кН. Тогда для r = 100 мм и ρ1 = 1,57 • 10 кг/м3 при тех же значениях остальных параметров по формуле (8) находим:
Предложенный способ уравновешивания структурно-неоднородного по материалу жесткого ротора достаточно прост и доступен для реализации при различных масштабах выпуска, поскольку он не требует применения сложного и дорогостоящего балансировочного оборудования. Кроме того, возможность предварительного уравновешивания ротора на стадии проектирования в предложенном конструктивном варианте исполнения деталей ротора, существенно упрощает и удешевляет конструкцию ротора.
Источники информации
1. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: В.Н. Челомей (пред. ) - М.: Машиностроение, 1981, - т. 6. Защита от вибрации и ударов / Под ред. К.В. Фролова, 1981, - С. 35-82.
2. Кобяков Е.Т., Степанов Ю.С. К вопросу балансировки роторов на стадии проектирования // Совершенстование конструирования и технологии производства приборов, машин, механизмов: Материалы научно-технической конференции. - Орел: Областное правление союза НИО СССР, 1990. - С. 131-140. - прототип.
3. Патент РФ RU 2042495 C1, кл. B 24 B 45/00, 1995, Бюл. N 24.
4. Патент РФ RU 2006804 C1, кл. G 01 M 1/30, 1994, Бюл. N 2.
5. А. с. СССР US 1036507 A, кл. B 24 B 45/00, 1983, Бюл. N 31.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ЖЕСТКИХ РОТОРОВ С МОМЕНТНО-НЕУРАВНОВЕШЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ | 2001 |
|
RU2183824C1 |
СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ СБОРНЫХ РОТОРОВ С НАКЛОННЫМИ ДИСКАМИ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2217719C1 |
УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ И КОМПЕНСАЦИИ МОМЕНТНОЙ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ НАКЛОННОГО К ПЛОСКОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДИСКА | 2007 |
|
RU2345342C1 |
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ И УРАВНОВЕШИВАНИЯ НАКЛОННОГО К ПЛОСКОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДИСКА | 2005 |
|
RU2288455C1 |
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ И УРАВНОВЕШИВАНИЯ ДИСКА, НАКЛОННОГО К ПЛОСКОСТИ ВРАЩЕНИЯ | 2006 |
|
RU2325266C2 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ, ВЗАИМНОЙ ФИКСАЦИИ И УРАВНОВЕШИВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЗЛА КРЕПЛЕНИЯ НАКЛОННОГО К ПЛОСКОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДИСКА | 2007 |
|
RU2330253C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА | 1996 |
|
RU2093341C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКСИАЛЬНО СМЕЩЕННОГО РЕЖУЩЕГО СЛОЯ НА ШЛИФОВАЛЬНОМ КРУГЕ | 1996 |
|
RU2119861C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА | 1998 |
|
RU2146599C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА | 1996 |
|
RU2094215C1 |
Использование: для устранения моментной неуравновешенности структурно-неоднородного по материалу жесткого ротора с наклонным к плоскости вращения диском на стадии проектирования и последующей после его изготовления доводочной балансировки с учетом конструктивных особенностей ротора. Сущность: внутренняя посадочная поверхность диска выполнена коаксиальной относительно оси вращения, а для его фиксации в рабочем положении используются две боковые косые шайбы, моментная неуравновешенность которых, характеризуемая центробежным моментом инерции, равна по величине и противоположна по знаку моментной неуравновешенности диска. Причем геометрические параметры ротора выбирают такими, чтобы соблюдалась зависимость, вытекающая из равенства величин центробежных моментов инерции наклонного диска и косых шайб. По результатам доводочной балансировки на балансировочном станке вычисляют толщину слоя материала, подлежащего удалению либо с наружной поверхности диска, либо с наружной поверхности косых шайб, в зависимости от источника остаточной моментной неуравновешенности. Технический результат - упрощение и удешевление конструкции ротора. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
J
- соответственно, центробежные моменты инерции наклонного диска и двух косых шайб относительно перпендикулярных центральных осей y и z, из которых ось z есть ось вращения,
масса наклонного диска,
масса фиктивного диска, дополняющего косые шайбы до общего цилиндра,
r - наружный радиус диска;
S - размер диска вдоль оси вращения z;
r0 - радиус посадочного отверстия;
r1 - наружный радиус косых шайб;
β - угол наклона диска к плоскости вращения;
ρ1,ρ2 - соответственно, плотности материалов диска и косых шайб;
K0 = r0/r, K01 = r0/r1 - безразмерные параметры.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что доводочную балансировку осуществляют путем снятия слоя материала либо с наружной поверхности диска, либо с наружной поверхности косых шайб в соответствии с формулами
где Δ и Δ1 - толщина снимаемого слоя материала, соответственно, с диска или косых шайб;
R, R1 - максимальные значения реакций опор ротора на балансировочном станке, соответственно, для случая и случая
L - расстояние между опорами при балансировке;
ω - угловая скорость вращения ротора при балансировке.
КОБЯКОВ Е.Т., СТЕПАНОВ Ю.С | |||
К вопросу балансировки роторов на стадии проектирования | |||
В сб | |||
"Совершенствование конструирования и технологии производства приборов, машин, механизмов" | |||
Материалы научно-технической конференции | |||
- Орел: Областное правление союза НИО СССР, 1990, с | |||
Способ получения продукта конденсации бетанафтола с формальдегидом | 1923 |
|
SU131A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА | 1993 |
|
RU2042495C1 |
БАЛАНСИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА | 1991 |
|
RU2006804C1 |
Устройство для балансировки шлифовального круга на шпинделе станка | 1967 |
|
SU1036507A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИСБАЛАНСА БЫСТРОВРАЩАЮЩИХСЯ ТЕЛ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2085847C1 |
Координатное устройство управления цветом | 1987 |
|
SU1648520A1 |
ПОИСКОВЫЙ РАДИАЦИОННЫЙ МОНИТОР | 2005 |
|
RU2303277C9 |
СИСТЕМА ЗАПУСКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ | 1999 |
|
RU2233772C2 |
US 4545021 A, 01.01.1985. |
Авторы
Даты
2000-07-20—Публикация
1999-05-25—Подача